Рабочая программа по формированию социально-бытовых навыков учащихся 5 класса

Автор: Наливкина Ирина Николаевна

учитель изобразительного искусства МАОУ СОШ №7 г. Краснокаменска Забайкальского края

Рабочая программа по формированию социально-бытовых навыков учащихся 5 класса

Рабочая программа интегрированного курса по формированию социально-бытовых навыков обучающихся 5 класса.

Выполнила: Наливкина И.Н
учитель изобразительного искусства

г. Краснокаменск

Пояснительная записка
Актуальность проблемы
Динамичное развитие современного мира, связанное с бурным развитием технологий и их влиянием не только на сферу экономики и производства, но и на социальную сферу и образование, создает другие условия и возможности для развития и социализации ребенка.
Одной из ступеней самоопределения личности служит социально-бытовая ориентировка ребенка в окружающих его условиях, определяющая не только качество его жизни, но и возможности самостоятельно организовывать свой быт и досуг, решать прикладные задачи по самообслуживанию, осваивать посредством этого новые для себя социальные роли, приобщаться к социальным нормам и ценностям, создавать условия для успешной социальной и трудовой адаптации в современном обществе.
Цель обучения – создание условий для освоения системы социально значимых практических навыков и умений, подготовка учащихся к реальной жизни через овладение ими навыками, необходимыми для их успешной социализации и подготовки к самостоятельной жизни в современном обществе и цифровой экономике.
Задачи:
формирование навыков поведения в быту;
осуществление самообслуживания;
формирование навыков ручного труда (бытовой ремонт, использование ручного и автоматизированного инструментов);
формирование навыков грамотного потребителя (в том числе финансовой, правовой грамотности);
ориентировка в бытовых вещах и технических объектах;
ознакомление обучающихся с социально-бытовой сферой;
формирование минимальной бытовой грамотности;
формирование навыков цифровой грамотности;
формирование навыков безопасного поведения на улице и дома.
Отличительные особенности программы
Характерными особенностями учебного предмета являются:
практико-ориентированная направленность содержания обучения;
применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.
Межпредметные связи:
русский язык (закрепление навыков письма при выполнении письменных работ);
математика (математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п.);
география (знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий);
биология (знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления);
трудовое обучение (выполнение практических заданий по уходу за одеждой).
В рабочей программе предусмотрены следующие уроки:
Беседы
Сюжетно-ролевые игры
Практические работы
Экскурсии
Адресат программы: обучающиеся 5 классов (10-11 лет).
Условиями реализации программы интегративного курса, направленного на формирование и развитие социально-бытовых навыков, являются:
1. Использование современного педагогического и цифрового инструментария в процессе преподавания интегративного курса, включая использование электронного контента в информационном обеспечении программы.
2. При изучении каждой темы программы использование реальных социально-бытовых ситуаций и кейсов, которые повысят практическую ориентированность учебного материала, особенно в тех случаях, когда нельзя провести проектную или практическую работу.
3. Выполнение проектных и исследовательских работ, позволяющих реализовывать содержание учебного материала, связанного с отработкой навыков поведения в реальных социально-бытовых ситуациях, или моделировать это поведение с использованием интерактивных стимуляторов и специальных (в том числе действующих) государственных и финансовых сервисов (порталов).
4. Возможность совместной работы нескольких педагогов, представляющих разные предметы (предметные области), в преподавании данного курса, включая совместное проведение мероприятий (экскурсии, сюжетно-ролевые игры, интегрированные занятия).
Сроки реализации программы: 1 учебный год.
Режим занятий: 1 занятие в неделю.
Основными формами и методами обучения являются:
практические работы,
деловые игры,
экскурсии,
рейды,
беседы,
опыты,
сюжетно-ролевые игры
Современные технологии реализации интегрированного курса, направленного на формирование и развитие социально-бытовых навыков представлены тремя группами инструментов:
педагогические технологии (инструментарий) –деловые и ролевые игры, мозговой штурм, кейсы, дискуссии, диспуты, квесты, метод проектов;
ИКТ и цифровые инструменты – мультимедийные средства обучения и методы их применения в образовательном процессе;
комплексные образовательные технологии – системы дистанционного обучения, онлайн-порталы, системы компьютерного тестирования, конструкторы задач, уроков.
Содержание
Тема 1. Введение (1 занятие)
Содержание. Особенности уроков. Знакомство с кабинетом, правила поведения в нём. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете. Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятиях.
Планируемые результаты: формирование знаний о содержании и значении предмета «социально-бытовая ориентировка».
Формы, методы и технологии: беседа.
Тема 2. «Личная гигиена» (4 занятия)
Содержание. Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Содержание в чистоте и порядке личных вещей. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению.
Планируемые результаты: формирование навыков соблюдения санитарно-гигиенических норм для сохранения здоровья, формирование здорового образа жизни.
Формы, методы, технологии: сюжетно-ролевая игра «Уроки Мойдодыра», «Уроки Золушки».
Интеграция с предметами: биология, технология.
Тема 3. «Одежда и обувь» (4 занятия)
Содержание: Виды одежды. Функции одежды. Сырьевой состав текстиля, из которого изготовлена одежда. Маркировочная лента. Символы по уходу за одеждой. Выбор синтетических моющих средств в зависимости от свойств ткани. Синтетические моющие средства по уходу за одеждой. Правила ухода за одеждой. Памятки по уходу за обувью. Правила ухода за обувью.
Планируемые результаты: формирование умения правильного ухода за одеждой, умения читать маркировочную ленту и определять способы ухода за одеждой, выбирать синтетические моющие средства, подходящие для данного химического состава ткани; соблюдение безопасных приемов работы с бытовыми приборами, использования синтетических моющих средств.
Формы, методы, технологии: игровое интерактивное занятие, обучающие ситуации, проект; работа в малых группах.
Интеграция с предметами: химия, ОБЖ, технология.
Тема 4. «Питание» (11 занятий)
Содержание. Значение питания в жизнедеятельности людей. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей. Место приготовление пищи и оборудование его. Приготовление пищи не требующей тепловой обработки. Правила и приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу. Сервировка стола.
Планируемые результаты. Формирование навыков накрывать на стол с учетом конкретного меню, пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам, умения составлять меню, соблюдения безопасной работы с режущими инструментами.
Формы, методы, технологии: беседа, чтение произведений, просмотр картинок, показ натуральных продуктов, просмотр видеофильма, сюжетно-ролевая игра.
Интеграция с предметами: химия, ОБЖ, биология, технология.
Тема 5. «Культура поведения» (3 занятия)
Содержание. Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы исправления осанки. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Правила поведения за столом.
Планируемые результаты. Формирование умения следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя, следить за своей походкой, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, красиво и аккуратно принимать пищу, правильно вести себя при встрече и расставании, вежливо обращаться с просьбой, вопросом.
Формы, методы, технологии: беседа, экскурсии, чтение произведений, игровые задания на заданную тему, сюжетно-ролевая игра.
Интеграция предметами: русский язык, технология.
Тема 6. «Жилище» (3 занятия)
Содержание. Виды жилых помещений в городе и селе. Виды жилья: собственное, государственное. Варианты квартир, подсобных помещений. Организация рабочего места школьника. Почтовый адрес дома, школы.
Планируемые результаты. Формирование умения писать адрес на почтовых открытках, на почтовых конвертах, соблюдать порядок на рабочем столе и во всем жилом помещении.
Формы, методы, технологии: беседа, экскурсии, чтение произведений, игровые задания на заданную тему, сюжетно-ролевая игра, рисование, дидактические игры, практическая деятельность.
Интеграция предметами: обществознание, изобразительное искусство, технология.
Тема 7. «Здоровье» (3 занятия)
Содержание. Значение здорового образа жизни и личного здоровья, для жизни, отдыха, учёбы. Закаливание организма. Губительное влияние наркотиков, алкоголя и токсических веществ на живой организм взрослых и детей.
Планируемые результаты. Формирование здорового образа жизни, умения корректно отказаться от предлагаемых первых папирос, глотка алкоголя, проявив силу воли.
Интеграция с предметами: химия, ОБЖ, биология.
Тема 8. «Транспорт» (2 занятия)
Содержание. Виды транспортных средств. Проезд в школу и домой. Поведение в транспорте и на улице. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.
Планируемые результаты. Формирование умения соблюдать правила поведения в общественном транспорте, соблюдать правила дорожного движения, различать знаки дорожного движения.
Интеграция с предметами: ОБЖ
Тема 9. «Торговля» (3 занятия)
Содержание. Виды торговых предприятий, их значение для обеспечения жизни и деятельности людей и животных. Продуктовые магазины и их отделы. Продуктовые специализированные магазины. Порядок приобретения товаров.
Планируемые результаты. Формирование умения выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности, оплатить, проверить чек и сдачу, культурно разговаривать с продавцом.
Интеграция с предметами: математика, география, биология.
Учебный план
№ п/п
Тема
Кол-во часов
ссылка на цифровые образовательные ресурсы
1
Введение
1

2
Личная гигиена
4
https://resh.edu.ru/
3
Одежда и обувь
4
https://resh.edu.ru/
4
Питание
11
https://resh.edu.ru/
5
Культура поведения
3
https://resh.edu.ru/
6
Жилище
3
https://resh.edu.ru/
7
Здоровье
3
https://resh.edu.ru/
8
Транспорт
2
https://resh.edu.ru/
9
Торговля
3
https://resh.edu.ru/

Календарный учебный график
№ п/п
Тема
Дата проведения
1
Введение
сентябрь
2
Личная гигиена
октябрь
3
Одежда и обувь
ноябрь
4
Питание
декабрь
5
Культура поведения
январь
6
Жилище
февраль
7
Здоровье
март
8
Транспорт
апрель
9
Торговля
май

Используемые источники и интернет-ресурсы
Социально бытовая ориентировка, 5 класс: поурочные планы по программе В.В. Воронковой, С.А Казаковой/ авт.сост. Л.А. Бабушкина, М.В. Ковтонюк, З.А. Стульнева. – Волгоград: Учитель, 2013.
С.А.Львова «Социально-бытовая ориентировка» 5-9 классы развёрнутое тематическое планирование; издательство «Учитель»2012 года.
В.В.Воронкова, С.А.Казакова «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида», М., Владос, 2011г.
Лихачева Л.С. Уроки этикета: в рассказах, картинках и задачках/ Рисунки Бартова А. – Екатеринбург: СреднеУральское книжное издательство; Уральское издательство, 2000. – 320с.: ил.

Информационное обеспечение образовательного процесса
Федеральный портал “Российское образование” http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Фестиваль педагогических идей “Открытый урок» http://festival.1september
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Социально- бытовая ориентировка http://pedsovet.su/load/330
Учебно – дидактическое обеспечение.
Наглядные пособия:

1. Дорожные знаки.
2. Состав продуктов питания.
3. Сервировка стола.
4. Осанка.
5. Одежда, головные уборы, обувь.
6. Семья.

Инструкции по технике безопасности:
Правила безопасной работы при работе с электроприборами.
Правила безопасной работы при режущими инструментами.
Правила безопасной работы при работе в мастерской.
Правила безопасной работы на уроках СБО.

Технологические карты:
Заваривание чая.
Приготовление бутербродов.
Нарезка овощей.
Индивидуальные технологические карты по теме «Питание»