“Формы работы с группой во внеурочное время.”

автор: Мусихина Наталия Ивановна

Преподаватель КГБПОУ “Славгородский аграрный техникум”

“Формы работы с группой во внеурочное время.”

ФОРМЫ РАБОТЫ С ГРУППОЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

                                                                                           

                                                                                     Автор: Мусихина Н.И.,

                                                                                      классный руководитель

                                                                                           441 группы специальности

                                                                                        36.02.01 «Ветеринария»

 

Задачей современных педагогов является воспитание в студентах самостоятельности принятых решений, целенаправленностей в действиях и поступках, развития в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. В соответствии с ФГОС образовательное  учреждение обязано создать для формирования общих компетенций на уроках и во внеурочное время. Количество общих компетенций для различных специальностей, предусмотренных образовательными стандартами, неодинаково.

Но среди них можно и нужно  выделить общие для всех:

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);
  • организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2);
  • принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3);
  • осуществлять поиск,  анализ и оценку информации (ОК 4);
  • использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5);
  • работать в коллективе и команде, обеспечить её сплочение (ОК 6);
  • самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации (ОК 7);
  • вести здоровый образ жизни (ОК 8);
  • уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные традиции (ОК 9);
  • логическое верно, аргументировано и ясно излагать мысли в устной и письменной форме (ОК 10);
  • исполнять воинскую обязанность  (ОК 11).

Внеурочная деятельность ставит своей целью прежде всего развитие личности студентов и в соответствии с требованиями с  ФГОС организуется по направлениям развития личности. Таких направлений определено пять и они направлены на формирование социокультурной среды, созданию условий, необходимых для всестороннего развития и социализации личности, а так же на формирование общих компетенций.

Подробнее остановлюсь на этих направлениях.

Первое направление: духовно – нравственное  и эстетическое воспитание, включает в себя три пункта:

– воспитание духовно – нравственной культуры;

– воспитание эстетической культуры;

– воспитание культуры поведения и общения студентов.

Что касается духовно – нравственной культуры, то здесь можно планировать следующие мероприятия:

  1. Посещение музея техникума.

Деятельность студентов – отчет по экскурсии.

Планируемый результат –  формирование ОК 9,ОК 10.    

2.Классный час «Нравственная природа подлинной любви».

Деятельность студентов –участие в коллективном обсуждении ситуаций, социально – приемлемых позиций, оценка своих возможностей.

Планируемый результат –  формирование ОК 3, ОК 4, ОК 5.

  1. Творческие встречи с интересными людьми.

Планируется встреча с практикующими вет. врачами.    

Деятельность студентов –беседа с героем встречи.

Планируемый результат – формирование ОК 2, ОК4, ОК 7.

4.Цикл классных часов «Молодая семья России».

Я планирую классные часы по данной тематике на более старших курсах (3-4 курсах), обязательно с изучением статей по семейному праву и возможно с приглашением работников ЗАГСа. У меня есть уже опыт проведения  классных часов о семье.

Деятельность студентов – анализ и обсуждение заданных ситуаций.

Планируемый результат – формирование ОК 3, ОК4.

  1. Волонтерская работа. Она проводится по девизом «Делай добрые дела». Пока волонтерской работой в группе  не занимается никто, но желающие есть и скорее всего будут приглашены в добровольческую команду.

Деятельность студентов –  помощь пенсионерам, ветеранам ВОВ, дому ветеранов, центру помощи семьи и детям.  

Планируемый результат – формирование ОК 3,ОК6.

Что касается пункта 1.2. «Воспитание эстетической культуры», то здесь запланированы следующие мероприятия:

  1. Посещение музея города, кинотеатра 3D, различных выставок художественного творчества, организуемых в музее города.

Деятельность студентов – обсуждение увиденного, написание отчетов, рефератов.

Планируемый результат – формирование ОК4, ОК9, ОК10.

  1. Конкурс на лучшую фотографию, рисунок.

Студенты нашей группы участвовали в конкурсе фотографий «Мой родной край» и во всех конкурсах рисунков.

Деятельность студентов – предоставление фотографий, рисунков на конкурс.

Планируемый результат – формирование ОК2, ОК4, ОК5, ОК7.

  1. Выпуск тематических газет к знаменательным датам, праздникам, важным событиям.

В техникуме они выпускаются регулярно, в группе пока нет.

Деятельность студентов – поиск информации, анализ и обсуждение.

Планируемый результат – формирование ОК4, ОК5, ОК6.

1.3.Воспитание культуры поведения и общения студентов.

Поступая в учебное заведение, молодые люди оказываются в новом социальном статусе, который требует  от них освоения новых ролей и большей ответственности – как за собственное образование, так и за саморазвитие. Первокурсники проявляют повышенную активность, прилагают огромные усилия, чтобы утвердить себя в глазах окружающих.

Мероприятия:

  1. Классный час «Обычные любезности».
  2. Классный час «Правила поведения в группе, техникуме, общежитии, на улице».
  3. Круглый стол, посвященный вопросу толерантности к представителям других национальностей. Считаю эту тему очень актуальной на сегодняшний день. Возможно это будут праздники или другие мероприятия на уровне техникума с национальными кухнями, танцами, демонстрацией национальной одежды и т.д.

Деятельность студентов – анализ и обсуждение заданных ситуаций.

Планируемый результат – формирование ОК3, ОК4, ОК10.

Второе направление: воспитание учебной, научной и профессиональной культуры.

Это направление работы можно разделить на три пункта:

2.1. Воспитание культуры   учебно – исследовательской и научно – исследовательской деятельности.

2.2.Воспитание профессионального самосознания студентов.

2.3. Воспитание информационной культуры.

Мероприятия пункта 2.1. следующие:

1.Конкурс исследовательских работ.

Деятельность студентов – поиск, анализ и оценка информации, решение проблем, выступление на конкурсе.

Планируемый результат – формирование ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК10.

2.Участие в подготовке к юбилею техникума (в июне 85 лет).

Деятельность студентов – поиск, анализ и оценка информации

Планируемый результат – формирование ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК10.

К пункту 2.2. «Воспитание профессионального самосознания студентов» могут быть отнесены следующие мероприятия:

  1. Встречи с работодателями:

Деятельность студентов – участие в коллективной беседе.

Планируемый результат –  формирование ОК1, ОК6, ОК10.

2.Классные час: «Встреча с профессией».

Деятельность студентов – обсуждение заданных ситуаций.

Планируемый результат – формирование ОК1, ОК6, ОК10.

3.Олимпиада профессионального мастерства.

Деятельность студентов – решение профессиональных задач, поиск, анализ и оценка информации для презентации своей специальности.

Планируемый результат – формирование  ОК1, ОК 2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК10.

4.Профориентационная работа в школах районов под девизом: «В родной техникум приведу друзей».

Вася Безменко в Волчихе, Ситникова Наташа в Гальбштадте.

Деятельность студентов – выбор способов рекламы техникума, специальности.

Планируемый результат – формирование ОК1, ОК2, ОК3, ОК5, ОК10.

5.Научно – практические конференции по профессиональной тематике.

Февральская конференция «Молодежный потенциал ХХI веку» и конференция по итогам производственной профессиональной практики.

  1. Работа кружка «Молодой ветфельдшер».

Деятельность студентов – участие в коллективном обсуждении заданных ситуаций, поиск, анализ и оценка информации.

Планируемый результат  – формирование ОК1,  ОК4, ОК7,  ОК10.

2.3. Воспитание информационной культуры.

Мероприятия:

  1. День знаний «Здравствуй техникум».
  2. День учителя «Учителей любимые глаза», конкурс рисунков ко дню учителя.
  3. Посвящение в студенты «Возьмите нас в студенты».
  4. Комплексное мероприятие «Служу отечеству».
  5. Праздник «Женщина, весна, любовь».
  6. КВН (городской и  в рамках МЦК).

 Деятельность студентов – поиск, анализ и оценка информации, работа в коллективе и команде, эффективное общение с коллегами, руководством, использование информационно – коммуникационных технологий.  

Планируемый результат  – формирование ОК3,  ОК4, ОК6,  ОК10.

 

3.Воспитание  политико – правовой культуры и активной гражданской позиции.

Мероприятия это направленности:

  1. Деловая игра «Закон на нашей стороне», (вместе с библиотекой),
  2. Классный час, посвященный Великой отечественной войне.
  3. Конкурс презентаций по теме: «Юные герои  ВОВ».
  4. Беседа  на знание государственной символики с целью активизации интереса к символам России.

Деятельность студентов –   участие в коллективном обсуждении, поиск, анализ и оценка информации, работа в коллективе и команде, использование информационно – коммуникационных технологий, решение проблем патриотического воспитания.

Планируемый результат  – формирование ОК2,  ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7,  ОК8, ОК10, ОК11.

 

Четвертое направление – воспитание готовности к здоровому образу жизни.

Мероприятия это направленности:

  1. День здоровья.
  2. Классный час «Обвиняется наркомания»
  3. Конкурс плакатов «Мы за ЗОЖ».
  4. Родительское собрание.
  5. Турниры по волейболу, баскетболу, мини – футболу, шахматам и т.д.

Деятельность студентов –   поиск, анализ и оценка информации, работа в коллективе и команде, использование информационно – коммуникационных технологий, коллективное обсуждение ситуаций.

Планируемый результат  – формирование ОК4,  , ОК6, ОК8, ОК10.

 

Пятое направление –  студенческое соуправление.

Мероприятия:

  1. Участие студентов  группы в работе студ.совета техникума.
  2. Возможно участие студентов в жюри различных конкурсных мероприятий.
  3. Ведущие в различных мероприятиях техникума.
  4. Выпуск стенгазет, бюллетеней.
  5. Дежурство в группе, кабинете.
  6. Формирования информационного банка данных об основных мероприятиях,  в группе и техникуме. Для портфолио группы.

Деятельность студентов –  поиск, анализ и оценка информации, работа в коллективе и команде,  использование информационно – коммуникационных технологий.

Планируемый результат – формирование ОК2,  ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7,  ОК10.

Таким образом, в рамках реализации ФГОС воспитательная работа приобретает иной целеполагающий смысл. Приоритетным становится не само мероприятие, а  активная деятельность обучающихся, направленная на формирование общих компетенций.    

 

Выводы: Применение  новых методов и форм работы с группой во внеурочное время.

  • формирует социальную активность;
  • определяет поведенческие нормы, творческое воображение;  
  • определяет нравственные и духовные ценности;
  • улучшает контакт классного руководителя и студентов;
  • обогащает студентов новыми знаниями.