автор: Пуляк Ольга Ивановна
Заведующий Государственное учреждение образование “Ясли-сад №4 г.Несвижа “Кораблик детства”
Реализация международных проектов в рамках социального партнерства как ресурс развития непрерывного образования воспитателей дошкольного образования
Реализация международных проектов в рамках социального партнерства как ресурс развития непрерывного образования воспитателей дошкольного образования
Воспитатель детского сада… Сегодня эта профессия в Беларуси звучит как «воспитатель дошкольного образования». При воспоминаниях о человеке данной профессии у любого из нас на лице появляется улыбка и теплеет взгляд, мыслями мы уносимся в беззаботное детство. Воспитатель, как правило, отличается внимательностью, ответственностью, отзывчивостью, тактичностью, любовью к детям. И среди нас много таких людей, которые по-настоящему любят детей и хотят с ними работать.
Почему же тогда остается актуальным вопрос о вакансиях в учреждениях дошкольного образования? Почему в сознании общества профессия воспитателя дошкольного образования стоит в рейтинге педагогических профессий практически в конце списка? Сама по себе профессия педагога на протяжении последних десятилетий не входит в топ-10 рейтинговых, а уж о профессии воспитателя не приходится говорить и вовсе. Согласно Балансу спроса и предложения по профессиям, востребованным на рынке труда г.Минска на 01.08.2018, среди «трудонедостаточных» профессий в категории «специалисты, служащие» воспитатель дошкольного образования занимает вторую позицию после профессии воспитатель.
Авторитет учителя завоевывается не только тем, что Минобразования или различные госорганы будут задумываться над тем, чтобы повысить зарплату, дать какие-то социальные блага. Надо создавать положительный образ воспитателя в нашем обществе. Невысокий престиж профессии педагога связан и с самими педагогами, и с тем, как педагогов показывают средства массовой информации.
Позвольте продемонстрировать образ современного воспитателя дошкольного образования на примере членов педагогического коллектива ГУО «Ясли-сад № 4 г. Несвижа «Кораблик детства» Минской области Республики Беларусь.
Педагогическим кредо коллектива являются слова: «Образование не на всю жизнь, а образование через всю жизнь», а реализуются они не только благодаря прохождению повышения квалификации, участию в семинарах и конференциях, получению дополнительного образования, а еще и благодаря участию в реализации международного сотрудничества в рамках социального партнерства с Белорусским обществом Красного Креста .
В течение 4 лет, с 2012 по 2018 годы, коллектив реализовал три международных проекта, финансируемых Европейской Зоной Датского Красного Креста. Это проекты:
– «Чтобы увидеть радугу, нужно пережить дождь», направленный на работу с детьми с особенностями психофизического развития, 2012 год;
– «За жизнь. Святость материнства», направленный на пропаганду позитивного материнства и семейных ценностей, 2013 год;
– «Познай своего ребенка», направленный на работу с семьями, дети в которых признаны находящимися в социально опасном положении, 2018 год.
Каждый из перечисленных проектов был ориентирован не только на решение социальных проблем, но и направлен на «самообразование» педагогического коллектива.
Проект «Чтобы увидеть радугу, нужно пережить дождь» был направлен на решение проблемы, связанной с ограниченной возможностью общения детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) со сверстниками и, соответственно, низким уровнем их социализации. Кроме того, мы хотели показать «искаженную» информированность социума о жизнедеятельности детей с особенностями в развитии.
В процессе реализации проекта воспитатели дошкольного образования и узкие специалисты изучали специальную литературу, обучались на курсах, посещали занятия в ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Несвижского района». Мероприятия, проведенные в ходе реализации проекта, были различными по формам, методам и содержанию. Вот некоторые из них: семинары-тренинги «Равные дети – равные возможности», конкурсы рисунка «День вкусного натюрморта», часы общения «Страна Детства», уличные акции «Ополовиненное детство…», презентации по итогам реализации мини-проекта «И бьются наши сердца в унисон…». И хотя проект осуществлялся волонтерским отрядом «Сердечко» (а это 30 человек, среди которых педагоги, воспитанники и родители), в проекте участвовал весь сад. С уверенностью могу сказать о том, что сегодня мы можем говорить о создании адаптивной образовательной среды в учреждении дошкольного образования, а именно об инклюзивной культуре педагогов, поэтому готовы приступить к реализации нового проекта «Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь».
Проект закончился в 2013 году, но процесс самообразования по данной теме не прекращается до сих пор. Так, наше сотрудничество с ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Несвижского района» продолжается в рамках реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение модели формирования оптимистического типа мировосприятия детей дошкольного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа» и выступает уже как ресурс развития адаптивной образовательной среды.
Второй проект «За жизнь. Святость материнства» был направлен на восстановление в общественном сознании традиционных для белорусского народа семейных ценностей, повышение социального престижа материнства, защиту женщин и детей от насилия, организации социальной поддержки женщин, оказавших в трудной жизненной ситуации. Осуществлялся проект членами волонтерского отряда «Сердечко» (а это 19 человек, среди которых мамы воспитанников, педагоги и дети старших групп), членами волонтерского отряда « Эра милосердия» УО «Несвижский государственный колледж имени Якуба Коласа» (20 человек), настоятелем Свято-Георгиевского храма, акушером-гинекологом УЗ «Несвижская центральная районная больница», председателем Несвижской районной организации общественного объединения «Белорусский союз женщин». Привлечение социума к сотрудничеству позволило педагогам сформировать ответственное отношение молодых родителей к своему здоровью, в том числе репродуктивному (+15%), а также у студентов колледжа – к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному «родительству» (+25%).
В ходе проекта уделялось особое внимание созданию условий для благополучного материнства и детства через систему мероприятий, направленных, в первую очередь, на идеологическую, просветительскую работу с родителями, педагогами и студентами.
Работа любого педагога в проекте постоянно заставляла искать новые приемы в реализации мероприятий, развивать свой профессионализм, совершенствовать себя. Информационный поток был огромен. Так, к примеру, мы узнали о том, что в районе напряженная демографическая ситуация (рождаемость – 11,2 промилле; смертность – 19,5 промилле; естественная убыль населения составляет 8,3 промилле; ежегодно регистрируется 1-2 случая абортов (среди девочек-подростков); 2-3 случая в год ранних родов (среди несовершеннолетних)). Казалось бы, для чего данная информация воспитателю дошкольного образования и как можно ее использовать в образовательном процессе? А это и подготовка обучающего семинара-тренинга «Психологические аспекты изучения материнства», и написание сценария акции «Дай ему увидеть солнце!», и проведение мониторинга социологического исследования материнства и детства в пяти социальных объектах города Несвижа, и конкурс плакатов социальной рекламы «Дай ему увидеть солнце!», и открытые занятия в средних и старших группах, работающих по программе духовно-нравственного воспитания. Прекрасным заключением проведенных мероприятий явилась акция «У меня сестренки нет, у меня братишки нет…», в которой приняли участие все педагоги и волонтеры.
Инициатива «Ты не одна» была адресована поддержке детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в приемной семье. Педагоги коллектива изучили методы и формы работы с такими семьями.
Акция «Возьми меня в свою жизнь», которая была проведена в рамках недели, приуроченной ко Дню семьи, любви и верности, и инициативы «Подари мне жизнь», приуроченные ко Дню защиты детей, еще раз напомнили воспитателям дошкольного образования об основных методах дошкольной педагогики, которые помогают изучать ребенка: наблюдение, создание педагогических ситуаций, эксперимент, беседа и опрос, анкетирование (родителей) и тестирование.
Реализация проекта «За жизнь. Святость материнства» закономерно привела нас к реализации фандрейзингового проекта «За жизнь. Святость отцовства». Данный проект в 2014 году стал лауреатом конкурса социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь». Конкурс проводился под патронатом отделения гуманитарных наук и искусств НАН Беларуси, Общественного совета по нравственности Беларуси, Минского областного исполнительного комитета, Международного благотворительного фонда «Семья. Единение. Отечество».
Проект 2018 года «Познай своего ребенка» направлен на интеграцию и адаптацию семей и детей, признанных находящимися в социально опасном положении, и семей, воспитывающих детей дошкольного возраста. На момент начала реализации проекта в учреждении было 9 семей, дети в которых были признаны находящимися в социально опасном положении. В данных семьях воспитывается 25 детей, из них детей дошкольного возраста – 8, детей, обучающихся в школе, – 12. Из 6 семей, дети в которых признаны находящимися в социально опасном положении, 4 семьи – многодетные, в них воспитывается 11 детей.
25 детей, 25 судеб, 25 детских жизней без фундамента!
Одна из причин, по которым дети признаются находящимися в социально опасном положении, – злоупотребление родителями алкоголем и, как следствие этого, недостаток финансовых и материальных средств для содержания и воспитания детей, а главное – отсутствие эмоциональной близости, привязанности родителей к детям, отсутствие ответственности родителей за благополучие и комфортное проживание своих детей. Поэтому возникла необходимость в поиске новых подходов в организации поддержки и оказании помощи таким семьям .
Реализация проекта была тесно взаимосвязана с основными направлениями Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
В рамках данного проекта заметна динамика соотношения количества и качества проведенных мероприятий. В ходе сотрудничества педагоги познакомились с новыми методиками работы с социально уязвимой группой населения. Родители и дети из неблагополучных семей привлекались к участию в уличных акциях волонтерского отряда («Памяти Анри Дюнана», «Победа деда – моя Победа», «На свете нет чужих детей!» (ко Дню защиты детей), «День отца», «Возьми меня в свою жизнь» (приуроченная ко Дню семьи, любви и верности), «Собери ребенка в школу», «Чистота – залог здоровья!»), тренингах и занятиях в течение шести месяцев («Познай своего ребенка», «Традиции и праздники нашей семьи»), часах общения «Откровенный разговор о нас самих: Почему я счастлив быть отцом? Почему я счастлива быть матерью?», совместном празднике «День рождения – самый главный праздник в жизни ребенка», экскурсии в Несвижский историко-культурный музей-заповедника, что способствовало социальной реабилитации семей, дети в которых признаны находящимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации.
Результат проведенной работы: на сегодняшний день в учреждении дошкольного образования только 2 такие семьи.
В ходе реализации проектов, безусловно, сталкивались с определенными проблемами. Прежде всего, это отсутствие мотивации у педагогов, вызванной неуверенностью и боязнью совершения неправильных действий, нехватки знаний и умений для реализации тех или иных мероприятий. Важно отметить, что без помощи преподавателей ГУО «Академия последипломного образования»все было бы гораздо сложнее. Благодаря профессионализму, компетентности, а главное, личной заинтересованности преподавателей АПО нам удалось реализовать вышеназванные проекты.
Таким образом, современный воспитатель дошкольного образования – это человек, характеризующийся высоким уровнем профессионализма, способный к саморазвитию и самоопределению, умеющий применять новые знания, думающий и конкурентоспособный.
Пуляк Ольга Ивановна
Государственное учреждение образования
«Ясли-сад № 4 г. Несвижа
«Кораблик детства»