Обязанности несовершеннолетних перед родителями и их ответственность.

Автор: Михайлова Зинаида Владимировна

Воспитатель Государственное казенное учреждение Республики Саха(Якутия) «Центр содействия семейному воспитанию «Берегиня»»

Обязанности несовершеннолетних перед родителями и их ответственность.

Государственное казенное учреждение Республики Саха(Якутия)   «Центр содействия семейному воспитанию «Берегиня»»

Родительский чат: « Я устала, Мой ребенок меня не слушается….»

Как бы мудро ни вели себя родители и сколько бы книг по детской психологии они ни перечитали, периодически каждый сталкивается с тем, что дети не слушается.  Понять, почему ребенок не слушается, можно с помощью анализа его поведения и своей реакции на него. Если же это не дает никаких результатов, нужно «копать» глубже. Разберем несколько причин «Плохого поведения».

 

Причины «плохого» поведения

  1. Непоследовательное поведение родителей. Если сначала они наказывают малыша за проступок, а затем – не осуждают или даже поощряют за него, это приводит к растерянности и дезориентации. Результатом отсутствия последовательности в действиях и решениях является непослушание. 
  2. Многочисленные запреты. Чем больше запретов накладывается родителями, чем чаще ребенок реагирует на них бунтом. Если практически в каждой фразе взрослых мелькает слово «нельзя», это вызывает противоречивые чувства и желание отстоять свою независимость. 
  3. Вседозволенность. Капризы возникают и в противоположной ситуации, когда в обычной жизни отсутствуют какие-либо запреты. Некоторые родители в попытках обеспечить беззаботное и счастливое детство разрешают детям буквально все. Между тем, потакая капризам, нужно быть готовым к избалованности и непослушанию. 
  4. Возрастной кризис. По мнению педиатров, еще до начала пубертатного периода ребенок проходит несколько кризисных этапов. Они приходятся на 1 год, 3 года, 5-7 и 10-12 лет. Границы в этом случае условны. Каждый возрастной кризис влияет на детскую личность и способности. По мере изменения психики меняется и поведение. 
  5. Отсутствие согласия в методах воспитания. Как правило, в каждой семье есть «хороший» и «плохой» полицейский. Если отец проявляет высокие требования к малышу, мать берет на себя роль сочувствующего и жалостливого человека. Нередко разногласия в вопросах воспитания возникают между представителями разных поколений. Это также вызывает дезориентацию и растерянность. 
  6. Игнорирование детской личности. По мнению некоторых родителей, до 8-9 лет у ребенка столько же прав, сколько у годовалого малыша. Они не прислушиваются к его мнению и в результате сталкиваются с протестным или девиантным поведением. 
  7. Несоответствие «требованиям». Многие родители устанавливают высокие требования, ждут, что дошкольник начнет говорить на нескольких языках, а школьник – получать пятерки по всем предметам, побеждать в олимпиадах и соревнованиях. Если же малыш понимает, что не соответствует ожиданиям, это приводит к внутренним конфликтам и дискомфорту, которые проявляются в повышенной эмоциональности и отклонениям в поведении. 
  8. Семейные конфликты. Выясняя собственные отношения, взрослые часто забывают о ребенке. Чтобы привлечь их внимание, он прибегает к шалостям и даже серьезным проступкам. Со временем такое поведение входит в привычку. 

 

Возрастные особенности

Чтобы понять, почему ребенок не слушается, родителям нужно учесть его возрастные особенности. По мере взросления малыш по-разному реагирует на просьбы старших.  

 

Поведенческие особенности детей 3-7 лет

Для дошкольников характерно: 

  • постоянно проверять границы дозволенности; 
  • требовать, чтобы их интересы и просьбы выполнялись в первую очередь; 
  • действовать, исходя из собственных целей; 
  • рассуждать и высказываться конкретно, а не гипотетически или образно. 

Поэтому как только границы маленького ребенка сужают, а его просьбы игнорируют, начинаются капризы. Если при этом родители постоянно ссорятся и скандалят, это влияет на его чувствительность к окружению и накладывает отпечаток на психике. Чтобы дошкольник не замкнулся в себе и не выработал девиантное поведение, в доме должна царить гармония и стабильность. Желательно при этом следовать советам психологов, а именно: 

  • поддерживать режим и распорядок дня, уделяя внимание периоду сна и бодрствования; 
  • выбирать время для непосредственного общения с ребенком; 
  • общаться с ним на прямом и доступном языке; 
  • следить за тем, чтобы малыш понимал смысл слов и просьб старших; 
  • не повторять свои просьбы дважды, так как это может подорвать авторитет; 
  • быть примером и демонстрировать свои навыки коммуникации, которые проявляются в умении слушать и слышать. 

 

Поведенческие особенности школьников 8-12 лет

В отличие от дошкольников, школьники уже могут действовать аргументировано и организовано. Однако мыслят они по-прежнему конкретно, а не абстрактно. Все их поведение направлено на собственные цели и интересы. Исходя из этого родители должны: 

  • четко и обоснованно формулировать свои просьбы; 
  • не решать все проблемные ситуации за ребенка; 
  • постоянно общаться с ним на разные темы; 
  • предоставлять право выбора, но предлагать не более двух возможных вариантов разрешения ситуации; 
  • использовать в повседневных разговорах авторитетные фразы; 
  • упростить семейные правила; 
  • отстаивать свою власть, используя решительный тон и сохраняя спокойствие. 

 

Поведенческие особенности подростков

На поведение подростков влияют особенности их личности, уровень накопленного стресса и возбудимости. Если при этом в семье отсутствует поддержка, признание и уважение, они ищут их во внешнем мире. Если отношения с друзьями, тренерами или учителями теплее и крепче, дома они могут быть депрессивными и агрессивными. По статистике ребенок подросткового возраста более чувствителен к буллингу (травле), издевательствам и насмешкам одноклассников, семейным скандалам, давлению со стороны. Поэтому он более подвержен депрессии, тревожности и другим психологическим проблемам. 

Чтобы подросток начал слушаться, родителям нужно: 

  • сосредоточится на своем отношении к нему, а не пытаться выработать новые методы дисциплины и воспитания; 
  • демонстрировать свою любовь, поддержку и уважение; 
  • говорить о его значимости и ценности; 
  • с уважением относиться к его эмоциям, которые на стадии полового созревания могут принимать гиперболизированную форму; 
  • уважать его интеллект и опыт; 
  • говорить и действовать, сохраняя родительский авторитет; 
  • четко формулировать свои просьбы и требования; 
  • предупреждать о возможных последствиях его непослушания, но не угрожать. 

Все, чего хотят подростки, – это чувствовать свою независимость. Задача родителей – дать им возможность «расправить крылья», взяв на себя функции наставника и следя за безопасностью. 

 

Воспитатель Михайлова З.В.