Обобщение опыта работы с социумом

автор: Полехина Галина Ярославна

воспитатель АНО СОШ “Академическая гимназия”

Обобщение опыта работы с социумом

Отчёт

об инновационной деятельности воспитателя дошкольной группы Черемошёнской основной общеобразовательной школы

                             Полехиной Галины Ярославны

      Главным направлением своей деятельности я считаю развитие социальной компетенции дошкольников при взаимодействии с социумом. Компактность территории Черемошёнского сельского поселения с наличием в нем необходимых объектов социума стала одним из определяющих факторов в выборе направления работы Черемошенской дошкольной группы с самого начала моей деятельности. Так, в селе Черемошны ни одно общественное мероприятие не проходит без активного участия, как сотрудников, так и воспитанников дошкольного учреждения: День знаний, День защиты детей, День учителя, День матери, День Победы и многие другие мероприятия.

В своей работе использую различные методические приемы. Владею информационно-техническими технологиями и применяю их в своей работе. Использование в общем развитии детей новых информационных технологий, проектных методик, интернет-ресурсов, обеспечивает индивидуализацию, дифференциацию воспитания с учетом возможностей, способностей и уровнем развития детей, позволяет делать занятия более наглядными и динамичными, помогает детям почувствовать себя успешными, современными. Своей целью в общем развитии своих воспитанников считаю создание условий, поддерживающих и развивающих познавательную активность дошкольников, формирующих познавательные потребности и мотивацию детей, дающих возможности реализовывать индивидуальные познавательные интересы.

Большое значение придаю организации воспитывающей среды, используя инновационные технологии:

  1. Организую совместную работу по оформлению игровой и спальных комнат детей, их личных уголков.
  2. Формирую позитивный характер межличностных отношений в группе путем включения всех детей в совместную деятельность внутри группы при проведении досуговых мероприятий, используя технологию проектной деятельности.
  3. Осуществляю организацию взаимодействия с ближайшим социальным окружением через проведение шефской работы, посещения дома культуры, почты, магазинов, проведения трудовых десантов по благоустройству территории памятника воинам Великой Отечественной войны.
  4. Организую творческую, трудовую, досуговую, деятельность детей в виде участия в групповых, школьных мероприятиях, праздниках, тематических неделях, выставках, спортивных соревнованиях.

Создав условия для формирования компетентностей, необходимых для успешной адаптации и вхождения в социум воспитанников, через внедрение инновационных технологий в воспитательный процесс, я добилась качественных изменений в показателях мониторинга уровня социального развития детей своей группы. На досуговых мероприятиях по нравственному и патриотическому воспитанию я использую технологию интерактивного обучения как способ усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений педагога и воспитанника. В процессе воспитания, при использовании игровых технологий, театрализованной деятельности, создания проблемных ситуаций, совместная деятельность воспитателя и детей, организуется таким образом, что воспитанники учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы. Знакомя детей с темой «Моя малая Родина», я организовывала экскурсии по достопримечательностям села Черемошны (музей, памятники, родники, вместе с детьми принимала участие в сельских митингах (изготовление венка Славы, несение почетного караула у памятника Неизвестному солдату) Под моим руководством воспитанники участвуют в концертах ко дню пожилого человека, ко Дню учителя, ко Дню Победы и дp., в выставках к различным праздникам. Благодаря работе, проведенной по патриотическому и нравственному воспитанию изменились показатели мониторинга уровня социального развития детей группы в положительной динамике.

Используемая мной технология проектного обучения на занятиях по экологическому, трудовому и нравственно-патриотическому воспитанию, ориентирована на творческую самореализацию личности воспитанника путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания творческого проекта. Благодаря работе над проектами «Мини-музей Русская изба», «Зимний сад», «Копилка добрых дел» получен результат – повышение уровня социального развития по показателям мониторинга.

В настоящее время стало возможным достаточно широкое применение компьютерных технологий. В частности, на своих занятиях по физическому воспитанию я широко использую компьютерные презентации. Благодаря этому для детей стали интересными профилактические занятия, например, «Скажем: нет вредным привычкам».

Практические занятия, где дети с интересом изготовляли поделки своими руками, например, цикл занятий: «Мастерская Деда Мороза». Наряду с вышеописанными результатами по реализации программы воспитательной работы я мотивировала воспитанников на посещение кружка «Юный краевед», где различными методами и через разнообразные формы работы продолжается развитие социальной компетенции дошкольников.

Результатом целенаправленной деятельности в взаимодействии с социумом являются участие и выступление дошкольников в сельских традиционных праздниках, концертах, выставках, награждение воспитанников и их семей грамотами, благодарственными письмами, что положительно влияет на развитие социально-личностных качеств детей.

Ознакомление дошкольников с многообразием окружающего мира позволяет мне расширить осведомленность детей в разных областях и их кругозор, формировать у детей познавательный интерес, элементарный опыт необходимых в конкретных обстоятельствах действий, способствовать воспитанию самостоятельности в принятии решения поставленной проблемы. В ходе воспитательно-развивающей деятельности разработала серию занятий по ознакомлению с родным селом, традициями местных жителей, профессиями, востребованными именно в нашем районе (доярка, шофер, комбайнер, тракторист, повар и др.).

Исследовательская и проектная деятельность воспитанников является инновационной образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме. Поэтому активно использую преимущества проектной деятельности как основы формирования ключевых компетенций воспитанников. Разработала проект «Сообща», который направлен на ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы с. Черемошны и позволил расширить осведомленность об окружающем мире и кругозор, сформировал у детей познавательный интерес, воспитывал чувство гордости и уважения к своей малой родине и людям нашего села, труженикам, защитникам, талантливым и интересным личностям.

В своей работе я широко использую опытно – экспериментальную деятельность дошкольников. В группе оборудована мини – лаборатория, в которой имеются различные центры:

  • центр нравственно-патриотического воспитания,
  • центр сюжетных игр,
  • центр двигательной активности,
  • Родительский уголок,
  • центр строительно-конструктивных игр,
  • центр художественного творчества,
  • центр литературы и обучения грамоте,
  • центр настольно-печатных игр,
  • центр природы,
  • центр театрализованной деятельности,
  • Весёлый зоопарк.

Я провожу с детьми занятия с использованием игрового экспериментирования и собственно исследовательской деятельности, которые позволяют обеспечить детей арсеналом исследовательских действий, расширить их представления о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах и взаимоотношениях

                Обобщение опыта работы по сотрудничеству
                                  с сельским социумом

Прежде, чем начать работу по теме, мною были изучены следующие программы и пособия:

– Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт-Петербург, 1999.

  • «Мой родной дом», «Маленькие россияне» (авт. Н. А. Арапова- Пискарёва)
  • «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью» (авт. Н. В. Алёшина)
  • «Я, ты, мы», «Как себя вести» (авт. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина). Знакомство с родным селом начинается с детского сада, который является частью социальной инфраструктуры. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом является неотъемлемой частью структуры развивающей среды. Детский сад представляет собой «социальный мир в миниатюре», поскольку здесь дети впервые знакомятся с различными видами деятельности человека: образование, культура, сфера услуг, медицина, физкультура и спорт и т.п. Поэтому детский сад является весьма важным этапом в их ознакомлении с социумом. Учитывая возрастные особенности развития дошкольников, я стараюсь максимально стимулировать социальное развитие детей, формировать навыки поведения в дошкольном образовательном учреждении, на участке, на экскурсии, при посещении учреждений образования и культуры, воспитывать у детей уважительное отношение к труду взрослых различных профессий. Наше дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Оно осуществляет взаимодействие со средой; предоставляет широкий спектр образовательных услуг.

Одним из путей повышения качества дошкольного образования я вижу в установлении прочных связей е социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого на мой взгляд, в первую очередь зависит его качество. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения и сельской инфраструктуры дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Одновременно этот поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования. Я строю связи с социумом на основе следующих принципов:

  1. сохранения имиджа учреждения в обществе
  2. установления коммуникаций между дошкольным

учреждением и социумом

Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Взаимоотношения в нашей дошкольной группе строятся с учетом интересов детей и родителей.

Мною совместно с представителями субъектов сельского социума разработана система организации совместной деятельности дошкольной группы «Сказка» с социумом:

  • составление плана совместной работы
  • информирование родителей о проводимых мероприятиях в активное участие родителей в запланированных мероприятиях
  • совместные совещания по итогам учебного года

В нашем дошкольном учреждении социально- коммуникативное развитие детей является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности. На основе многолетней практики сотрудничества дошкольного учреждения с социальными объектами разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом, что послужило основой для примерного содержания этой работы, которое представлено ниже.

Социальными партнерами в воспитании и развитии детей стали:

  • семья
  • сельская школа
  • культурно-общественные учреждения: музеи, библиотека
  • ДК
  • медико-оздоровительные организации: сельский ФАП
  • детская поликлиника городской больницы.

Социальная сфера – Медицина и здравоохранение, поскольку о качестве дошкольного образования можно говорить только тогда, когда в нем присутствуют здоровье-сберегающая и здоровье-укрепляющая составляющие, одной из задач педагогического коллектива является налаживание тесного сотрудничества дошкольной группы с детской поликлиникой. Построено четкое взаимодействие этих институтов детства: с одной стороны, врач-педиатр, логопед информируют родителей и педагогов о необходимости оказания помощи детям, с другой – медсестра сельского ФАПа контролирует выполнение рекомендаций врачей и при необходимости оказывает квалифицированную медицинскую помощь, своевременно делает прививки.

  1. Медицина в детском саду: знакомство с помещениями детского сада: медицинская комната, знакомство с профессиями врача, медицинской сестры
  2. ФАП: экскурсия в ФАП, формирование представлений о

лекарственных средствах и профессии фармацевта.

Социальная сфера – Образование:

Методическую работу координируют совместные педагогические советы, участниками которых являются учителя, воспитатели, медицинский работник. На них рассматриваются проблемы развития связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, серьезное внимание уделяется таким направлениям работы, как готовность руки дошкольника к обучению письму, подготовки дошкольников к обучению грамоте, готовность их к обучению чтению. В старшем дошкольном возрасте одним из центральных объектов ознакомления с социумом является школа. Большим успехом пользуются совместные мероприятия, проводимые на базе дошкольного учреждения.

  1. Детский сад: назначение, профессии; экскурсия по детскому саду (ознакомление, обобщение и закрепление представлений)
  2. Школа (МБОУ «Черемошёнская основная общеобразовательная школа»): экскурсии в школу, целевые посещения, совместные мероприятия («День знаний», «Осенняя выставка», «День первой книги»).
  1. Центр психолого-педагогической помощи: индивидуальные занятия специалистов с дошкольниками, диагностика готовности к школе.
  1. Библиотека: экскурсии в библиотеку, встречи с библиотекарем в детском саду

Социальная сфера – Культура и достопримечательности села:

Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования базиса личностной культуры мы установили тесные связи с школьным краеведческим музеем, сельской библиотекой. Данные учреждения в своем пространстве совмещают различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности. Тесное взаимодействие музейных педагогов, работников библиотеки и воспитателей дошкольного учреждения позволяет добиться эффективного педагогического результата. Также полезным, на наш взгляд, является проведение экскурсий и выставок сельских музеев. Наши воспитанники с удовольствием принимают гостей в своём мини-музее «Русская изба» и узнают много нового, не покидая пределов детского сада.

1.Музеи: назначение, экскурсии в школьный музей,

этнографический музей сельского ДК.

  1. Искусство в детском саду (целевое посещение выставок в детском саду), посещение кукольных спектаклей, участие в досуговых мероприятиях.
  2. ДК: участие в сельских праздничных программах. Задачи

художественно-эстетического воспитания дошкольников успешно

решаются в процессе приобщения детей к театральной и музыкальной культуре. Дом культуры – это особый мир, где ребёнок приобщается к искусству. Методист, художественный руководитель педагоги и участники музыкального и драматического кружков проводят огромную творческую работу со своими маленькими зрителями, привлекая их к участию в различных театрализованных представлениях, концертах, создавая для них настоящий праздник.

Социальная сфера – Физическая культура и спорт.

Важным звеном в работе дошкольной группы по взаимодействию с социумом является постоянное сотрудничество со спортивным залом, на базе которого проводятся такие мероприятия, как «Спартакиада», спортивный праздник «А ну-ка, мальчики!». Тесная связь с детской спортивной секцией в школе способствует не только развитию и популяризации спорта, но и воспитывает правильное представление о здоровом образе жизни у воспитанников дошкольной группы, которые принимают активное участие в совместных состязаниях.

  1. Физкультура в дошкольном учреждении

2.Спортзал школы: спортивные секции, развлечения, олимпиады

Социальная сфера – Сфера услуг.

Экскурсии на различные объекты социальной сферы села помогают решить ряд задач по социально- коммуникативному развитию дошкольников. Закрепление знаний детей о работе почты, сберкассы, обязанностях почтальона, приемщицы посылок и работника сберкассы. Дать детям знания о том, что, по почте можно отправить не только письма, но и посылки, а в сберкассе оплатить различные услуги, или взять деньги с карты и сберегательной книжки. Познакомить детей с работой приемщицы посылок. Воспитывать у детей уважение к людям труда. Работник почты кратко объясняет детям, для чего нужны почтовые ящики. Подготовленные к отправке письма дети торжественно опускают в почтовый ящик. Дети благодарят работников почты. Спустя некоторое время поинтересоваться у детей, пришли ли к их родителям письма. Кто доставал письмо из почтового ящика? Как родители отреагировали на приглашение?

О сберкассе ребятам также было очень интересно узнать, что скрывается за дверью этого учреждения, и какие функции оно выполняет. Дети это узнали, благодаря интересному рассказу работника сберкассы.

1.Сфера услуг в детском саду:

целевые посещения помещения в детском саду: пищеблок,

прачечная; ознакомление с профессиями повара, прачки.

        2.Экскурсии на почту, в сберкассу.

Взаимодействие с родителями.

Существенным признаком качества современного дошкольного образования является налаживание взаимодействия с семьями воспитанников, включение родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров, формирование у них чувства понимания важности и необходимости их роли в жизни ребенка и изменение их завышенных ожиданий от детей и дошкольной группы.

Объединение усилий дошкольного учреждения и родителей в процессе воспитания детей составляет непростую задачу, решение которой заключается в создании особой формы общения ’’доверительный деловой контакт”. Эта работа предполагает несколько этапов:

  • Трансляция родителям положительного образа ребенка, что способствует возникновению доброжелательных отношений с родителями с установкой на будущее сотрудничество с целью установления доверительных отношений.
  • Трансляция родителям знаний, которые могли бы быть полезными в семье с целью формирования и подкрепления установки к сотрудничеству.
  • Ознакомление воспитателем родителей с проблемами семьи в воспитании ребенка с целью оказания помощи в виде консультаций и рекомендаций.
  • Совместные исследования и формирование личности ребенка под девизом: “Давайте узнавать вместе” с целью перестройки собственных стереотипов общения с ребенком. Дошкольная группа работает в тесном контакте с Советом родителей, совместно решая задачи по изучению социума, выявлению неблагополучных семей, посещению семей на дому, проведению индивидуальных бесед с родителями по необходимости.

С годами выработалась определённая система сотрудничества меня как воспитателя и родителей. Это: организация системного обучения родителей воспитанию детей и навыкам жизни в семье, сочетание спонтанных, неформальных и организованных официальных консультаций, разработка инструктажей и рекомендаций по вопросам воспитания детей через оформление специальных стендов для родителей, оказание педагогической помощи, поддержки родителям через разнообразные формы и методы взаимодействия, накопление знаний и навыков по выполнению родительских функций по воспитанию детей, развитие умения правильного поведения в определенных ситуациях с пользой для всей семьи, эмоциональная поддержка родителей, обмен опытом в воспитании детей.

Изучаю формы взаимодействия с семьями воспитанников, которые позволяют достигнуть реального сотрудничества. В планировании работы я учитываю не только свой уровень знаний и умений семейного воспитания, но и уровень педагогической культуры семей, а также социальный запрос родителей (интересы, нужды, потребности).

Мною проводится социологический анализ контингента семей воспитанников, что помогает установлению согласованности действий, единства требований к детям, организации разных видов детской деятельности.

Повышению активности участия родителей в жизни дошкольного учреждения, осознанию ими доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольной группы как “помощника” семьи в развитии и воспитании детей способствует открытость учреждения для родителей, моё стремление к диалогу. Родители с каждым годом активнее принимают участие в жизни дошкольного учреждения. Так, на День семьи совместными усилиями семей дошкольников и работников дошкольного учреждения было организовано «Семейное кафе», летом проводится праздник «Мама, папа, я – спортивная семья», а в феврале 2014 года родители приняли активнейшее участие в зимнем празднике «Олимпийские старты». Также родители участвуют в укреплении и расширении материально-технической базы. Проведение экскурсий и прогулок по селу является одним из лучших видов деятельности для ознакомления детей с окружающим миром и неотъемлемой частью экологического воспитания и оздоровительной работы.

Сам же по себе, комплексный подход к экологическому образованию детей дает возможность мне с наибольшей эффективностью использовать естественные природные условия, местоположение здания дошкольной группы. Дело в том, что «Сказка» находится в более выгодном положении природного ландшафта относительно многих других детских учреждений района. Окружающий само здание лесной массив, Вековая липовая аллея бывшей усадьбы Дьякова, березовая роща, луг, поле, пруд, сады – все в непосредственной близости от детского сада. Очевидно, что эти условия не могли быть не использованы в моей работе по экологическому образованию дошкольников.

В проведении целевых прогулок и экскурсий к разным природным объектам, для обеспечения безопасности детей, большую помощь оказывают родители. Педагог проводит беседы и консультации для родителей, знакомит их с тематическим планом по ознакомлению дошкольников с социумом. В выходные дни родители с детьми посещают культурные и памятные места села: (развалины усадьбы Дьякова, доброго друга И.С. Тургенева и А.А. Фета)

Таким образом решаются задачи воспитания духовно-нравственных чувств через ознакомление с историей и культурой родного села во взаимодействии с семьями дошкольников: знакомство детей с

природными особенностями родного села, воспитание в детях бережного отношения к природе, формирование экологической культуры у детей и их родителей, мотивация желания принимать участие в проведении

мероприятий по охране окружающей среды, знакомство детей с традициями и праздниками родного села, воспитание интереса к духовному наследию русского народа (через ознакомление детей с народными играми и забавами), привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. осознание потребности к формированию семейных ценностей, знакомство детей с творчеством местных народных умельцев.

Не от каждой семьи следует ждать форм проявления любви к родному селу, но если в ходе воспитательно-развивающей работы дети приобретут знания об истории села, достопримечательностях, природе родного села, традициях и праздниках русского народа (которые и по ныне отмечают в нашем селе), будут знать имена тех, кто прославил родное село, начнут проявлять интерес к событиям в жизни села и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, но можно считать, что цель и задачи спланированной работы выполнены.

В своей работе я использую следующие формы: беседы; чтение художественной литературы; обязательная образовательная деятельность; продуктивная деятельность; культурно – досуговая деятельность; экскурсии; кружковая деятельность, взаимодействие с родителями.

А изучение литературы по этой тематике позволило наиболее гармонично и доступно для детского восприятия организовать планирование работы и ее реализацию.

Развивающая среда: «Уголок родного края, экологический уголок природы родного края, уголок нашего творчества, геральдический уголок, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, фотоальбомы, художественная литература, мини-музей «Русская изба».

Для решения задач по социально-личностному развитию дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем дошкольном учреждении в обязательной образовательной деятельности и проходит через все образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие – непосредственно- образовательная деятельность по приобщению к народной культуре в игре; рассказы о святых и защитниках земли Русской; формирование способа безопасного поведения в мире природы; формирование представлений о труде взрослых;
  • художественно-эстетическое развитие – знакомство детей с народными промыслами, картинами русских художников, приобщение детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол), ознакомление с русскими народными и православными праздниками, а также с народными песнями и танцами;
  • познавательное развитие – это воспитание национального самосознания дошкольника, которое должно начинаться с ощущения того, что ребенок живет в России, на русской земле, говорит на родном языке и познает культуру своего народа, работа по экологическому воспитанию строится на основе народного календаря, связанного с временами года, что позволяет лучше понять и полюбить природу, а это одна из составляющих любви к родному краю;
  • речевое развитие – обогащение словаря детей новыми словами, эпитетами, пословицами, поговорками, образными выражениями, чтение художественной литературы – это сказки, потешки, поговорки, лучшие произведения русских писателей и поэтов,
  • физическое развитие – построено на народных играх разных видов. Это даёт возможность решать задачи физического воспитания с учетом индивидуальных особенностей детей.

В результате проведенной работы и на основании диагностики, можно сделать следующие выводы:

у воспитанников дошкольной группы возрос интерес к родному селу. Это нашло свое отражение и в детских рассказах, и рисунках;

дети с большим уважением стали относиться к членам своей семьи, к сверстникам;

повысилась познавательная активность детей;

повысился уровень активности родителей в жизни дошкольного учреждения (родители стали более активными и отзывчивыми).

Вместе с детьми и родителями в дальнейшем мы планируем проводить целенаправленную работу по возрождению семейных традиций и обычаев, как в семье, так и в родном селе. Для этого используя русские народные праздники, игры и забавы нашего края, знакомство с русской кухней и т. д.

В заключении хочется отметить, чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою родину, надо с детства научить его любить свой край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает. Постепенно ребенок понимает, что он – частица большого коллектива детского сада, школы, а затем и всей страны. Но никакие знания не дадут положительного результата, если воспитатель сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим селом.

    «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания». Эти слова К. Д. Ушинского в полной мере относятся к воспитанию интереса и любви к родному селу и родной стране.