Развитие творческих способностей у студентов через художественное проектирование в дизайн-образовании

Развитие творческих способностей у студентов через художественное проектирование в дизайн-образовании

В статье рассматривается актуальная проблема развития творческих способностей, проектного, объѐмно-пространственного и образно-ассоциативного мышления у студентов-дизайнеров в процессе практической деятельности в рамках дисциплины «Элементы и процессы профильного дизайна».

Предлагаются рекомендации по включению в процесс обучения оптимальных проектных заданий с целью подготовки конкурентоспособных и компетентных специалистов, имеющих опыт творческой деятельности. 

Главная ценностная ориентация дизайнерского образования – воспитание проектного и творческого мышления, трансляция учащимся методов проектирования – выдвигается для всех учащихся, независимо от их наклонностей. Однако, уже на стадии отбора желательно принимать студентов, способных к восприятию проектной культуры во всем богатстве ее проявлений и в готовых сделать дальнейшем дизайн своей профессией. Целесообразно также учитывать потенциальный запас качеств личности, необходимый для развития проектного и творческого мышления. В зарубежных источниках в перечне наиболее общих характеристик личности, претендующей на обучение проектированию, фигурируют такие качества, как способность к визуальному мышлению и креативность. Немаловажным в профессиональном отборе специалисты считают и имманентные качества личности претендента, черты его характера. Среди таких черт выделяются: контактность в отношениях с людьми, самодисциплина, независимость суждений, склонность к самоанализу, наличие интуиции, эмоциональность, и пр. Вопрос о личности, способностях, склонностях и характере человека в программах дизайнерского образования имеет принципиальное значение, так как общество сегодня нуждается в специалистах, способных быстро решать задачи, ориентироваться в потоке информации и уметь приспосабливаться к изменениям в реальном мире.

Профессия дизайнера интегрирует в себе научное и инженерно-техническое знание со способностью художественно-образной интерпретации проектных ситуаций. Именно поэтому первоочередной задачей в дизайн-образовании является воспитание и развитие общих и творческих способностей, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности.

Общие умственные способности подразделяют на познавательные и творческие способности.

В.Н. Дружинин общие способности делит на:

интеллект (способность решать);
обучаемость (способность приобретать знания);
креативность (в других концепциях имеет другое определение) – общая творческая способность (преобразование знаний) [1].
Л. Терстоун обратил внимание на разницу между творческими способностями и способностями к обучению, на значение в творческой активности факторов неинтеллектуальных, в первую очередь темперамента. Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода работ Дж. Гилфорда. Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:

оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;
семантическая гибкость – способность выявлять основное свойство объекта и предлагать новое свойство его использования;
образная адаптивная гибкость – способность изменять форму стимула так, чтобы видеть в нем новые признаки и возможности для использования;
семантическая спонтанная гибкость – способность к продуцированию разнообразных идей в нерегламентированной ситуации.
Позже Гилфорд выделил шесть параметров креативности:

способность к обнаружению и постановке проблем;
способность к генерированию идей;
способность к продуцированию идей – гибкость;
способность нестандартно отвечать на раздражители – оригинальность;
способность к усовершенствованию путем добавления деталей;
способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу [2].
Деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта, считается творческой. Поскольку новый продукт может быть получен случайно или путем сплошного неэвристического перебора вариантов, то к критерию новизны продукта обычно добавляют критерий новизны процесса, с помощью которого этот продукт был получен (новый метод, прием, способ действия). Процесс или результат мыслительного акта называют творческим только в том случае, если он не мог быть получен в результате простого логического вывода или действия по алгоритму. В случае подлинно творческого акта преодолевается логический разрыв на пути от условий задачи к ее решению. Преодоление этого разрыва возможно за счет иррационального начала, интуиции. Творческое мышление связывают обычно не столько с решением уже поставленной кем-то задачи, сколько со способностью самостоятельно увидеть и сформулировать проблему. Важным психологическим критерием творческого мышления является наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения.

Творчество предполагает процесс создания чего-либо нового, причем процесс незапрограммированный, непредсказуемый, внезапный. При этом не принимается во внимание ценность результата творческого акта и его новизна для большой группы людей, для общества или человечества. Главное, чтобы результат был новым и значимым для самого «творца».

Ведущей учебной дисциплиной в дизайн-образовании является проектирование, вокруг него выстраиваются все остальные дисциплины специализации.

Рассмотрим понятие проектирование как универсальный и самостоятельный в интеллектуальном и социокультурном отношениях тип деятельности, направленный на создание реальных объектов с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами. Оно включает в себя:

разработку документируемого в каком-то профессиональном языке проекта (описания, изображения, системы формул, компьютерной программы, вообще «текста»), удовлетворяющего принятым в данной области критериям проектосообразности;
научно-техническое и социокультурное обоснование, оценку и согласование проекта среди заинтересованных сторон, которые заканчиваются решением о принятии проекта;
реализацию его доступными для изготовителя технологическими, организационными и прочими средствами.
В художественном проектировании – в дизайне, архитектуре, в области визуальной информатики, и т.д., – проявляются тенденции возвращения проектировщиков к традиционным фигурам художнического самосознания, где художественность рассматривается как высший вид целесообразности, красота – как показатель ценности и полезности решений; художественный замысел – как ценностное содержание проекта, а его выражение в виде художественного концепта, программы, объекта – как одна из первых и наиболее важных проектных процедур.

Процесс подготовки специалиста-дизайнера как творческой личности включает цикл профильных дисциплин. Основной базой, подготавливающей студентов-дизайнеров к самостоятельной деятельности в области проектирования, является выполнение проектных работ на уроках дисциплины «Элементы и процессы профильного дизайна». Типовые программы по этому предмету дают только общие направления, этапы последовательного изучения теоретического материала и выполнения практической деятельности [3]. В общей тематике не конкретизированы цели и задачи проектных заданий, представлен список примерной тематики и обозначены общие задачи их выполнения.

Существует ещѐ одна проблема в процессе обучения дизайну. Она заключается в отсутствии единых стандартизированных учебников. Учитывая международные требования к образованию специалистов, способных творчески осуществлять социально-культурную деятельность не только на региональном, но и на международном уровне, недостаточное теоретическое и технологическое обеспечение процесса педагогического воздействия на развитие творческого потенциала студентов в процессе дизайн–обучения переходит в научную методологическую и дидактическую проблему.

В связи с этим каждое учебное заведение составляет на основе Государственного общеобразовательного стандарта и типовых программ свои рабочие программы и методические указания по профильным дисциплинам, конкретизируя их с учетом международных требований, региональных потребностей, социального заказа, а также направления научно-исследовательской деятельности кафедры [4].

Программа дисциплины «Элементы и процессы профильного дизайна» была построена нами по принципу последовательного усложнения выдаваемых заданий, по дидактической схеме «от простого – к сложному», от графических упражнений (в основном рассчитанных на развитие творческого потенциала и изучение техники проектной подачи) и проектирования пространственно и функционально простейших объектов к созданию проектов, сложных, многофункциональных ансамблей, развивающих конструктивное и профессиональное мышление. Одновременно возрастает объемность и всесторонность разработки проектов вплоть до выполнения рабочих чертежей отдельных фрагментов и деталей. Программой предусматриваются курсовые длительные проекты, краткосрочные задания, а также самостоятельная работа учащихся, используемые для активизации творческого процесса и проверки навыков исследовательской работы студентов.

Прочной базой для выполнения заданий по проектированию заданного типа объектов, глубокого ознакомления студентов с основами, принципами композиции, традициями и современным опытом в области дизайна, технологическими и техническими требованиями, соотношениями конструктивного и декоративного в дизайне, понятиями масштабности, пропорций и тектоники, являются глубоко развитые представления о синтезе изобразительных искусств, о логике построения, развития и органичности художественной формы, о понимании проектной работы, как процесса создания гармоничного художественного ансамбля.

Будущий дизайнер должен обладать уверенным чувством формы, умением организовать ее, интерпретировать и варьировать в соответствии с проектной задачей. Задания курса преследуют цель научить не только точно воспроизводить форму по всем правилам реалистического изображения, но и творчески преобразовывать ее, «препарировать», выявляя пластико-ритмические, формообразующие, декоративные и иные ее качества. Необходимость овладения конструктивно-пространственным и образно-пластическим мышлением выдвигает задачу свободно, по памяти, по представлению и воображению графически моделировать любую пространственную форму. Развитию таких умений способствуют, в частности, кратковременные задания с определенно сформулированными задачами – клаузуры.

Для становления и развития творческого потенциала и мировосприятия студентов, формирования общеинтеллектуальных умений, без которых невозможна серьѐзная мыслительная и творческая работа в дизайн–образовании, предлагается использовать упражнения на развитие воображения, ассоциативно–образного и пространственного мышления. Детальной разработки проектов на первоначальном этапе от студентов не требуется, важны идеи и художественно-образные решения. Мировая практика дизайн-образования показывает, что самый распространенный прием разработки концептуального решения проекта – это заимствование формообразования в природных формах. Этому способствуют задания на выявление формообразующих возможностей материала, на изучение и стилизацию природных форм. Студентам предлагается выполнить несколько вариантов стилизации растительной и животной формы: линейная выражает пластические характеристики предмета, фактурная

– варианты различной его материальности; структурная показывает, на основе каких геометрических фигур построена форма; конструктивная представляет собой различные проявления объема, конструкции и сборки; орнаментальная стилизация – это декорированная, украшенная орнаментом структура.

В лекционном материале дается понятие о форме, структуре, формообразовании и структурообразовании, стилизации, образности, категориях и элементах композиции, целях нормирования композиционных систем, средствах и приемах формирования композиционных конструкций, типах композиционных структур, их плоскостных, объемных и пространственных вариациях.

Задание «Распредмечивание предметной среды» выполняется на основе реального интерьера. Создаются различные варианты эмоционального восприятия пространства. На базе построения плана и вида сверху, фронтальной и угловой перспективы выполняются следующие работы: изображение образного восприятия интерьера либо образа человека, живущего в этой среде; разбивка плоскостей на свет и тень; графическое пуантелирование с введением в интерьер природной среды, а также отмывка конструктивных форм. Это задание способно развивать необходимые навыки для дальнейшего проектирования: от умения строить перспективу до передачи образа пространственной среды и природных ассоциаций, связанных с ней.

В программу дисциплины «Элементы и процессы профильного дизайна» могут быть включены задания на графическую зарисовку насекомых в различных материалах: железо, стекло, дерево, каркас и т.д., с предварительным конструктивным построением формы насекомого «насквозь», с проработкой всех плоскостей, деталей и их соединений. Помимо изучения техники проектной подачи материальности предметов, перед студентами стоит задача – продумать узлы и соединения различных фрагментов и деталей формы, конструкция которых будет зависеть от свойств материалов. Главная задача – визуальная определяемость по особенностям конструкции, материала его изготовления. Еще одно задание состоит в передаче объѐмности и материальности в изображении шаров, выполненных из различных материалов. Эти задания помогают выработать свой собственный стиль графической подачи, развивают объѐмно-пространственное мышление.

Народное искусство как часть духовной культуры тоже может быть источником идей и вдохновения профессиональных художников и дизайнеров.

Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет или является его структурным элементом. Именно поэтому проектирование объектов дизайна на основе казахского орнамента как один из вариантов конструктивного, декоративного и концептуального решения был включен в программу дисциплины.

Построение орнамента в модульной сетке – первый шаг в этом процессе. Изучая и анализируя элементы орнамента, вписывая их в геометрические макро и микроструктуры, находя композиционные оси построения орнамента, студенты развивают логическое и пространственное мышление, учатся сами создавать подобные структуры. Следующий этап – применение этих структур в творческой самостоятельной работе.

Перед учащимися была поставлена задача формообразования и пластического решения элементов дизайна. Научившись пользоваться этим методом построения конструктивных форм, студенты могут применять его в проектировании и других объектов дизайна. В этом методе присутствует возможность вариативности построения и его применения в проектировании. Даже на основе построения одного орнамента один и тот же студент может смоделировать различные варианты композиционных, формообразующих и пластических структур, что на этапе обучения поможет найти необходимую основу в его проектной деятельности по созданию гармоничной окружающей среды. Полученный опыт студенты могут применить в проектировании коллекций одежды, предметно-пространственной интерьерной среды, любой визуальной информации.

Развивая творческое, образно-пластическое и объѐмно-пространственное мышление, навыки работы которых важны в проектных работах и в дальнейшей профессиональной деятельности, необходимо соблюдать и педагогические принципы и рекомендации по развитию творческого потенциала студентов, использовать альтернативные развивающие образовательные технологии (эвристическое и проблемное обучение, метод проектов, технология мастерских и др.). Приведем основные положения этих рекомендаций:

ни в коем случае не подавлять интуицию ученика;
формировать у учащегося уверенность в своих силах, веру в свою способность решить задачу;
в процессе обучения опираться на положительные эмоции;
стимулировать стремление учащегося к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения;
не допускать формирования конформного мышления, бороться с соглашательством и ориентацией на мнение большинства;
развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию;
формировать чувствительность к противоречиям, умение обнаруживать и сознательно формулировать их;
шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью преподавателя открытие нового знания;
обучать специальным эвристическим приемам решения задач различного типа;
поощрять стремление человека любого возраста быть самим собой, его умение слушать свое «Я» и действовать в соответствии с его «советами» [5].
Опыт педагогов и психологов может быть перенесен в условия вузовского обучения и преподаватель может использовать его в своей консультационной работе со студентами. Является закономерным и требование вариативности решения любой проектной задачи. Смысл его состоит в том, что каждое задание должно предусматривать несколько вариантов решения, то есть в конце творческого поиска у студента должен быть оптимальный способ решения проблемы, с учетом всех объективных факторов, требований, условий и обстоятельств.

Таким образом, в процессе решения практических проектных задач активизируются творческие способности студента, в итоге развивается профессиональное дизайнерское мышление, которое позволяет целостно подходить к решению конкретных проблемных ситуаций в области формообразования и организации пространства для разнообразных общественных потребностей как материального, так и духовного свойства.

Литература

Дружинин В. Н., Шадриков В. В. Развитие и диагностика способностей. – М.: Наука,
Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии, 1998. – № 4. – С. 123-135.
Типовая учебная программа «Элементы и процессы промышленного дизайна» по специальности 050421 «Дизайн». – Астана: Министерство образования и науки РК,
Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 304 с.
Фамилия автора: Н.В. Волкова