автор: Пестрикова Надежда Валерьевна
воспитатель МБДОУ “Детский сад 204 ”
“Полевые и луговые цветы”
Конспект занятия в старшей группе.
«Полевые и луговые цветы»
Цель
Развивать любознательность и познавательную мотивацию;
Расширять и обогащать знания детей о полевых и луговых цветах.
Развивать воображение и творческую активность;
Задачи:
- Расширять представления детей о растениях, учить различать и называть луговые цветы,
- развивать фантазию, память, мышление, способность правильно и грамотно высказывать свои мысли; развивать способность наблюдать и видеть красоту природы, беречь и любить её.
- Воспитывать желание и умение сохранять окружающий мир природы
- Учить детей отражать впечатления и наблюдения в художественно – творческой деятельности, используя нетрадиционную технику изображения – рисование пластилином.
- Побуждать детей передавать разнообразие природных форм полевых цветов.
- Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции работы и внесения дополнений в рисунок по теме работы.
Предварительная работа с детьми: наблюдения в природе, отгадывание загадок о цветах, рассматривание картин, чтение художественной литературы.
Оборудование: аудиозапись со звуком поезда, изображение полевых цветов, медальоны на каждого ребенка с изображением цветов.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята послушайте внимательно стихотворение-загадку и угадайте, о каком времени года идёт речь.
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь колосится,
Золотится пшеница.
Фрукты поспевают.
Когда это бывает? (Летом)
Воспитатель: Вот, наконец, и наступило лето красное! Мы так долго ждали его с вами! Скажите, какие же приметы лета вы знаете? (Ответы детей.)
Воспитатель: Сегодня я хочу вас пригласить на веселый цветочный луг. Туда мы отправимся с вами на паровозе. (Звучит звук поезда.) Дети становятся друг за другом за воспитателем и имитируют движение поезда.
Воспитатель: Вот мы и на месте. Здесь повсюду зеленая трава, но что-то не хватает? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, цветов и насекомых. Чтоб они тут появились, нам необходимо разгадать загадки. Вы готовы? (ответы детей), тогда слушайте:
То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли.
(Колокольчик)
Воспитатель: (дополняет) форма цветка напоминает колокол, но из-за своих малых размеров называется ласково «колокольчик». Колокольчики бывают синего, голубого, фиолетового, сиреневого и даже белого цветов. Рядом с колокольчиком можно увидеть и другой полевой цветок.
Воспитатель: молодцы, угадали. Давайте попробуем вспомнить, как он выглядит.
Ответы детей
Лепестки резные,
Синие такие.
Скромный цветок.
Это …
(василек)
Воспитатель: (дополняет)
У него прямой стебель, тёмно-зелёные листья, крупный цветок ярко-синего цвета, края лепестков имеют резные зубчики. Цветы василька считают целебными, их сушат, готовят из них отвары для лечения некоторых болезней.
Воспитатель: послушайте следующую загадку:
Белые реснички,
жёлтенький глазок.
Милый, романтичный,
полевой цветок.
(Ромашка)
Воспитатель: Верно. Ромашки выделяются среди других цветов своей белой «рубашечкой». Как же выглядит этот замечательный цветок: у него есть жёлтая середина, только она не гладкая, как может показаться вначале, а будто в мелкую точечку. А вокруг жёлтой серединки расположены белые лепестки.
Что растёт среди опушек
И на вырубках лесных?
Средь кустарников колючих,
На полянках луговых?
Что за травушка с цветами
Вас излечит, исцелит
И от множества болезней
Непременно защитит?
Она «горная отрада»,
Мы всегда ей очень рады.
Над ней Пчелка, словно жрица…
Как зовут её? …
(Душица)
Воспитатель: раньше люди добавляли ее в чай для аромата. Именно из-за душистого запаха, она и получила свое название.
Чтоб доилися коровы,
Корма лучше нет иного.
Косит весь российский север
Для коров душистый…
( клевер)
Воспитатель: У клевера красного хорошо видно, что головка состоит из отдельных цветков. Они распускаются не одновременно, краевые раньше, и иногда на полностью отцветшей головке можно видеть 1-2 цветка, оставшиеся неопыленными и ждущие своего шмеля.
Клевер делает очень питательным зеленый корм, хорошо сохнет в сене, быстро и хорошо отрастает после сенокоса.
После каждого правильного ответа, воспитатель выкладывает на полянку (ковер) изображение цветов
Воспитатель: Вы правильно отгадали все загадки, и наш луг стал очень красив!
Мы вспомнили, как выглядят некоторые из полевых цветов, а теперь предлагаю поиграть в игру «Найди пару». Ребята, наденьте медальоны «Цветы». Под музыку все будут танцевать. По сигналу каждый из вас должен найти свою пару- цветок. (Дети играют)
Воспитатель: Молодцы ребята, мы с вами заполнили наш луг полевыми цветами. Как хорошо на нашей летней полянке! Среди зелёной травы пестреют яркие душистые цветы. Над ними порхают разноцветные бабочки, стрекозы, мохнатые пчёлы. Насекомых привлекает яркая окраска лепестков и исходящий от цветов аромат. Цветы, растущие на лугах, полях, называются полевыми. Природа наделила их не только красотой, но и выносливостью: они не требуют ежедневного полива, им достаточно редкого дождика, их не нужно сажать, семена разносят в разные места насекомые на своих лапках, животные на своей шерсти, ветер. Полевые цветы кормят нектаром насекомых. А нам пора возвращаться. (Звучит звук поезда)
Воспитатель: Ребята! А может, мы украсим и нашу группу красивым луговым ковром? У меня есть уже готовая полянка, только нет цветов. Предлагаю слепить тот цветок, который больше всего понравился.
Во время работы провести разминку для пальчиков, сидя за столом. («Колокольчики»)
Воспитатель: какие у вас получились красивые работы. Эти цветы никогда не завянут и холодной зимой будут напоминать лето. Надо бережно относиться к природе: чтобы не рвали, не губили цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок…
Если все: и я, и ты-
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья и кусты…
И не будет красоты.
Этапы выполнения работы.
Воспитатель объясняет и может показать приемы оформления цветков, а стебельки, листья растений дети выполняют без помощи взрослого в самом начале работы.
Колокольчик. Раскатать шарик фиолетового (голубого, лилового, синего) цвета ,сделать из него лепёшечку. Стекой на ней сделать рядышком два надреза, слегка раздвинуть их, получившуюся в середине дорожку сплющить пальчиками, заострить. Колокольчик расположить наверху стебелька, слегка прижав цветок к картону.
Василёк. Скатать синий шарик, положить его наверх стебелька, нажать, сделав из него лепёшку-серединку будущего цветка. Раскатать колбаску синего цвета, стекой разделить её на несколько частей. Далее разложить колбаски-лепестки вокруг синей серединки, расплющивая их пальчиком, чтобы они стали более плоскими и широкими. При помощи стеки сделать неглубокие надрезы-зубчики по внешнему краю каждого лепестка, слегка их раздвигая.
Ромашка. Серединку ромашки делаем как у василька, но жёлтого цвета. Раскатать несколько тонких колбасок из белого пластилина. Стекой нарезать на равные части, как у василька. Расположить лепестки вокруг серединки, слегка надавливая на них для закрепления. На серединку цветка нанести точечки при помощи стержня от шариковой ручки.
Разминка для пальчиков
«Колокольчики»
В прятки пальчики играют Сжимать, разжимать пальцы рук.
И головки убирают, Открыть и закрыть глаза.
Словно синие цветки,
Распускают лепестки. Сводить и разводить пальцы «веером»
Наверху качаются,
Низко наклоняются. Наклоны кистей вправо-влево.
Колокольчик голубой Круговые движения кистями.
Поклонился нам с тобой. Наклоны кистей вниз-вверх.
Колокольчики-цветы Повороты кистями вправо-влево,
Очень вежливы, а ты? ладони кверху.