Прощай, азбука. Натанблют Ольга Юрьевна

автор: Натанблют Ольга Юрьевна

учитель начальных классов МБОУ Софринская СОШ № 1 Пушкинского муниципального района

Прощай, азбука

 

 
Описание материала: Сценарий, представленный Вашему вниманию, может быть полезен учителям начальных классов, детям и их родителям. Сценарий посвящён первому школьному учебнику-азбуке.
Цель: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка.
Задачи:
– развитие познавательной активности и творческих способностей детей;
– воспитание у учащихся интереса к чтению;
– приобщение обучающихся к традициям начальной школы.
Под песню «Теперь мы – первоклашки» дети входят в зал и занимают свои места
Учитель: Дорогие первоклассники, уважаемые гости! Сегодня мы собрались в этом зале поздравить друг друга с первой школьной победой, которую мы одержали, поднимаясь по ступенькам знаний с помощью замечательной книги «Азбуки». Теперь мы с вами умеем читать любые слова, напечатанные и написанные предложения и даже короткие рассказы. Давайте покажем, чему мы научились за это время.

Ученик 1:
Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.

Ученик 2:
Знают взрослые и дети
И шахтер и водолаз,
Что трудней всего на свете
Самый первый школьный класс.

Ученик 3:
Первый класс – это первый задорный звонок.
Первый класс – это первый серьёзный урок.
Первый класс – это первая в жизни оценка,
Это шумная, радостная переменка.

Ученик 4:
Знает каждая девчонка и каждый мальчишка:
Первый класс – это первая школьная книжка.
Учились по этой книге всегда,
А книга эта – Азбука.

Ученик 5:
Она научила буквам нас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.

Ученик 6:
Нас сегодня не узнать:
Стали бойко мы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.

Дорогие ребята, мы получили письмо от коллектива авторов, которые создали для нас Азбуку.

Дорогие ребята!
Поздравляем вас с окончанием первого учебного курса – Азбуки. Если бы наша Азбука умела говорить, она обратилась бы к вам с такими словами:

Я – Азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
А в книгах этих есть про все:
Про реки и моря,
И круглая Земля.
Про космонавтов,
Что выше всех летали много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет тепло и газ.
Ещё раз поздравляем вас и желаем вам дальнейших успехов.

Дети поют частушки

  1. Мы собрали пап и мам,
    Но не для потехи.
    Мы сегодня рапортуем
    Про своих успехи.
  2. Елочки-сосёночки
    Колкие, зеленые,
    Все ребята – первоклашки
    В Азбуку влюбленные!
  3. Мы в нарядах нынче новых,
    И у всех счастливый вид,
    Ведь сегодня мы досрочно
    Изучили алфавит!
  4. Разбудите меня ночью,
    В самой серединочке,
    Расскажу вам алфавит
    Без одной запиночки.
  5. Буквы гласные мы любим
    И все больше с каждым днем.
    Мы не просто их читаем –
    Эти буквы мы поем!
  6. Ах, ты бабушка, моя,
    Снова не согласна!
    Ты запомни навсегда,
    Есть лишь десять гласных.
  7. Тыщу слов в минуту нынче,
    Как машинка я строчу.
    Я любую  вашу книжку
    Одним махом “проглочу”!
  8. С Азбукой кто не в ладу,
    С тем я дружбу не веду.
    У меня характер крут –
    Уважаю с детства труд!
  9. Почему у малышей
    Мокрые реснички?
    Потому что в Азбуке
    Кончились странички.
  10. Мы простимся с Азбукой,
    И рукой помашем,
    И спасибо десять раз
    Дружно хором скажем!

Буквы – значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
А называется все – алфавит!

Молодцы!  Вот вы преодолели самую первую, самую трудную

               ступеньку. Но мы не можем начать наш праздник без главной

               героини – Азбуки.

               Азбука, приглашаем тебя на наш праздник.

                                        (В зал входит Азбука)

Здравствуй, Азбука! Мы рады видеть тебя на нашем празднике. Сегодня ты почётная гостья. Присаживайся.

 

Азбука ( Ученица 5 класса)

Здравствуйте  мамы ,  здравствуйте  папы,  бабушки,  дедушки!

Привет  мальчишки,  привет  девчонки!

Как  я  рада  встречи  с вами!

Только  в школу  вы пришли –  встретилась  я  с вами

Дни  тихонько  потекли,  стали  мы  друзьями!

Я  учила  буквам  вас, и  письму  и  чтению

Дружбе  крепкой и  труду,  а еще  терпению!

Вас  сегодня  не  узнать:  стали  бойко  вы  читать!

Очень  грамотными  стали,  поумнели,  возмужали!

И  хочу  сказать  сейчас: « Рада я,  друзья  за  вас!»

 Учитель:  Спасибо Азбука, что ты пришла к нам на праздник. А наши ребята тоже приготовили тебе стихи. Стихи «Азбуке»

Ученик 

Она учила буквам нас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.

 

Ученик 

Нас сегодня не узнать:
Стали бойко мы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.

 

Исполняют песню на мотив «Золотая свадьба» музыка Р. Паулса, слова Э. Галустовой

Праздник, праздник празднуем семьей,

Праздник, праздник книжки золотой!

Азбука! Азбука! – весело кричат

Сорок правнуков и двадцать пять внучат.

Припев:

Звуки согласные, гласные –

Столько лет, столько лет вместе!

Звуки согласные, гласные –

Дружно поют эту песню.

Звуки согласные, гласные –

Столько лет, столько лет вместе!

Звуки согласные, гласные

Мы изучали все вместе!

 

В эту книгу с детства влюблены

Мамы, папы, и, конечно, мы.

В праздник, в праздник книги дорогой

Ей желаем жизни молодой.

Припев:

 

Азбука:  Ребята, я рада, что вы повзрослели, поумнели. И знаете весь алфавит наизусть. И сейчас мы это проверим.

 

Задание 1: Угадай букву

  1. Эта буква широка и похожа на жука. (Ж)  
  2. В этой букве нет угла – до того она кругла.

    До того она кругла – укатиться бы могла. (О)  

  1. С этой буквой на носу филин прячется в лесу. (Ф)  
  2. На эту букву посмотри – она совсем как цифра 3. (З)  
  3. Палочка и палочка, между ними галочка.

   И понятно сразу всем: получилась буква … (М)  

А теперь я хочу проверить, насколько хорошо вы умеете  отгадывать загадки.

 Задание 2. Отгадай загадку.

 

  1.   На ноге стоит одной,

крутит-вертит головой.

      Нам показывает страны,

                     реки, горы, океаны.

 

  1. В школьной сумке я лежу,

     Как ты учишься, скажу.

 

        3.Если ты меня отточишь,

    нарисуешь всё, что хочешь!

     Солнце, море, горы, пляж.

                   Это просто ………..!

 

  1. Разноцветные сестрицы,

           заскучали без водицы.

   Дядя, длинный и худой,

                  носит воду бородой.

   И сестрицы вместе с ним

                  нарисуют дом и дым.

 

  1. В чёрном поле заяц белый

                  Прыгал, бегал, петли делал.

                  След за ним был тоже бел.

                  Этот заяц белый …..

 

  1. Разноцветный ящик мой

                В ранец я кладу с собой.

                Ящик этот очень мал.

                Называется ……

 

  1. Я всё знаю, всех учу,

              Но сама всегда молчу.

              Чтоб со мною подружиться,

              Надо грамотно учиться.               

 

  1. Я люблю прямоту,

  я сама прямая.

              Сделать ровную черту

              всем я помогаю.

 

  1. Хоть не прачка я, друзья,

             Стираю я старательно.

             Если мне работу дашь –

             Зря трудился карандаш.

 

Учитель:
Молодцы ребята, вы отгадали загадки. Но чтобы хорошо учиться, нужно быть очень внимательными на уроках. Сейчас я вас проверю. Мы сыграем с вами в игру «Это я»! Ребята, я сейчас буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!» или, топая ногами, говорите: «Нет не я, нет не я, и не все мои друзья!» Итак, начинаем.

 

Игра «Это я»!

Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
– Это я…
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
– Нет, не я…
Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?!
– Это я…
Кто из вас хранит в порядке книжки ручки и тетрадки?
– Это я…
Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
– Нет не я…
Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?!
– Нет, не я…
Кто из вас, узнать хочу, забияка и драчун?
– Нет не я…
Кто из вас такой ловкач лучше всех играет в мяч?
– Это я…
Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
– Это я…
Это кто играл в футбол и забил в окошко гол?
– Нет не я…
Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?!
– Это я…
Есть ребята между вами те, кто помогает маме?!
– Это я…
Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?
– Нет, не я…
Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез?!
– Это я…

 

Азбука:  Ребята, а хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим.

            (Дети  отгадывают  и герой на слайде)

 

               Бабушка девочку очень любила.

  Шапочку красную ей подарила.

  Девочка имя забыла своё,

  Вы подскажите, как звали её?         (Красная Шапочка)

             

                С букварём шагает в школу

               Деревянный мальчуган.

               Попадает вместо школы

               В полотняный балаган.

               Как зовётся эта книжка?

               Как зовётся сам мальчишка?              (Буратино)

 

        Кто работать не хотел,

       а играл и песни пел?

       К братцу третьему потом

       прибежали в новый дом.

       От волка хитрого спаслись,

       но долго хвостики тряслись.

       Сказка известна любому ребёнку

       и называется…. («Три поросёнка»)

 

      Подарит новое корыто, и новый дом,

      и слуг в придачу.

      Но если уж она сердита,

      с ней вместе уплывёт удача!

      Исчезнет всё, и в море зыбком растает…. («Золотая рыбка»)

 

                Удивляется народ: едет печка, дым идёт,

                А Емеля на печи ест большие калачи!

                Чай сам наливается по его хотению,

                А сказка называется…    («По щучьему велению»)

 

        Сидит в корзине девочка у Мишки за спиной.

               Он сам, того не ведая, несёт её домой.

               Ну, отгадал загадку? Тогда ответь!

               Названье этой книжки… («Маша и медведь»)

 

    Было яичко у нас золотое,

    а осталось лукошко пустое…

    Плачет дед, плачет баба,

    но их утешает…  («Курочка Ряба»)

 

               Их приглашают с другом Геной

     На день рожденья непременно.

     И любит каждую букашку

     Забавный добрый …..                   (Чебурашка)

 

              Укатился он из дома

              По дороге незнакомой…

    Ты узнал его, дружок?

    Это самый непослушный, говорливый, простодушный

             И румяный…                                                                          (Колобок)

 

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому знаком.

           Всем по сказке интересной

             Мальчик луковка знаком.

           Очень просто и не длинно

           Он зовётся …                      (Чипполино)

 

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор …       (Айболит)

 

Я на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла.

Когда же случилось попасть мне на бал

То голову принц от любви потерял.

А я башмачок потеряла тогда же.

Кто это такая? Кто тут подскажет? (Золушка)

   

                                     Работать умела красиво и ловко

                                      В деле любом проявляла сноровку.

Хлеба пекла и скатерти ткала,

Шила рубашки, узор вышивала,

Лебедью белой в танце плыла..

Кто мастерица эта была?

                          (Василиса Премудрая)

 

       Учитель:Сегодня не все сказочные герои смогли прийти к вам на  праздник, но они прислали  телеграммы. Отгадайте, от кого они?

 

  1. Спасите! Нас съел серый волк…       
  2. Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко…
  3. Люблю мёд, ушёл в гости к Пятачку…
  4. Простите, не могу приехать, боюсь солнышка и тепла. Останусь у дедушки и бабушки. Ваша девочка – …
  5. «Не нужно ругаться и драться не нужно», – советует кот …

             

                          Подарки. (сценка бабушка Яга)

Азбука: Ребята, я приготовила для вас подарки, ой, а где же они? Видно я их

             по дороге   потеряла. Пойду, поищу.

(Шум летящей бабы Яги)

 

Баба-Яга: Что такое? Почему? Ничего я не пойму.

       Почему веселье, пляс?  Ничему не быть сейчас!

                            (стучит метлой)

                 Унды-фунды, гунды-гей!

                 Кончись, праздник, поскорей!

                 Ха-ха-ха!

       Вот и тихо! Вот и хорошо!

                Вот вам и праздник!

                И никто вас не найдёт!

                Ах, как мои ноженьки устали с дороги…

                Ох и старая я стала, надо отдохнуть.

 

Азбука: (Заходит в зал)  Кто веселье прекратил?

                                          Кто музыку остановил?

Дети: Баба-Яга.

Азбука: Ах она, злющая!

             Ах она, старая!

Давайте её накажем?

Она плясать не любит. А мы её заставим. (Хлопает в ладоши)

Раз, два, три, ну-ка, бабушка, пляши!

                                (Баба-Яга пляшет)

Баба-Яга: Ох, плясать я не могу. Ох, сейчас я упаду.

              Расколдуй меня скорей.

              Буду, буду я добрей.             

Азбука: Раз, два, три! Музыка, замри!

Баба-Яга: Простите меня, ребята1

Азбука: Простим?

Баба-Яга: Азбука, а ты что здесь делаешь?

Азбука: пришла к ребятам на праздник, посмотреть как они повзрослели и поумнели.

Баба-Яга: А что умные что-ли такие?Сейчас проверю!У меня здесь стишочки есть с ошибками. Вот проверю я ребят, найдут ли они ошибки?

  1. Тает снег, бежит ручей.

               На ветвях полно врачей.

                                             (грачей)

  1. Синеет море перед нами,

            Летают майки над волнами.

                                              (чайки)

       3.Говорят, один рыбак

         В речке выловил башмак.

         Но зато ему потом

         На крючок попался дом.

                                      (сом)

       4.Врач напомнил дяде Мите:

        «Не забудьте об одном:

        Обязательно примите

        Десять цапель перед сном!»

                                      (капель)

  1. Спят ночами утки.
    В конуре иль будке. 
    (Не утки, а собаки спят в конуре).
  2. Весною из берлоги.
           Выходят носороги.
    (Не носороги, а медведи).

   7 . Воют волками метели.
        В зимнем месяце апреле. 
(Апрель не зимний месяц).

  1. Хорошо в футбол играем, 
            Шайбы часто забиваем. 
    (Не шайбы, а мячи).

 Баба-Яга: Ой  и правда молодцы!!!! Не зря в школу ходят!!!

Баба-Яга: Азбука, а что ты принесла в сундучке?

Азбука: Подарки детям.

Баба-Яга:  (заглядывает в сундук) Ну и подарки! Вот у меня подарки есть, что не можно глаз  отвесть. Я их вам сейчас покажу.  (Достаёт из мешка свои подарки). Вот платье, почти новое. В молодости носила, когда красавицей была (показывает,платье всё в дырках). Вот скатерть-самобранка. Правда она прохудилась, но ещё  хорошая. Или вот сковорода, чтоб ребят жарить (спохватывается, машет руками).  Нет, нет, я хотела сказать другое! Вот  если б её почистить, то можно смотреться в  зеркало. Нравятся вам мои подарки?

Дети: Нет

Баба-Яга: Один раз хотела доброй быть, да и то не угодила!

Азбука: Ладно, Баба-Яга, давай лучше ребятам подарки дарить.

Баба-Яга: Ладно, ребятишки, берите свои подарки.

                  Я желаю вам радости! Желаю не скучать!

        Мам и бабушек не очень огорчать.

       И всегда просить прощения

       За любое огорчение!

       До свиданья, ребятня,

       Буду доброй нынче я.

 

  1.                             В том, что мы Азбуку прочли,           Ника

Полный курс наук прошли.

И теперь без передышки

Мы прочтём любые книжки!

 

  1.                             Мы Азбуку прочли до корки,               Ярик

У нас по чтению – пятёрки!

Позади нелёгкий труд

Медленного чтения.

Нам сегодня выдают

У-до-сто-ве-ре-ни-я!

 

Азбука: А мы с вами посмотрим, что же за подарки у меня в сундучке. Вот  коробочки, а в них   сюрприз.  На память об этом празднике  я хочу вручить вам всем книги. И удостоверения

Азбука: Вот и пришла пора проститься

     И я хочу вам пожелать:

     Всегда старательно учиться,

     Всегда с охотою трудиться

     И Азбуку не забывать!

    Сегодня я прощаюсь с вами, но мои буквы останутся  в каждой книге, на каждой  странице, в ваших тетрадях, письмах и открытках.

 

Учитель: Спасибо Азбука, а ребята на прощание  прочтут тебе стихи

 

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку. трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай еще страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!

Ученик

 Сегодня праздник необычный:

 Спасибо, азбука, тебе.

 Ты столько знаний подарила,

  Мы будем помнить о тебе.

Ученик 

Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке спасибо –
Расставаться нам пора!

Ученик 

 Мы хотим сказать тебе спасибо,
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы – до свиданья!
Здравствуй! – новой книге говорим.

Учитель: На прощание споём песенку

Радуются дети, мамы и отцы,
Потому что вместе все мы молодцы!
В школу нас водили, видно, вы не зря.
С буквами сдружились мы из букваря.

Припев: 
Буквы разные от А до Я – 
Наши лучшие теперь друзья.
Гласные и согласные –
Подружки дорогого букваря.

2
Мне не нужно к маме больше приставать – 
Сможем мы и сами книжку прочитать.
Потому что мчались в школу мы не зря,
Буквы изучали мы из букваря.

Припев.

3
Радуются дети, мамы и отцы,
Потому что вместе все мы молодцы!
И любую трудность мы переживем,
Победила дружба, дружба с букварем!

Припев.

Азбука: Спасибо, ребята. До свидания!

Дети хором:

Спасибо, Азбука! ПРОЩАЙ!

Азбука:      В добрый путь по дороге знаний!

Читайте! Растите умными детьми! Ну, а мне пора.  До свидания!

                                                           (Уходит.)

Учитель:

– Уважаемые первоклассники! Я Вас тоже поздравляю с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. И благодаря Вашим мамам, папам, бабушкам и дедушкам. Вы выучили все буквы русского алфавита, научились читать и писать. Наше увлекательное путешествие от А до Я  подходит к концу. НУ а вам родители спасибо за внимание!