Автор: Пожаркова Анна Петровна
учитель Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Средняя школа № 13 с углубленным изучением предметов» Великого Новгорода
«Социально-этический проект «Дети так не делятся!»
«Социально-этический проект «Дети так не делятся!»
Название учреждения: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 13 с углубленным изучением предметов» Великого Новгорода
Автор: Пожаркова Анна Петровна, учитель географии
Известно, что российские инвалиды живут как бы в параллельном мире. Они редко выходят на улицу и почти не появляются в общественных местах. Может быть, из-за этого, сталкиваясь с такими людьми, мы порой не знаем, как себя вести, и даже пугаемся – как сделать так, чтобы его не обидеть, не замечать его ограниченных возможностей или, наоборот, жалеть?
«Доступная среда для детей-инвалидов (ОВЗ)».
Доступность это не только обустройство архитектурной среды, это и человеческая или социальная среда, понимаемая прежде всего как совокупность общественных отношений которые создают люди в процессе своей деятельности. Более того, эта среда постоянно изменяется под воздействием человека. Таким образом, существует двусторонний процесс: среда воздействует на человека, и человек воздействует на среду, изменяя, преобразуя ее своими целенаправленными действиями. Другими словами, как взаимосвязь человека с природой, так и его социальное общение не могут осуществляться вне деятельности. В этом смысле человек всегда выступает как субъект общественных по природе отношений. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. Сотрудничество, взаимопонимание, сострадание, милосердие, уважение прав человека – толерантность, признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, здоровью, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Являясь нравственным качеством, толерантность не возникает на пустом месте и не является врожденным, как и практически любое нравственное качество. Толерантность подвергается развитию, стимулированию (прежде всего самостимулированию) и коррекции. Поэтому создание оптимальных условий для воспитания толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья встает в число первостепенных образовательных задач школы. Педагоги, ученики и родители должны быть готовы к новым мироощущениям, коммуникации, общению.
«Социально-этический проект «Дети так не делятся!» направлен на создание условий развития толерантных качеств личности учащегося, которые помогают понять и принять социальные различия между людьми, способствуют адекватному общению здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, социализацию личности школьника на основе формирования гражданской, познавательной, эмоциональной и поведенческой компетентностей. Проект выполняет как просветительскую функцию, так и создает условия для формирования жизненно важных личностных качеств у участников. Мотивирует учащихся школы на изучение и решение проблем детей с ОВЗ, формирует у участников образовательного процесса толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья, актуализирует человеческую потребность в сострадании и соучастии.
У участников проекта формируются компетентности (с позиции толерантности) – система общечеловеческих ценностей и толерантное мышление, широта взглядов на мир в целом (мировоззренческие горизонты)
способность принимать решения, нести ответственность за принятие идеи сообщества, принципы сотрудничества, развитие чувства принадлежности и причастности к значимым явлениям современного общества, способность признавать права и свободы других людей, уважение человеческого достоинства, этические правила общения.
Новизна проекта заключается во внедрении принципа интеграции теоретических знаний и практических навыков учащихся через интерактивные занятия с использованием ролевых игр, упражнений, тренингов, групповых дискуссий, взаимодействие со СМИ и других методов, позволяющих более полно вовлечь школьников в проблему и активно искать ее решение. Занятия по пониманию инвалидности в школе проводят молодые люди, с различными формами инвалидности, которые имеют специальную подготовку и навыки.
Уникальность проекта заключается в том, что занятия по пониманию инвалидности в школах проводят молодые люди, с различными формами инвалидности, которые имеют специальную подготовку и навыки. Ведущие занятий одновременно являются и ролевыми моделями.
Участники проекта ученики МАОУ «СОШ№13» совместно с Государственным областным бюджетным образовательным учреждением для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья специальный (коррекционный ) детский дом №3, Новгородская общественная организация молодых инвалидов «Новинвацентр». Нашими социальные партнёры МБУК «Библионика» филиал «Центр детской книги», МАОУ ПКС «Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов» (программа «Школа здорового образа жизни»), кафедра психологии ФБОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Я.Мудрого.
Разработка комплекса школьных внеурочных мероприятий для организации досуга детей с ОВЗ и здоровых учащихся школы включала в себя несколько этапов.
Совместная работа педагогического коллектива с советом старшеклассников, обсуждение идеи проекта, составление плана общешкольных мероприятий:
- Конкурс эссе «Дети так не делятся…»
- тематические выставки книг, лекции, дискуссии.
- акции «Цветик- семицветик» , «На Рождество с любовью»
- Школьная конференция:…Я представляю.
- Городская программа «Школа здорового образа жизни»
- Тренинг для учащихся старших классов «Если…»
- Конкурс рисунков, коллажей, презентаций, видеороликов.
- Мониторинг степени толерантности учащихся
- Специальные заседания Совета старшеклассников
- Классные часы и родительские собрания
Социально этический проект «Дети так не делятся!» состоялся 3 декабря в Международный День инвалида . Вестибюль школы превратился в выставочную экспозицию: баннеры с рисунками и сочинениями, коллажи, эссе, плакаты, в течении дня транслировались социальные ролики и презентации участников проекта, сопровождавшиеся разъяснительной работой волонтеров из состава совета старшеклассников. Беседы и тренинги молодых инвалидов из «Новинвацентр» не оставили равнодушными учеников 10-11 классов.
Особое впечатление осталось от Акции «Цветик – семицветик…» . Целую неделю в вестибюль школы стояли коробки и столы на которых лежали собранные подарки для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья для специального коррекционного детского дома №3, каждый день ученики , учителя, родители ,обслуживающий персонал и просто посторонние люди делали свой вклад , для этих детей. Каждый принял посильное участие, кто то после вопроса: «Зачем, так много?» услышав разъяснение спрашивал: «А можно завтра принести?», а дети с задержкой психического развития ,собрали самое большое количество подарков и памперсов , вот оно понимание чужой проблемы.
Когда увозили собранные игрушки, канцелярские товары, книги, альбомы карандаши, ко мне подошел мальчик и попросил подождать еще минут пять, вскоре на порог школы вошла мама с упаковкой памперсов «Простите, я не опоздала, а то ребенок так переживал, что я не успею». Ребенок переживал …..
В наше время благотворительность — это отдать вещи или кинуть монетку. Нужно чтобы родители вместе с детьми участвовали в благотворительных ярмарках, акциях, проектах, своими руками создавали игрушки и поделки, чтобы дети знали, что их труд поможет больному человеку, ребёнку или животному. Или, к примеру, устраивать благотворительный день рождения, когда вместо подарков можно помочь конкретному человеку. Вот это будет действительно весомый вклад родителей в воспитание детей. И тогда дети будут рождать собственные добрые инициативы, потому что они этого хотят, а не потому, что им навязали взрослые.
Участники проекта приобрели новые знания об инвалидах и их проблемах; получили первичные навыки необходимые для общения с инвалидами выработали этический словарь; изменили стереотипы по отношению к инвалидам и “другим ” людям; получили представление о городе – удобном для всех (безбарьерная архитектура); стали более терпимыми, доброжелательными по отношению к другим людям школы в целом, более подготовлены к обучению в ней детей с ОВЗ.
Привлечение учащихся школы к участию в мероприятиях и акциях социальной направленности будет способствовать возникновению волонтёрского движения в школе.
Практическая значимость проекта заключается в том, что накоплено немало методов и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников среднего звена, связанных с организацией деятельности детей в формате диалоговых форм работы.
Ожидаемые результаты.
«Социально-этический проект «Дети так не делятся!» будет способствовать гуманизации образовательной среды, изменению отношения здоровых детей к ребенку-инвалиду, ребёнку с ОВЗ, принятие его как личности.
Позитивные изменения:
Участниками проекта изучен большой теоритический материал, проведены интересные и социально – значимые коммуникационные события. Присвоение знаний, развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся сопровождается увеличением интереса к проблемам и особенностям жизни инвалидов. Активно формируется «Я-сознание».
Отмечаются:
- развитие самостоятельности детей через предоставление помощи;
- обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта;
- развитие толерантности, терпения, умение проявлять сострадание, сочувствие и гуманность;
- исключение формирования чувства превосходства;
- активизация любознательности, познавательных способностей через социальные акты коммуникации.
Проект создаёт широкую информационную и эмоциональную базу для дальнейшей творческой, исследовательской, волонтёрской деятельности школьников.
Проблемы
Формирование толерантного сознания и поведения детей возможно лишь при условии понимания идей, установок толерантности взрослым населением. Сами учителя, работающие в этом направлении, не всегда относятся к проблеме с пониманием, а порой даже с неприятием этой проблемы. Поэтому прежде чем проводить работу детей, необходимо формировать толерантное сознание учителей. Например, выпускать различные печатные материалы памятки, методические пособия, проводить обучающие семинары, деловые игры. Завтра мы не получим результат но если, кто ни будь, когда ни будь, спилит ножовкой по металлу торчащую из-под земли арматуру, чтобы никто на неё не наткнулся, значит наши действия были правильными.
Люди, не будьте равнодушными! От нашего с Вами участия в создании ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ многое зависит! Человеколюбие, участие в судьбе людей с ограниченными возможностями здоровья должны воспитываться как в семьях, так и в стенах учебных заведений. Не надо отмахиваться, будто бы Вас это не касается! Никто не застрахован от несчастного случая – помните об этом! И давайте-ка, каждый начнет с СЕБЯ! Оглянитесь вокруг, какой вклад Вы можете внести в нашу с Вами окружающую действительность, чтобы она стала ДОСТУПНОЙ для инвалидов, малышей и пожилых людей? Мы получим больше, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что Инвалид не инвалид, дети так не делятся.
ПРИЛОЖЕНИЕ1
Школьный социально – этический проект «Дети так не делятся…» (Мероприятия по формированию толерантной школьной среды) |
||
Мероприятия по параллелям | Класс | СРОК |
16 ноября – Международный день толерантности
Презентация и старт декады ТОЛЕРЕНТНОСТИ |
1-11 | 16.11. |
Обсуждение и просмотр мультфильма
«Цветик – семицветик», выставка рисунков (холл 1этаж нач.шк.) |
1-е классы | С 03 по 21 декабря |
Обсуждение литературных произведений: в т.ч. басни А.Толстого
«Два товарища» и т.п. Презентация рисунков, мини – сочинение, коллажей и т.п. (холл нач.шк.) |
2 –е классы | |
Дискуссия «Братья наши меньшие…»
Просмотр видиофильмов, в т.ч. мультфильма «Голубой щенок», «Котенок по имени Гав» и др. Коллективный коллаж « Что такое можно, и почему НЕЛЬЗЯ?» (холл нач.шк.) |
3-е классы | |
Библиотечный урок «Доброта и толерантность», обзор литературных произведений
Литературная конференция в рамках внеурочной деятельности. Выставка книг (ЦДК), учебные классы. |
4-е классы | |
Конкурс стихов, сочинений, фотоколлажей (холл 1этажа)
« Бабушка и дедушка мои лучшие друзья» |
5- е классы | |
Конкурс «Книга добрых советов».
Выпуск книжек – малышек. Презентация в библиотеке начальной школы. |
6 -е классы | |
Нон-стоп презентация «Что такое толерантность?»
|
7 -е классы | |
«Классный календарь» “Моя толерантная неделя… » (классный уголок) | 8 – е класс | |
Урок ДОБРА. Флешмоб «Доброта спасет мир!», площадка у входа в школу | 9 класс | |
Конкурс эссе «Проблема толерантности в современном мире» (в рамках недели русского языка и литературы) | 10 класс | |
Конкурс эссе «Межнациональные отношения»
«Проблемы толерантности в постсоветском пространстве» (в рамках недели общественных наук) |
11 класс | |
Общешкольные мероприятия | Класс | СРОК |
Брифинг «Русский язык — как средство межнационального общения» | 5-11 | 24-30 ноября |
3 декабря – Международный День инвалида
Презентация и старт школьного социально – этического проекта «Дети так не делятся…» |
1-11 | 03.12 |
Акция «Цветик – семицветик»
Набор канцелярских товаров, развивающих игр, видео игр, средства гигиены для:
|
1-11 | 28.11. |
Сбор макулатуры для частичного финансового обеспечения акции. | 1-11 | Ноябрь – декабрь |
Игра по ПДД «Правила дорожные всем нам знать положено!» | Клуб ЮИД «Перекрёсток» | 01.12. |
Информационно – ресурсный центр (ИРЦ)«НЕДЕЛЯ ДОБРОГО КИНО»: «Цирк бабочек», «Антон, тут рядом..», «Чурка» и т.п. | 8-11 классы | 8-13 декабря |
ВСТРЕЧА – КОНЦЕРТ «Вместе весело…» Ансамбль Государственного областного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида № 4 и учащиеся МАОУ «СОШ№34» (библиотека нач. школы) | 16 декабря |