автор: Мусихина Наталия Ивановна
Преподаватель КГБПОУ “Славгородский аграрный техникум”
“Формы работы с группой во внеурочное время.”
ФОРМЫ РАБОТЫ С ГРУППОЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Автор: Мусихина Н.И.,
классный руководитель
441 группы специальности
36.02.01 «Ветеринария»
Задачей современных педагогов является воспитание в студентах самостоятельности принятых решений, целенаправленностей в действиях и поступках, развития в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. В соответствии с ФГОС образовательное учреждение обязано создать для формирования общих компетенций на уроках и во внеурочное время. Количество общих компетенций для различных специальностей, предусмотренных образовательными стандартами, неодинаково.
Но среди них можно и нужно выделить общие для всех:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);
- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2);
- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3);
- осуществлять поиск, анализ и оценку информации (ОК 4);
- использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5);
- работать в коллективе и команде, обеспечить её сплочение (ОК 6);
- самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации (ОК 7);
- вести здоровый образ жизни (ОК 8);
- уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные традиции (ОК 9);
- логическое верно, аргументировано и ясно излагать мысли в устной и письменной форме (ОК 10);
- исполнять воинскую обязанность (ОК 11).
Внеурочная деятельность ставит своей целью прежде всего развитие личности студентов и в соответствии с требованиями с ФГОС организуется по направлениям развития личности. Таких направлений определено пять и они направлены на формирование социокультурной среды, созданию условий, необходимых для всестороннего развития и социализации личности, а так же на формирование общих компетенций.
Подробнее остановлюсь на этих направлениях.
Первое направление: духовно – нравственное и эстетическое воспитание, включает в себя три пункта:
– воспитание духовно – нравственной культуры;
– воспитание эстетической культуры;
– воспитание культуры поведения и общения студентов.
Что касается духовно – нравственной культуры, то здесь можно планировать следующие мероприятия:
- Посещение музея техникума.
Деятельность студентов – отчет по экскурсии.
Планируемый результат – формирование ОК 9,ОК 10.
2.Классный час «Нравственная природа подлинной любви».
Деятельность студентов –участие в коллективном обсуждении ситуаций, социально – приемлемых позиций, оценка своих возможностей.
Планируемый результат – формирование ОК 3, ОК 4, ОК 5.
- Творческие встречи с интересными людьми.
Планируется встреча с практикующими вет. врачами.
Деятельность студентов –беседа с героем встречи.
Планируемый результат – формирование ОК 2, ОК4, ОК 7.
4.Цикл классных часов «Молодая семья России».
Я планирую классные часы по данной тематике на более старших курсах (3-4 курсах), обязательно с изучением статей по семейному праву и возможно с приглашением работников ЗАГСа. У меня есть уже опыт проведения классных часов о семье.
Деятельность студентов – анализ и обсуждение заданных ситуаций.
Планируемый результат – формирование ОК 3, ОК4.
- Волонтерская работа. Она проводится по девизом «Делай добрые дела». Пока волонтерской работой в группе не занимается никто, но желающие есть и скорее всего будут приглашены в добровольческую команду.
Деятельность студентов – помощь пенсионерам, ветеранам ВОВ, дому ветеранов, центру помощи семьи и детям.
Планируемый результат – формирование ОК 3,ОК6.
Что касается пункта 1.2. «Воспитание эстетической культуры», то здесь запланированы следующие мероприятия:
- Посещение музея города, кинотеатра 3D, различных выставок художественного творчества, организуемых в музее города.
Деятельность студентов – обсуждение увиденного, написание отчетов, рефератов.
Планируемый результат – формирование ОК4, ОК9, ОК10.
- Конкурс на лучшую фотографию, рисунок.
Студенты нашей группы участвовали в конкурсе фотографий «Мой родной край» и во всех конкурсах рисунков.
Деятельность студентов – предоставление фотографий, рисунков на конкурс.
Планируемый результат – формирование ОК2, ОК4, ОК5, ОК7.
- Выпуск тематических газет к знаменательным датам, праздникам, важным событиям.
В техникуме они выпускаются регулярно, в группе пока нет.
Деятельность студентов – поиск информации, анализ и обсуждение.
Планируемый результат – формирование ОК4, ОК5, ОК6.
1.3.Воспитание культуры поведения и общения студентов.
Поступая в учебное заведение, молодые люди оказываются в новом социальном статусе, который требует от них освоения новых ролей и большей ответственности – как за собственное образование, так и за саморазвитие. Первокурсники проявляют повышенную активность, прилагают огромные усилия, чтобы утвердить себя в глазах окружающих.
Мероприятия:
- Классный час «Обычные любезности».
- Классный час «Правила поведения в группе, техникуме, общежитии, на улице».
- Круглый стол, посвященный вопросу толерантности к представителям других национальностей. Считаю эту тему очень актуальной на сегодняшний день. Возможно это будут праздники или другие мероприятия на уровне техникума с национальными кухнями, танцами, демонстрацией национальной одежды и т.д.
Деятельность студентов – анализ и обсуждение заданных ситуаций.
Планируемый результат – формирование ОК3, ОК4, ОК10.
Второе направление: воспитание учебной, научной и профессиональной культуры.
Это направление работы можно разделить на три пункта:
2.1. Воспитание культуры учебно – исследовательской и научно – исследовательской деятельности.
2.2.Воспитание профессионального самосознания студентов.
2.3. Воспитание информационной культуры.
Мероприятия пункта 2.1. следующие:
1.Конкурс исследовательских работ.
Деятельность студентов – поиск, анализ и оценка информации, решение проблем, выступление на конкурсе.
Планируемый результат – формирование ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК10.
2.Участие в подготовке к юбилею техникума (в июне 85 лет).
Деятельность студентов – поиск, анализ и оценка информации
Планируемый результат – формирование ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК10.
К пункту 2.2. «Воспитание профессионального самосознания студентов» могут быть отнесены следующие мероприятия:
- Встречи с работодателями:
Деятельность студентов – участие в коллективной беседе.
Планируемый результат – формирование ОК1, ОК6, ОК10.
2.Классные час: «Встреча с профессией».
Деятельность студентов – обсуждение заданных ситуаций.
Планируемый результат – формирование ОК1, ОК6, ОК10.
3.Олимпиада профессионального мастерства.
Деятельность студентов – решение профессиональных задач, поиск, анализ и оценка информации для презентации своей специальности.
Планируемый результат – формирование ОК1, ОК 2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК10.
4.Профориентационная работа в школах районов под девизом: «В родной техникум приведу друзей».
Вася Безменко в Волчихе, Ситникова Наташа в Гальбштадте.
Деятельность студентов – выбор способов рекламы техникума, специальности.
Планируемый результат – формирование ОК1, ОК2, ОК3, ОК5, ОК10.
5.Научно – практические конференции по профессиональной тематике.
Февральская конференция «Молодежный потенциал ХХI веку» и конференция по итогам производственной профессиональной практики.
- Работа кружка «Молодой ветфельдшер».
Деятельность студентов – участие в коллективном обсуждении заданных ситуаций, поиск, анализ и оценка информации.
Планируемый результат – формирование ОК1, ОК4, ОК7, ОК10.
2.3. Воспитание информационной культуры.
Мероприятия:
- День знаний «Здравствуй техникум».
- День учителя «Учителей любимые глаза», конкурс рисунков ко дню учителя.
- Посвящение в студенты «Возьмите нас в студенты».
- Комплексное мероприятие «Служу отечеству».
- Праздник «Женщина, весна, любовь».
- КВН (городской и в рамках МЦК).
Деятельность студентов – поиск, анализ и оценка информации, работа в коллективе и команде, эффективное общение с коллегами, руководством, использование информационно – коммуникационных технологий.
Планируемый результат – формирование ОК3, ОК4, ОК6, ОК10.
3.Воспитание политико – правовой культуры и активной гражданской позиции.
Мероприятия это направленности:
- Деловая игра «Закон на нашей стороне», (вместе с библиотекой),
- Классный час, посвященный Великой отечественной войне.
- Конкурс презентаций по теме: «Юные герои ВОВ».
- Беседа на знание государственной символики с целью активизации интереса к символам России.
Деятельность студентов – участие в коллективном обсуждении, поиск, анализ и оценка информации, работа в коллективе и команде, использование информационно – коммуникационных технологий, решение проблем патриотического воспитания.
Планируемый результат – формирование ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК8, ОК10, ОК11.
Четвертое направление – воспитание готовности к здоровому образу жизни.
Мероприятия это направленности:
- День здоровья.
- Классный час «Обвиняется наркомания»
- Конкурс плакатов «Мы за ЗОЖ».
- Родительское собрание.
- Турниры по волейболу, баскетболу, мини – футболу, шахматам и т.д.
Деятельность студентов – поиск, анализ и оценка информации, работа в коллективе и команде, использование информационно – коммуникационных технологий, коллективное обсуждение ситуаций.
Планируемый результат – формирование ОК4, , ОК6, ОК8, ОК10.
Пятое направление – студенческое соуправление.
Мероприятия:
- Участие студентов группы в работе студ.совета техникума.
- Возможно участие студентов в жюри различных конкурсных мероприятий.
- Ведущие в различных мероприятиях техникума.
- Выпуск стенгазет, бюллетеней.
- Дежурство в группе, кабинете.
- Формирования информационного банка данных об основных мероприятиях, в группе и техникуме. Для портфолио группы.
Деятельность студентов – поиск, анализ и оценка информации, работа в коллективе и команде, использование информационно – коммуникационных технологий.
Планируемый результат – формирование ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК10.
Таким образом, в рамках реализации ФГОС воспитательная работа приобретает иной целеполагающий смысл. Приоритетным становится не само мероприятие, а активная деятельность обучающихся, направленная на формирование общих компетенций.
Выводы: Применение новых методов и форм работы с группой во внеурочное время.
- формирует социальную активность;
- определяет поведенческие нормы, творческое воображение;
- определяет нравственные и духовные ценности;
- улучшает контакт классного руководителя и студентов;
- обогащает студентов новыми знаниями.