автор: Павленко Марина Рачиевна
учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Конспект урока литературного чтения по произведению Л.Н. Толстого « Лев и собачка»
Урок литературного чтения по произведению Л.Н. Толстого « Лев и собачка»
Цели урока:
1.Знакомство учащихся с рассказом Л.Н.Толстого «Лев и собачка».
2.Осознание учениками смысла произведения.
3. Развитие у учащихся творческого мышления, коммуникативных и речевых умений, воображения, навыков работы с текстом.
4. Помочь понять, в чём особенность жанра « Рассказ быль»
5. Воспитание в учащихся чувства милосердия, сочувствия, навыков взаимодействия, воспитывать любовь к животным.
6. Создание условий для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её; развития умения кратко излагать свои мысли.
7. Создание условий для развития фантазии, воображения, умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Оборудование:
– презентация Microsoft Power Point
– компьютер, проектор, экран;
– портрет Л.Н.Толстого;
– книги “Лев и собачка” Л.Н.Толстого;
– картинки льва и собачки;
– учебник по литературному чтению;
– индивидуальные карточки одна на парту; карточки со стихотворением одна на парту; карточка – самооценка на каждого ученика.
Организационный момент.
Ход урока
Слайд 1 «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)
Девочки, мальчики давайте улыбнемся друг другу, садитесь, пожалуйста.
Ребята, я очень люблю уроки литературного чтения, а вы их любите? За что? Скажите, что вы ждете от сегодняшнего урока? У вас на столах карточки – самооценки, в конце урока мы к ним обратимся.
Давайте проведем речевую разминку. Слайд 2
1.Купила бабуся бусы Марусе.
2.Испугался Рома грома,
Заревел он громче грома.
- Скороговорки:
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!
- Повторение пройденного материала.
Слайд 3 Ребята с творчеством, какого писателя мы недавно познакомились? Давайте вспомним, какие произведения нами были изучены, на партах у каждого лежит листочек с кроссвордом для работы в парах. Возьмите их.
- «Жил богатый купец, и было у него три дочери. Собрался он ехать за товаром и спросил у дочерей, что им привезти. Старшая попросила бусы, вторая — колечко, а меньшая говорит— Привези мне только ореховую ветку.» (Ореховая ветка)
- (Два брата)
- – Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала (Белка и волк).
- Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далёким прыжкам и удивляются хитрости зайца (Зайцы)
- «Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему или плакать».(Прыжок)
Какие вы молодцы, справились с заданием! А скажите, пожалуйста, чему учат нас рассказы Л.Н.Толстого? (Чтобы мы стали добрыми, внимательными и воспитанными)
III. Работа по теме урока:
Слайд 4 Ребята, а теперь отгадайте мою загадку:
Заворчал живой замок.
Лег у двери поперек,
Две медали на груди-
Лучше в дом не заходи.(Собачка)
В последнее время на улицах городов и сел бродят бездомные собаки. Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живет рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. Ребята, а как можно охарактеризовать собаку? Работа на доске (добрая, друг человека, защитник, домашняя, преданная)
В произведении, которое мы будем сегодня изучать говорится не только о собачке.
Слайд 5 С царственной гривой, с гордой походкой
Осмотрит свои он владения зорко.
Даже не думай встать на пути
С царской особой ты не шути. (Лев)
Характеризуйте льва ( дикий, царь зверей, хищник, жестокий, безжалостный).
Возможна ли дружба между ними? Между слабым и сильным? Почему? (Слушание ответов учащихся, обсуждение) Сегодня мы попробуем найти ответ на этот вопрос и прочитаем удивительную историю о животных.).
Догадались ли вы, о чем пойдет речь на уроке? (Это произведение называется “Лев и собачка”). Слайд 6 Какой жанр произведения? Какое слово написано под названием? (Быль) Как вы думаете, что такое быль? Давайте найдём определение этому понятию в словаре литературных терминов. (Быль – это событие, происходившее в действительности, рассказ о действительном событии, происшествии.)
Выстроим план наших действий по работе с новым произведением: на доске
1.Знакомство с произведением.
- Работа с текстом.
- Главные герои. Их взаимоотношения.
- Позиция автора (что хотел донести автор до читателя) и читателя (ваше мнение, что понравилось).
А перед тем как вы будите внимательными слушателями, я вам скажу, что в тексте будут встречаться незнакомые или непонятные слова. Давайте поработаем с ними:
Зверинец –зоопарк.
Барин – богатый человек, который имеет прислугу.
Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.
Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.
Издохла – умерла.
Засовы – большие дверные задвижки.
Эта история произошла далеко от России. Возможно, её рассказал Льву Толстому кто – нибудь из моряков, бывавших в лондонском порту. А видел кто – нибудь, как кормят хищных зверей в зоопарке? Так вот, раньше хищников кормили нередко бездомными животными. Послушайте, что произошло в одном из таких зоопарков.
Слайд 7 (учитель читает текст)
IV. Первичное восприятие.
Понравилось вам произведение? Какие чувства у вас вызвала эта быль? Хорошо, тогда этот рассказ о чем? Давайте теперь прочитаем вместе. Дети читают по абзацу.
Назовите, главных героев были.
Прочитаем, как начинается рассказ. (1 часть рассказа).
Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ? Что он хотел нам показать?
(Люди безжалостны – уничтожают животных и смотрят на расправу. Чтобы такого никогда не было, хочет научить нас любить животных)
Найдите и прочитайте в тексте, как произошла встреча льва и собачки. (2 часть рассказа). Какие действия совершает собачка – найдите и назовите глаголы, которые передают эти действия.
Что вы можете сказать о собачке? Какая она? (Добрая, ласковая, предлагает дружбу)
Какие действия совершает лев?
Каким мы видим льва в этой ситуации? (Рассматривает, понравилась)
Что повлияло на душевное состояние льва, ведь до этого лев съедал животных? (Собачка ласковая, приветливая, сумела поменять настроение льва).
Что сблизило этих двух животных? (Они оба одиноки)
Как протекала жизнь льва и собачки дальше? (Чтение – 3 часть рассказа)
Кем стала собачка для льва? (Другом)
Читаем заключительную часть. (4 часть рассказа)
Как ведёт себя лев? (Горюет, не выдерживает разлуки, преданный)
Что значит быть преданным? (Варианты ответов).
Как смерть друга повлияла на льва? Найдите и прочитайте из текста.
Кроме Льва и собачки , какие есть герои в этом произведении? Как их описывает Л.Н. Толстой и какие они у вас чувства вызывают? Хозяин пытался изменить ситуацию каким образом? Что сделал хозяин? Что же сделал Лев? Почему? Можно так быстро поменять свои чувства?
Лев остался, каким по отношению к этой собачке?
Выразите своё отношение к рассказу, что больше всего понравилось?
Что огорчило? Как бы вы теперь ответили на вопрос « Может ли дружить сильный со слабым?»
В произведении «Лев и собачка» есть иллюстрации? Найдите эпизод, который ей соответствует и прочитайте.
V. Физминутка
- Подведение итогов. Слайд 8
Выберите пословицы, которые подходят к этому рассказу.
1)Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
2)Волка ноги кормят.
3)Ленивому всегда праздник.
С какой целью и для чего написал это произведение Л.Н Толстой?
Сегодня на уроке:
Мы с вами узнали –
Мы с вами научились –
Нам было интересно –
Нам было трудно –
Домашнее задание:
1) Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.
2) Выразительное чтение, нарисовать рисунок по произведению.
Оцените свою работу на листах – самооценки на уроке.
Спасибо, что вы были очень чуткими и смогли понять глубокий смысл этого рассказа.