“Сопровождение семьи особого ребёнка”

автор: Петрова Галина Владимировна

Воспитатель ГБОУ г. Москвы “Школа №89 имени А.П. Маресьева”

“Сопровождение семьи особого ребёнка”

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы “Школа №89 имени А.П. Маресьева”

“Сопровождение  семьи особого ребенка”

воспитатель Петрова Галина Владимировна

 

В современном мире есть множество проблем и на наш взгляд важнейшей из них является высокий уровень заболеваемости детей и неуклонный рост детской инвалидности.

Дети ОВЗ, нуждаются в особой заботе, общество должно предоставить им условия не только для лечения, но и для хорошей социальной адаптации, полноценного  разностороннего развития, обучения, получения образования. 

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной интеграции детей с ОВЗ и детей инвалидов. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена в новом Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 11, Статья 79). Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития. Создание системы специальных условий обучения и воспитания предусмотрено в новом Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 11, Статья 79).

Одним из первых педагогов, высказывавшихся о необходимости проявления заботы о воспитании и обучении больных детей, был знаменитый славянский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670). Он утверждал, что учить можно всех аномальных детей. В связи с этим Я.А.Коменский писал: «Возникает вопрос: можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? – Отвечаю: из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме нечеловека».

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с точки зрения педагогики, являются детьми «с особыми образовательными потребностями», для обучения которых необходимо создание специальных условий, специальной образовательной среды.

Больной ребенок требует большого внимания, особой заботы, иных сил, времени и финансовых расходов по его содержанию, развитию и воспитанию. К  всеобщему сожалению, не все родители способны оказать своим детям квалифицированную поддержку из-за отсутствия необходимых знаний об особенностях психофизического, интеллектуального, творческого развития детей с ограниченными возможностями здоровья; о специфике их обучения в домашних условиях; о сущности имеющихся у них проблем. Тем не менее, включение родителей в коррекционно-образовательный процесс является главным условием полноценного развития ребенка с особыми образовательными потребностями. В решении этой сложной задачи семье нужна помощь, участие и сопереживание, и это имеет первостепенное социальное, нравственное и духовное значение как для общества в целом, так и для отдельной семьи.

Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, требует особого сопровождения, которое должны обеспечить специалисты ДОО.

  1. Сознательное участие семьи в процессе социальной, педагогической и медицинской реабилитации ребенка, является одним из главных залогов успеха в нашей работе.

Именно родители, зная не только специфику заболевания ребенка, но и его настроение, привычки, предпочтения, особенности поведения, могут вовремя заметить, помощь каких специалистов и когда может понадобиться. Таким образом, сознательное участие семьи в процессе его социальной, педагогической и медицинской реабилитации – важнейшее условие социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Родителям чрезвычайно важно знать, какие права есть у их ребенка, в каких государственных и общественных учреждениях им смогут оказать поддержку. Родителям также важно знать, что своевременное обращение в учреждения здравоохранения, образования и социальной защиты населения для проведения комплексных реабилитационных мероприятий и оказания целенаправленной помощи специалистов является залогом дальнейшего успешного развития их ребенка.

Что является главным приоритетом в работе с “особыми детьми”? Во-первых, это ранняя диагностика первичного нарушения в развитии, целенаправленная психолого-медико-педагогическая помощь на ранних этапах развития ребенка. Создание условий для полноценной образовательной среды в соответствии с возможностями ребенка. Нам необходимо понять, помощь каких специалистов понадобится семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья?! Любые даже несущественные усилия по воспитанию, образованию и лечению малыша будут иметь успех только в том случае, если родители  будут достаточно информированы в вопросах обеспечения комплексного сопровождения ребенка. Если родители хорошо понимают и берут в расчет потребности, изменения в настроении и эмоциональное состояние своего ребенка.

Корректная первичная диагностика ребенка и его семьи является главным условием для плодотворной работы в сопровождении семьи особого ребёнка.

 Диагностика – это организация комплексного изучения всех сторон семейного взаимодействия, индивидуальных особенностей каждого члена семьи, а также определение эффективности проведенной работы. На данном этапе родители впервые знакомятся со специалистами (психологом, дефектологом, логопедом), которые в далее будут проводить коррекционные мероприятия. Для педагогов, результаты диагностики особенно важно преподнести родителям не как диагноз, а как оценку положения дел на настоящий момент. Если каждый из специалистов не просто выносит вердикт, а привлекает родителей к диагностике («посмотрите, как малыш хорошо справился», “в данном задании ребенок очень старался” или «это на сегодняшний день не особо получается»), то в основных случаях родители меньше оказывают сопротивления, когда результаты диагностики не слишком удачные. 

На первом этапе  очень важно создание доверительного отношения к специалисту, побудительных мотивов, заинтересованности родителей в участии в процессе реабилитации. Для этого можно использовать следующие приемы при обсуждении результатов диагностики: 

  • дать информацию родителям о состоянии ребенка с позиций особой гибкости детской психики и компенсаторных возможностях раннего возраста, при этом подчеркивая важность раннего начала реабилитации;
  • объяснить необходимость и важность их работы с ребенком в домашних условиях для выработки  бытовых навыков; 
  • показать, что успешность развития ребенка – это также и перспективы развития возможностей мамы и семьи в целом;
  • помочь осознанию необходимости восстановления нарушенных функций ребенка для жизни в период, когда родители не будут в состоянии оказывать помощь;
  • дать информацию об опыте других семей в похожем положении, привести примеры, когда высокая активность и сила воли родителей способствовали восстановлению, даже при неблагоприятном медицинском прогнозе. 

Второй этап. Более глубокое знакомство коллектива специалистов с родителями, налаживание непосредственного контакта и т.д. Необходимо ознакомить родителей с реализуемыми формами работы с семьей. 

Третий этап. Психологическая, коррекционно-педагогическая, медицинская помощь семье. Психокоррекционная работа направлена на гармонизацию детско-родительских отношений, коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Результатом данной работы является: 

  • оптимизация детско-родительских взаимоотношений; – коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • обучение родителей психологическим приемам саморегуляции;
  •  формирование у родителей активной жизненной позиции.

 На групповых занятиях снимается чувство вины, неприятие личности больного ребенка, формируется осознание роли родителей в развитии собственного ребенка, укрепляются внутрисемейные связи. Родителям ребенка поручаются реабилитационные мероприятия, которые должны проводиться регулярно изо дня в день и при этом не требуют специальных знаний и условий для проведения. К ним относятся лечебная гимнастика, развивающие занятия, прием препаратов и т.п. 

Коррекционно-педагогическая помощь направлена на формирование у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, обучение эффективным приемам коррекционной работы с детьми в домашних условиях. Результатами данной работы является: 

– формирование у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями; 

– обучение родителей эффективным приемам коррекционной работы с детьми в домашних условиях.

 Педагог знакомит родителей с приемами коррекционной работы, способам развития и формирования: – двигательной сферы и навыков самообслуживания; – мелкой моторики и зрительно-моторной координации; – познавательной сферы: процессов восприятия, внимания, памяти, мышления; – речи и коммуникативной сферы ребенка; – ведущей (игровой) деятельности ребенка. Обучение проводится специалистами на основе разработанной программы индивидуального сопровождения ребенка. 

Формы участия родителей на третьем этапе. 1) Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей. На занятиях родители осваивают формы правильного и содержательного взаимодействия со своим ребенком, так как они являются самой заинтересованной в успехе реабилитации стороной и больше всего времени проводят с ребенком. Анализируя результаты коррекционной работы важно искренне радоваться успехам ребенка, говорить о результативном вкладе родителей в успех, объяснять и разобрать причины неуспехов, поощрять ребенка к самостоятельности, показывая его возможности. Это очень стимулирует и подталкивает к действию родителей. Так же совместные занятия дают нам возможность привести в соответствие возможности ребенка и уровень требований к нему. Совместное творчество позволяет увидеть родителям в своих детях «особые способности и таланты», которых нет у других детей. 

2) Активно должна проходить просветительская работа через консультации, беседы. Важно ориентировать работу родителей не на будущий прогноз его психического развития, а на взаимодействие с ребенком в настоящий момент, на создание предметно–развивающей среды учитывающей особенности ребенка и значимости систематического проведения коррекционно–педагогических занятий в условиях семьи. 

3) Особую значимость имеют лекции для родителей, цель которых: 

  • ознакомить родителей с этапами психического развития ребенка;
  • дать информацию об основах и принципах методов воспитания и обучения, организации предметно–развивающего пространства для ребенка в семье;
  • проинформировать об условиях реабилитации, лечения, ухода за ребенком в стационаре и дома;
  • познакомить с закономерностями аномального развития.

На лекциях и консультациях эффективно использовать видеосъемки и фотографии моментов взаимодействия детей с близкими взрослыми и педагогом–психологом, демонстрировать соответствующие развивающие упражнения. При этом акцентировать внимание на наблюдении за реакциями своего ребенка и изменениями в его поведении для создания оптимальных условий развития.

4) Тренинг для родителей детей с ОВЗ. В ходе тренинга решается множество задач: 

  • выработка активной родительской позиции в процессе реабилитации ребенка;
  • снятие чувства вины родителей;
  • повышение самооценки участников;
  • самопознание, с точки зрения своего родительского поведения и родительской позиции;
  • развитие понимания родителями своего ребенка на основе личностно– ориентированного подхода;
  • повышение компетентности родителей в общении со своими детьми.

 Для решения этих задач используются следующие методы: проведение дискуссий, мини лекций, выполнение упражнений, игры. Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребенком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию.

 5) Клубная работа помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать социальные навыки в преодолении трудностей, возникших с появлением ребенка с ограниченными возможностями: 1. Родители видят, что вокруг есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; 2. Убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в реабилитации ребенка ведет к успеху; 3. Видят важность раннего вмешательства; 4. Принимают неискаженную реальность без обещания «золотых гор», получают объективную информацию, с описанием перспективы; 5. Понимают, что путь к цели будет трудным и долгим. 

В качестве критериев эффективности работы группы рассматриваются: сформированность у родителей адекватного понимания характера, личности и поступков ребенка (определяется по тесту-опроснику родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина); позитивный характер динамики семьи (изучается с помощью проективного теста «Социограмма «Моя семья»» В.В. Ткачевой). Следующим этапом работы является участие родителей в коррекционной работе. Основным показателем включенности родителей в коррекционно-развивающую работу является возрастание активности, понимания проблем и побед ребенка. Внешне это выражается в том, что семья начинает регулярно заниматься, выполнять рекомендации специалиста, делать свои пособия, приносить их на занятия.

Своевременное оказание необходимой психолого-медико-социальной помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребенка, улучшить его развитие, обеспечить его социальную адаптацию. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии является одним из важных звеньев в системе их реабилитации. В связи с этим, существует необходимость разработки программ сопровождения семей имеющих ребенка с ОВЗ. Целью такой программы будет: социально-психологическое содействие семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Владея полной картиной настоящего и реальным прогнозом, родители могут принять осознанное решение и нести ответственность за последующие шаги. Раннее включение родителей в коррекционную работу с ребенком позволяет, в большинстве случаев, нейтрализовать переживания родителей, изменить их позицию по отношению к воспитанию проблемного ребенка, а также сформировать адекватные способы взаимодействия со своим малышом. Важно то, что реализация планов реабилитационной работы с детьми с различными нарушениями может быть достигнута только при тесном сотрудничестве всех специалистов участвующих в этом процессе – педагогов, социальных педагогов, психологов, юриста, врачей – с родителями «особенного ребенка».

 

Список литературы:

  1. Данилюк Л.Е.  Проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями в общество здоровых детей//Социальная работа в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Белгород, 9-10.04. 2009 г.)/под ред. В.В. Бахарева, М.Е. Поленовой, Е.С. Сазоновой. -Белгород: БелГУ, 2009. -С. 308-311
  2. Письмо Заместителя министра МИНОБРНАУКИ РОССИИИР 535/07 от 06.2013 года «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
  3. Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. Под ред. А.И.Панова, Е.И.Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1997.– 364 с.
  4. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 3 [Текст] / В.И. Даль. – М. : Рус. Яз., 1998. – 556 с.
  5. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”. 
  6.  Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 2010 года № Пр-271 «Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”». 
  7.  Закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”

Интернет-ресурсы:

  1. http://stavminobr.ru/
  2. Интеграция лиц с ОВЗ в общество. Режим доступа:www. URLhttp://studopedia.ru/6_114961_abilitatsiya-detey-i-podrostkov.html – 17.11.2016 г.
  3. Организация социальной работы с детьми с ОВЗ. Режим доступа: www. URLhttp://xreferat.com/84/1469-2-organizaciya-social-noiy-raboty-s-det-mi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorov-ya.html – 22.11.2016 г.
  4. Основные проблемы детей-инвалидов и их семей. Режим доступа: www. URLhttp://studentdate.ru/osnovnie-problemi-detej-invalidov-i-ih-semej/ – 04.12.2016 г.