«Использование метода музыкотерапии в коррекционной работе с детьми ОВЗ»

автор: Прокопенко Елизавета Игоревна

Музыкальный руководитель МАДОУ детский сад №19 “Земляничка”

«Использование метода музыкотерапии в коррекционной работе с детьми ОВЗ»

 «Использование метода музыкотерапии в коррекционной работе с детьми ОВЗ»

В последние годы заметно растет число детей с ОВЗ. ОВЗ – это определенная группа детей имеющих недостатки в физическом или психическом развитии. С данной категорией детей я работаю 7 лет в МАДОУ детский сад №19 «Земляничка». Согласно ФГОС образование должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, направленных на обеспечение социальной адаптации.  Проводя с детьми музыкальные занятия, мною был сделан вывод, что у детей с ОВЗ недостаточно развита эмоциональная сфера, дети затрудняются различать оттенки настроения, сопереживать, радоваться положительным эмоциям. Анализируя и учитывая значимость данной проблемы была построена работа над данной темой. Так как ребенок с ОВЗ нуждается в особом подходе мною была проведена работа в поисках методов и форм работы с детьми ОВЗ.

Целью моей педагогической деятельности является помочь детям с ОВЗ активно войти мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством метода музыкотерапии.

Поставленная цель реализуется через задачи:

  • Расширение и развитие эмоциональной сферы;
  • Развитие нравственно-коммуникативных качеств;
  • Развитие творческих способностей в музыкально-художественной деятельности;
  • Развитие поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти

Существуют средства работы, в которых можно добиться хороших результатов. В последнее время всё больший интерес вызывают нетрадиционные формы работы, а также, сочетания традиционных и нетрадиционных подходов в воспитании. Мною используются такие формы работы как: сказкотерапия, куклотерапия, игротерапия и т.д. Одно из самых эффективных форм работы в моей деятельности  является музыкотерапия.

Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, помочь ему преодолеть неблагоприятные установки и отношения, улучшает эмоциональное состояние. Также помогает наладить отношения между ребенком и педагогом, между сверстниками. Развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые возможности и способности, повышает самооценку.

Наглядно-методическими пособиями, которыми я пользуюсь по этой теме в работе с детьми ОВЗ являются: Л.М.Костина «Игровая терапия с тревожными детьми», Э.П.Костина «Музыкально-дидактические игры», Н.А.Морева «Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении», методическое пособие «Разноцветное детство» с применением музыкотерапии и д.р.

В процессе музыкотерапии уделяется внимание характеру произведений, целостному восприятию образу музыки. Используются методы ИКТ на которых показываются презентации на различную тематику. Вся работа строится на тесном взаимодействии с родителями. С родителями проводятся консультации, анкетирование. Родители совместно с детьми выполняют рисунки, аппликации. После чего организуются выставки «Звонкая капель», «Добро пожаловать в страну музыкальных звуков» и д.р.

В группе организована предметно-развивающая среда. В ней представлены сюжетно-ролевые игры, музыкально-дидактические игры, театральный уголок, картотека музыкальных произведений для слушания, детские музыкальные инструменты.

Происходит активизация всех участников педагогического коллектива в процесс музыкотерапии детей. Педагоги ДОУ принимают участие в развлечениях и досугах, проводят комплексно-тематические занятия. Для них разрабатываются рекомендации «Влияние музыкотерапии на психико-эмоциональное состояние детей», «Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми ОВЗ» и т.д.

В результате педагогической деятельности происходят положительные результаты, а именно:

  • Обогащается предметно-пространственная среда;
  • Разрабатывается комплекс конспектов, сценариев для проведения разнообразных видов детской деятельности;
  • У детей улучшается эмоциональное состояние;
  • Возрастает интерес к музыке и музыкальным произведениям;
  • Происходит развитие эмоционально-волевой сферы;
  • Формируются творческие способности в музыкально-художественной деятельности;
  • Формируются музыкальные способности дошкольников: поэтический и музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма;
  • Происходит развитие нравственно-коммуникативных качеств