Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: “ИЗМЕНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПО ПАДЕЖАМ”

автор: Негляд Наталья Ильинична

учитель начальных классов МБОУ СОШ№ 9 ст. Батуринской Брюховецкого района Краснодарского края

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: “ИЗМЕНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПО ПАДЕЖАМ”

ИЗМЕНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПО ПАДЕЖАМ

Цели: познакомить учащихся с понятиями «склонение» и «падеж»; ввести названия падежей; показать роль окончания при изменении имён существительных.

Планируемые результаты: учащиеся научатся изменять имена существительные по вопросам; называть падежи имён существительных; работать в паре; слушать собеседника; контролировать и оценивать свою работу.

Ход урока

 

I.Организационный момент(СЛАЙД1)

запишите дату

  1. Актуализация знаний

–Послушайте притчу: «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: « переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: « Зачем ты ищешь новое знание, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»  В чем сила этих слов? Что это значит?

Сегодня мы будем учиться новому, опираясь на старые знания.

Чтобы определить тему урока, мы должны отгадать ключевое слово.

Подсказка кроется в задании (листочки у каждого на столе)

– Догадались, без какого важного слова текст теряет свой смысл?

(КАРТОЧКА)

Наш язык назвал слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, именами _______________. “______________” – это звучит серьезно.  Недаром писатель Эдуард Успенский сказал так: «Имя ______________ – хлеб языка»  Очевидно, это надо понимать так: хлеб – вещь самая существенная.

– Вы уверены в том, что речь идёт об имени существительном? Можете доказать?

– А как вы понимаете высказывание Успенского? (Это самая необходимая часть речи, без нее мы не можем обойтись; все, что нас окружает, живет рядом с нами, различные явления, события – все это названо именами существительными, и все они живут своей жизнью.  Хлеб – то, без чего нельзя обойтись человеку (каждый день покупается к столу). Так и существительное в языке – основная, главная, необходимая часть речи, основа языка)

-Какой будет тема урока?   (СЛАЙД2)

-Как вы считаете, мы будем открывать какие-то новые секреты этой части речи или  повторять уже известные?(повторим, откроем)

– Ребята, сегодня мы повторим и обобщим все известные сведения об именах существительных, и, обязательно, узнаем что-то новое.

Составление кластера

Сначала пишем слово «Имя существительное » в центре листа. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.

III. Пробуждение интереса к новой теме.

Определение темы урока.

(СЛАЙД 3)

Имя существительное – часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? Выделяют две группы разрядов по значению: собственные и нарицательные. Имена существительные бывают мужского и среднего рода. Имена существительные изменяются по числам. Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания.Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам.Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Изменение по падежам называется «склонение». В немецком языке 4 падежа, у финнов – 15, в грамматике Венгрии целых 22 падежа. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А вот у китайцев, напротив, существительные совсем не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Каждый падеж русского языка имеет своё название.

V

( уже известно)

– (не согласны) + (интересно, неожиданно) ? (хотим узнать больше)

 

О чём вы не нашли информации (сколько падежей в рус.яз., как они называются, на какие вопросы отвечают)

Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему нашего урока.

с.18

– Прочитайте название раздела. (Изменение им.сущ. по падежам (склонение).)

-Что значит «изменить слово»? (изменить его окончание)

-В результате этого словоизменения получается новое слово или его форма? (это форма одного и того же слова)

-За словоизменением каких частей речи мы будем наблюдать? (над изменением им.сущ.)

-Что такое падеж, склонение?

  1. Работа потеме урока.

Наблюдение за изменением формы слова

Упр.28 (с.18)

(Коллективно с комментированием. Делают вывод: все записанные слова – это форма одного и того же слова, т. к. изменилось окончание)

Упр.29 (с.18)

(СЛАЙД 4)

– прочитайте диалог Вани и Совёнка. Сделайте вывод: для чего окончания одного и того же слова необходимо в предложении менять? ( Для того, чтобы слова были связаны по смыслу)

  1. Физминутка

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Зайку волк испугал.

Зайка тут же убежал!

 

-Какое слово в физминутке изменялось? Что менялось ?

 

VI.Продолжение работы по теме урока

Продолжим нашу работу.

-За словоизменением каких частей речи мы наблюдали?

-Какая часть слова менялась?

 

С.20 «Узелки на память»

(СЛАЙД 5)

-Как вы поняли, что называется изменением по падежам?

-Как одним словом называют изменение по падежам?

-Сколько падежей в русском языке?

-Чем они отличаются?

(СЛАЙДЫ 6-11)

На доске и в тетради параллельно появляется запись:

И.п. есть (кто?, что?)

Р.п. нет  (кого?, чего?)

Д.п. дам(кому?, чему?)

В.п. виню, вижу (кого?, что?)

Т.п. творю, доволен (кем?, чем?)

П.п. говорил, думаю(о ком?, о чём?)

 

(СЛАЙД 12)

 

Мультфильм

 

VII. Подведение итогов урока.

– Какие задачи мы поставили в начале урока?

(СЛАЙД 13)

-Что такое изменение по падежам?

-Всё ли было вам понятно на уроке? Что вам помогло запомнить названия падежей?

(СЛАЙД 14)

памятки