автор: Натанблют Ольга Юрьевна
учитель начальных классов МБОУ Софринская СОШ № 1 Пушкинского муниципального района
Прощай, азбука
Описание материала: Сценарий, представленный Вашему вниманию, может быть полезен учителям начальных классов, детям и их родителям. Сценарий посвящён первому школьному учебнику-азбуке.
Цель: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка.
Задачи:
– развитие познавательной активности и творческих способностей детей;
– воспитание у учащихся интереса к чтению;
– приобщение обучающихся к традициям начальной школы.
Под песню «Теперь мы – первоклашки» дети входят в зал и занимают свои места
Учитель: Дорогие первоклассники, уважаемые гости! Сегодня мы собрались в этом зале поздравить друг друга с первой школьной победой, которую мы одержали, поднимаясь по ступенькам знаний с помощью замечательной книги «Азбуки». Теперь мы с вами умеем читать любые слова, напечатанные и написанные предложения и даже короткие рассказы. Давайте покажем, чему мы научились за это время.
Ученик 1:
Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.
Ученик 2:
Знают взрослые и дети
И шахтер и водолаз,
Что трудней всего на свете
Самый первый школьный класс.
Ученик 3:
Первый класс – это первый задорный звонок.
Первый класс – это первый серьёзный урок.
Первый класс – это первая в жизни оценка,
Это шумная, радостная переменка.
Ученик 4:
Знает каждая девчонка и каждый мальчишка:
Первый класс – это первая школьная книжка.
Учились по этой книге всегда,
А книга эта – Азбука.
Ученик 5:
Она научила буквам нас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.
Ученик 6:
Нас сегодня не узнать:
Стали бойко мы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
Дорогие ребята, мы получили письмо от коллектива авторов, которые создали для нас Азбуку.
Дорогие ребята!
Поздравляем вас с окончанием первого учебного курса – Азбуки. Если бы наша Азбука умела говорить, она обратилась бы к вам с такими словами:
Я – Азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
А в книгах этих есть про все:
Про реки и моря,
И круглая Земля.
Про космонавтов,
Что выше всех летали много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет тепло и газ.
Ещё раз поздравляем вас и желаем вам дальнейших успехов.
Дети поют частушки
- Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про своих успехи. - Елочки-сосёночки
Колкие, зеленые,
Все ребята – первоклашки
В Азбуку влюбленные! - Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит! - Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки. - Буквы гласные мы любим
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем! - Ах, ты бабушка, моя,
Снова не согласна!
Ты запомни навсегда,
Есть лишь десять гласных. - Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом “проглочу”! - С Азбукой кто не в ладу,
С тем я дружбу не веду.
У меня характер крут –
Уважаю с детства труд! - Почему у малышей
Мокрые реснички?
Потому что в Азбуке
Кончились странички. - Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
А называется все – алфавит!
Молодцы! Вот вы преодолели самую первую, самую трудную
ступеньку. Но мы не можем начать наш праздник без главной
героини – Азбуки.
Азбука, приглашаем тебя на наш праздник.
(В зал входит Азбука)
Здравствуй, Азбука! Мы рады видеть тебя на нашем празднике. Сегодня ты почётная гостья. Присаживайся.
Азбука ( Ученица 5 класса)
Здравствуйте мамы , здравствуйте папы, бабушки, дедушки!
Привет мальчишки, привет девчонки!
Как я рада встречи с вами!
Только в школу вы пришли – встретилась я с вами
Дни тихонько потекли, стали мы друзьями!
Я учила буквам вас, и письму и чтению
Дружбе крепкой и труду, а еще терпению!
Вас сегодня не узнать: стали бойко вы читать!
Очень грамотными стали, поумнели, возмужали!
И хочу сказать сейчас: « Рада я, друзья за вас!»
Учитель: Спасибо Азбука, что ты пришла к нам на праздник. А наши ребята тоже приготовили тебе стихи. Стихи «Азбуке»
Ученик
Она учила буквам нас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.
Ученик
Нас сегодня не узнать:
Стали бойко мы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
Исполняют песню на мотив «Золотая свадьба» музыка Р. Паулса, слова Э. Галустовой
Праздник, праздник празднуем семьей,
Праздник, праздник книжки золотой!
Азбука! Азбука! – весело кричат
Сорок правнуков и двадцать пять внучат.
Припев:
Звуки согласные, гласные –
Столько лет, столько лет вместе!
Звуки согласные, гласные –
Дружно поют эту песню.
Звуки согласные, гласные –
Столько лет, столько лет вместе!
Звуки согласные, гласные
Мы изучали все вместе!
В эту книгу с детства влюблены
Мамы, папы, и, конечно, мы.
В праздник, в праздник книги дорогой
Ей желаем жизни молодой.
Припев:
Азбука: Ребята, я рада, что вы повзрослели, поумнели. И знаете весь алфавит наизусть. И сейчас мы это проверим. |
Задание 1: Угадай букву
- Эта буква широка и похожа на жука. (Ж)
- В этой букве нет угла – до того она кругла.
До того она кругла – укатиться бы могла. (О)
- С этой буквой на носу филин прячется в лесу. (Ф)
- На эту букву посмотри – она совсем как цифра 3. (З)
- Палочка и палочка, между ними галочка.
И понятно сразу всем: получилась буква … (М)
А теперь я хочу проверить, насколько хорошо вы умеете отгадывать загадки.
Задание 2. Отгадай загадку.
- На ноге стоит одной,
крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
реки, горы, океаны.
- В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу.
3.Если ты меня отточишь,
нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Это просто ………..!
- Разноцветные сестрицы,
заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
нарисуют дом и дым.
- В чёрном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Этот заяц белый …..
- Разноцветный ящик мой
В ранец я кладу с собой.
Ящик этот очень мал.
Называется ……
- Я всё знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамотно учиться.
- Я люблю прямоту,
я сама прямая.
Сделать ровную черту
всем я помогаю.
- Хоть не прачка я, друзья,
Стираю я старательно.
Если мне работу дашь –
Зря трудился карандаш.
Учитель:
Молодцы ребята, вы отгадали загадки. Но чтобы хорошо учиться, нужно быть очень внимательными на уроках. Сейчас я вас проверю. Мы сыграем с вами в игру «Это я»! Ребята, я сейчас буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!» или, топая ногами, говорите: «Нет не я, нет не я, и не все мои друзья!» Итак, начинаем.
Игра «Это я»!
Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
– Это я…
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
– Нет, не я…
Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?!
– Это я…
Кто из вас хранит в порядке книжки ручки и тетрадки?
– Это я…
Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
– Нет не я…
Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?!
– Нет, не я…
Кто из вас, узнать хочу, забияка и драчун?
– Нет не я…
Кто из вас такой ловкач лучше всех играет в мяч?
– Это я…
Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
– Это я…
Это кто играл в футбол и забил в окошко гол?
– Нет не я…
Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?!
– Это я…
Есть ребята между вами те, кто помогает маме?!
– Это я…
Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?
– Нет, не я…
Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез?!
– Это я…
Азбука: Ребята, а хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим.
(Дети отгадывают и герой на слайде)
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё,
Вы подскажите, как звали её? (Красная Шапочка)
С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка? (Буратино)
Кто работать не хотел,
а играл и песни пел?
К братцу третьему потом
прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребёнку
и называется…. («Три поросёнка»)
Подарит новое корыто, и новый дом,
и слуг в придачу.
Но если уж она сердита,
с ней вместе уплывёт удача!
Исчезнет всё, и в море зыбком растает…. («Золотая рыбка»)
Удивляется народ: едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи ест большие калачи!
Чай сам наливается по его хотению,
А сказка называется… («По щучьему велению»)
Сидит в корзине девочка у Мишки за спиной.
Он сам, того не ведая, несёт её домой.
Ну, отгадал загадку? Тогда ответь!
Названье этой книжки… («Маша и медведь»)
Было яичко у нас золотое,
а осталось лукошко пустое…
Плачет дед, плачет баба,
но их утешает… («Курочка Ряба»)
Их приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно.
И любит каждую букашку
Забавный добрый ….. (Чебурашка)
Укатился он из дома
По дороге незнакомой…
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный, говорливый, простодушный
И румяный… (Колобок)
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому знаком.
Всем по сказке интересной
Мальчик луковка знаком.
Очень просто и не длинно
Он зовётся … (Чипполино)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор … (Айболит)
Я на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал
То голову принц от любви потерял.
А я башмачок потеряла тогда же.
Кто это такая? Кто тут подскажет? (Золушка)
Работать умела красиво и ловко
В деле любом проявляла сноровку.
Хлеба пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла..
Кто мастерица эта была?
(Василиса Премудрая)
Учитель:Сегодня не все сказочные герои смогли прийти к вам на праздник, но они прислали телеграммы. Отгадайте, от кого они?
- Спасите! Нас съел серый волк…
- Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко…
- Люблю мёд, ушёл в гости к Пятачку…
- Простите, не могу приехать, боюсь солнышка и тепла. Останусь у дедушки и бабушки. Ваша девочка – …
- «Не нужно ругаться и драться не нужно», – советует кот …
Подарки. (сценка бабушка Яга)
Азбука: Ребята, я приготовила для вас подарки, ой, а где же они? Видно я их
по дороге потеряла. Пойду, поищу.
(Шум летящей бабы Яги)
Баба-Яга: Что такое? Почему? Ничего я не пойму.
Почему веселье, пляс? Ничему не быть сейчас!
(стучит метлой)
Унды-фунды, гунды-гей!
Кончись, праздник, поскорей!
Ха-ха-ха!
Вот и тихо! Вот и хорошо!
Вот вам и праздник!
И никто вас не найдёт!
Ах, как мои ноженьки устали с дороги…
Ох и старая я стала, надо отдохнуть.
Азбука: (Заходит в зал) Кто веселье прекратил?
Кто музыку остановил?
Дети: Баба-Яга.
Азбука: Ах она, злющая!
Ах она, старая!
Давайте её накажем?
Она плясать не любит. А мы её заставим. (Хлопает в ладоши)
Раз, два, три, ну-ка, бабушка, пляши!
(Баба-Яга пляшет)
Баба-Яга: Ох, плясать я не могу. Ох, сейчас я упаду.
Расколдуй меня скорей.
Буду, буду я добрей.
Азбука: Раз, два, три! Музыка, замри!
Баба-Яга: Простите меня, ребята1
Азбука: Простим?
Баба-Яга: Азбука, а ты что здесь делаешь?
Азбука: пришла к ребятам на праздник, посмотреть как они повзрослели и поумнели.
Баба-Яга: А что умные что-ли такие?Сейчас проверю!У меня здесь стишочки есть с ошибками. Вот проверю я ребят, найдут ли они ошибки?
- Тает снег, бежит ручей.
На ветвях полно врачей.
(грачей)
- Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
(чайки)
3.Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
(сом)
4.Врач напомнил дяде Мите:
«Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном!»
(капель)
- Спят ночами утки.
В конуре иль будке.
(Не утки, а собаки спят в конуре). - Весною из берлоги.
Выходят носороги.
(Не носороги, а медведи).
7 . Воют волками метели.
В зимнем месяце апреле.
(Апрель не зимний месяц).
- Хорошо в футбол играем,
Шайбы часто забиваем.
(Не шайбы, а мячи).
Баба-Яга: Ой и правда молодцы!!!! Не зря в школу ходят!!!
Баба-Яга: Азбука, а что ты принесла в сундучке?
Азбука: Подарки детям.
Баба-Яга: (заглядывает в сундук) Ну и подарки! Вот у меня подарки есть, что не можно глаз отвесть. Я их вам сейчас покажу. (Достаёт из мешка свои подарки). Вот платье, почти новое. В молодости носила, когда красавицей была (показывает,платье всё в дырках). Вот скатерть-самобранка. Правда она прохудилась, но ещё хорошая. Или вот сковорода, чтоб ребят жарить (спохватывается, машет руками). Нет, нет, я хотела сказать другое! Вот если б её почистить, то можно смотреться в зеркало. Нравятся вам мои подарки?
Дети: Нет
Баба-Яга: Один раз хотела доброй быть, да и то не угодила!
Азбука: Ладно, Баба-Яга, давай лучше ребятам подарки дарить.
Баба-Яга: Ладно, ребятишки, берите свои подарки.
Я желаю вам радости! Желаю не скучать!
Мам и бабушек не очень огорчать.
И всегда просить прощения
За любое огорчение!
До свиданья, ребятня,
Буду доброй нынче я.
- В том, что мы Азбуку прочли, Ника
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки!
- Мы Азбуку прочли до корки, Ярик
У нас по чтению – пятёрки!
Позади нелёгкий труд
Медленного чтения.
Нам сегодня выдают
У-до-сто-ве-ре-ни-я!
Азбука: А мы с вами посмотрим, что же за подарки у меня в сундучке. Вот коробочки, а в них сюрприз. На память об этом празднике я хочу вручить вам всем книги. И удостоверения
Азбука: Вот и пришла пора проститься
И я хочу вам пожелать:
Всегда старательно учиться,
Всегда с охотою трудиться
И Азбуку не забывать!
Сегодня я прощаюсь с вами, но мои буквы останутся в каждой книге, на каждой странице, в ваших тетрадях, письмах и открытках.
Учитель: Спасибо Азбука, а ребята на прощание прочтут тебе стихи
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку. трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай еще страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!
Ученик
Сегодня праздник необычный:
Спасибо, азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.
Ученик
Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке спасибо –
Расставаться нам пора!
Ученик
Мы хотим сказать тебе спасибо,
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы – до свиданья!
Здравствуй! – новой книге говорим.
Учитель: На прощание споём песенку
Радуются дети, мамы и отцы,
Потому что вместе все мы молодцы!
В школу нас водили, видно, вы не зря.
С буквами сдружились мы из букваря.
Припев:
Буквы разные от А до Я –
Наши лучшие теперь друзья.
Гласные и согласные –
Подружки дорогого букваря.
2
Мне не нужно к маме больше приставать –
Сможем мы и сами книжку прочитать.
Потому что мчались в школу мы не зря,
Буквы изучали мы из букваря.
Припев.
3
Радуются дети, мамы и отцы,
Потому что вместе все мы молодцы!
И любую трудность мы переживем,
Победила дружба, дружба с букварем!
Припев.
Азбука: Спасибо, ребята. До свидания!
Дети хором:
Спасибо, Азбука! ПРОЩАЙ!
Азбука: В добрый путь по дороге знаний!
Читайте! Растите умными детьми! Ну, а мне пора. До свидания!
(Уходит.)
Учитель:
– Уважаемые первоклассники! Я Вас тоже поздравляю с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. И благодаря Вашим мамам, папам, бабушкам и дедушкам. Вы выучили все буквы русского алфавита, научились читать и писать. Наше увлекательное путешествие от А до Я подходит к концу. НУ а вам родители спасибо за внимание!