автор: Принцева Юлия Владимировна
Методист Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Сухиничский центр дополнительного образования»
“В помощь педагогу дополнительного образования”
МКОУ ДО «Сухиничский Дом детского творчества»
В помощь педагогу дополнительного образования
Составитель:
методист Принцева Ю.В.
Сухиничи
2019
Аннотация
Данная методическая подборка рассчитана на педагогов дополнительного образования, а также полезна и методистам, работающим с педагогами дополнительного образования.
В эту методическую подборку вошла основная часть понятий необходимых для подготовки учебно-методического комплекса к образовательной программе педагога дополнительного образования, а также рекомендации по ее оформлению. Представленный информационно-методический материал носит рекомендательный характер.
Главная цель сборника: оказание помощи педагогу дополнительного образования в создании системы эффективной работы, которая наилучшим образом раскроет профессионализм, компетентность и результативность его деятельности.
.
Содержание
1.Структура дополнительной общеразвивающей программы…………………4
- Рекомендации по оформлению учебного проекта……………………………4
2.1. Этапы работы над проектом…………………………………………………4
2.2. Паспорт проектной работы…………………………………………………5
2.3. Оформление проектной папки………………………………………………6
- Конспект занятия………………………………………………………………..7
3.1. Примерная структура тематического учебного занятия…………………..7
3.2. План учебного занятия………………………………………………………8
3.3. Образец плана-конспекта открытого занятия………………………………9
3.4. Примерная схема самоанализа занятий……………………………………10
- План по самообразованию…………………………………………………….11
- Структура дополнительной общеразвивающей программы
Титульный лист.
На титульном листе дополнительной общеразвивающей программы (далее – программа) указывается:
-
- наименование образовательной организации;
- кем и когда утверждена программа;
- название программы;
- возраст детей, на который рассчитана программа;
- срок реализации программы;
- ФИО, должность программы;
- год разработки дополнительной общеразвивающей программы.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
-
- Пояснительная записка
В пояснительной записке к программе следует раскрыть:
-
- направленность программы;
- актуальность, новизну, отличительные особенности, педагогическую целесообразность;
- адресат программы (примерный портрет учащегося, для которого актуально обучение по данной программе);
- объем программы (общее количество учебных часов);
- формы обучения и виды занятий (лекции, практические и семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы и др.);
- срок освоения программы;
- режим занятий (периодичность и продолжительность занятий).
1.2. Цель и задачи дополнительной программы:
Цель – стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат. Должна быть ясной, точной, конкретной, значимой, достижимой.
Задачи – шаги к достижению цели (обучающие, развивающие, воспитательные).
1.3. Содержание программы:
-
- учебный план – содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов и формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме;
- содержание учебного плана – реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом (прописывается теория и практика);
- календарно- тематическое планирование.
1.4. Планируемые результаты – совокупность знаний, умений и навыков, личностных качеств, компетенций, приобретаемых учащимися по завершении освоения программы и формулируются с учетом цели, задач и содержания программы (должны знать, уметь).
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график – определяет количество недель и количество учебных дней. Является обязательным приложением к программе.
2.2. Условия реализации программы – реальная и доступная совокупность условий реализации программы – помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы и др.
2.3. Формы аттестации (контроля) – зачет, защита учебно-исследовательской работы (проекта); выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции, открытые занятия и т.д.
2.4. Оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов. Система диагностики результативности программы (оформляется в таблице).
2.5. Методическое обеспечение – обеспечение программы методическими видами продукции – указание тематики и форм методических материалов по программе; перечень используемых методик и технологий; современные педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы обучения (оформляется в таблице).
2.6. Список литературы (Список рекомендуемой литературы отдельно для педагогов и отдельно для детей и родителей в алфавитном порядке).
Образец оформления:
Учебно – тематический план
№ | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | |||||
2 | |||||
ВСЕГО |
Содержание программы
- Название раздела.
Теория.
Практика.
- Название раздела.
Теория.
Практика.
Календарно-тематический план
№ занятия | № темы | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | |||
Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | |||||||
Количество часов | Форма работы | Количество часов | Форма работы | |||||
- Рекомендации по оформлению учебного проекта
2.1. Этапы работы над проектом.
1 этап. Стратегия проекта
- Выбор педагогом темы проекта.
- Формулировка ведущей проблемы и дидактической цели.
- ………………………………………………………..
2 этап. Планирование проекта.
- Ознакомление кружковцев с общей темой и ведущей проблемой.
- Выбор воспитанниками темы индивидуальных (групповых) проектов.
- Обдумывание путей решения проблемы.
4.Формирование групп для проведения исследования.
- ………………………………………………………………….
6.Определение критериев оценивания проектной деятельности участников.
3 этап. Реализация проекта.
- Составление детьми плана работы над проектом.
- ……………………………………………………………….
- Распределение обязанностей по поисковой деятельности между участниками проекта.
4.Самостоятельная поисковая работа.
- Анализ и обработка информации
- Изготовление образовательного продукта.
4 этап. Итог проекта
- Оформление результатов исследования.
- Подготовка к презентации
- Защита проектов
- …………………………………….
- Анализ успехов и неудач. Выводы.
2.2. Паспорт проектной работы
Паспорт проектной работы состоит (не более 2 страниц) из следующих пунктов:
- Название проекта.
- Руководитель проекта.
- Консультант(ы) проекта.
- Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
- Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
- Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
- Состав проектной группы (Фамилия, Имя учащихся, возраст).
- Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский,
творческий, практико-ориентированный, ролевой).
- Заказчик проекта.
- Цель проекта (практическая и педагогическая цели).
- Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).
- Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
- Необходимое оборудование.
14. Аннотация (актуальность проекта, значимость, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).
15. Предполагаемые продукт(ы) проекта. - Этапы работы над проектом (для этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
Этапы работы:
- Организационно-подготовительный этап:
– обоснование темы выбранного проекта;
– анализ предстоящей деятельности;
– сбор информации;
– выбор варианта выполнения проекта.
- Основной этап – непосредственное выполнение работы.
- Заключительный этап – презентация работ, участие в конкурсах, соревнованиях, подведение итогов, перспективные задачи.
Ход проекта:
Этап работы над проектом | Продолжительность | Место работы учащихся | Содержание работы | Выход этапа |
Организационно-подготовительный | ||||
Основной этап | ||||
Заключительный |
- Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
2.3. Оформление проектной папки
Проектная папка (портфолио проекта) — один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.
Задача папки на защите — показать ход работы проектной группы.
В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
1) паспорт проекта;
2) планы выполнения проекта и отдельных его этапов;
Для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы. Для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, – ежедневные.
В таких планах указывается индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа.
3) промежуточные отчеты группы;
4) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;
5) результаты исследований и анализа;
6) записи всех идей, гипотез и решений;
7) отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;
8) краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;
9) эскизы, чертежи, наброски продукта;
10) материалы к презентации (сценарий);
11) другие рабочие материалы и черновики группы.
В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций.
- Конспект занятия
3.1 Примерная структура тематического учебного занятия
Примерная структура тематического учебного занятия:
1этап – организационный;
2этап – теоретическая часть;
3этап – практическая часть;
4этап – окончание занятий.
Организация занятия. (Орг. момент)
Первые 3-5 минут занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий:
– сбор детей;
– подготовку их к занятию;
– подготовку рабочих мест воспитанников.
Теоретическая часть занятия.
Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:
– изложение исторических данных по теме занятия;
– устное описание объекта практической работы (раскрытие его исторического и практического назначения, взаимосвязи с другими элементами данной деятельности);
– объяснение специальных терминов по теме занятия;
– описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технология выполнения);
– правила техники безопасности.
Теоретическая часть не должна превышать 8-10 мин, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.
Практическая часть занятия (15-20 мин.)
Педагог должен разделять практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представляет собой некую законченную часть работы.
Далее дети приступают к выполнению практической работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.
Очень важными при выполнении практической работы являются следующие правила:
– доведение каждой начатой работы до конца;
– обязательность ее «внешней отделки» (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего ее демонстрировать);
– поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.
Окончание занятия (последние 3-5 мин.)
За несколько минут до окончания занятия педагогу необходимо предупредить об этом детей. Завершение занятия включает в себя:
– подведение итогов практической работы;
– закрепление учебного материала;
-объяснение домашнего задания;
-организацию дежурства (при необходимости).
Особенности домашнего задания в системе дополнительного образования детей:
– необязательность его наличия и выполнения;
– творческий характер;
– для самостоятельного выполнения дома даются лишь те этапы (виды) работы, которые не требуют постоянного контроля со стороны педагога и владения сложными техническими приемами.
3.2. План учебного занятия
Название объединения
Ф.И.О. руководителя объединения
Дата проведения учебного занятия:
Количество присутствующих
Тема учебного занятия (согласно календарному плану объединения):
Цель (раскрывает содержание учебной деятельности на занятии):
Задачи:
-обучающие;
-развивающие;
-воспитательные.
Методы организации учебного занятия:
-словесный (лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация и т.д.);
-наглядный (запись наблюдений, зарисовки, рисунки, фото-видеосъёмка, работа с наглядными материалами: картинами, рисунками, плакатами, фотографиями, таблицами, чертежами, графиками, моделями, приборами, видеоматериалами и т.д.);
-практический (упражнения, тренинги, тренировки, репетиции, выполнение письменных работ, проведение опытов, самостоятельное изучение части учебного материала, создание моделей и конструкций, создание творческих работ, литературных произведений, разработка сценариев спектаклей, праздников, проведение игр и т.д.).
Оборудование:
-дидактический материал
-материалы и инструменты
-наглядность
Методическое сопровождение учебного занятия (образовательная программа объединения, литература по профилю кружка, методические разработки и т.д.)
Ход занятий
- Организационная часть.
Проверка присутствующих на занятии. Объявление темы, цели и задач занятия. Техника безопасности.
- Основная часть занятий.
Включает в себя как изучение нового учебного материала, так и закрепление изученного материала, обобщение и систематизацию полученных знаний и умений, продолжение и завершение начатой работы в зависимости от типа занятий.
- Заключительная часть занятий.
Подведение итогов занятия. Анализ и оценка проделанной работы.
Рефлексия.
3.3. Образец плана-конспекта открытого занятия
Педагога дополнительного образования_______________________
Творческое объединение_____________________________________
Учебная группа__________________ , год обучения______________
Тема:
Цель:
Задачи:
– Обучающие.
– Развивающие.
– Воспитательные.
Время и место проведения:__________________________________
Участники:________________________________________________
Методы обучения:__________________________________________
Форма проведения:_________________________________________
Оборудование занятия:
- Дидактический материал для педагога:
1.1……
- Дидактический материал для воспитанников:
2.1…….
- Материально техническое оснащение занятия:
3.1……
План занятия:
1……
2……
3……
Ход занятия
(слова, действия педагога и учащихся)
I этап. Организационный момент – 2 мин
Педагог: …………………………
Дети:……………………………..
.
II этап. Введение в тему занятия – 3 мин.
Педагог: …………………………
Дети:……………………………..
III этап. Объяснение темы занятия – 8 мин.
Педагог: …………………………
Дети:……………………………..
IV этап. Практическая работа – 15 мин.
Педагог: …………………………
Дети:……………………………..
V этап. Физ. Минутка – 3 мин.
Педагог: …………………………
Дети:……………………………..
VI этап. Практическая работа – 12 мин.
Педагог: …………………………
Дети:……………………………..
VII этап. Подведение итогов – 2 мин.
Педагог: …………………………
Дети:……………………………..
Всего: 45 мин.
3.4. Примерная схема самоанализа занятий
- Общие сведения о занятии:
- краткая характеристика группы (детского коллектива): состав, возраст, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты;
- оснащённость занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.
- Тема занятия:
- место в учебном курсе;
- степень сложности в целом и для данной группы в частности.
- Цель занятия:
- образовательный, воспитательный и развивающий аспекты.
- Содержание занятия:
- соответствуют ли цели занятия;
- проведена ли его дидактическая обработка;
- развивает ли творческие способности детей;
- способствовало ли развитию интереса к обучению;
- формированию каких знаний и умений способствует.
- Тип занятия:
- какой тип занятия избран;
- как осуществляется связь с предыдущими занятиями.
- Структура занятия:
- этапы занятия;
- их последовательность;
- как обеспечивалась целостность занятия.
- Методы обучения:
- соответствуют ли цели занятия;
- в какой мере обеспечивали развитие познавательной активности детей;
- какова их эффективность.
- Система работа педагога:
- умение организовать работу детей;
- управление группой;
- определение объёма учебного материала;
- поведение педагога на занятии (эмоциональность, характер общения и др.);
- роль педагога в создании микроклимата на занятии.
- Система работы обучающихся:
- организованность, активность;
- отношение к педагогу, к предмету, уровень усвоения знаний и умений;
- умение творчески применять знания и умения.
- Общие результаты занятия:
- выполнение запланированного объёма;
- степень реализации цели занятия;
- общая оценка результатов и эффективности знания;
- саморекомендации по улучшению качества учебного занятия.
- План по самообразованию
Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.
Алгоритм работы над темой самообразования
∙ Подбор темы
∙ Определение целей и задач
∙ Дата начала работы над темой
∙ Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой
∙ Подбор источников самообразования
∙ Результаты самообразования и их трансляция на учрежденческом, районном, региональном уровне
Алгоритм составления плана по самообразованию
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
∙ название темы
∙ цели
∙ задачи
∙ предполагаемый результат
∙ этапы работы
∙ сроки выполнения каждого этапа
∙ действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
∙ способ демонстрации результата проделанной работы
∙ форма отчета по проделанной работе.
Тематикой самообразования также может быть:
- одна из годовых задач ОУ;
- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
План работы
по самообразованию на 20__-20__ учебный год
Ф.И.О.__________________________________________________________________________
Объединение____________________________________________________________________
Тема:___________________________________________________________________________
Цель:___________________________________________________________________________
Задачи: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература:_____________________________________________________________________
Раздел плана | Сроки выполнения | Форма работы
(доклад, открытый просмотр, сообщение, разработки и т.д.) |
Где заслушивается |
Выводы: _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Памятка по самообразованию
Возможная проблема | Пути решения |
1. Не могу определиться с темой самообразования | ♦Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.
♦Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные |
2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе | Подбор литературы:
♦ Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным. ♦ Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания? Составление плана изучения конкретной выбранной литературы: ♦ Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме ♦ Включите современные взгляды на проблему ♦ Используйте опыт работы педагогов других ОУ |
3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал | ♦ По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.
♦ Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами. ♦ Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками. ♦ Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия |
4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается. | ♦ Составьте план или схему полученных при изучении материалов.
♦ Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий. |
5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации. | ♦ Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми. |
Литература
- Буйлова Л.М. Методические рекомендации по разработке и оформлению ДОП. – Москва, 2015
-
- Малыхина Л.Б. Справочник педагога дополнительного образования. – Волгоград: Учитель. -239 с.
- Малыхина Л.Б. Проектирование и анализ учебного занятия в системе дополнительного образования детей. – Волгоград: Учитель, 2016. – 171 с.
Электронные ресурсы
- Ишмурзина Е.Т., Скобенко С.Д. Сборник «В помощь педагогу дополнительного образования». – С.Газ-Сале, 2013 (Электронный ресурс). Режим доступа: http://xn--80ahbqmn4d3cp.xn--p1ai/files/new/metod-sluzhba/pomoshhpedagogu.pdf
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2005. — 80 с. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.psihdocs.ru/kak-organizovate-proektnuyu-deyatelenoste-uchashihsya-praktich.html