“РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”

автор: ВАСЮКОВИЧ МАРИНА ЕМЕЛЬЯНОВНА

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ МБДОУ “Детский сад № 34”, г. Усолье-Сибирское

“РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”

Игровые методы развития вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

    Пение — как пишут в энциклопедии, это вокальное искусство.

С точки зрения своего происхождения, феномен пения возник очень- очень давно.

Происхождение пения связано со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса.

     Русская песня- уникальна по своему мелодическому и гармоническому складу, а Россия всегда славилась своими народными песнями. Раньше, не так давно, еще в 19 веке, песня звучала на протяжении всей жизни человека, с рождения- это колыбельные, пестушки, потешки, которые ребенок впитывал в себя с молоком матери, и далее, все радостные или грустные события жизни сопровождались песнями. К сожалению современный образ жизни изменил наш жизненный уклад, все реже звучит «живое пение», прервалась цепочка непосредственной передачи песенного наследия народа. Поэтому необходимо приобщать детей к вокальному творчеству, прививать любовь к пению. «Запоют дети – запоет народ», – писал К.Д. Ушинский.  

    Пение является одним из главных и любимых видом в детском исполнительстве. Благодаря пению развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваются музыкальные способности, такие как звуковысотный, динамический и темброввый слух, развивается музыкальная память и мышление. Вокальное воспитание оказывает благоприятное влияние и на физическое здоровье детей, пение также упражняет и развивает слух ребенка, дыхательную систему, а она тесно связана с сердечно – сосудистой системой.  Кроме того, пение представляет собой психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой и др. Работая с детьми дошкольного возраста над вокально- хоровыми навыками, необходимо беречь голос ребенка, учитывая, что его голосовой аппарат формируется в соответствии с развитием всего организма и на начальной стадии работы над ним является нежным и хрупким.

      Многолетний опыт работы с детьми показывает, что самые хорошие результаты работы дети получают тогда, когда они играют. Только игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Благодаря игре, дети даже не задумываются над тем, смогут ли они справиться с поставленной перед ними задачей или нет, они просто играют, и у них, рано или поздно, все получается. Обучение детей через игру не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение.

      Игровая методика обучения детей пению реализуется в два этапа: речевого и певческого.

      Первый, речевой этап, незаметно подготавливает детский голосовой аппарат к пению, ведет к освоению элементарных навыков управления голосовым аппаратом.

В основе упражнений, на данном этапе, используется методика работы с голосовым аппаратом В. В. Емельянова, опубликованная в книге «Развитие голоса. Координация и тренаж», различные вокальные упражнения авторов М.Ю. Картушиной, Е.Тиличеевой и др. Основными видами деятельности на этом этапе являются:

  1. Артикуляционная гимнастика. Цель артикуляционной гимнастики – это выработка правильной речи. Можно использовать, например, такие упражнения как:

  «Кролик». Ребенок должен сильно сомкнуть зубки, приподняв верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы. В таком положении нужно замереть.

  «Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, как уточка, а затем плотно сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.

  «Рыбка». Ребенок должен имитировать движения губами рыб. Для этого он должен беззвучно хлопать губами.

«Злая лошадка». Нужно изображать «фырканье» лошади. Для этого необходимо вдохнуть как можно больше воздуха и с силой выдохнуть его ртом, не раскрывая его. Губы начнут вибрировать, имитируя лошадку. Ребенок должен широко раскрыть рот, а затем втягивать губы внутрь как можно дальше.

«Кошечка». Язычок ребенка должен изображать кошку, которая сердится и поэтому выгнула спинку. Для этого малыш должен приоткрыть ротик, кончик языка опереть о нижние зубки, чтобы спинка язычка смотрела вверх.

«Покалывание». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка покалывая то одну, то вторую щеку. и другие упражнения.

  1. Игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание.

Например, упражнение «Мыльные пузыри»: Дети с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувают «мыльные пузыри». Надо стараться, чтобы они лопнули не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали. Все дети следят за улетающими мыльными пузырями и одновременно хором, а в конце по ролям читают стихотворение Э. Фарджен «Мыльные пузыри»:

Осторожно – пузыри!

–  Ой, какие!

–  Ой, смотри!

–  Раздуваются!

–  Блестят!

–  Отрываются!

–  Летят!

–  Мой – со сливу!

–  Мой – с орех!

–  Мой – не лопнул дольше всех!

 

«Волшебные слоги и слова».

  • Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев слога: ма, мо, му. мы, ми; на, но, ну, ны, ни; та, то, ту, ты; да, до, ду, ды; ба, бо, бу, би.
  • Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев двусложного слова по слогам: ма-ма, Ми-ла, мы-ла, но-ты, ко-ни, де-ти, ды-ня, му-ха, ва-та, но-ги, ду-хи, лу-на.
  • Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев по слогам трёхсложного слова: ма-ли-на, ка-ли-на, ма-ши-на, ку-би-ки, за-пе-ли, мо-не-та, па-на-ма, у-тя-та, ко-тя-та, ка-би-на, га-зе-та, ми-мо-за, и другие упражнения.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма

  1. Ритмодекламация –четкое проговаривание текста в определенном ритме.

Проговаривание или пение чистоговорок, скороговорок, так же способствуют решению данной задачи.

Задания для произношения текста могут быть различные, например:

  • произнесение фраз шёпотом и громко;
  • волнообразно, в очень быстром или очень медленном темпе
  • беззвучная, но активная артикуляция при беззвучном пении с опорой на внешнее звучание;

      Второй этап обучения детей пению- певческий.

Детям очень нравиться петь, и наша задача сформировать у детей певческие умения, навыки, способствующие выразительному исполнению. Важное, а точнее главное место на этом этапе, занимает распевание. Необходимо понимать, что именно распевание, систематическое и планомерное, необходимо для того, чтобы дети могли ясно понимать высоту звуков (высокие, средние, низкие) и точного воспроизведения их голосом.

  Чтобы детям было интересно распеваться, я в своей практике использую методическое и практическое пособие А.Евтодиевой «Учимся петь играя». Каждая распевка включает в себя два образа (например, медведь и колобок, или Карабас Барабас и куклы), две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса. Благодаря наглядности, иллюстрациям к распевкам, дети могут озвучивать знакомых героев, петь по ролям, четко сопоставлять и воспроизводить голоса этих героев, а главное, и самое любимое для детей, играть в них.  

    Благодаря наглядности и игровой ситуации распевок, у детей развивается образное воображение, они более осмысленно выбирают голос, которым необходимо озвучить того или иного героя, т.е. стараются чисто интонировать, развивается дикция, дыхание, кроме того, дети развивают в себе самоконтроль, умение слышать себя и своих сверстников во время пения, благодаря разыгрыванию распевок, у ребят развиваются театральные, творческие способности.

Разучивание песни- это процесс не одного занятия, поэтому, чтобы интерес детей к песне не пропал, я применяю такие игровые приемы как:

  • слушание мелодии песни с похлопыванием метроритма песни, отдельного ритмического рисунка;
  • показ иллюстрации, передающую содержание песни;
  • пение, при котором, начало фразы поет музыкальный руководитель, конец фразы дети, и наоборот;
  • хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)
  • слушание песни с предложением детям хлопнуть, например, в конце музыкальной фразы, или на каком-то определенном слове, на самом высоком (низком, долгом) звуке;
  • передать содержание песни в образных движениях;
  • запев исполняет солист, или музыкальный руководитель, припев все дети и наоборот;
  • пение, передающее различное настроение, по желанию детей;
  • пение в различных темпах;
  • пение в различных жанрах;
  • пение детей, по жесту музыкального руководителя, вслух и про себя;
  • пение по рядам, по группам, по цепочке;
  • пение, с изменением местоположения детей, после каждого куплета;

Благодаря игровой методике обучения пению, дети на протяжении всего занятия ощущают радость и эмоциональный подъем, разучивание песен проходит легко и незаметно, дети с удовольствием идут на занятия, и с большим нетерпением ждут следующих. Незаметно для себя, они все больше узнают и начинают слышать и понимать музыку, выразительно, эмоционально петь. Легко, без тревожности и неуверенности в себе, осваивают различные вокальные навыки, что ведет к чистому, слаженному пению как соло, так и в ансамбле, а это ведет к повышению самооценки, что немаловажно для творческого развития ребенка.