ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Автор: Петрова Татьяна Юрьевна

учитель на дому

ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    В настоящее время ведется активный поиск эффективных путей вовлечения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в образовательный процесс. В работах многих исследователей отмечается, что важнейшим условием эффективных коррекционно-развивающих мероприятий с обучающимся является вовлечение семьи в образовательный процесс виде игры в домашних условиях. Семья, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, способна создавать наиболее благоприятные условия для воспитания и развития ребенка. На сколько будет эффективна коррекционно-развивающая работа с ребенком зависит то, на сколько правильно выбраны формы сотрудничества педагога с семьей. Направлениями работы педагога с родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья являются:

 – оказание квалифицированной психолого-педагогической поддержки родителям; 

− оказание помощи в организации адекватных взаимоотношений между − родителями и обучающимися; 

− организация условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;

 − помощь близким взрослым в создании комфортной для развития ребенка семейной среды. Повышению эффективности педагогической работы способствуют традиционные формы сотрудничества: консультации, беседы, выступления на школьных родительских собраниях, подготовка информационных стендов, буклетов, альбомов. Нетрадиционные формы: -(семинары-практикумы, тренинги, собрания); информационно-аналитические (тесты, опросы, анкетирование педагогов и родителей); досуговые (совместное участие в конкурсах, выставках, экскурсиях, спортивны соревнованиях); наглядно-информационные (дни открытых дверей, посещение занятий, уроков. мероприятий). 

    Эффективной формой работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является индивидуальное консультирование. Благодаря использованию данной формы работы у педагога есть возможность оказания профессиональной помощи в вопросах воспитания и обучения родителям обучающегося с ограниченными возможностями здоровья; профилактике перегрузок, выборе адекватного режима труда и отдыха для ребенка; выборе стратегии взаимоотношений с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка; хоть маленькая помощь по дому. Одной из эффективных форм является проведение практических занятий для родителей: − мастер-классы – форма передачи опыта посредством активной деятельности участников, где предполагается наличие массы практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы; Scientific Cooperation Center “Interactive plus” 3 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) − беседы-лекции, где происходит обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания. Достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи; 

− круглые столы, где с родителями обсуждаются актуальные проблемы обучения и воспитания детей; 

− проведение вечеров вопросов и ответов, на которых уточняются педагогические знания родителей, умения применять их на практике, узнавать о чем-либо новом, пополнять знаниями друг друга, обсуждать проблемы развития обучающихся. Так как, система работы педагога с родителями позволяет: оказать квалифицированную психолого-педагогическую поддержку родителям; привлечь к коррекционно-воспитательной работе всю семью ребенка; еженедельно информировать родителей о проведенных занятиях; предлагать задания для закрепления изученного материала; подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях в домашних условиях; повысить педагогическую культуру родителей. Каждая истема работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, по повышению компетентности и формированию адекватной оценки состояния ребенка должна являться частью программы коррекционно-развивающего воздействия на обучающегося с ОВЗ. 

Список используемой литературы

  1. Агаева И.Б. Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности / И.Б. Агаева // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2009. – №1. – С. 13–16. – EDN KJVWMZ 2. Велиева С.В. Формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в системе комплексного сопровождения / С.В. Велиева // Детский сад от А до Я. – 2009. – №3 (39). – С. 50–58. – EDN TWWJYX 
  2. Истратова О. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений. Практикум / О. Истратова. – М., 2018. – 316 с. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

 4 https://interactive-plus.ru Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) 4. Корельская Н.Г. «Особенная» семья – «особенный» ребенок: книга для родителей детей с отклонениями в развитии / Н.Г. Корельская. – М.: Советский спорт, 2003. – 314 с