Инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников в рамках реализации национального проекта «Образование»

автор: Пестова Надежда Владимировна

воспитатель МБДОУ “Чистопольско-Высельский детский сад” ЧМР РТ, г. Чистополь

Инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников в рамках реализации национального проекта «Образование»

Инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников в рамках реализации национального проекта «Образование»

Пестова Надежда Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Чистопольско-Высельский детский сад» 

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

 

      Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации. Проблема духовно-нравственного становления детей, формирование у них гражданской позиции- очень трудное дело. Особенно актуально этот вопрос стоит в настоящее время, когда подменяются моральные принципы, исчезают семейные нравственные устои и пр. И в данном вопросе невозможно решать проблему без участия родителей (законных представителей), без непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Используя инновационные методики, нами разработано несколько проектов духовно-нравственной направленности: «Выселки-любимый край для детей ты просто рай!», «Дорога к Храму», «Люби и знай родной свой край», ориентирующих детей и родителей на воспитание любви к малой Родине, к землякам, к труду.

Несколько лет тому назад мы поставили перед собой цель проанализировать работу в данном направлении и найти такие формы взаимодействия с родителями, которые бы соответствовали бы требованиям направления национального проекта «Образование». В связи с этим мы поставили задачу обогащения семьи теми практиками воспитания и образования детей, которые накоплены в педагогической системе нашего дошкольного учреждения.

Главной задачей для нас стала ликвидация барьера между детским садом и родителями. Мы построили взаимодействие на принципах совместной деятельности с ориентацией педагогического взаимного воздействия на ребёнка. При этом целью семейного воспитания, так же как и общественного дошкольного, стало развитие личности ребёнка. Мы научились объединять свои усилия, чтобы обеспечить малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, потому что это стимулирует развитие его основных способностей, умение общаться со сверстниками и гарантирует подготовку к школе. Работу выстроили в направлении четырёх форм организации работы с родителями:

1) информационно – аналитическая,

2) досуговая,

3) познавательная,

4) наглядно – информационная.

Мы сумели наладить диалог с родителями, отказавшись от формального общения, отдав приоритет таким формам работы, как «круглый стол», вечера вопросов и ответов. Недавно мы выбрали такую инновационную форму сотрудничества детского сада с семьей, как создание группы в Viber и WhatsApp. Здесь происходит виртуальное общение родителей с воспитателями группы, где они высказывают свои предложения, пожелания, а воспитатель рассказывает о непосредственной жизни детского коллектива в реальном времени, добавляя фото и видео. 

   Большое внимание уделяем «информационному уголку», который находится в свободном для родителей доступе. Там родители знакомятся с такими рубриками, как «Цитата недели», «Цитата дня». В нашей приемной мы разместили родительскую почту- ящички для писем – вопросов от родителей. В этом учебном году нами созданы «почта родительских идей», куда папы и мамы анонимно опускают свои предложения в письменном виде, а «почта родительского гнева» готовит нас к дипломатичному решению проблем, к готовности помочь родителям увидеть работу педагога с детьми в полном объеме. Такая работа позволила нам организовать по просьбе родителей мастер –класс на тему «Игры татарского народа» и «Игры нашего детства» в прошлом учебном году и семинар-практикум на тему «Игры народов Поволжья» в текущем году. 

Цель наглядно – информационного направления – сделать интересный опыт воспитания в семье достоянием каждого и преподнести его так, чтобы самым безразличным родителям захотелось принять участие в жизни группы. Эта форма работы позволяет родителям активно участвовать в жизни ребёнка, а нам поддерживать «обратную связь» с семьёй.

     Впервые мы обратились к такой форме работы с родителями, как домашнее задание. Темы разные: от повторения песен и стихов наизусть, до закрепления детьми пройденного материала. Такая форма позволила родителям получить информацию о том, что должен знать и уметь их ребенок по каждой теме. Несложные домашние задания помогают не только вовлечь родителей в образовательный процесс, но и способствует поддерживать интерес к знаниям, умениям и навыкам у самого ребенка. Всё чаще мы стали замечать, что родители, выполняя задания, сами предлагают помощь в пополнении предметно-развивающей пространственной среды в группе. В этом учебном году мы запланировали дать домашнее задание- «детское портфолио», в котором будут задействованы совместно родители и дети, и где ребенок отразит свои интересы, желания, мечты. Мы планируем научить родителей систематически выделять особенно яркие и интересные моменты развития в жизни своего ребенка. Нами поставлена цель: обучить родителей сбалансированной репродуктивной и продуктивной деятельности, т.е. исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных форм активности в компетентностном подходе к созданию портфолио.

Для творческого общения с родителями мы используем такую форму  как тематические выставки («Любимый дом», «Семейный традиции», «Подарки для мамочки», «Добрые дела», «Моя главная мечта» и др.). Участие в такой работе предусматривает участие родителей и детей в совместной деятельности (сочинить сказку, нарисовать рисунок, вспомнить традиции, придумать мечту и пр.). Мы заметили, что в процессе совместной подготовки материалов к выставкам взрослые и дети лучше узнают друг друга; в семье появилась  потребность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома. Мы считаем, что совместное творчество – действенный метод в выстраивании продуктивных отношений воспитателей, родителей и детей.

Ежегодно мы совместно с родителями и воспитанниками  участвуем в благотворительных акциях, организованных сотрудниками Храма с. Чистопольские Выселки: готовим концертные номера для жителей на православные праздники, с родителями собираем помощь для воспитанников воскресной школы.. Помогая детям и пожилым людям, мы стремимся сформировать у детей основы нравственности: доброту, отзывчивость, сопереживание и пр. 

Также используем включение родителей в проведение тематических мероприятий по распространению положительного опыта семейного воспитания. Темы разнообразные: «Листаем семейный альбом», «Традиции нашей семьи», «В отпуск всей семьей», «Творчество в каждом» и т.д. В соответствии с направлением национального проекта «Образование» в истекшем учебном году родителям были предложены тематические мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию: 75 лет со Дня Победы, День народного единства (4 ноября), День России (12 июня), Суверенитет Татарстана (30 августа). Мы заметили: если взрослые члены семьи включаются в педагогический процесс, эффективность воспитательного воздействия на ребенка возрастает.

Заключение

Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось большой проблемой. Теперь обстановка иная. Благодаря внедрению национального проекта «Образование» мы обратили пристальное внимание на выполнение ключевой задачи по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации. Мы видим, что социальное партнерство — взаимовыгодное направление взаимодействия с семьями, направленное на обучение и развития детей. И здесь важно выбрать эффективные инновационные формы взаимодействия с родителями. Нами отобраны именно таковые, содержащие три составляющие:

  • активную позицию родителей в партнерстве с педагогами,
  • инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям,
  • применение в семейной среде.

В результате внедрения инновационных форм взаимодействия:

  1. мы стали чаще выходить на контакт со всеми родителями, а не только с активистами;
  2.  мы стали советоваться друг с другом, а родители стали предлагать, как лучше организовать мероприятие;
  3. дети становятся увереннее в себе, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей;
  4. мы, педагоги, стали инициативнее, смелее в проявлении творчества, фантазии, претворяя новые идеи в жизнь;
  5. родители стали с удовольствием поддерживать педагога;
  6. изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими;
  7. родители стали применять наиболее удачные педагогические приемы, обогащая содержание домашнего воспитания;
  8. совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс открыло для нас новые возможности в работе с семьями воспитанников и создало дополнительные возможности для развития детей. В результате работы были созданы:

1) банк конспектов мероприятий, направленных на вовлечение родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада;

2) брошюра «Реализация нацпроекта «Образование» по вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ, в которой представлен опыт работы детского сада.

3) консультация «Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ как важное условие реализации нацпроекта «Образование».

Таким образом, нацпроект «Образование» дает нам возможность осваивать новые, активные формы работы с родителями,  вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом и будем искать новые пути взаимодействия с родителями, сохраняя наработанное. Работа в режиме поисков новых инновационных форм помогает нам совершенствоваться и профессионально реализовываться в направлении достижения поставленной цели и решении задач, поставленных перед дошкольным образованием в национальном проекте «Образование».

 

Библиографический список

  1. Бабыбина Т.Ф., Гильманова Л.В., Головенко В.Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи /Управление детским садом/ .– М.: ТЦ Сфера, 2016.-128с.
  2. Давыдова О.И., Майер А.А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-128с
  3. Дыбина О.В. Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей дошкольного возраста: сборник научно-методических работ – Тольятти: ТГУ, 2008. – 156 с.