Автор: Паббо Надежда Алексеевна
Преподаватель фортепиано МБУДО “Приладожская детская школа искусств”,п. Приладожский, Ленинградская область.
Открытый урок “Первые навыки звукоизвлечения ”
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Приладожская детская школа искусств
План-конспект открытого урока
Преподаватель: Паббо Надежда Алексеевна
Тема урока: Первые навыки звукоизвлечения.Освоение штрихов.Применение их в музыкальных произведениях.
Форма проведения: индивидуальная
Класс: 1класс
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Систематизация и обобщение знаний,умений и навыков по заявленной теме.
Задачи урока:
Образовательная:
• Закрепление игровых навыков на фортепиано (приемы нон легато, стаккато и легато);
• Ознакомление с основными терминами в сочетании с работой над художественным исполнением.
• Формирование у ученика умения работать с нотным материалом ,умение играть в ансамбле с преподавателем
Воспитательная:
• Воспитывать творческое отношение к работе над техническим развитием
• Воспитывать любовь к ярким, музыкально-выразительным средствам исполнения
Развивающая:
• Развивать волю и самостоятельность в работе над музыкальными произведениями
• Развивать стремление к свободному и правильному овладению кисти
• Развивать слуховые впечатления через правильное интонирование
Методы обучения:
-наглядный (слуховой и зрительный);
-словесный (рассказ, объяснение, диалог);
– иллюстративный в сочетании с репродуктивным (показ учителем и воспроизведение услышанного учеником).
-эмпирический метод ( метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания приемов звукоизвлечения).
Методические приёмы:
-творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность; –побуждение к самоконтролю;
– пропевание мелодии,счёт длительностей вслух;
-поощрение (с целью стимуляции их интереса к занятиям) как способ вызвать положительные эмоции.
Оборудование и материалы:
– просторное светлое помещение;
– фортепиано.
-подставка для ног
-нотная литература
План урока
1.Вступительная часть
Приветствие. Организация внимания обучающегося.Мотивация на предстоящюю работу. Сообщение темы ,цели урока. (1-2 минуты)
2.Основная часть. Раскрытие и закрепление темы урока.(25-30 минут)
3.Заключительная часть. Объяснение домашнего задания.(2-3 минуты)
Ход урока
- Организационный момент
Добрый день,уважаемые коллеги.Мы проводим открытое занятие с обучающимся 1 класса .Михаил обучается по предпрофессиональной программе «Фортепиано».
Тема занятия: «Первые навыки звукоизвлечения»
Цель занятия: Добиться правильного звукоизвлечения приёмами нон-легато,легато,стаккато на начальном этапе обучения .
Сегодня на уроке мы будем продолжать работу над музыкальными произведениями . Вспомним, какие мы знаем приёмы игры на фортепиано. II. Основная часть
Учитель: Миша, каждое наше занятие мы начинаем с исполнения гамм.
Проиграй пожалуйста гамму соль мажор ( гамма,аккорды,арпеджио).
Скажи ,каким приёмом игры из трёх знакомых тебе,ты исполнил гамму.
Ученик: Легато
Учитель: Что означает «Легато»
Ученик: Связно
Учитель:Хорошо.А какие приёмы игры ты ещё знаешь?
Ученик: Стаккато,Нон-легато.
Учитель:Сыграй гамму соль мажор приёмом «Стаккато»,а затем «Нон-легато».(Проигрывает).В чём разница исполнения?
Ученик: «Стаккато» надо играть отрывисто,а «Нон-легато», отделяя каждую клавишу.
Учитель:Хорошо.Все эти приёмы игры на фортепиано носят название «Штрихи».Скажи пожалуйста,как ты понимаешь слово «Штрих».
Ученик: Как- будто заштриховать или замазать.
Учитель:В переводе с немецкого -штрих –это черта(линия).Ты спросишь ,как это связано с исполнением музыкального произведения .Мы подчёркиваем детали нотного текста, делаем музыкальное произведение более выразительным. Штрихи в музыке- это средства выразительности.
Штрих- способ(приём или метод)исполнения нот, группы нот, образующих звук .Штрихи определяют характер ,тембр, атаку и другие характеристики звучания того или иного произведения.
Например,если пьеса напевная,спокойная,то используется какой штрих?
Ученик: «Легато»
Учитель: А если быстрая,скачущая,прыгающая,то
Ученик: Стаккато
Учитель: А каким способом можно ещё разукрасить музыкальное произведение,сделать его более выразительным?
Ученик:Сыграть тихо или громко.
Учитель:Правильно.При помощи динамических оттенков-форте и пиано.
Я порекомендую тебе поиграть гамму тихо, затем громко. Я предлагаю тебе исполнить пьесу О.Геталовой «Едет паровоз».
Какой приём игры или штрих ты использовал в исполнении.?
Ученик: Нон-легато.
Учитель:А теперь давай вспомним русскую народную песню «Коровушка».
Каким штрихом исполняется пьеса?
Ученик:Легато
Учитель:Давай вспомним какое произведение ты играл приёмом стаккато?
Ученик: «Этюд»Е. Гнесиной
Учитель:Теперь предлагаю повторить русскую народную песню «Здравствуй,гостья Зима».Какие мы использовали штрихи, или приёмы игры?
Теперь приступаем к разучиванию новых произведений. Польская народная песня-«Висла» и «Украиская народная песня» Получилось ли самостоятельно разобрать эти произведения?
1.«Висла».Ученик проигрывает произведение. Обращаем внимание на штрихи, оттенки на ритмические особенности ,темп ,на форму произведения, на характер произведения .Это песня. Даже имеется текст, что облегчает разучивание. Пропеваем песню. Какой приём игры или штрих мы здесь используем?
Легато. Произведение звучит напевно, связно .Закрепляем. Повторяем . 2.«Украинская народная песня»Ученик проигрывает произведение.Чем же отличается оно в исполнении от предыдущего?
Ученик:Похожа на весёлый танец.
Учитель:Да,характер произведения отличается от «Вислы».И приёмы игры совершенно другие .Закрепляем.Повторяем.
III Заключительная часть.Рефлексия.
Беседа с учеником. Выявление недочетов. Способы решения недочётов. Домашнее задание
1. Гамму соль мажор поиграть тихо,громко,приёмами стаккато,легато,нон-легато.
- «Висла». Считать вслух. Пропеть .Добиваться связного звучания. Исполнять с динамическими оттенками.
3. Украинская народная песня. Исполнять без остановок. Исполнять правильными штрихами. Посредством динамических оттенков и штрихов показать характер произведения, закреплять ежедневно до получения ожидаемого результата.
Наш урок подошёл к концу.Спасибо,Миша.Спасибо,уважаемые коллеги.
Методические рекомендации
Работу над звукоизвлечением целесообразно начинать с nonlegato. Первоначальное освоение этого штриха воспитывает у ребёнка координацию всех частей руки, позволяя добиться нужной степени освобождения мышц и вырабатывает полный звук «на опоре», который впоследствии послужит хорошей основой для певучего, полноценного legato.
Работая над этим штрихом, необходимо приучить ребёнка слушать и оценивать звук, который у него получается – он не должен быть резким и сухим. Ребёнку нужно привыкнуть связывать качество звука с соответствующими движениями: полноценный, опорный звук – с мягким опусканием кисти, с глубоким нацеленным погружением подушечки слегка округлённого пальца в клавишу и небольшой кистевой пружинки-освобождения после этого погружения.
Сущность штриха legato заключена в плавном переходе (перетекании) одного звука в другой, причем этой плавности можно добиться, только при внимательном вслушивании. В этом случае особое значение приобретают вокальные примеры.
Штрих staccato, диаметрально противоположен приёму nonlegato. Этот штрих исполняется «из клавиши», снизу – вверх, а не наоборот. В этом случае становится очень важным тот самый приём снятия кисти, который был отработан в legato.
Вообще, начиная работу над штрихами, педагог должен дать ребёнку слуховые аналоги. Очень хорошим примером в этом плане является детская песенка «Тень-тень», в которой много различных действующих лиц – зайчик, лиса, ежи, медведь и коза – каждый из которых исполняет одну и ту же мелодию разными штрихами. Учитывая, что эта образность нашла отражение и в аккомпанементе, ребёнок быстро усваивает этот пример.
Мы должны помнить, что сознание ребёнка очень конкретно, поэтому штрихи нужно объяснять ребёнку не отдельно каждый (как некий абсолютный и единственно правильный способ игры), а в сравнении.
Обобщая всё выше сказанное в разделе о первых навыках звукоизвлечения, хочется сказать словами Г.Нейгауза: «Работа над звуком есть самая трудная работа, так как она тесно связана со слуховыми и – будем откровенны – душевными качествами ученика. Чем грубее слух, тем тупее звук».