автор: Разина Наталья Вячеславовна
воспитатель Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад комбинированного вида №29”
НОД по речевому развитию при ознакомлении с лексической темой «Человек».
Подготовительная логопедическая группа (6-7лет)
«Из жизни древнего человека».( Пересказ).
Разина Наталья Вячеславовна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29»,
высшая квалификационная категория
Цель применения ИКТ в НОД: активизация речевой деятельности детей,
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах детской деятельности.
Обоснование целесообразности применения данной разработки (цифрового образовательного ресурса) на занятии:
- поддержание мотивационной линии на протяжении всего занятия;
- формирование речевой активности ребенка в различных видах деятельности.
Продолжительность использования данной разработки (цифрового образовательного ресурса) на занятии: 8 минут.
Место НОД в изучении темы: занятие по речевому развитию при ознакомлении с лексической темой «Человек».
Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие речи у детей подготовительной логопедической группы по теме «Человек».
Задачи приоритетной образовательной области:
«Речевое развитие»:
- обогащать и активизировать словарь по теме: «Человек» словами: «древний человек»,«хворост», «костер», «женщины», «мужчины», «старейшина», «листья», «мох» и т.д.;
- формировать умение согласовывать в речи прилагательные с существительными в женском, среднем, мужском родах.
- упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных
- упражнять в составлении предложения по смыслу;
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Социально- коммуникативное развитие»:
- развивать интерес к различным видам игр;
- совершенствовать игровые навыки детей;
- развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми;
- формировать умение работать в парах;
- развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
«Познавательное развитие»:
- познакомить детей с произведением литературы
- дать возможность понять, что это произведение «рассказывает свою историю»;
- повторить известную информацию о жизни первобытных людей.
закреплять, систематизировать и расширять представления о древнем человеке;
- развивать у каждого ребенка его собственное отношение к литературному произведению, способность общения;
- формировать умения воспринимать точку зрения других в процессе группового обсуждения;
- развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение
- развивать психические процессы: логическое мышление, восприятие, внимание, память, знакомить детей с различными приемами запоминания;
- развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию.
«Художественно- эстетическое развитие»:
- побуждать рисовать образы животных, используя контурные шаблоны.
- развивать у детей интерес к рисованию;
- развивать творческую активность детей.
«Физическое развитие»:
- развивать мелкую моторику, координацию движений.
Тип занятия: интегрированное.
План занятия:
1.Вводная часть (3 мин.);
2.Основная часть (19 мин.);
3.Заключительная часть (3 мин.)
Планируемые результаты НОД: у ребенка сформированы представления о человеке; ребенок правильно использует лексико-грамматические категории в активной речи; ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в общении, уверен в своих силах; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
Ребенок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и образовательную. У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими.
Предпосылки УУД:
Коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопрос, участвовать в совместной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные – умение узнавать, ориентироваться по условным обозначениям, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, умение осуществлять классификацию на конкретном предметном материале, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, уметь извлекать информацию, представленную в виде презентации; уметь добывать информацию из дополнительных источников.
Регулятивные – формирование произвольности поведения и саморегуляции, как способности ребенка к мобилизации сил; умение удерживать внимание, слушая короткий текст, умение выбирать для себя род заданий, предложенных на выбор, умение контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Личностные – умение оценивать усваиваемое содержание, соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, формирование умения прийти на помощь другу проявлять положительное отношение к своим собственным результатам; уважительно относиться к литературе.
Используемое оборудование для педагога: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, авторская мультимедийная презентация PowerPoint, флипчарт.
Используемое оборудование для детей: бусины и шнуры (по количеству девочек); листы для рисования с точечным рисунком древних животных и угольные карандаши (по количеству мальчиков); влажные салфетки; дидактический и раздаточный материал: мнемотаблицы к рассказу «Приключение доисторического мальчика»; карточки схемы для обыгрывания рассказа; ребусы , разрезные картинки к рассказу: «Приключение доисторического мальчика», песочные часы, сангин (угольки) (по количеству детей), контурное изображение древних животных, контурное изображение доисторического мальчика на флипчарте; магниты красного, желтого, зеленого цвета по количеству детей, обручи, ребристые мостики, раскраски для всех детей.
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Этап 1. Вводная часть (3 минуты) | |
1.1. Приветствие | |
Цель: создание атмосферы психологической безопасности и комфорта | Цель: установление зрительного, тактильного контактов. Участие в игре. |
Воспитатель выполняет вместе с детьми соответствующие движения.
Я рада видеть всех ребят нашей группы здоровыми, весёлыми! Сегодня нас ждут приключения, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Думаю, что у вас все получится и целый день будет хорошее настроение! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого желательно чаще улыбаться и помогать друг другу. Возьмитесь за руки и улыбнитесь всем вокруг. |
Дети встают в круг, берутся за руки.
Дети выполняют движения. |
1.2. Создание мотивации. Самостоятельная формулировка детьми темы НОД | |
Цель: формирование представлений о предстоящей деятельности. | Цель: осознание и принятие поставленной задачи. |
Речевая дидактическая игра «Ребусы» | |
Слайд 1. | |
Цель: развивать речь, мышление, логику научить правильному употреблению прилагательных и существительных именительного падежа. | Цель: участие в игре, правильно ответить на поставленный вопрос. |
Воспитатель: Сегодня придя на работу с отличным настроением, я увидела на экране вот этот ребус. Долго думала, а отгадать так и не смогла.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое ребусы? Воспитатель: Если нет, я вам помогу. Ребус – это слово или фраза, зашифрованная с помощью картинок, цифр, букв или знаков. Ребус читается слева направо. Решать ребус, лучше всего, вооружившись бумагой и ручкой, чтобы не забыть ранее отгаданное. Воспитатель: Что делать? Возникла проблема. Кто бы смог мне помочь? Воспитатель: О ком же будет наша история? (на экране появляется следующий ребус) |
Предполагаемые ответы детей: «Мы».
Дети выполняют задание и Предполагаемые ответы детей: «Да ». Предполагаемые ответы детей: «Нет». Дети слушают объяснение воспитателя Предполагаемые ответы детей: «Мы сможем помочь». Дети выполняют задание и отгадывают ребус. Получилось слово «История» Предполагаемые ответы детей: «Пещера», «Древний человек», «Костер», «Рыба». |
Слайд 2 –9. | |
Этап 2. Основная часть (19 минут) | |
Цель: закрепление и систематизация имеющихся у детей представлений о человеке, передача нового материала по теме «Человек». | Цель: выполнение заданий, используя имеющиеся представления, получение новой информации. |
2.1. Сообщение новой информации | |
Цель: сообщение нового материала, расширение имеющихся представлений о человеке. | Цель: восприятие и усвоение нового материала. |
Воспитатель: О первобытном мальчике. Знаете, что же за история произошла с этим мальчиком? А хотите узнать?
О нем написал известный писатель Эрнест Д. Эрвильи |
Предполагаемые ответы детей: «Нет». Предполагаемые ответы детей: «Да». |
Слайд 10. (показ портрета писателя). | |
Слайд 11. Щелчок правой кнопкой мыши на звуковой значок. | |
Звучит голос: Приветствую вас, юные путешественники во времени. Добро пожаловать в древний мир. Присаживайтесь поудобнее. Теперь вы тоже древние люди. Послушайте рассказ «Приключения доисторического мальчика». | Дети садятся на стулья перед экраном. |
Рассказ с экрана доски с элементами фронтальной беседы. | |
Слайд 12. | |
На скате холма видна широкая черная дыра, которая ведет в глубокую пещеру. В ней живет племя маленького мальчика по имени Рек. | Дети слушают рассказ и смотрят на экран. |
Слайд 13. | |
Вдоль стен пещеры на земле лежат кучи листьев и мха, покрытые обрывками звериных шкур это постель семьи. В пещеру вошел Старейший Рек, сегодня ты дежурный хранитель огня. Мне так хочется с вами на охоту. На охоту идут старшие. Вы остаетесь. Охотники ушли. Рек сидел возле костра и постоянно подбрасывал хворост. | |
Слайд14 . | |
Остальные мальчики чинили оружие, старики учили их изготавливать наконечники для стрел. | |
Слайд15. | |
Женщины жарили рыбу на очаге из озерного ила, который от жара превратился в камень. | |
Слайд 16 | |
Девочки зашивали рваные меха. Одна прокалывала костяным шилом дырочки, а другая продевала в эти дырочки костяной иглой жилы животных. | |
Слайд17 | |
На закате все племя собралось возле очага. Настал час еды. И среди молчания вожди раздавали пищу. | |
Слайд 18 | |
Покончив с едой, все кроме хранителя огня, улеглись спать. | |
Обсуждение произведения. | |
Слайд19 щелчок звукового значка. | |
Внимательно ли вы слушали, ребята, рассказ? Если вы считаете, что слушали внимательно, то не побоитесь поучаствовать в викторине. Есть ли среди вас смелые и храбрые ребята? Письмо с заданиями находится около портрета вождя вашей страны. | Предполагаемые ответы детей: «Да».
Предполагаемые ответы детей: «Да». |
Выключить экран интерактивной доски | |
Воспитатель: Ребята, а кто управляет нашей страной?
Значит, где мы сможем найти конверт с заданиями? Воспитатель читает послание: Молодцы, быстро нашли конверт. Попробуйте теперь так же быстро разбиться на два племени, да так, чтобы в каждом племени народу было поровну. Выберите старейшину. За каждый правильный ответ старейшина будет получать копье. Посмотрим, чье племя победит. Узнать вопрос викторины вы сможете, преодолев полосу препятствий. Нужно пройти по ребристому мостику, перепрыгнуть через лужи, взять суджок внутри которого находится вопрос и принести его в команду. |
Предполагаемые ответы детей: «Президент».
Предполагаемые ответы детей: «В центре патриотического воспитания». (Дети ищут конверт с заданиями) Дети самостоятельно делятся на две команды и выбирают капитана. |
Воспитатель: Итак, первый вопрос .
Как называется рассказ? Как звали главного героя? Кто он? Почему Река не взяли с собой на охоту? Чем занимались мальчики? Чем занимались женщины? Чем занимались девочки? |
Предполагаемые ответы детей: «Приключения доисторического мальчика», Рек. Хранитель огня. Потому что его оставили охранять огонь. Чинили стрелы. Чистили и жарили рыбу. Зашивали рваные меха. |
Слайд 19 ( включить экран интерактивной доски, щелкнуть кнопкой мыши на звуковой значок) | |
Голос. Молодцы. Оба племени были внимательными и правильно ответили на все вопросы викторины. Послушайте рассказ еще раз. | Дети слушают рассказ еще раз. |
Слайд 20 | |
На скате холма видна широкая черная дыра, которая ведет в глубокую пещеру. В ней живет племя маленького мальчика по имени Рек. (щелчок правой кнопкой мыши).
Вдоль стен пещеры на земле лежат кучи листьев и мха, покрытые обрывками звериных шкур это постель семьи. В пещеру вошел Старейший. « Рек, сегодня ты дежурный хранитель огня». Мне так хочется с вами на охоту. На охоту идут старшие. Вы остаетесь. Охотники ушли. Рек сидел возле костра и постоянно подбрасывал хворост. (щелчок правой кнопкой мыши). Остальные мальчики чинили оружие, старики учили их изготавливать наконечники для стрел. (щелчок правой кнопкой мыши). Женщины жарили рыбу на очаге из озерного ила, который от жара превратился в камень. (щелчок правой кнопкой мыши). Девочки зашивали рваные меха. Одна прокалывала костяным шилом дырочки, а другая продевала в эти дырочки костяной иглой жилы животных. (щелчок правой кнопкой мыши). На закате все племя собралось возле очага. Настал час еды. И среди молчания вожди раздавали пищу. (щелчок правой кнопкой мыши). Покончив с едой все кроме хранителя огня улеглись спать (щелчок правой кнопкой мыши). |
|
Слайд 21 (щелкнуть кнопкой мыши на звуковой значок) | |
Поддержание мотивации. Создание проблемной ситуации. | |
Голос Попробуйте пересказать рассказ. В пересказе вам помогут мнемотаблицы, которые находятся вот в этих конвертах. Только они все разрезаны на маленькие кусочки и их надо сначала собрать. Кто хочет мне помочь? Но вас много, а конвертов с таблицами всего 7. Возникла проблема. Как вы думаете, как ее можно решить? | Предполагаемые ответы детей |
Игра «Разрезные картинки» (дифференцированное задание с тремя уровнями сложности.) с организацией самопроверки. | |
Цель: развитие логического мышления, формирование адекватной самооценки, формирование навыков самопроверки. | Цель: выполнение задания, используя полученную новую информацию |
Правильно. Можно работать в парах. Перед вами три конверта.
В конвертах красного цвета находятся разрезанные мнемотаблицы, которые можно собрать быстро, в конвертах зеленого цвета мнемотаблицы для сильных духом и терпеливых ребят. Если вы подумаете, то соберете мнемотаблицу из более сложных разрезанных деталей. А в конвертах желтого цвета находятся разрезные катринки, которые могут собрать очень смелые ребята, проявив смекалку и выполнив самые сложные операции. Выполнить работу постарайтесь успеть за три минуты. В этом вам помогут песочные часы. Договоритесь между собой, кто какое задание из вас будет выполнять? Решите, кто будет выбирать задание, а кто рассказывать по мнемотаблице. А собирать вы сможете вместе. |
Предполагаемые ответы детей. Дети договариваются между собой и выполняют задание. |
Слайд 22.(щелкнуть правой кнопкой мыши на звуковой значок) | |
Воспитатель тоже выполняет задание.
1уровень – «быстрые задания»: разрезные мнемотаблицы из шести частей. 2уровень – «сильные задания»: разрезные мнемотаблицы из 8 частей. 3уровень – «смелые задания»: разрезные мнемотаблицы из 10 частей |
Дети самостоятельно выбирают уровень задания. Выполняют его. Если дети быстро справились с заданием, воспитатель предлагает им выполнить еще одно. Если же он не хочет, то предлагает помочь другим ребятам |
Слайд 23 | |
Голос: Проверим, как вы справились с заданием. Сейчас на экране будет появляться собранная мнемокартинка, если вы собрали правильно, то тот, кто из вашей пары выбрал пересказ встанет и начнет рассказ. Так каждый из вас сможет проверить правильно ли выполнена работа и продолжить рассказ. | |
Слайд 24 | |
Групповая работа. Инсценирование рассказа. | |
Цель: обыгрывание рассказа по схеме, развитие умения работать в группе. | Цель: использование схемы при обыгрывании рассказа, взаимодействие детей в групповой работе. Выполнение имитации движений, используя полученные знания. |
Организует распределение детей по ролям | Дети выбирают роль |
Воспитатель. А хотите стать героями рассказа и обыграть его? Ролей хвати на всех.
Как вы думаете, кому предоставим право выбора сначала? Правильно, девочкам надо уступать. Теперь приглашаем мальчиков. А я буду зрителем. |
Предполагаемые ответы детей.
Предполагаемые ответы детей(девочкам) дети выбирают для себя медальки с изображением выбранного персонажа и инсценируют рассказ) |
2.3 Продуктивная деятельность. Рисование с помощью угольков, сооружение украшений (подгрупповая работа). | |
Цель: развитие у детей интереса к рисованию. | Цель: выполнение задания. |
Слайд 25 (щелчок правой кнопкой мыши на звуковой значок) | |
Голос Люди, живущие в нашем времени любят, как и вы себя украшать. Как вы думаете, что они используют для украшения?
Голос Правильно, а еще они пришивают к одеждам ракушки и перья, делают ожерелья из косточек и зубов животных, камешков и других материалов. Так же они любят украшать своё жилище. В наших пещерах есть изображения охотников и животных нашего времени. Мы рисуем только углём, а закрашиваем кусочком меха смоченным краской. Я предлагаю мальчикам с помощью угля соединить точки, и вы увидите, какое животное изображено на скале. А девочки, изготовьте бусы, нанизывая на нитку разные предметы. |
Предполагаемые ответы детей «Браслеты, кольца и тд.»
Дети выполняют задание, мальчики вытирают руки влажными салфетками, называют животных, девочки надевают бусы. |
Слайд26(щелчок правой кнопкой мыши на звуковой значок) | |
Голос.Вы замечательно умеете украшать себя и своё жилище. | |
3.1. Подведение итогов. | |
Цель: обобщение полученных знаний, сравнение задач, поставленных в начале работы с полученным результатом. | Цель: осознание результатов своей деятельности. |
Воспитатель: Получилось ли у нас инсценировать и пересказать рассказ? Что было сложно? Какое место было самое сложное для пересказа?Что помогло запомнить текст? Что запомнилось больше всего? Что нового узнали?
Спрашиваем каждого ребенка, что он конкретно делал. |
Предполагаемые ответы детей. |
3.2. Рефлексия. | |
Цель: определение эмоционального состояния детей в конце деятельности. | Цель: осознание своего эмоционального состояния. |
Воспитатель: Ребята, в память о рассказе и путешествии в древний мир, писатель Д. Эрвиль оставил вам картину доисторического мальчика, но не успел украсить его одежду. Если задания для вас были трудно выполнимыми, то украсьте его одежду красной горошинкой, если со всеми заданиями справились легко, то украсьте зеленого цвета горошиной , если вам понравилось выполнять задания украсьте одежду мальчика горошинкой желтого цвета . | Дети выполняют задание. |
3.3. Сюрпризный момент. | |
Голос Ребята, за вашу помощь я приготовил для вас подарки. Хотите стать писателями и написать свою групповую книгу? Я дарю вам картинки раскраски, по которым вы сможете придумать свои истории и собрать из них странички своей книги для читателей вашего сада. | Предполагаемые ответы детей «Да, хотим»
Дети разбирают раскраски одежды. |
Информационные ресурсы:
1.Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб: Детство- пресс, 2015.
2.Картинки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://google.ru/imghp
- Шорыгина Т.А. Одежда. Какая она? – М.: Издательство Гном и Д, 2014.
- Минусовка «Песенка мамонтенка» [Электронный ресурс]. backingtrackx.com›ispolniteli…detskie_pesni.html