Сценарий непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей 5-6 лет “Животные Севера”

автор: Морозова Вероника Владимировна

Воспитатель Частное дошкольное образовательное учреждение детский сад №51 ОАО “РЖД”

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей 5-6 лет “Животные Севера”

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей 5-6 лет: «Животные севера».

 

Цель: создать условия для расширения и активизации словарного запаса на тему «Животные севера».

Задачи:

 Образовательные:

закреплять знания детей о животных севера, их внешних признаках, чем питаются, характерные повадки;

– учить детей строить предложения грамматически правильно, с интонационной законченностью;

– совершенствовать умение составлять описательные рассказы о животных севера;

– учить образовывать сложные существительные с суффиксами – ищ, прилагательные, притяжательные.

Развивающие.

– развивать связную речь, обогащая её за счёт введения в речь однородных второстепенных членов предложения;

– развивать умение определять место звука в словах;

Воспитательные:

– Пробудить интерес к животным севера. 

Предварительная работа: 

– рассматривание  серии картин «Животные Севера»,

 – чтение: сказки Катаева В. «Цветик – Семицветик»,

легенды Севера;

 – просмотр мультфильмов «Умка», «Лоло», просмотр видеофильма о  белом медведе в зоопарке,

– беседа «Как животные приспособились к зиме»,

 – рисование «Наш любимый мишка», «Сказки о животных»,

– д/и «Кто что ест?», «Кто где живет?», «Отгадай животное».

Оборудование: 

– интерактивная доска;

– ноутбук;

– музыка народов севера;

– указка;

– шапочки к подвижной игре «Еврашки и сова.»

– серии картин «Животные Севера»;

– разрезные картинки «Животные Севера»;

– ванночки с водой;

– детский крем;

– мольберт;

– интерактивная игра «Кто лишний»;

– сугробы из ткани;

– льдинки из ткани;

Ход деятельности:

Организационный момент.

        Воспитатель: – Ребята, вы хотите отправиться со мной в необычное путешествие? – Посмотрите, это «цветик – семицветик», его мне передала девочка Женя. – Вспомните, из какой она сказки? Кого  она встретила во дворе? Куда собирались ребята? Они были в зимней одежде, с лыжами.
И что она загадала, оторвав лепесток? «Хочу оказаться на Северном полюсе».  И мы с вами тоже отправимся на Север. 

Прежде , чем отправиться в такое непростое путешествие, я предлагаю вам пройти курсы подготовки к путешествию:

У меня на столе лежат картинки, из них нужно выбрать  то, что пригодится нам в путешествии и сказать зачем и для чего.

(дети выбирают картинки)

– я беру с собой на север валенки, чтобы не замерзли ноги;

– я беру с собой на север шубу, чтобы она меня согревала в метель.

– я беру с собой на север шапку, чтобы моя голова не замёрзла.

– я беру с собой на север варежки, чтобы не замёрзли руки.

– я беру с собой на север фонарь, чтобы он освещал мой путь. 

– я беру с собой на север шарф, чтобы бы закрывал мою шею от ветра.

– я беру с собой на север лыжи, они мне помогут передвигаться по снегу.

– я беру с собой на север санки, они мне помогут вести вещи.

– я беру с собой на север фонарь, чтобы освещать путь.

– я беру с собой на север спички, чтобы развести костёр и погреться.

– я беру с собой на север компас, чтобы не заблудиться.

– я беру с собой на север очки, чтобы меня не ослеплял снег.

(На столе остаются картинки с изображением ненужных предметов для путешествия на север.)

       Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием и прошли курсы по подготовки к путешествию на север.

Пора отправляться в путь! 

«Лети, лети лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг, возвращайся,  сделав круг, лишь коснешься ты земли, будь по- моему вели…», чтобы мы оказались на севере!!!

  1. Основная часть.

(звучит музыка северных народов, на интерактивной доске – северное сияние)

        Воспитатель: Вот, мы и оказались  среди льдин, снега. Посмотрите, какое необычное природное явление. 

                                      «Что за чудо – чудеса:

                                         Загорелись небеса!

                                         И горит, пылает пламя

                                         Над сверкающими льдами!

                                         Никого за тучей нет,

                                         Но блестит там яркий свет,

                                         Это – свет,

                                         Холодный свет

                                       «Северного неба».

Как называется это явление природы, которое бывает только на севере? (северное сияние).

 Правильно, это северное сияние, посмотрите, как оно красиво переливается, блестит, сверкает. Как жалко, что у нас не бывает такого явления природы. Вы знаете, что люди едут специально на север посмотреть на северное сияние. Для туристов строят специальные дома со стеклянными крышами, чтобы они могли любоваться им, не выходя из дома.

         Как холодно! – Ребята, что нам нужно сделать, чтобы не замерзнуть? (Дети и педагог имитируют процесс одевания. Воспитатель предлагает во время одевания  сдуть снежинку с перчаток (упражнение «Сдунь снежинку»).

 Ну, вот мы и готовы, все оделись?  Пора в путь! Мне кажется, здесь среди снега и льдин спрятались звери. – Вы их видите? Пойдемте, поищем. А это первый сугроб, кто же там сидит? Здесь загадка – я вам прочитаю, а вы  внимательно слушайте и скажите мне ответ.

                                      «Где сугробы, стужа, лёд,

                                        Где пурга снега метёт,

                                        Там хозяин в шубе снежной

 Ходит по снегам безбрежным.

                                         Весь он белый от зимы,

                                         От метельной кутерьмы.

                                         Так давно живёт он здесь,

                                         Потому и белый весь.

                                         Лишь черны глаза и нос:

                       Пощадил их злой мороз!»……….(медведь)

Кто это?

 Правильно, это белый медведь. Вся жизнь медведя связана с морем, он отличный пловец, ныряльщик. Белый медведь очень большое и массивное животное. Ходит медленно, не торопясь, но при необходимости развивают достаточно большую скорость. Мех у медведя густой  и плотный, под мехом толстый слой жира, который защищает его от холода. Основная пища медведя -рыба, тюлени, птицы.

 Он приготовил вам несколько вопросов о себе.

– Зачем белый медведь закрывает лапой нос? (что бы во время охоты его не было видно)

– Как называются детёныши медведя? (медвежата)

– Чем питается белый медведь? (рыбой, птицами, тюленями)

– Почему не холодно белому медведю? (у него толстый слой жира)

Ребята, представьте себе, что вы встретили белого медведя, что вы почувствуете?

И начните свой рассказ так…«Если бы я встретил белого медведя…»(дети придумывают небольшие рассказы.)

А сейчас, давайте с вами поиграем  я начну , а вы продолжит

– У медведя не голова, а ….(головища);

– не лапы, а …(лапищи);

– не когти, а ….(когтищи)

 – не зубы, а ….(зубищи). 

Молодцы!!!

         Пора идти дальше, посмотрите, ребята, какая льдина, а кто под ней спрятался отгадайте.(читаю загадку

                                       «Толстый в складку богатырь

                                         В ластах и безухий.

                                         Ковыряет с дна морского

                                         Раковин покушать.

                                         У него клыки, как сабли,

                                         Мех короткий, но густой

                                         Угадайте-ка  , ребятки,

             Что за богатырь такой? ……. (Морж)

(Если ребята затрудняются загадать ещё-

 « Он большой, а не маленький, коричневого цвета; у него есть бивни, ласты, нет ушей, питается рыбой, моллюсками.»)

          Тело моржа толстое, массивное, бурого цвета. А голова, наоборот, маленькая, круглая, с короткой шеей. Ушей у него нет, на их месте слуховые отверстия, которые закрыты кожной складкой.

На верхней губе растут длинные, толстые  усы, похожие на щетку. С их помощью морж ищет себе корм на морском дне на ощупь. Взрослого моржа можно узнать по большим  бивням. Ими он распахивает дно моря, разбивает льды в поисках моллюск, червяков, ракообразных.

  Предлагаю подобрать подходящие по смыслу прилагательные в игре «Подскажи словечко»,

-пасть моржа — моржовая пасть,

– голова моржа — … 

– нос моржа — …

– клыки моржа — …

– ласты моржа — … 

– тело моржа — … .

        А теперь немножко отдохнем и поиграем в игру народов севера «Еврашки и сова». 

(Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие – «евражки». Под тихие ритмичные удары небольшого бубна «евражки» бегают на площадке, на громкий удар бубна «евражки» становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает «евражек» и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.  В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.)

 

        Идем дальше. Следующий сугроб. А вот загадка. 

                                      « Шерсти я имею мало,

                                         Но среди полярных льдов

                                        Жир меня, как одеяло, 

                                         Бережёт от холодов.»……(Морской котик), 

Кто это? 

        Это морской котик, его ещё называют морской кот. Это крупный тюлень, у них очень длинные ласты, когти едва заметны или вовсе их нет. Голова маленькая с укороченной, заострённой мордочкой. Вода для них родная стихия, там они играют, кормятся, отдыхают и даже спят. В поисках рыбы котики могут очень глубоко нырнуть.

Морской котик  приготовил нам необычную льдину, там у него для вас сюрприз. Давайте поиграем.

 В конвертах лежат разрезные картинки, нужно:

  1. собрать ,
  2. назвать – кто нарисован на картинке, 
  3.  назвать первый звук в слове, сказать гласный или согласный звук.

(В конвертах лежат картинки зверей: белый медведь, морж, тюлень, пингвин, олень). 

Дети собирают целое из нескольких частей, называют животное и первый звук в слове.

        Ну, что, пойдём  дальше. Еще один сугроб.

Читаю  загадку.

        «Большая птица – мороза не боится,

                                         С крыльями, а не летает,

                      Живёт среди снега и льдин»……( пингвин),

(если дети затрудняются загадать другую загадку- 

« Это животное белого и чёрного цвета, у него есть крылья, но он не летает, высиживает яйца, питается мелкой рыбой. Кто это?) 

Поиграем в игру «Цепочка».

 Встаньте друг за другом. Мы сейчас составим рассказ о пингвине. По цепочки будем говорить по одному предложению, повторяя предыдущее.  Предположительные ответы детей. 

– «Пингвин это птица.» 

– «Пингвин это птица, у него маленькие крылья.»

– «Пингвин это птица, у него маленькие крылья, передвигается очень медленно.»

 – «Пингвин это птица, у него маленькие крылья, передвигается очень медленно, питается рыбой,»

И т.д.

III. Подведение итогов.

          Когда животные  вылезают на льдины из воды, ходят по снегу – их  шерсть не покрывается льдом, хотя она мокрая. Ведь на сильном морозе  вода превращается в лёд. Чтобы понять, как животные приспособились к таким условиям мы проведём опыт. (на столе стоят тазики с водой)
     В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды нет, значит, рука не покроется корочкой льда. Теперь попробуйте объяснить случаи с северными животными.

      (Шерсть у северных животных покрыта жирной смазкой, которая не позволяет воде замёрзнуть. Когда животные отряхивается, капельки воды быстро стекают и не успевают замёрзнуть).

         Наше путешествие подошло к концу  нам нужно вернуться обратно в садик с помощью «Цветика- семицветика». (Дети и педагог проговаривают волшебные слова, оказываются в детском саду, снимают теплую одежду.)

Дети, что бы вспомнить, что больше всего вам понравилось на севере, поиграем в игру со снежком «Закончи предложение» (после ответа ребёнок передаёт снежок другому)

– Ты увидел на Крайнем Севере кого?…
– Кто  больше всего тебе понравился….
– Почему он тебе  понравился …
– У него есть…
– Он питается…
        Вы меня сегодня, ребята, порадовали своими знаниями,  и мне кажется, вы запомнили наше путешествие на север и расскажите о нём своим друзьям.

Литература:

  1.  Ворончевич  О.А., Добро пожаловать в экологию (парциальная программа для детей 5-6 лет), Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2018. – 204 с.
  2. Ефанова З.А., Симонова О.В.,  Фролова О.А., Комплексные занятия по программе «Детство», М.: Учитель, 2019. – 198 с.
  3. Кенеман А.В., Детские подвижные игры народов СССР, М.: Просвещение, 1989. – 70 с.
  4. Ушакова О.А.,  Струнина Е.М., Развитие речи детей 5-6 лет, (Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения), М.: Вентана-Граф, 2007. – 272 с.

 

Интернет-ресурсы:

  1.  http://ot2do6.ru (дата обращения 20.03.2019 год)
  2.  http://gmusic.me (дата обращения 20.03.2019 год)
  3. http:// kidsclever.ru (дата обращения 20.03.2019 год