Автор: Овчинникова Нино Мерабовна
Воспитатель МДОУ «Детский сад №86»
Педагогический опыт.
Обобщение инновационного педагогического опыта Овчинниковой Нино Мерабовны, воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №86 комбинированного вида»
Тема: «Формирование у дошкольников процесса познания окружающего мира посредством сенсорного восприятия»
Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
В отечественной педагогике дошкольное воспитание является важным этапом, определяющим все дальнейшее развитие ребенка. Период дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики развития проблема восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых, исследователей.
Сенсорное воспитание – направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного и нравственного воспитания в значительной степени зависит от сенсорного развития детей, т.е. насколько совершенно ребенок слышит, осязает, видит окружающее. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Сенсорная культура обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей.
Условия формирования ведущей идеи опыта,
условия возникновения, становления опыта.
Как верно отметил Л.А. Венгер, «одной из основных задач возраста является «сенсорное воспитание»
Большое внимание в последнее время уделяет воспитанию в семье и государстве. На одном из последних заседаний президиума Госсовета, посвященное политике в области семьи, материнства и детства от 17 февраля 2014 года, президент
В. В. Путин сказал: «Государство – должно создавать условия для повышения уровня и качества жизни обычной, рядовой российской семьи и ее общественного престижа, подумать о том, чтобы поднять престиж этой семьи при этом понимании, что ответственность за судьбу своих детей, конечно кроме государства, должна нести и сама семья».
Родители часто упускают из виду, что именно в раннем возрасте закладываются основы интеллектуального развития, внимание, воображения и умение сравнивать, анализировать, сопоставлять. У ребенка формируется умение выражать мысли словами.
Ребенку все интересно – это тот возраст, когда ребенок задает вопрос, «а почему?». Но дома в большинстве случаев ребенок слышит короткий ответ, который не дает ребенку всестороннего представления о предмете или явлении окружающего его мира. Он не может описать, найти взаимосвязь между отдельными явлениями. Также ребенок испытывает «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.
В утвержденном федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сказано: «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий становление сознания; развитие воображение и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира – (форме, цвете, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Деятельность педагогов и родителей по развитию сенсорного восприятия ребенка должна быть единой. Известно, что развитие ощущений создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (память, воображение, мышление),что в дальнейшем влияет на успешность обучения в школе.
Проработав множество методической литературы, я определилась и поставила перед собой
Цель: Сенсорное развитие, как средство ознакомления детей с окружающим миром.
Учитывая возрастные особенности, я определилась с задачами ее достижения:
1.Формировать у детей представление об объектах окружающего
мира, свойствах, умение сравнивать, анализировать.
2.Выделить основные требования к созданию развивающей среды для сенсорного воспитания детей.
3.Подобрать и систематизировать дидактические игры по сенсорному восприятию окружающей среды.
4.Подобрать разнообразные консультации для родителей.
Теоретическая база опыта.
Повышая уровень качества моей работы по изучению опыта известных исследователей С.Л. Новоселовой, Ш.А. Абдуллаевой , Э.Г. Пилюгиной , Э.Л. Фрухт доказано, что именно в раннем возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей.
Такие исследователи как А.В. Запорожец , Л.А. Венгер , А.П. Усова сформировали положения, которые легли в основу системы сенсорного воспитания: «Ребенок рождается с менее развитыми органами чувств, но не способен к восприятию окружающих его предметов в их целостности и постоянстве.
Такие зарубежные ученые, как Ф. Фребель , М. Монтессори , а также известные представители отечественной педагогики и психологии Е.И. Тихеева , А.П. Усова , говорили, что сенсорное воспитание – направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. На основании этого признано приоритетное значение сенсорного развития на этапе первых трех лет жизни.
Н.Н. Поддъяков в своих работах рассматривает сенсорное воспитание как «целенаправленное совершенствование и развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений)»
В целом отечественная система сенсорного воспитания по средствам окружающего мира опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С. Выготским , Б.Г. Ананьевым , С.Л. Рубинштейном , А.Н. Леонтьевым , А.В. Запорожцем , Л.А. Венгером.
Блaгодаря работам М. Монтессори , понятие «сенсорнaя культурa» прочна вошлa в дошкольную педагогику.
Технология опыта.
Формирование у детей дошкольников сенсорных знаний посредством восприятия.
Реализация цели предусматривает решение следующих задач:
- Создание условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе игры с дидактическим материалом;
- создать сенсорный уголок с набором дидактических игр и пособий;
- формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине, количестве).
- содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей посредством дидактических игр.
Для решения данных задач были разработаны следующие принципы:
- принцип разнообразной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
- принцип взаимосвязи умственного и физического сенсорного развития;
- принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
- принцип обеспечения познавательно-сенсорной практики;
- принцип наиболее тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей раннего возраста.
Предполагаемый результат опыта: формирование у детей дошкольного возраста сенсорных основ посредством восприятия окружающего мира.
Критерии эффективности опыта: обновление содержания воспитательной работы с детьми раннего возраста; активизация педагогического и культурного сознания родителей и педагогов по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста.
За короткий период в группе был создан сенсорный уголок с дидактическими пособиями и играми:
- мозаики, пазлы, вкладыши, пирамидки, настольно – печатные игры, игры – шнуровки, игры с пуговицами и прищепками, кубики, крупный строительный материал «Лего» и др.);
- наличие сухого бассейна;
- любимые игрушки детей, принесенные из дома;
- музыкальные и звучащие игрушки (колокольчики, барабаны, резиновые пищалки, дудочки, погремушки и др.)
- сюжетно – образные игрушки;
- театральные игрушки, маски;
- материалы для экспериментирования с водой и песком; емкости разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания предметов и др.
Созданы картотеки: «Пальчиковые игры», «Дидактические игры по сенсорному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста», «Игры – имитации», «Игры – подражания и инсценировки» и др.
Успешность сенсорного воспитания в большей степени зависит от того, как формируется процесс зрительного, слухового, осязаемого восприятия, совершенствуются различного рода действия с предметами и орудиями.
Педагог – учит детей обследовательским действиям, которые обеспечивают успешность достижения цели – предметного действия. Обследовательские действия – это выделение объекта из фона, анализ его признаков. (цвета, формы, величины), сравнение предметов или их частей между собой по этим свойствам, соотношение с эталонами.
Учитывая отмеченные особенности, можно выстраивать работу по сенсорному восприятию поэтапно.
- этап. Использование такого приема наложения предметов друг на друга, сопоставленных их по размеру, цвету, форме. Учить детей обследовать предметы, например, беря в руки шар, учит их накладывать на него ладони сверху, округляя их и невольно уподобляя форме предмета. Другие игрушки, имеющие грани, дети захватывают уже по-другому. Они обхватывают их сбоку, кончики пальцев фиксируют грани, испытывают рабочую напряженность. Полые предметы дети берут иначе: они складывают пальцы щепотью и опускают в полое пространство игрушки.
- этап. Использование приема обследования детьми предметов. Более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет детям размещать элементы мозаики в гнездах панели, накладывать детали строительных наборов друг на друга, точно воздействовать орудием на другой предмет. Положение руки при обследовании предметов, фиксирующее их форму, осуществляется на основе зрительно-тактильно кинестетических связей. При этом возникает как бы снятие “слепка”: глаз учит руку – рука учит глаз.
- этап. Использование приема на выделение отдельных свойств и сравнение предметов по указанному признаку, установление связи между ними. Дети вместе с воспитателем начинают устанавливать причинную зависимость наблюдаемых ими явлений: если не закрыть плотно часть матрешки, она развалится; если не надеть верхнюю часть пирамидки, кольца упадут со стержня. Происходит развитие процессов обобщения, на основе которого формируются понятия. Дети начинают выделять и обобщать качества, свойства предметов. Яблоко красное, флажок тоже красный, мяч и шарф красные.
- этап. Использование в работе экспериментирования в предметной деятельности. У детей на этом этапе изменяется отношение к своим действиям – они настойчиво добиваются результата, стремятся разделить предмет на части (разобрать пирамидку, матрешку). Производя эти действия, малыши исследуют предметы и свойства. Действия носят характер экспериментирования. Дети начинают устанавливать связь между действием и результатом, а чтобы получить удовлетворяющий их результат, учитывают ошибки и уточняют свои действия.
V этап. Использование в работе с орудийных действий. В обучении детей орудийным действием выделяют три стадии:
- дети воспринимают орудие как продолжение руки и действуют им как рукой;
- понимают смысл и последовательность отдельных составляющих орудийных действий;
- полностью овладевают техникой выполнения орудийного действия.
Действия с кубиками постепенно превращаются в конструктивную деятельность. Дети не только воспроизводят показанные действия, сооружают постройки, но и пытаются сами строить знакомые предметы. Они начинают рисовать, лепить. Действия с предметами-орудиями (расческой, мылом, салфеткой и др.) переносятся в другие виды деятельности.
Главная цель – расширить для детей окружающий мир, помочь реализовать сегодняшние возможности и создать условия для дальнейшего развития. В этом направлении действенную помощь оказывают интегрированные занятия с двигательным компонентом.
Значительное место в интегрированных занятиях занимают имитационные упражнения, подвижные игры, игры-упражнения, двигательные задания, пальчиковые игры. Каждое новое движение для ребенка – загадка, которую он непременно хочет разгадать, т.е. преодолеть. Открыв и освоив одно действие, ребенок стремится к поиску нового действия.
В сенсорно-интегрированной деятельности важное место занимает совместное экспериментирование детей и педагога (с клеем, тестом, водой, красками и т.д.), которое развивает у детей интерес действовать с различными материалами, доводить начатое дело до конца.
Таким образом, основное содержание сенсорного восприятия в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны. Работая над данной темой, я смогла убедиться в том, что сенсорный, чувственный опыт является источником познания окружающего мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто он будет овладевать новым в зрелом возрасте.
Анализ результативности.
Результатом моей работы является то, что детьми приобретены знания о сенсорных эталонах. Хорошему результату способствовало то, что сенсорное развитие детей осуществлялось как в непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной игровой деятельности педагога с детьми, в самостоятельной игровой деятельности детей. Но, главное были созданы соответствующие условия и предметно – пространственная среда в ДОУ.
В процессе работы по сенсорному воспитанию с дидактическим материалом у воспитанников обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию предметов, значительно расширилось представление об окружающем мире. У детей развилось умение сравнивать и сопоставлять предметы по форме, цвету, величине.
Дети стали свободнее общаться с воспитателем и сверстниками, с удовольствием играют в дидактические игры, проявляют познавательный интерес и любознательность к новым играм и пособиям, желание узнавать и исследовать предметы окружающего мира. В результате сенсорного воспитания дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности.
Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме сенсорного воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось желание играть с ребенком в игры по сенсорному воспитанию, интерес к изготовлению дидактических игр и пособий своими руками.
Надеюсь, что полученные знания в раннем возрасте послужат основанием и первым кирпичиком в фундаменте умственного и интеллектуального развития, а также желанию познавать, исследовать и открывать окружающий их мир с его неограниченными возможностями и свойствами.
Необходимо помнить, что сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте, будет способен открывать новые горизонты, исследовать окружающий мир.
Таким образом, становится очевидным, что, создавая все условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного развития ребенка.
Трудности и проблемы при использовании опыта.
Решение проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной и актуальной задачей, что связанно, прежде всегос возрастными особенностями детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Представленный опыт накладывает на педагога определенные обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста. Предполагает большую отдачу от самого педагога, задача которого не просто подобрать и изготовить дидактический материал, но и обучить каждого ребенка пользоваться этим материалом самостоятельно, вызвать интерес и вовлечь каждого воспитанника в игровую деятельность с дидактическим материалом, в ходе которой воспитанники приобретут устойчивые познания окружающего мира по сенсорным эталонам.
Рекомендации по использованию опыта.
Представленный опыт ориентирован на педагогов дошкольного образования, родителей, так как только во взаимопонимании и совместной деятельности можно прийти к положительным результатам работы.
Список используемой литературы.
- Н.Н. Подъяков, В.А. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду» – М., «Просвещение», 1981.
- Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» – М., «Просвещение», 1983.
- Е.Б. Волосова «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). – М., ЛИНКА- ПРЕСС, 1999.
- Якобсон С. Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: методическое пособие для воспитателя детского сада / С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева. — М.: Дрофа, 2006.
- Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей детских садов / Е. В. Зворыгина [и др.]; под ред. С. Л. Новоселовой. — 4-е изд. М.: Просвещение, 1985.
- Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателей детского сада / А. К. Бондаренко. — М.: Просвещение, 1985.
- Фролова, А. Н. Игры-занятия с малышами / А. Н. Фролова. — Киев: Рад. Шк., 1987.
- Игра дошкольника /Л. А. Абрамян [и др.]; под. Ред. С. Л. Новосёловой — М.: Просвещение, 1989.
- Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учеб.пособие для студ. пед. учеб. Заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 10-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.
- Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.
- М.: Просвещение, 1988.
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г.Под ред. Венгера Л.А.. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1988.
- Ю. М. Хохрякова. Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Учебно – метод. Пособие.
- М., ТЦ Сфера, 2014.
Приложение №1
Методическое пособие
по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста
Методическое пособие по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста через использование нетрадиционных игр и пособий “Ай, да игрушка”
Актуальность.
Второй год жизни ребенка характеризуется следующими важнейшими особенностями: он начинает говорить, ходить, овладевает разными способами действий с предметами. В его поведении все отчетливей прослеживаются элементы произвольности, целенаправленности, осознанности, что связано с дальнейшим развитием центральной нервной системы.
Познавательная активность детей раннего возраста формируется в процессе предметной деятельности, которая является ведущей в этот период времени и основы для ознакомления с окружающим. Особую категорию составляют специальные предметы, стимулирующие познавательную активность – это дидактические игрушки. Они дают не только обобщающую информацию относительно формы, величины, цвета предмета, на чёткие элементарные представления связи и отношениях вещей, их взаимодействие с окружающей средой. Поэтому дидактические игрушки незаменимы в развитии чувственных представлений о многообразии и свойствах предметного мира.
Задача педагога заключается в том, чтобы с помощью дидактической игрушки обратить внимание на данные свойства предмета, а затем предложить малышу выполнить ряд заданий на подбор (соотнесение, группировка, сортировка) игрушек по сходству или различию и т. п.
При планировании занятий с детьми второго года жизни учитываются два фактора, влияющие на развитие познавательной деятельности, это поддержание устойчивого ориентировочного интереса к дидактическим игрушкам и возможность самостоятельно действовать с ними, в результате чего дети постоянно делают для себя маленькие открытия.
Основы успешного обучения в школе и социальной адаптации закладываются у детей ещё в грудном возрасте. Чем раньше происходит развитие способностей ребенка, тем лучше они раскроются. Этому способствует правильные игрушки.
Чтобы как можно более целенаправленно развивать ребёнка на первых годах жизни, разработана специальная концепция игрушек.
В данном пособии предложены нетрадиционные игры и игрушки, как покупные, так и изготовленные педагогами и родителями. Игры полифункциональные, могут использоваться в различных целях. Предложенная серия игрушек охватывает все стороны сенсорного развития ребёнка раннего возраста, что предаёт данной работе особую значимость.
Теоретическое обоснование.
Л. С. Выготский дает заключение, что возраст до трех лет-это время возникновения ”устойчивого, независимо от внешних положений, осмысленного восприятия”. В этот период происходит скачок, ребенок начинает задавать окружающим вопросы. Для детей раннего возраста, так же как и для младенцев характерными являются сенсорные игры. Малыши с удовольствием возятся с песком, плещутся в воде, перекладывают предметы, пробуют их на вкус. Благодаря сенсорной игре дети узнают о свойствах физиологических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.
Исследования отечественных психологов Выгодского Л. С., Эльконина Д. Б., Блонского П. П., показывают, что ранний возраст является сензитивным, т. е. благо-приятным для развития воображения, восприятия, ручной умелости, речевого развития.
Пособие разработано с учетом данных научных исследований.
Технология опыта.
Цель: создание современного методического и дидактического комплекса для развития сенсорных способностей детей раннего возраста.
Задачи:
- Продолжать обогащать сенсорный опыт детей;
- Совершенствовать разнообразные действия с предметами;
- Развивать мелкую моторику руки;
- Развивать внимание, мышление, творческие способности;
- Продолжать учить соотносить форму, цвет, размер предмета с эталоном
В пособии предложен перспективный план использования игр в течение учебного года, игры могут использоваться на занятиях «Действия с дидактическим материалом» и в нерегламентированной деятельности.
Дается описание игры или игрушки с указанием названия и цели. Ценным является то, что пособие снабжено фотоприложением. Это облегчит возможность трансляции данного опыта.
Автором рекомендуется неоднократное повторение, закрепление знакомых игр с детьми в течение года. Также необходимо привлечение родителей к закреплению полученных детьми навыков в домашних условиях.
Адресная направленность.
Методическое пособие по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста через использование нетрадиционных игр и пособий “Ай, да игрушка” адресовано педагогам, работающим с детьми раннего возраста, родителям.
Новизна.
Новизна данного пособия заключается в систематизации и обобщении нетрадиционных игр, игрушек и пособий. Значимым является то, что в методическом пособии прилагаются авторские игры («Тактильные бусы», «Чудо книжка», «Сухой бассейн», «Баночки».)
Галерея нетрадиционных игр и пособий.
Игры с водой и песком.
Центр «Песок и вода» – помогает воспитателю в решении одной из важнейших задач развития ребёнка 2-3-х лет. Речь идет о самостоятельной игре – с экспериментированием, с различными подходящими для этого предметами и природными материалами.
Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т. д., а потом разрушать и снова построить.
Для игр с песком нужны совочки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, палочки грабельки).
Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, черепашек, кораблики, сачки, мячики, набор игрушек из разных материалов (для игры «что плавает», «что тонет», набор цветных камешков, ракушек.
Игры с водой.
Воспитатель предлагает ребенку экспериментирование с водой:
- Тонет не тонет
- Мокнет
- Со льдом
- Горячее, холодное
- Со снегом
- Растворяется (краска, гуашь)
- Вылавливание предметов сочком
- Путешествие кораблика
- Купание игрушек
- Стираем – маме помогаем
- Рыбалка
- Замерзание воды в сосуде
Игры с песком
- Сухой – закапывание предметов в песок
- Строительство пирамидок
- Рисуем палочками на песке
- Пересыпание песка из ладошки в ладошку
- Пересыпание с мельницы
- Сырой – печем печенье
- Игры с пасочками
- Закапывание, раскапывание игрушки в песке
- Строительство дорожки, горки
- Оставь свой след на песке
- Укладывание дорожек из камушков на песке
Веселые крышки
Цель:
Развитие сенсорного внимания, учить различать предметы по величине, группировать предметы по цвету, формировать представление у детей о величине, развивать координацию мелких мышц руки.
Ход игры:
Воспитатель и ребенок высыпают на стол крышки.
- Воспитатель предлагает ребёнку самую большую или маленькую крышку, показать определенного цвета или такую как у него;
- Построить башню из крышек;
- Выложить дорожку из крышек.
Сухой бассейн.
Цель:
Снятие напряжения, развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, творческой способности, совершенствования мелкой моторики рук.
Ход игры:
Сухой бассейн – это набор цветных крышек, собранных в коробке. Эту игру можно предложить ребенку в любое время: когда у него плохое настроение, или, наоборот, он слишком возбужден.
- «Купание» рук в сухом бассейне: погружение кистей рук, рук по локоть, плечи, шуршание крышками.
- Рассыпать крышки по ковру (столу, полу, предложите ребенку ответить на вопросы и выполнить задание:
- В тазике помещается много крышек?
- Какого цвета крышки?
- Какого цвета больше?
- Сортируем крышки по цветам.
- Детям предлагается рассыпать и собрать их, снова рассыпать и собрать, и так несколько раз.
- «Чьи бусы длиннее» малыш должен выложить на полу цепочки из крышек одного цвета или чередуя цвета;
- Строим пирамиды, башенки, арки, ворота. Ребенок строит различные сооружения, ставя крышки друг на друга. Если в игре принимают участие несколько детей, можно предложить им посоревноваться, например: «Чья башенка выше? »
Речевые кубики.
Цель:
Развитие словарного запаса слов, узнавать предметы на рисунке, развивать внимание детей, совершенствовать координацию рук.
Ход игры:
Крупные кубики с крупными, яркими изображениями на всех сторонах: предметов, действий, животных, размеров, цветов, несложных сюжетов, расположения предметов (использование предлогов в, на, за) .
Воспитатель предлагает ребенку кубик и просит его бросить на пол, ту картинку которая оказывается на верхней грани кубика, воспитатель рассматривает, ребенок называет, что изображено, его цвет, звукоподражание.
Прищепки.
Цель:
Совершенствовать мелкую моторику, закрепление основных цветов, умение группировать однородные предметы.
Ход игры:
У воспитателя заранее есть заготовки ежика, солнца, тучи, елки без лучи-ков, колючек, капелек. Ребенку предлагается подобрать и прищепить необходимую прищепку по цвету заготовки в нужном месте.
Картинки на крышках.
Цель:
Обогащение словарного запаса, развитие предметного восприятия.
Ход игры:
Воспитатель высыпает перед ребенком крышки с нарисованными предметными картинками, а ребенок рассматривает картинки и называет, что на них изображено.
Бусинки.
Цель:
Развитие мелкой моторики, развивать внимание, учить чередовать бусы по цвету, развивать координацию движения рук под зрительным контролем. Формировать понятие о количестве предметов, понимать слова «один» – «много».
Ход игры:
Воспитатель высыпает перед ребенком бусинки, а ребенок нанизывает бусы на шнурок чередую их по цвету, величине, форме.
Мышки.
Цель:
Развитие основных четырех цветов, ориентация в пространстве и начальные навыки счета.
Ход игры:
Чтобы кошка не нашла свою добычу, квартиры в домике такого же цвета, что и мышки. Дайте ребенку в руки одну мышку, предложить показать, где ее квартира. Иногда мышки выходят на прогулку: первая идет красная, последней – зеленая. Между ними желтая и голубая. Предложите ребенку расставить мышек в ряд.
Ай да книжка!
Цель:
Развитие тактильного восприятия, развитие речи, расширение словарного запаса слов. Знакомство с названиями простейших предметов и объектов.
Ход игры:
Все дети любят книжки, но, листая их неловкими пальчиками, рвут бумажные странички, наша книжка не порвется – её страницы сделаны из носовых платочков, так необходимым малышам. На каждой странице имеется красочная картинка, которую можно не только рассмотреть, но и потрогать, помять, даже использовать по прямому назначению, ведь такую книжку легко постирать.
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку на странице, назвать, что нарисовано.
Тактильные бусы.
Цель:
Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений.
Ход игры:
Бусы собраны из разных на ощупь предметов: пуговицы, бегунки, мягкие емкости с воздухом внутри и т д. У ребенка в руках бусы, воспитатель предлагает ребенку найти на них шершавую поверхность, гладкую, мягкую, твердую.
Пирамидка.
Цель:
Учить действия с предметами в определенной последовательности, развивать ориентировочные действия руки, глазомер при выполнении задания с однородными предметами разной величины, совершенствовать мелкую моторику, формировать умение правильно ориентироваться на словах «большой» – «маленький».
Ход игры:
Многофункциональная, мягкая пирамидка. Воспитатель разбирает пирамидку, а ребенку необходимо собрать пирамидку по размеру колец.
Кубик с кармашками.
Цель:
Развитие сенсорного внимания, мелкой моторики.
Ход игры:
Мягкий, крупный куб с кармашками основных цветов и плоскими предметами таких же цветов. Воспитатель предлагает ребенку заготовки предметов, ребенок вкладывает заготовку в нужный карман.
Шумящие коробочки.
Цель:
Развитие слухового внимания, умение различить звуки.
Ход игры:
Ребенку предлагается найти по звучанию такой же звук коробочки, что и у воспитателя, определить, что бренчит «громко» – «тихо», «глухо» – «звонко».
Баночки.
Цель:
Развитие мелкой моторики, координации движения рук.
Ход игры:
На столе раскладываются баночки с крышками, ребенок подбирает методом прикладывания крышку к нужной баночке, пытаясь подобрать необходимое. Баночки закрыты, ребенку предлагается открутить крышки.
Коробки – матрёшки.
Цель:
Обратить внимание детей на различие предметов по величине, формировать понимание слов «большой» – «маленький», вводить данные слова в активный словарь, учиться относить формы предметов с помощью проб. Выполнять простые действия с предметами. Открывать и закрыть коробки, познакомить с принципом складывания «одну в одну».
Ход игры:
Перед ребенком набор «коробок матрешек», ребенку необходимо подобрать крышку к данной коробке. Найти самую большую коробку или маленькую, собрать коробки «одна в одну» по величине (размеру).
Замки.
Цель:
Развитие мелкой моторики. Учить детей открывать и закрывать дверки.
Ход игры:
Воспитатель предлагает мелкие предметы спрятать в домик и закрыть замо-чек.
.
Приложение №2
Картотека дидактических игр для развития сенсорных эталонов
Тема «Наш любимый детский сад»
Дидактическая игра «Какого цвета предметы в нашей группе»
Цель: учить детей называть цвет с указанием признака.
Материал: интерьер группы, посуда, игрушки и другие вещи.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть цвет стен, мебели. Затем вызывает ребёнка и предлагает сказать, какого цвета стол, если ответ верный все хлопают в ладоши. Задание даётся поочерёдно, дети определяют цвет предмета, сравнивают предмет по цвету
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Цель: учить выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образу.
Материал: два набора объёмных и плоскостных фигур (шарики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники). Один набор фигур – в мешочке, другой – на столе.
Ход игры. Воспитатель заранее расставляют на столе геометрические фигуры и прячет мешочек с набором таких же фигур в групповой комнате. Дети ищут мешочек. По указанию педагога ребёнок находит в мешочке ту фигуру, которую показал воспитатель и называет её.
Дидактическая игра «Опиши по памяти».
Цель: развивать зрительную память у ребёнка.
Ход игры. На короткое время покажите детям одного из сверстников или картинку, затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие волосы, какое платье, какие глаза и т. д.
Дидактическая игра «Где ты находишься»
Цель: ориентирование в пространстве.
Ход игры. Дети находятся в детском саду в разных помещениях, с использованием сохранных анализаторов (обоняние, слух, осязание) должны сказать, где они находятся, и найти дорогу в группу.
Дидактическая игра «Найди на ощупь названную часть тела»
Цель: Формировать у детей представление о собственном теле, с помощью тактильных ощущений.
Ход игры. Дети должны стать парами и с закрытыми глазами найти друг у друга названные педагогом части тела, объяснить, где они находятся, используя в речи «выше», «ниже», «впереди», «сзади».
Тема «Я и моя семья»
Дидактическая игра «Узнай по голосу
Цель: развивать у детей слух и внимание, узнавать по голосу своих сверстников, воспитателей, родителей.
Ход игры. Дети сидят, а к ним спиной один из детей. Один из сидящих должен позвать по имени, а ребенок узнать. Если задача решена правильно, то ребята меняются местами. Можно привлечь к игре и взрослых.
Дидактическая игра «Большой – маленький».
Цель: развивать наблюдательность, соотносить реальные размеры с условной меркой.
Материал: набор полосок разной длины.
Ход игры. Дети рассказывают о своей семье и выкладывают полоски от самого высокого члена семьи до самого низкого, называя их по имена
Тема «Овощи»
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Цель: учить детей выбирать овощи на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.
Материал: два набора объемных овощей и картинок с изображением овощей.
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображением овощей и объясняет правила игры. По указанию педагога ребенок находит в мешочке такой же овощ, какой лежит на столе, называя его. Игра заканчивается, когда дети найдут все овощи.
Дидактическая игра «Определи на вкус».
Цель: продолжать различать по вкусу овощи.
Материал: поднос с нарезанными овощами (капуста, морковь, свекла, лук) и карточки с их изображением.
Ход игры. Ребенку предлагается с закрытыми глазами попробовать на вкус овощ, затем открыть глаза и выбрать тот овощ, который он попробовал.
Дидактическая игра «Выложи по контуру».
Цель: учить соотносить изображение на картинке с реальным объектом.
Материал: набор картинок с изображением овощей и их контурное изображение.
Ход игры. Участникам раздается по несколько картинок с контурным изображением овощей. Задача участников – правильно найти картинку с изображением овоща.
Шнуровка «Где живет червячок».
Цель: развитие мелкой моторики, закрепить предлоги.
Ход игры. Игра состоит из различных картонных предметов (яблоки, листья, гриб, корзина). Дети с помощью шнурка «пришивают» червячка на яблоко, или листик, овощ (отверстие для прошивания есть на предметах, и на червячке)
Тема «Фрукты»
Дидактическая игра «Волшебные краски».
Цель: научить детей смешивать краски для получения нового цвета.
Материал: апельсин, яблоко, киви. Раздаточный: листы бумаги, краски, баночки с водой, палитры, кисточки.
Ход игры. Воспитатель сообщает, что сегодня детям предстоит рисовать, не простыми, а волшебными красками. «Какого цвета апельсин!» Правильно, оранжевого. Предлагает детям смешать красную и жёлтую краски, чтобы получить оранжевый цвет. И раскрашивают апельсин. Для киви смешивают красную и синюю – коричневый, для яблока зелёный и жёлтый – салатовый цвет. Работы вывешиваются и анализируются, дети вспоминают, какие фрукты они знают и какого они цвета.
Дидактическая игра «Сложи картинку».
Цель: учить детей составлять сложную картинку из частей.
Материал: наборы сюжетных картинок и разрезных.
Ход игры. Предложить детям сложить картинку путём накладывания, по образцу или памяти.
Дидактическая игра «Оживи натюрморт».
Цель: уметь определять на ощупь фрукты.
Материал: карточки с изображением фруктов из бархатной бумаги.
Ход игры. Детям предлагаются карточки с изображением фруктов из бархатной бумаги. Задание: с закрытыми глазами определить, какой фрукт изображён.
Дидактическая игра «Узнай по запаху».
Цель: продолжать учить различать запахи в окружающем пространстве.
Материал: фрукты – апельсин, лимон, банан, яблоко, киви, слива, груша, мандарин.
Ход игры. Ребёнок с закрытыми глазами должен определить по запаху фрукт, который предложил воспитатель. Если задание выполнено правильно, то ему предлагают его съесть.
Тема «Осень»
Дидактическая игра «Разноцветные шарфы».
Цель: учить детей смешивать основные цвета для получения новых
оттенков.
Материал: краски красная, оранжевая, желтая; палитра, баночки с водой и кисти.
Ход игры. «Сегодня мы будем рисовать красивые шарфы» – говорит воспитатель и показывает образцы. Все это нарисовано двумя красками красной и желтой. А как же получилось три цвета. Надо взять две краски, одной из них нарисовать узор с одного края шарфа, другой – со второго края, смешать их на палитре и получится цвет, которым надо нарисовать узор в середине. Аналогично выполняется работа с другими цветами. Работы выставляются и оцениваются.
Дидактическая игра «Послушай – угадай».
Цель: развивать слуховое восприятие предметов в окружающем пространстве.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям узнать по звуку предметы, которые они издают при постукивании или при падении. Например: звук шагов, падение книги, постукивание ложкой по столу, шуршание осенних листьев, бумаги и т. д.
Тема «Одежда, головные уборы»
Дидактическая игра «Что из меха, что из фетра»
Цель: развивать зрительное и осязательное восприятие.
Материал: кусочки меха и фетра, и предметы одежды и головных уборов.
Ход игры. Каждый ребенок должен осязательно попробовать материал, а затем зрительно должен определить и назвать, из какого материала сделана та или иная вещь.
Дидактическая игра «Одеваю и снимаю»
Цель: расширить представления детей о сезонных видах одежды.
Материал: кукла с набором одежды
Ход игры. Детям дается задание – одеть куклу Катю в зимнюю, осеннюю, летнюю или весеннюю одежду.
Тема «Обувь»
Дидактическая игра «Подбери пару»
Цель: развивать логическое мышление и воображения.
Материал: набор картинок с изображением обуви.
Ход игры. Детям предлагают набор картинок с изображением разной обуви. Каждый ребёнок выбирает обувь и подбирает к ней пару. Дети называют обувь и рассказывают, в какое время года её можно носить.
Дидактическая игра «Дорисуй деталь»
Цель: закреплять знание цвета и геометрических фигур, умение анализировать и соблюдать последовательность узора.
Ход игры. Даны две картинки. На первой нарисован сапожок с орнаментом, а на другой только контур. Ребёнок должен дорисовать недостающие детали.
Дидактическая игра «Чей башмак больше»
Цель: закрепление знаний о величине и размере, систематизировать полученные знания.
Материал: набор карточек с изображением семьи, контуры ботинок, сапог, туфелек.
Ход игры. Детям раздаются картинки с изображением бабушки, дедушки, папы, мамы, юноши, девушки и детей разного возраста. В ходе игры детям нужно подобрать обувь, соблюдая размер и объясняя, почему они сделали этот выбор. В конце игры воспитатель предлагает раскрасить пару обуви.
Тема «Продукты питания»
Дидактическая игра «Волшебные мешочки».
Цель: учить определять на ощупь крупы.
Материал: стаканчики с гречкой, манкой, рисом, сахаром, солью.
Ход игры.Воспитатель предлагает определить на ощупь с закрытыми глазами, какая это крупа.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Цель: учить узнавать предметы на ощупь.
Материал: мешочек, бублик, конфета, яблоко, морковка.
Ход игры. Игроки по очереди находят в мешочке предметы на ощупь и называют его.
Тема «Посуда»
Дидактическая игра «Подбери крышку к посуде».
Цель: учить детей узнавать и создавать изображения предметов по отдельным деталям, творчески развивать замысел сверстника.
Материал: карточки с изображением деталей посуды.
Ход игры. Из горки карточек на столе дети берут по одной и подбирают крышку по размеру и цвету посуды.
Дидактическая игра «Из чего сделана посуда».
Цель: углублять представления детей о различных материалах, из которых сделана посуда: металле, дереве, стекле, пластмассе. Осваивать способы изучения предметов. Воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать.
Материал: посуда из разного материала.
Ход игры. В процессе игры дети называют материалы, их свойства, пытаются обобщить их, сравнивают с другими, находят общие и отличительные признаки.
Упражнение «У Федоры в чулане».
Цель: развитие зрительного восприятия и внимания.
Ход игры. Дети садятся на ковер. Ведущий показывает детям картинку с «зашумленными» изображениями посуды. Дети по очереди подходят, называют предмет, который он увидел, и обводят его.
Тема «Домашние животные»
Дидактическая игра «Чья это тень».
Цель: развивать логическое мышление и воображение.
Материал: листы бумаги, картинки с изображением разных животных, краски, кисти.
Ход игры. Переведите на карточки контуры легко узнаваемых животных. Покажите детям картинку и спросите, у кого на карточке есть тень этого животного. Тени можно раскрасить акварельной краской разных цветов.
Дидактическая игра «Совмести контурное и силуэтное изображение».
Цель: учить соотносить изображение на картинке с реальным объектом по силуэтному и контурному изображению.
Материал: набор картинок с реальным изображением домашних животных, с контурным и симметричным изображением.
Ход игры. Детям раздают карточки с реальным изображением животных. Задание: подобрать к своим изображениям контур и силуэт животного.
Тема «Домашние птицы»
Дидактическая игра «Чей голос?»
Цель: воспитывать слуховое внимание, умение обозначать словом звуки, развивать сообразительность, выдержку.
Материал демонстрационный: предметные картинки с изображением домашних птиц.
Книжка со звуками обитателей птичьего двора.
Ход игры. Воспитатель включает звуки, дети узнают их, находят картинку и называют действие (Петух – кукарекает, утка – крякает и т. д.) При правильном выполнении получают фишку, побеждает тот, кто больше наберет фишек.
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Цель: развитие зрительного восприятия, пространственных представлений, наглядно – образного мышления, внимания.
Материал: разрезные картинки домашние птицы или пазлы
Ход игры: Каждому ребенку предложить сложить картинку или вставить кусочки мозаики в общую картину. Действовать в «уме», мысленно примеривать пазлы, если не справятся, то путем подбора.
Тема «Дикие животные»
Дидактическая игра «Кто такой?»(соедини точки)
Цель: развивать воображение, учить представлять себе животное по их точечной схеме, развивать моторику кисти; умение внимательно следить за расположением точек.
Материал раздаточный: карточки со схематично изображенными животными (дикими, цветные карандаши
Ход игры. Воспитатель предлагает соединить все точки, получаются схемы обведенные карандашом, дети узнают животное. Потом можно предложить раскрасить его, дорисовать картинку.
Дидактическая игра «Лесные дорожки»
Цель: уметь зрительно найти дорожку к дому каждого животного, при затруднении можно карандашом провести по лабиринту.
Материал: карточки – лабиринты для каждого ребенка
Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти дорожку к домикам, кто справится быстрей, получает фишку.
Тема «Зима»
Дидактическая игра «Цветной лёд»
Цель: закреплять представление о взаимосвязи цветов
Материал демонстрационный: 3 большие банки с наклейками – оранжевый, зеленый, фиолетовый.
Материал раздаточный: баночки с водой, по 3 на каждого ребенка, кисти, тряпочки, краски, банки с водой для промывания кисточек.
Ход игры. Воспитатель: «Сегодня мы приготовим цветной лёд, нужно покрасить воду, и заморозить её. Нам нужен оранжевый, зеленый и фиолетовый, кто знает, как сделать оранжевую воду? Правильно, смешать желтую и красную краски, желтой взять побольше, чем красной. А как получить фиолетовую? Смешать красную и синюю.» На прогулке вода разливается в формочки из – под конфет, и замораживается, на следующий день, украшают ёлку, «клумбу» и т. д.
Дидактическая игра «Зимняя палитра»
Цель: закреплять умение получать смешением красок разные светлотные оттенки. Знакомить со светлотным рядом.
Материал демонстрационный: рисунок 3х синих воздушных шариков разной светлоты.
Материал раздаточный: листы бумаги, палитры, гуашь синяя и белая, вода, тряпочка.
Ход игры. Детям предлагается рассмотреть нарисованные шарики, все они синие, но разных оттенков, сначала самый светлый, потом потемнее, затем самый темный. У вас на столах синяя и белая краски. Как вы сделаете разные оттенки? Сначала вы положите на палитру много белой краски, для первого шарика вы к белой краске прибавите немножко синей, для второго побольше, а третий без добавления белой. Смешав нужные оттенки краски, дети раскрашивают шарики на своих листочках. Работы вывешиваются и обсуждаются детьми.
Тема «Зимующие птицы»
Дидактическая игра «Шерсть, перо, ткань» (на ощупь).
Цель: учить определять на ощупь материалы различной текстуры.
Материал раздаточный: разнообразные кусочки ткани из шерсти, перо, кожа, резина, глина.
Ход игры. Воспитатель предлагает просунуть в мешочек руку, взять кусочек чего – либо, и не глядя рассказать о нём «Теплый, холодный, шершавый, бархатистый, гладкий, пушистый, мягкий» и попробовать назвать что из этого предмета можно сделать. По аналогии можно использовать предметы и материалы другой текстуры и определить какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т.д.
Разрезные картинки «Сложи птицу».
Цель: развитие логического мышления, мелкой моторики рук.
Ход игры. Ребенку даются два одинаковых изображения: целое и разделенное на несколько частей (начиная с четырех, пяти).Задача ребенка собрать целое изображение вначале по образцу, затем без него. В качестве усложнения можно увеличивать количество фрагментов, а также сложность самого изображения.
Тема «Мебель»
Дидактическая игра «На чем человек сидел?»
(Игра – путешествие в прошлое кресла)
Цель: формировать представление о мебели, её функциях и свойствах, качестве материала, из которого выполнено
Материал: картинки с изображением разных кресел и стульев
Ход игры. Рассказ воспитателя о том, как человек преобразовывал мебель. Потом дети выбирают картину самого древнего стула и рассказывают о его частях. Следующий ребенок по другой картинке рассказывает что изменилось. Дети должны назвать форму, цвет, материал. Чей рассказ будет более полным, получает фишку.
Дидактическая игра «Новоселье у куклы».
Цель: учить детей понимать схематичное изображение сопоставлять план с пространством.
Материал: план, предварительно начерченный взрослым, мебель игрушечная (мелкая).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям следующую игровую ситуацию. Кукла Маша привезла новую мебель, и не знает, как её расставить. Показать готовый план, а дети по нему должны обставить игрушечную комнату, если задание выполнятся успешно, то следующий ребенок расставляет мебель пользуясь новым планом.
Тема «Улица. Город»
Дидактическая игра «Найди дорожку к домику».
Цель: познакомить детей с различными линиями, совершенствовать навыки точных действий руки под контролем зрения.
Материал: нарисованные на магнитной доске дорожки (прямая, волнистая, зигзагообразная).
Ход игры: Ребенок сначала проводит зрительный анализ линии; рисование линий руками в воздухе, обведение линий указательным пальцем, проведение по линии магнитом-игрушкой.
Дидактическая игра «Позвони по телефону».
Цель: формировать представление детей о телефоне – как средстве связи, о правилах общения по телефону с различными людьми.
Материал: телефонная трубка.
Ход игры: Дети сидят по кругу, воспитатель передает телефонную трубку ребенку и формулирует задание: тебе позвонил незнакомый человек; или позвонил друг; или тебе нужно позвонить маме. Предлагается детям рассказать другу, где он живёт (назвать свой адрес, маме сообщить о каких либо неполадках в доме.
Тема «День Защитники Отечества»
Дидактическая игра «Сигнальщики».
Цель: усвоение геометрических фигур, классификация размера и цвета.
Материал: карточки синего и зеленого цвета.
Ход игры. У детей сигнальные карточки синего и зелёного цвета. Детям предлагается сравнить группы геометрических фигур одинакового цвета и формы, но разного размера. Сравнить группы геометрических фигур одинакового цвета и размера, но разной формы.
Тема «8 Марта. Профессии мам»
Дидактическая игра «Узнай маму по голосу».
Цель: развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.
Ход игры.Играют одинаковое количество детей и их мамы. Дети отворачиваются от мам и хором: “Мама! Поздравляем!” Назначенная ведущей мама отвечает: “Спасибо!” Кто узнает голос своей мамы?
Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы».
Цель: закрепить, кем и где работают мамы, чем они любят заниматься в свободное от работы время. Закрепить употребление винительного падежа имён существительных.
Материал: картинки с предметами, изображения мам разных профессий.
Ход игры. Дети получают комплекты: картинки с изображением профессий мам и картинки с изображением инструментов.
Задание. Расположите картинки по парам в их соответствии – изображение профессии и изображение принадлежащих данной профессии инструментов. Расскажите, кому, что нужно для работы и зачем.
Тема «Весна. Первоцветы»
Дидактическая игра «Листья круглые и овальные».
Цель: учить различать листики по признаку формы (овальные, круглые).
Материал: сюжетная картинка, вырезанные листики цветов.
Ход. Вспомнить с детьми названия первоцветов растущих в лесу (подснежник, мать-и-мачеха, фиалка). Затем педагог предлагает рассмотреть сюжетную картинку. Рассказать, кто какие цветы собрал в лесу (мама подснежник, дочка фиалку, папа мать-и-мачеху). Обратить внимание детей, что у некоторых цветов нахватает листьев, выслушать предположения детей. «Это, наверное, ветер их сорвал». Предложить детям найти каждому цветку свои листочки, и рассказать какой они формы (у фиалки круглые, у подснежника овальные, у мать-и-мачехи продолговатые).
Игра – экспериментирование «Где быстрее наступит весна».
Цель: установить зависимость изменений в природе от сезона.
Материалы и оборудование: емкости со снегом, льдом.
Ход. Взрослый вместе с детьми выносит на улицу форму, наполненную водой. Другую форму наполняет на прогулке снегом. По окончании прогулки заносит в помещение обе формы, оставляет в теплом месте и наблюдает в течение 1 —2 часов за происходящими изменениями. Лед тает дольше. Выясняют, где быстрее наступит весна: на реке или на полянке (на полянке солнце быстрее растопит снег).
Тема «Рыбы»
Игра-задание «Определи возраст рыбы» (с лупой по чешуйкам).
Цель: учить детей определять возраст рыбы экспериментальным путем, используя оптические приборы. Развивать поисковую активность ребенка, умение анализировать. Воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.
Материал: лупы, микроскопы, аквариум, энциклопедия; чешуйки рыбы, спилы; иллюстративный материал, бумага, карандаши.
Ход. Воспитатель предлагает рассмотреть в аквариуме 2-х скалярий и определить по возрасту. Кто старше? Как узнать? Пройдем в нашу лабораторию и будем исследователями. В лаборатории есть настоящие чешуйки! Необходимо их исследовать экспериментальным путем. Кто, что увидел? Увидели ли кольца? Сколько? Можно определить сколько лет? Зарисуйте, синим карандашом колечки – это будут документы о возрасте нашей рыбки.
Игра – экспериментирование «Дышат ли рыбы».
Цель: установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть везде.
Материал: прозрачная емкость с водой, аквариум, лупа, палочка, трубочка для коктейля.
Ход. Дети наблюдают за рыбками и определяют, дышат они или нет (следят за движением жабр, пузырьками воздуха в аквариуме). Затем выдыхают воздух через трубочку в воду, наблюдают за появлением пузырьков. Выясняют, есть ли воздух в воде. Палочкой двигают водоросли в аквариуме, появляются пузырьки. Наблюдают, как рыбки подплывают к поверхности воды (или компрессору, захватывают пузырьки воздуха (дышат). Взрослый подводит детей к пониманию, что дыхание рыб в воде возможно.
Тема «Растения: деревья, кустарники, травы»
Дидактическая игра «С какого дерева лист».
Цель: закрепить представления об особенностях внешнего вида дерева и их листьев. Развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность.
Игровая задача: найти листья определенного дерева.
Материал: карточки с изображением деревьев, их листьев.
Ход игры. Ведущий называет характерные особенности того или иного дерева, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Потом находят листья этого дерева. Побеждает тот, кто первым правильно найдет верные листья.
Приложение №3
Нетрадиционное родительское собрание в младшей группе. Тема: «Сенсорное развитие детей в предметно – игровой деятельности»
Форма проведения: родительское собрание
Аудитория: родители детей младшей группы
Участники: родители, два воспитателя.
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повысить уровень знаний родителей по сенсорному развитию младших дошкольников
2. Раскрыть понятие «дидактическая игра», и как она влияет на обогащение словаря детей
3. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости у родителей по данной проблеме
4. Предложить родителям подборку дидактических игр по сенсорному воспитанию для применения в домашних условиях
Ожидаемые результаты:
– активное включение родителей в практическую и игровую деятельность;
– повышение уровня знаний родителей по сенсорному развитию младших дошкольников;
– желание применять полученные знания в семье.
Информационно-техническое обеспечение: музыкальное сопровождение, выставка дидактических игр по сенсорному воспитанию, презентация «Наши любимые игры по сенсорике», выставка методической литературы по данной теме.
Материалы и оборудование:
– дидактические игры по теме;
– цветные карандаши, гуашь, фломастеры, чистые листы;
– флажки на палочках трех цветов;
– флажки бумажные двух цветов;
– разнообразный конструктор и кубики.
Логика проведения:
1.Приветствие.
Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы с вами поговорим о сенсорном воспитании и о том, как оно влияет на развитие детей младшего дошкольного возраста. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, кожа, которая обладает чувствительностью, позволяющей осязать предмет, игрушку. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Вот об этом мы с вами сегодня поговорим.
2.Вступительное слово.
Главной составляющей полноценного развития детей в младшем дошкольном возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форма, цвет, величина и пространственные отношения. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно развивает наблюдательность, готовит к реальной жизни, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, обогащает словарный запас детей.
Ведущим видом деятельности детей данного возраста является игра, она оказывает особое воздействие на его познавательное развитие. С детьми младшего дошкольного возраста проводятся игры – занятия, в которых усвоение материала проходит незаметно для малышей, в практической деятельности.
– Давайте забудьте на время о том, что мы взрослые, станем детьми и поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!!!
Будем рядом стоять,
Глазки закрывать!
А теперь начнём вращаться,
В ребятишек превращаться!
В поездку собираемся!
Паровоз давно вас ждет,
В страну Сенсорику повезёт!
(Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково», воспитатель выступает в роли машиниста, родители становятся «паровозиком»)
Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук туктуктуктук.
Тук туктук колеса,
Мчится паровоз,
Он в страну Сенсорику
Всех детей привез!
1.-Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Как она называется, вы знаете? А кто же это нас встречает? Выходите из вагонов, садитесь поудобнее, будем выяснять.
Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке. (желтый цвет)
(выставляются человечки соответствующего цвета)
Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести. (зелёный цвет)
Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет.(красный цвет)
Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом. (синий цвет)
Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». И жители этой станции цветные человечки предлагают вам научиться играть в «цветные» игры.
Игра 1. «Построим башню»
Цель: учить различать цвета по принципу «такой- не такой».
Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики». Помогите малышу прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их( «такой» «не такой»).Если кубик такой, поставьте его с верху. Если «не такой», предложите принести другой кубик. В конце игры назовите цвет башни. «Вот какая у нас получилась красивая красная башня!».
(демонстрация игры с 1 родителем)
Воспитатель высыпает разноцветные кубики, подходит к родительнице и говорит «Девочка, Леночка, построй башню синего цвета. И т. д….
В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно построить башни. Дайте детям по одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню. (играют все родители)
Игра 2. «Разноцветные флажки»
– веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания. Так же позволяет закрепить знание цвета.
Описание игры
Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков. Когда ведущий поднимает красный флажок – дети должны, например, подпрыгнуть; зеленый – хлопнуть в ладоши; синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки и т.п.
Играют со всеми родителями.
– Спасибо, цветные куколки, что показали интересные игры, которые знакомят с цветом. А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше
(Звучит музыка, паровоз едет дальше)
Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук, тук, тук, тук, тук.
Тук, тук, тук колеса,
Мчится паровоз,
На следующую станцию
Он детей привез!
2.-Как же называется эта станция, давайте угадаем?
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины. (круг)
Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата –
Целый угол, верь не верь!
Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)
Кубик в краску окуни,
Приложи и подними.
Вася десять раз так сделал –
Отпечатались они.(квадраты)
– Как станция называется? Догадались? (станция Фигурная). Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами –кругом , квадратом, треугольником; научат подбирать нужные формы разными методами.
Игра 1. «Волшебный мешочек».
Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).
Играет с родителями.
Игра 2. «Найди фигуре её домик»
По желанию родителей.
Динамическая пауза
Мы со стульев тихо встали
И зарядку делать стали.
Мы хлопаем руками, мы топаем ногами,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
И песенку поем:
Руки – вверх, в кулачок,
Разожмем – и на бочок,
Руки – вниз, в кулачок,
Разожмем – и на бочок.
Вагончики, вагончики,
По рельсам тарахтят,
Везут на станцию ИЗО
Компанию ребят.
Чох-чох, чу-чу
Паровоз летит
Чох-чох, чу-чу
Паровоз гудит»
3.- Ну, вот и приехали, кто нас встречает? (Веселые художники- карандаши).
– Не удивляйтесь, мы приехали на удивительную станцию. Карандаши нас научат рисовать.
Родители садятся за столы, на которых стоит оборудование. Воспитатель предлагает родителям нарисовать на листе
бумаги красным фломастером воздушные шарики большой и маленький. Синей краской большой цветочек. Зеленым карандашом – большой и желтым – маленький домик. После спросить: Кого ты, Юля, поселишь в свой домик? какую форму у дома имеет крыша? А сам дом? Кому Оля подаришь шарик? Какой формы шарик? И т. д. Закрепить цвет, форму и величину; развивать воображение и речь.
Вагончики, вагончики,
По рельсам тарахтят,
Везут на станцию игрушек
Компанию ребят.
4.–Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную».
Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Наша задача, как говориться, дёшево и сердито научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют. Сейчас с некоторыми из них мы познакомимся. (знакомство с играми)
Далее, родители, по желанию выбирают себе игру, в которую потом играют.
– Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.
-Как методически правильно провести дидактическую игру вы узнаете из памятки, которую мы вам подготовили. (приложение).
Будем рядом стоять,
Глазки закрывать!
А теперь начнём вращаться,
И во взрослых превращаться.
-В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношения
Также, хотелось бы поблагодарить вас за активное участие в нашей сегодняшней встрече и выразить надежду на дальнейшее успешное сотрудничество. А ещё хочется предложить вам дома со своими детьми активнее заниматься развитием сенсорного восприятия с использованием дидактических игр, которые совсем не сложно и не дорого изготовить в домашних условиях. В этом вам поможет памятка, которую сейчас получит каждый из вас
-Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии.
Обратная связь:
– А чтобы узнать, понравилась ли вам наша встреча, я предлагаю вам на выбор флажки: красного и коричневого цвета. Если вам понравилось собрание повесьте на доску флажок красного цвета, если вас что-то не устроило, то – коричневого.
Памятка для родителей
В дошкольном возрасте ребёнок должен выделять и знать: круг, квадрат, треугольник. В начале необходимо познакомить ребёнка с геометрическими фигурами их названиями и особенностями. Образцами объёмных фигур могут стать кубик и мяч. Не торопите ребёнка, переходите к другой форме только после полного усвоения предыдущей.
Способы определения формы:
1. Наложение фигур
2. Прикладывание к эталону ( образцу)
3. Обведём контура пальцем
4. Ощупывание
5. Сопоставление элементов фигур
После усвоения практических действий ребёнок может узнавать любую фигуру.
Упражняйте узнавание, угадывание формы в различных играх.
1.Найди фигуру
2.Найди такую же фигуру как эта
3.Приложи к рисунку фигуру похожую на рисунок
4.Что бывает…( круглым, квадратным)?
Изучаем цвета.
В дошкольном возрасте ребёнок должен узнавать, отличать, узнавать, называть и соотносить такие цвета: красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный.
Не добивайтесь сразу запоминания цветов: главное – их различение и узнавание.
Игры:
1. Найди предмет такого же цвета
2. Разложи по цветам
3. Назови цвет