автор: Мусихина Наталия Ивановна
Преподаватель КГБПОУ “Славгородский аграрный техникум”
Сопровождение профессионального самоопределения студентов специальности 36.02.01 «Ветеринария»
Сопровождение профессионального самоопределения студентов специальности 36.02.01 «Ветеринария»
Необходимость реформирования образовательной системы России признается если не всеми, то подавляющим большинством мыслящего сообщества страны. Правительством РФ разработан и утвержден целый ряд программных документов, на основе анализа которых можно сделать вывод о том, что традиционный преподаватель уходит со сцены. Складывается новый образ педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов. Наиболее эффективным направлением воплощения в жизнь данной идеи является индивидуальное психологопедагогическое сопровождение личности будущих специалистов в процессе обучения и воспитания в техникуме.
Термин «сопровождение» означает совместные действия людей по отношению друг к другу в их социальном окружении, осуществляемые ими во времени, в пространстве и в соответствии с присущими им ролями.
Процесс профессионального самоопределения студентов проходит три кризисные точки (в начале, в середине и в конце обучения), когда студент особенно нуждается в индивидуализированной поддержке. Инструменты такой поддержки могут быть самые разнообразные: это и профессиональное консультирование, и составление личного профессионального плана, и наставничество и многое другое. В современной России наблюдается явное противоречие между объективной востребованностью квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и сохраняющимся низким спросом работодателей на выпускников уровня СПО. По мнению многих экспертов, причина этого — не столько в недостаточном качестве профессионального образования и необходимости «доучивания» выпускников СПО на рабочем месте, сколько в незавершенности процесса их профессионального самоопределения.
Процесс профессионального самоопределения не заканчивается в тот момент, когда выпускник 9 или 11 класса школы выбирает направление своего дальнейшего образования и поступает в определенный техникум или колледж. Этап обучения в самой профессиональной образовательной организации не менее важен для самоопределения в мире труда и профессий.
Как было сказано выше, на протяжении обучения по программе СПО студент проходит в своем профессиональном самоопределении три кризисные точки: первый учебный год, середина обучения и последний курс. Соответственно, в каждой из этих точек необходимо повышенное внимание педагогов к процессу профессионального самоопределения студентов, и при необходимости – поддержка этого процесса с использованием определенных форм работы.
- Первый год обучения – период адаптации к условиям профессионального образования.
Особенности обучения студентов-первокурсников связаны с осознанием себя в новой образовательной среде, погружением в нее и ее освоением. Как показывает практика, именно на этапе осознания себя в новой среде многие студенты впервые всерьез осознают необходимость (и даже неизбежность) получения ими специальности «Ветеринарный фельдшер». Это относится, прежде всего, к тем студентам, которые поступили в наш техникум случайно, руководствуясь внешними, поверхностными мотивами – стихийно возникшими либо специально сформированными путем манипуляции их сознанием. Такие студенты, если с ними не проводится специальная работа, покидают техникум уже на первом курсе.
Такие студенты требует особого внимания. Определить их, как правило, не составляет труда: эти студенты, заполняя соответствующие анкеты, сами отмечают, что остро нуждаются в психолого-педагогической поддержке в новой для них профессионально-образовательной среде.
В индивидуальной работе с такими студентами я использую комплекс средств педагогической поддержки:
– создание ситуаций успеха или использование приема «утешение отношений». Как правило, такие «проблемные» студенты – это дети из не очень благополучных семей, не получившие в свое время достаточно ласки и заботы. Они чутко откликаются на проявления душевного тепла, искренности и уважения со стороны преподавателей. Проявив к таким студентам немного больше внимания, я могу не только завоевать у них педагогический авторитет, но и сделать всю их учебную жизнь в профессиональной образовательной организации намного более теплой и привлекательной. Как правило, положительное отношение, возникшее у студента ко мне или другим преподавателям, становится основой для формирования у него такого же отношения к техникуму в целом, а также к получаемой профессии;
– вовлечение в общие дела, поручение, делегирование полномочий и другие приемы в рамках организации внеклассной деятельности группы, при этом «трудные» студенты должны быть под моим повышенным, но ненавязчивым наблюдением;
– индивидуальное консультирование студентов по вопросам их профессионального самоопределения.
Некоторые другие средства, позволяют решить проблему не только дезадаптированных студентов-первокурсников, например:
– внеклассное мероприятие «Введение в специальность», главные смысловые акценты которого связаны с ценностными основаниями будущей профессии, ее социальной миссией, отдельными нюансами в условиях труда, профессионально значимыми качествами личности ветеринарного работника, путями их формирования и развития, мотивацией и другими вопросами будущей профессиональной деятельности;
– классный час «Ветеринарный врач – врач человечества», основная цель которого, привитие любви к будущей профессии;
– проведение коллективных мероприятий по сплочению учебных групп и более тесному знакомству с животными, например: вначале экскурсии, а затем и дежурства студентов в конно-спортивном комплексе «Аллюр», где они учатся ухаживать за животными, запрягать лошадей, обучаются езде на лошадях.
- Второй и третий год обучения – середина обучения.
Работу по индивидуальному сопровождению студентов продолжаю в форме:
– консультирования и выполнения научно-исследовательских работ и участия студентов в научно-практических студенческих конференциях разных уровней;
– разработки и проведения профориентационных мероприятий со студентами младших курсов и школьниками: классные часы «Введение в специальность», «Знакомство с профессией»; выход в школы с информацией о специальности, проведение мероприятий с учащимися школ – профпробы, путешествие в страну «Ветеринарию» и другие.
– подготовки к участию в очных и заочных олимпиадах и конкурсах по ветеринарии (март 2019год – региональный этап очного конкурса по ветеринарии в КГБПОУ «ПАТ», апрель 2019год – краевая дистанционная олимпиада по ветеринарии – КГБПОУ «САТ»);
– подготовки к участию и участие в чемпионатах «Молодые профессионалы» (2016 год – Захарченко Полина 2 место; 2017 год – Таран Александр 4 место; 2018 год – Горбаченко Карина 3 место)
– подготовки к участию и участие в конкурсе «Студент СПО 2017» – Таран Александр, «Студент СПО 2019» – Горбаченко Карина
В принципе, все проблемы, возникающие «на переломе» студенческой жизни, разрешимы.
Во-первых, студенты в силу возрастных особенностей и недостаточного жизненного опыта склонны драматизировать ситуацию и реагировать на нее слишком эмоционально. Там, где они чувствуют «плечо» старшего друга или просто доброжелательного, уверенного взрослого, острота восприятия ими этих проблем заметно снижается.
Во-вторых, разрешению проблем способствует специальная целенаправленная работа профессиональной образовательной организации по сопровождению профессионального самоопределения студентов. Наибольшее значение на этом этапе имеет индивидуальное педагогическое консультирование студентов и их родителей, осуществляемое классным руководителем группы. Это консультирование должно быть направлено на выявление, обсуждение и преобразование профессиональных мифов.
Профессиональное консультирование (профконсультирование) – один из основных инструментов сопровождения профессионального самоопределения; совместная деятельность консультанта и консультируемого, направленная на решение определенного круга вопросов, связанных с выбором профессии и планированием профессиональной карьеры.
- Последний год обучения – это момент, когда будущий выпускник остро осознает неотвратимость предстоящего резкого изменения своего социального статуса и вхождения в полностью самостоятельную трудовую жизнь.
Заключительный период обучения в техникуме обладает своими особенностями. Студенты-старшекурсники уже освоили не только общеобразовательные и общепрофессиональные дисциплины, но и ПМ, а также прошли производственную практику, т.е. в определенной степени приобщились к реалиям выбранной профессии. Одни из них смирились с этими реалиями, другие переживают чувство разочарования.
На последнем году обучения формируется и своя особая «группа риска». Это студенты, для которых характерен ярко выраженный «синдром выпускника» — высокий уровень тревожности в сочетании с низким уровнем профессионального самоопределения. Повышенная тревожность – это новообразование выпускного курса, вызванное неизбежностью вступления в самостоятельную трудовую жизнь, тогда как низкий уровень профессионального самоопределения, скорее всего, сформировался на предыдущих этапах учебы. Студенты с «синдромом выпускника» остро ощущают свою неготовность к предстоящей самостоятельной трудовой деятельности, это становится для них основанием для беспокойства и может привести к состоянию стресса и депрессии. Однако отрицательные ощущения чаще всего вызваны не столько с реальным отсутствием у студентов профессиональных умений, навыков и компетенций, сколько с теми или иными сторонами психологической неготовности (страх перед неизвестным или перед ответственностью, неуверенность в себе и заниженная самооценка, запоздалое разочарование в профессии или накопившееся за годы обучения чувство отчуждения от нее, недостаточная сформированность необходимых общих компетенций, нежелание входить во взрослую жизнь и расставаться с инфантильным образом жизни и т.д.).
Как и на предыдущих этапах, общей стратегией сопровождения профессионального самоопределения студентов «группы риска» выступает специальная индивидуализированная работа с ними. При этом нужно учитывать, что «синдром выпускника» имеет и положительную сторону: у студентов старших курсов проявляется готовность идти навстречу преподавателю, чтобы с его помощью снять неопределенность и тревогу по поводу своего профессионального будущего, реализовать потребность в детальном проектировании своих профессиональных и жизненных перспектив. Считаю, что именно завершающий период освоения ОПОП наиболее благоприятен для успешной педагогической деятельности по формированию профессионального самоопределения студентов.
Средствами сопровождения профессионального самоопределения, адекватными заключительному этапу обучения в техникуме, являются знакомые нам всем активные и интерактивные формы: деловые игры, моделирующие проблемные ситуации в профессиональной деятельности; организация профессиональных и творческих конкурсов и научно-практических конференций по профессиональной тематике; организация встреч с успешными выпускниками прежних лет и высококлассными профессионалами и т.п.