Автор: Михайлова Зинаида Владимировна
Воспитатель Государственное казенное учреждение Республики Саха(Якутия) «Центр содействия семейному воспитанию «Берегиня»»
Обязанности несовершеннолетних перед родителями и их ответственность.
Государственное казенное учреждение Республики Саха(Якутия) «Центр содействия семейному воспитанию «Берегиня»»
Родительский чат: « Я устала, Мой ребенок меня не слушается….»
Как бы мудро ни вели себя родители и сколько бы книг по детской психологии они ни перечитали, периодически каждый сталкивается с тем, что дети не слушается. Понять, почему ребенок не слушается, можно с помощью анализа его поведения и своей реакции на него. Если же это не дает никаких результатов, нужно «копать» глубже. Разберем несколько причин «Плохого поведения».
Причины «плохого» поведения:
- Непоследовательное поведение родителей. Если сначала они наказывают малыша за проступок, а затем – не осуждают или даже поощряют за него, это приводит к растерянности и дезориентации. Результатом отсутствия последовательности в действиях и решениях является непослушание.
- Многочисленные запреты. Чем больше запретов накладывается родителями, чем чаще ребенок реагирует на них бунтом. Если практически в каждой фразе взрослых мелькает слово «нельзя», это вызывает противоречивые чувства и желание отстоять свою независимость.
- Вседозволенность. Капризы возникают и в противоположной ситуации, когда в обычной жизни отсутствуют какие-либо запреты. Некоторые родители в попытках обеспечить беззаботное и счастливое детство разрешают детям буквально все. Между тем, потакая капризам, нужно быть готовым к избалованности и непослушанию.
- Возрастной кризис. По мнению педиатров, еще до начала пубертатного периода ребенок проходит несколько кризисных этапов. Они приходятся на 1 год, 3 года, 5-7 и 10-12 лет. Границы в этом случае условны. Каждый возрастной кризис влияет на детскую личность и способности. По мере изменения психики меняется и поведение.
- Отсутствие согласия в методах воспитания. Как правило, в каждой семье есть «хороший» и «плохой» полицейский. Если отец проявляет высокие требования к малышу, мать берет на себя роль сочувствующего и жалостливого человека. Нередко разногласия в вопросах воспитания возникают между представителями разных поколений. Это также вызывает дезориентацию и растерянность.
- Игнорирование детской личности. По мнению некоторых родителей, до 8-9 лет у ребенка столько же прав, сколько у годовалого малыша. Они не прислушиваются к его мнению и в результате сталкиваются с протестным или девиантным поведением.
- Несоответствие «требованиям». Многие родители устанавливают высокие требования, ждут, что дошкольник начнет говорить на нескольких языках, а школьник – получать пятерки по всем предметам, побеждать в олимпиадах и соревнованиях. Если же малыш понимает, что не соответствует ожиданиям, это приводит к внутренним конфликтам и дискомфорту, которые проявляются в повышенной эмоциональности и отклонениям в поведении.
- Семейные конфликты. Выясняя собственные отношения, взрослые часто забывают о ребенке. Чтобы привлечь их внимание, он прибегает к шалостям и даже серьезным проступкам. Со временем такое поведение входит в привычку.
Возрастные особенности
Чтобы понять, почему ребенок не слушается, родителям нужно учесть его возрастные особенности. По мере взросления малыш по-разному реагирует на просьбы старших.
Поведенческие особенности детей 3-7 лет.
Для дошкольников характерно:
- постоянно проверять границы дозволенности;
- требовать, чтобы их интересы и просьбы выполнялись в первую очередь;
- действовать, исходя из собственных целей;
- рассуждать и высказываться конкретно, а не гипотетически или образно.
Поэтому как только границы маленького ребенка сужают, а его просьбы игнорируют, начинаются капризы. Если при этом родители постоянно ссорятся и скандалят, это влияет на его чувствительность к окружению и накладывает отпечаток на психике. Чтобы дошкольник не замкнулся в себе и не выработал девиантное поведение, в доме должна царить гармония и стабильность. Желательно при этом следовать советам психологов, а именно:
- поддерживать режим и распорядок дня, уделяя внимание периоду сна и бодрствования;
- выбирать время для непосредственного общения с ребенком;
- общаться с ним на прямом и доступном языке;
- следить за тем, чтобы малыш понимал смысл слов и просьб старших;
- не повторять свои просьбы дважды, так как это может подорвать авторитет;
- быть примером и демонстрировать свои навыки коммуникации, которые проявляются в умении слушать и слышать.
Поведенческие особенности школьников 8-12 лет
В отличие от дошкольников, школьники уже могут действовать аргументировано и организовано. Однако мыслят они по-прежнему конкретно, а не абстрактно. Все их поведение направлено на собственные цели и интересы. Исходя из этого родители должны:
- четко и обоснованно формулировать свои просьбы;
- не решать все проблемные ситуации за ребенка;
- постоянно общаться с ним на разные темы;
- предоставлять право выбора, но предлагать не более двух возможных вариантов разрешения ситуации;
- использовать в повседневных разговорах авторитетные фразы;
- упростить семейные правила;
- отстаивать свою власть, используя решительный тон и сохраняя спокойствие.
Поведенческие особенности подростков
На поведение подростков влияют особенности их личности, уровень накопленного стресса и возбудимости. Если при этом в семье отсутствует поддержка, признание и уважение, они ищут их во внешнем мире. Если отношения с друзьями, тренерами или учителями теплее и крепче, дома они могут быть депрессивными и агрессивными. По статистике ребенок подросткового возраста более чувствителен к буллингу (травле), издевательствам и насмешкам одноклассников, семейным скандалам, давлению со стороны. Поэтому он более подвержен депрессии, тревожности и другим психологическим проблемам.
Чтобы подросток начал слушаться, родителям нужно:
- сосредоточится на своем отношении к нему, а не пытаться выработать новые методы дисциплины и воспитания;
- демонстрировать свою любовь, поддержку и уважение;
- говорить о его значимости и ценности;
- с уважением относиться к его эмоциям, которые на стадии полового созревания могут принимать гиперболизированную форму;
- уважать его интеллект и опыт;
- говорить и действовать, сохраняя родительский авторитет;
- четко формулировать свои просьбы и требования;
- предупреждать о возможных последствиях его непослушания, но не угрожать.
Все, чего хотят подростки, – это чувствовать свою независимость. Задача родителей – дать им возможность «расправить крылья», взяв на себя функции наставника и следя за безопасностью.
Воспитатель Михайлова З.В.