Консультация с презентацией для педагогов “Формы работы по обогащению словаря и формированию связной речи”

автор: Нижегородова Наталия Валериевна

воспитатель МДОУ д/с 109 город Рыбинск, Ярославская область

Консультация с презентацией для педагогов “Формы работы по обогащению словаря и формированию связной речи”

Подготовила:

воспитатель Нижегородова Н.В.

группы компенсирующей направленности

д/с 109 г. Рыбинск, Ярославская область

 

Консультация для педагогов:

Формы работы по обогащению словаря и формированию связной речи.

           ФГОС  дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:

  1. владение речью как средством общения и культуры;

2.обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

  1. развитие речевого творчества;
  2. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  3. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.    

Связной речи отводится одно из ведущих мест в развитии ребенка. Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность поделиться с ними накопительными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.                                            

Связная речь включает в себя:

  • Диалогическую форму речи
  • Монологическую форму речи

Обе формы объединяет единая природа происхождения (потребность людей общаться друг с другом).

Однако они отличаются друг от друга, каждая имеет свои особенности и специфику. Поэтому развитие диалога и монолога протекает по-разному, и каждая форма связной речи требует своего методического подхода.

 

Сравнительная таблица форм связной речи

Характеристика Диалогическая речь Монологическая речь
Форма речи Первичная Развивается на основе диалога
Цель Потребность непосредственного живого общения Сообщение о каких-либо фактах, явлениях действительности
Возраст формирования 3 – 5 лет Начинает к 5 годам
Система языка Достаточный уровень сформированности фонетики, лексики, грамматики, синтаксиса
Условия коммуникации Связность высказываний
Ситуация возникновения Ситуативная Запрограммированная (планируемая)
Виды предложений Реплика, вопрос – ответ, преобладание простых предложений Связное развернутое изложение
Невербальные  средства (мимика, жесты, интонация) Широко используется Мало используется
Работа педагога Развивать Целенаправленно обучать

 

Диалогическая форма речи (диалог) – первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребности непосредственного живого общения.

   Развитие диалогической формы речи во многом определяется формированием всей системы языка, его фонетики, лексики, грамматики. Также характер диалога и его развитие теснейшим образом связано с формой мышления и ведущей деятельностью ребенка.

     Сензитивным периодом в развитии диалогической формы речи считается возраст три года, а уже к пяти годам в большинстве случаев в полной мере сформирован.

  Диалог подготавливает развитие монолога, с появлением монолога развивается параллельно с ним.

   Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.

Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

     Обучение диалогической речи протекает в следующих формах:

  • в свободном речевом общении  
  • на специальных занятиях
  • в игре

В свободном речевом общении средством обучения диалогической речи служит неподготовленная беседа. Она может проводиться во время режимных моментов: на прогулке, во время игры и т.д. Неподготовленной беседа является для детей, воспитатель же должен быть обязательно подготовлен к любому виду общения. Подготовленность педагога состоит в том, что, являясь носителем грамотной разговорной речи, он в каждой стихийно возникающей ситуации общения своей речью учит детей языку.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни. Данный метод является самым естественным методом приобщения детей к диалогу, поскольку стимулом к участию в разговоре служат коммуникативные мотивы.

Аналогичными по степени коммуникативности можно считать и правильно организованные беседы с детьми (подготовленные разговоры).

Именно поэтому беседы и разговоры воспитателей с детьми рассматриваются как традиционные способы постоянного, каждодневного речевого взаимодействия педагога с детьми.

Беседа – организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу.

В беседе педагог:

  1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т.е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в д.с;

  2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;

  3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;

 4) учит просто и понятно излагать свои мысли.

 Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали.

Для развития диалогического общения детей со сверстниками можно применять игру:

– дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, драматизацию, инсценировки, режиссерские игры, т.е. с правилами или сюжетом, где  предусмотрено речевое взаимодействие, обмен высказываниями.

 

Развитие навыков монологической речи

   Монолог понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации.

  В отличие от диалогической речи формирование монолога требует целенаправленного обучения, осознанного отношения ребенка к построению связанных высказываний.

Последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера.

    Для развития навыка монологической речи у дошкольников необходимо знать особенности выполнения заданий, требующих различной степени самостоятельности процессов программирования и языкового оформления связных речевых высказываний:

  • Пересказ (при пересказе степень самостоятельности минимальная)
  • Рассказ по сюжетной картине, серии сюжетных картинок (смысловое программирование высказывания облегчается наличием серии сюжетных картинок, отражающих развитие сюжета)
  • Рассказ-описание предметов (при наличии зрительной опоры смысловая программа связного речевого высказывания должна быть организована ребенком самостоятельно)
  • Самостоятельный рассказ на заданную тему (степень самостоятельности максимальная, так как осуществляется самостоятельное программирование без всякой наглядной опоры)

Развитие навыков пересказа.

Вспомогательные и активизирующие приемы работы обучения пересказу:

  • составление пересказа по диафильмам.
  • игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения
  • рисование на сюжет пересказываемого произведения.
  • восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом:

а) подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний);

б) восстановление нужной последовательности предложений.

  • составление «творческих пересказов» – с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа (сказки) от 1-го лица и др. 
  • придумывание краткого продолжения к пересказанному тексту (продолжение к сказке, законченному рассказу)
  • пспользование графических планов, мнемотаблиц.

 

Обучение рассказыванию по картинам

Виды занятий по формированию навыка составления рассказов по картине:

  • Составление описательного рассказа по предметной картине («Посуда», «Наша квартира»)
  • По сюжетной картине («Собака со щенятами»)
  • По серии сюжетных картинок  («Осень. Листопад»)
  • По пейзажной картине и натюрморту («Поздняя зима»)

Задачи:

  1. Понимать содержание картины
  2. Воспитывать чувства (конкретно планируется от сюжета картины): любовь к природе…
  3. Составлять связный рассказ по картине
  4. Активизировать и расширять словарный запас

Обучение описанию предметов

Использование графических планов, мнемотаблиц позволяет развивать умение с помощью графической аналогии  составлять описательные рассказы. 

Использование приемов мнемотехники при составлении описательных рассказов помогает преодолеть нарушение всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне:

  • отсутствие самостоятельности в составлении рассказов;
  • нарушение логической последовательности изложения;
  • затруднение в лексико – грамматическом структурировании высказывания;
  • смысловые пропуски;
  • незавершенность изложения;
  • длительные паузы на границах фраз или их частей.

Мнемотаблицы служат зрительным планом для создания монолога, помогая детям планировать:

  • строение рассказа;
  • последовательность высказывания;
  • лексико-грамматическую наполняемость текста.

Обучение рассказыванию с элементами творчества

  Виды занятий:

  • О каком – либо случае («Что случилось с девочкой в лесу»)
  • Завершить рассказ по готовому началу (с опорой на картину)
  • Прослушать текст и найти смысловые ошибки («Осенью вернулись из теплых стран зимующие птицы: скворцы, воробьи, соловьи»)
  • Составить рассказ – описание («Игрушка, которую хочешь получить в подарок»)

 

Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму.

Творческое рассказывание максимально приближает ребенка-дошкольника к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей.

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».

Ушакова О. С.