автор: Попкова Наталья Сергеевна
учитель химии и биологии учитель химии и биологии, педагог дополнительного образования
Мастер класс: «Волшебная химия цвета».
Мастер класс: «Волшебная химия цвета».
Цель проведения мастер-класса для педагогов: создание условий для полноценного проявления и развития мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.
Задачи мастер-класса для педагогов:
передавать педагогом-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
совместная отработка методических приемов решения поставленной в теме педагога-мастера проблемы;
рефлексия собственного мастерства участниками мастер-класса.
Методы и приемы: репродуктивный, практический, словесный, наглядный.
Оборудование: мультимедийное оборудование, химические реактивы.
Посетив мастер-класс участники:
- Познакомятся с минералами, используемыми в живописи и иконописи в качестве природных пигментов: малахитом, азуритом, охрой, лазуритом и другими минералами.
- Изучат технологию приготовления акварельных красок и самостоятельно смогут приготовить их. Участники измельчат и перетрут в ступке минералы и реактивы, превратив их в мелкодисперсный порошок. На основе полученных сухих пигментов изготовят краску, смешав их со связующим веществом.
- Попробуют свои силы в живописи с применением собственноручно приготовленных красок.
Ход мастер-класса: Приветствие (слайд 1)
Как учитель химии хочу задать вам вопрос: Кто любил химию? Считал её лёгким предметом? Имел отличные оценки?
Очень радует, что в зале есть такие люди . Но рук мало. Химию часто относят к числу трудных, сложных наук. И у детей нередко возникает антипатия к предмету химии.
Сегодня я постараюсь вам доказать, что химия — это интересная наука, которая соприкасается со всеми сферами нашей жизни.
(слайд 2) Начать своё выступление я хочу со слов учёного А.Е.Арбузова, у которого в жизни было три страсти: химия, музыка и живопись. Он писал: «Не могу себе представить химика, не знакомого с высотами поэзии, с картинами мастеров живописи, с хорошей литературой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области».
(слайд 3) Обратите внимание на следующий слайд. Что общего у химии и изобразительного искусства? О чем пойдет речь? (Предположительный ответ: о красках из химических веществ». Да, это действительно так.
Тема мастер класса «Волшебная химия цвета» (слайд 4). Не случайно я выбрала эту тему. В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь применять их в реальной жизни.
Мир в котором мы живём прекрасен благодаря огромному количеству красок и оттенков.
Задумывались ли вы о том, что каждый цвет в природе обусловлен каким-то соединением (оксидом, основанием, солью, органическим соединением). Человек не только созерцал краски, но и всегда пытался их воссоздать.
Во все времена люди старались украсить своё жилище. Эта традиция сложилась ещё в доисторическую эпоху (слайд 5). Это были наскальные рисунки, где использовались самые примитивные краски, которые были получены с помощью сажи.
Затем рисунки создавались только с помощью пигментов мелко истолчённых твёрдых окрашенных веществ, природных минералов. Позднее в их состав стали вводить связующие вещества – кровь животных, яичный желток, крахмальный клейстер, масло льняное, оливковое, смолы.
Так получили краски. Постепенно процесс получения красок усовершенствовался. Начали появляться краски минеральные, органические и искусственные (слайд 6).
Благодаря долговечности минеральных красок, до наших дней дошли изображения, возраст которых исчисляется сотнями и тысячами лет.
(слайд 7).Давайте рассмотрим картину русского художника Куинджи Архипа Ивановича «Красный закат» с точки зрения химии. Посмотрим на неё новым взглядом. Как вы думаете, какие минералы здесь могли использовать для создания цветов.
Лимонит (смесь гидратов оксида железа(lll) – жёлтый цвет.
Охра (гидратированные окислы железа (lll)? бурый железняк) — красный цвет.
Азурит (основной карбонат меди 2Cu(CO3)*Cu(OH)2) — синий цвет.
Лазурит (Na[(AlSiO4)SO4], комплексная соль )— сине-фиолетовый цвет.
Сегодня мы окунёмся в мир химии и мир искусства. Что же нужно нам, чтобы ощутить себя художником? Карандаши, кисти, бумага, вдохновение и краски… Сейчас у нас есть все, кроме красок… Не волнуйтесь! Химия вам поможет! Ведь природа нам подарила столько красок! Я предлагаю вам стать одновременно и химиками и художниками. И создать краски, с помощью которых мы нарисуем картину.
Мне нужны помощники. 4 группы по 2 человека. Вызываю 8 человек(4+4). 4 стола с необходимым реквизитом, веществами и оборудованием. На столах имеются инструкции(2шт.) Каждой группе предоставляется получить свой цвет.
Сейчас мы с вами, используя химические вещества природных минералов и горных пород, получим акварельные краски в нашей волшебной лаборатории.
Вначале мы приготовим с вами основу, которую будем добавлять во все вещества
(слайд 8) Практическая часть.
(слайд 9) Инструкция по приготовлению основы.
Смешайте 4 ч. л. муки, 2 ч. л. соли, влейте воду до образования массы чуть гуще, чем блины, затем добавьте 2 ч. л. ПВА и все хорошенько разотрите в ступке пестиком.
Теперь приступайте к изготовлению красок. Каждой группе предоставляется получить свои цвета.
(слайд 10) Карточка для 1 группы.
Получение желтой краски. В фарфоровой ступке при помощи пестика измельчите жёлтый порошок хромата калия К2Cr04, добавьте связующего вещества и разотрите.
(слайд 11) Карточка для 2 группы.
Получение малиново-красной краски. В фарфоровую чашечку насыпьте немного перманганата калия КMnO4 и разотрите хорошенько пестиком до однородной массы, добавьте связующего вещества и разотрите.
(Слайд 12) Карточка для 3 группы.
Получение фиолетовой краски.
В фарфоровую чашечку насыпьте немного хлорида железа (III) FeCl3, которую смешиваем с раствором гексацианоферрата калия K4[Fe(CN)4]. Мгновенно образуется синий осадок. Полученное вещество истолките в ступке, а затем тщательно разотрите с основой.
(слайд 13) Карточка для 4 группы.
Получение оранжевой краски.
В фарфоровой ступке при помощи пестика измельчите оранжевый порошок бихромата калия К2Cr207, добавьте борную кислоту Н3ВО3, добавьте связующего вещества и разотрите.
После получения краски необходимо раскрасить представленные фрагменты картины на мольберте.
(Слайд 14)
У каждой области науки есть свой любимый юбилей. Для физиков это «Принципы Ньютона»1687, биология празднует дарвиновское «Происхождение видов»1859,
поклонники астрономии отмечают год, когда Каперник поместил солнце в центр солнечной системы.1543.
А что касается химии-это празднование происхождения ПСХЭ Д.И.Менделеева 1869.
И 2019 год был объявлен ООН международным годом ПТ ХЭ. Д.И.Менделеев был не только первооткрывателем ПЗ, создателем ПСХЭ, талантливым педагогом, но и известно, что он увлекался музыкой, шахматами, изготовлением чемоданов, но его главной любовью всё же было искусство.
Частым гостем Менделеева бы и художник Куинджи, которого он считал мастером по чувствительности глаза к тонким нюансам тонов.
Итак, краски приготовлены, фрагменты закрашены, картина готова.
Используя различные химические вещества, мы получили краски
Используя свои художественные навыки мы создали репродукцию к картине
Архипа Куинджа «Крассный закат» (слайд 15 )
Благодарю фокус группу, группу поддержки за работу. Всем спасибо. Можно пройти в зал.
Давайте вспомним с чего начинался наш мастер — класс. С вопроса: считаете ли вы химию сложной наукой. Я считаю, что подобная интеграция химии с другими предметами и с жизнью показывает, что она очень интересная, занимательная и у неё безграничные возможности.
С помощью химии мы из белого листа бумаги сотворили собственное произведение искусства.
Закончить своё выступления мне бы хотелось следующими строками:
Разукрашу жизнь яркими красками,
И улыбку вам всем подарю,
Пусть реальность красивою сказкою,
Где все счастливы я сотворю!
А попробуй и сам! Получается?
Ну не бойся, палитру бери!
Не волнуйся, они не кончаются,
И смелее! Твори же, твори!