Конспект НОД “Дошкольникам о энергосбережении”

автор: Миронова Алёна Витальевна

Воспитатель МБДОУ Детский сад №125 г.Чебоксары ЧР

Конспект НОД “Дошкольникам о энергосбережении”

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад №125 “Дубок” общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательно – речевому развитию” города Чебоксары Чувашской

Республики

           

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области

“Познавательное развитие”

на тему

“Дошкольникам

об энергосбережении”

для детей подготовительной

к школе группы

Подготовила

Воспитатель

Миронова А.В.

г. Чебоксары

2018

Программное содержание:

 

Образовательные задачи: Формировать у детей понятие о энергосбережении,

его необходимости и значимости для человека;

Развивающие задачи: Развивать творческие способности: память, воображение, речь, любознательность, самостоятельность суждений; закрепить знания об источниках тепла в наших домах;

Развивать логическое мышление, познавательную активность у детей;

Воспитательные задачи: воспитывать экономность и бережливость у дошкольников.

 

Словарная работа: энергосбережение, электростанция, экономия, природные ресурсы.

 

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей Диану В., Риту Л., формулировать имеющиеся у них предполагаемые догадки и представления.

 

Оборудование и материалы: дидактические игры; демонстрационный материал для эксперимента, детская лаборатория; ИКТ и т.д.

 

Предварительная работа: Чтение художественных произведений: “Сказка о трех братьях”, “Советы Берегоши”, “Домашняя Экономия”, загадывание загадок, рассматривание иллюстрации, презентации на тему Электричество”, создание выставки детских творческих работ “Учимся беречь энергию”, дидактические игры “Свет, вода, звук”, “Основы безопасности”, “Моя квартира”.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, предлагаю вам послушать сказку о трёх братьях (сказка рассказывается с опорой на иллюстрацию).

За ельником, за березняком,

За густым, частым можжевельником

Домик маленький стоит —

Неопрятный он на вид.

Нет ступенек у крыльца,

И задвижка без кольца

На распахнутых дверях.

В доме видим двух нерях:

Брат Транжира с братцем Лень

Телевизор смотрят целый день,

На печи лежат,

Спят, беседуют, едят.

Что Транжира принесёт,

Братец Лень всё тянет в рот.

Беспорядок, хаос —

Грязью домик тот зарос.

Если ляжешь на кровать,

Можешь звёзды наблюдать.

Дождь пойдёт, посыпет снег —

Зонт дырявый или плед

Спрячет братьев от всех бед.

Окна битые и щели —

Вот раздолье для метели!

Свет горит там ночь и день,

Брат Транжира с братцем Лень

Газом печь обогревают,

Никогда не закрывают

Кран на кухне — и вода

Лужей там стоит всегда.

Жили так и не тужили,

Но однажды…

В. Ребята, как звали братьев?

В. Одного брата звали Транжира. Как вы думаете, что означает это имя? Второй братец — Лень, почему? Какой у них был дом? Как вы думаете, тепло ли было у них в доме? Почему было холодно в доме? Вот так они жили, не тужили, а что же случилось в конце концов? (Ответы детей.) Да, им пришёл счёт, по которому они должны были заплатить очень много денег. Как вы думаете, что им теперь делать? (Ответы детей). Ребята, а где же третий братец?

Вдруг стучится кто-то в домик.

Глядь — да это ж младший гномик,

Берегоша! Говорит:

Берегоша: Мое имя Берегоша

Бережливый гномик я.

И ко всем моим советам

Вы прислушайтесь, друзья!

Я пришел сегодня к вам

С таким предложением:

Давайте вместе обучаться

Энергосбережению!

Здравствуйте мои друзья!

Дети: Здравствуй Берегоша!

Берегоша: Ребята, как у вас тепло и уютно. Ребята, а у вас в группе, где живёт тепло? (Ответы детей.)

Под каждым окошком

Тёплая гармошка.

Давайте рассмотрим, что находится под подоконником. Для чего нужен этот предмет? (Ответы детей.) Давным-давно люди ещё не умели строить такие хорошие дома, в которых мы сейчас живём. Они жили в пещерах, в жилищах из шкур животных и даже в домах, сделанных изо льда.

Педагог демонстрирует иллюстрации с изображениями разных домов.

В. Обогревали свои жилища люди при помощи костров. Потом научились строить дома из брёвен, обогревать их печкой. Да и сейчас в деревнях многие дома так обогреваются. В наших домах много обогревательных приборов. Назовите их. (Печка, батарея, камин, электрический обогреватель.) Чтобы они были тёплыми, надо сжечь много дров, угля, газа, нефти — природных богатств земли. Поэтому тепло надо беречь.

Сейчас мы будем экспериментировать.

Опыты с теплом.

В. Подойдите к батарее и подержите руку выше батареи и ниже. Где теплее воздух — вверху или внизу? (Ответы детей.) Тёплый воздух легче холодного, поэтому вверху теплее.

Приоткроем слегка дверь и поднесём к ней две зажжённые свечи — подержим одну внизу, а другую вверху. Пламя нижней свечи направлено внутрь группы, верхней — наружу. Почему? (Ответы детей.)

В группе тёплый воздух. Он любит путешествовать, летать, легко подниматься и убегать через щель вверху. С улицы к нам поступает холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый (ведь он замёрз!). Он входит в группу и прогоняет тёплый воздух. Когда открыта фрамуга — холодный воздух из неё опускается вниз (к батарее, чтобы погреться) и прогоняет тёплый. А тёплый воздух поднимается вверх и убегает через форточку. (Свой рассказ воспитатель сопровождает рисунком-схемой потока воздушных масс.)

Значит, чтобы в доме было тепло, что следует делать? (Утеплять окна, двери и т.д.) Ребята, а вы везде закрываете входные двери за собой? (Ответы детей.)

Правда, к сожалению, есть и дети и взрослые, которые почему-то не закрывают двери при входе в подъезд. О таких людях в народе говорят: неэкономный, небережливый человек.

В. Вот и закончился наш урок в школе Берегоши. О чём мы сегодня говорили? (Ответы детей.) Подойдите к столу и выберите те карточки, на которых изображено, как беречь тепло в доме. Вы их возьмёте домой и повесьте на видное место, чтобы и ваши родители помнили о бережливости.

 

2 ЗАНЯТИЕ

 

Воспитатель (В.). Кто там звонит? Сейчас посмотрим.

Берегоша.

Мое имя Берегоша

Бережливый гномик я.

И ко всем моим советам

Вы прислушайтесь, друзья!

Я пришел сегодня к вам

С таким предложением:

Давайте вместе обучаться

Энергосбережению!

(Стук)

Берегоша. Кто там?

Транжира. Это я, Транжира. Бродил по улицам, хотел немного согреться, а то в квартире у меня холодно, совсем замерз.

Берегоша. Заходи, чайку попьем, авось и согреешься.

Транжира. Спасибо, Берегоша.

(Появляется Транжира.)

Берегоша. Привет, Транжира..

Транжира. Здравствуй, Берегоша.

В. А в доме тепло, хорошо, уютно. Поставил Берегоша самовар, чай разливает, за каждой капелькой следит.

Транжира. Что ты так воду бережешь?

Берегоша. В моем хозяйстве каждая капля дорога.

Транжира. А мне-то воды не жалко. У нас в доме водопровод. И горячей и холодной воды сколько хочешь.

Берегоша. Но воду беречь надо всегда и всюду, не важно колодец или водопровод. Недаром в одной песенке поется: «А без воды и не туды и не сюды». Разве ты газет не читаешь, телевизор не смотришь? Не знаешь, что воду беречь надо?

Транжира. Вот новости! Смотрю «Ералаш», смешные истории читаю.

Берегоша. Надо бы и другие передачи посмотреть, газеты почитать. Транжира. А как у тебя тепло, уходить не хочется!

Берегоша. У хорошего хозяина в любой мороз в доме тепло. Только надо как следует дом подготовить, тогда холод не страшен.  А ты как свой дом утеплил?

Транжира. Да никак! Думал, придет зима, подключат отопление, тепло будет. А получилось наоборот: пришла зима, отопление подключили, батареи как огонь, а в квартире холодно.

Берегоша. Понятно, В твоем доме топить, что на дворе у костра греется. Дров много пропадет, а тепла не будет. Пойдем к тебе твою беду прогонять.

Транжира. И у меня тепло будет?

Берегоша. Будет, будет! (Уходят.)

В. Ребята, как вы думаете, что им необходимо сделать, что бы было тепло в доме? (Утеплить окна, закрывать плотно двери, форточки, батарею не зашторивать.)

А как мы с вами бережем воду? (Закрываем краны, чистим зубы – в чашку воду наливаем, а кран закрываем.)

Смотрите, Берегоша конверт оставил, наверное это письмо для нас.

Советы от Берегоши.

Сейчас мы его откроем. Как интересно, письмо-то в картинках. Давайте попробуем их прочитать.

Проводиться дидактическая игра  «Береги тепло и воду»

Какие важные советы даёт нам Берегоша?

(Выставляются 2 совета в картинках: Береги воду. Не выпускай тепло.)

Ребята, вы наверное хотели побывать в гостях у Берегоши? А как вы думаете, какой у него дом? (Чистый, уютный, красивый, аккуратный, теплый.)

А что значит, уютный дом? (Когда есть мебель, чисто, тепло, аккуратно.)

В уютном доме хорошо, когда собирается вся семья.

Проводиться игра «Доскажи словечко».

Мама может стирать белье в … (стиральной машине).

Папа может пылесосить ковер… (пылесосом).

Дочь может гладить белье… (утюгом).

Бабушка достает продукты из… (холодильника).

Может готовить на… (плите).

Когда все дела сделаны, можно отдохнуть.

Посмотреть… (телевизор),

Послушать… (радио, магнитофон).

Поговорить по … (телефону).

Почитать книгу, сидя около … (настольной лампы).

Как можно назвать одним словом ваши ответы? (Электроприборы.)

Что служит питанием для электроприборов? (Электричество, электроток, электроэнергия.)

А откуда поступает электричество в дом? (С электростанции.)

Где в каждом доме живет электричество? (в розетках.)

Как электрический ток попадает к нам в квартиры? (По проводам.)

Физкультминутка «Провода».

Я буду розеткой, а вы проводом.

(Дети берутся за руки, выстраиваются в линию, садятся на корточки. На одном конце провода розетка (воспитатель), на другом электроприбор (ребенок). Воспитатель берет за руку крайнего ребенка (пошло электричество по проводу) Дети поочередно встают, создавая волновое движение, когда последний ребенок встает, включается электроприбор. Дети угадывают, какой электроприбор включился. Воспитатель отпускает руку, дети садятся, электроприбор отключается.

Давайте поможем электрическому току дойти от электростанции к розетке в доме.

Проводится игра «Лабиринт» Проблемная ситуация.

Ребята, а что будет, если включить в доме все электроприборы? (Сгорит все; будет болеть голова от шума; будем много платить; не успеет выработаться электроэнергия; загрязняется окружающая среда.)

А что делать, если отключиться электричество. Как жить без электроприборов?

(Свечу зажечь; письмо написать; сохраняются природные ресурсы.)

Давайте поиграем в «загадалки-объяснялки».

(Ребята загадывают загадку по картинке, другие отгадывают и рассказывают, как правильно обращаться с электроприборами, чтобы сэкономить электричество. За правильный ответ получают искорку.)

Игра «Скажи со словом «электрический», (по картинкам.)

При правильном обращении с электроприборами, мы сможем экономить каждую искорку электричества. Ученые тоже думают о сбережении электроэнергии. Они выяснили, что небольшое количество электроэнергии можно запасти в батарейке. Если провода подсоединить к батарее, электричество пойдет по проводам и сможет гореть лампочка.

Опыт с батарейкой.

Почему загорелась лампочка? (В батарейке есть запас электроэнергии.)

Какие приборы работают на батарейках? (Часы, плеер, фонарик, фотоаппарат.)

Ребята, а давайте напишем Берегоше ответ-письмо в картинках. Берегоша будет рад, когда узнает, что у него появилось столько друзей.

(Дети выполняют работу по приложению. Нужно зачеркнуть приборы, которые необходимо выключить, чтобы сберечь, сэкономить электроэнергию. Заклеиваем конверт, опускаем в ящик.

(Звенит колокольчик.)

Кто это? (Появляются игрушки из театра Берегоша и Транжира.)

Берегоша. Здравствуйте, ребята!

Транжира. Ребята, столько всего интересного и полезного я узнал, как мне помог Берегоша!

Берегоша. Транжира, мы очень рады, .что вы вернулись. Мы прочли твое письмо. Наши ребята тоже многое узнали и многому научились, правда, ребята? Мы тебе письмо отправили.

Берегоша. Я очень рад, что у меня появилось столько много друзей Берегошей. Я обязательно прочту ваши письма. А я вам подарочки принес. Энергосберегалочки.

(Достает и рассматривает с детьми, рекомендует, как использовать. Дети идут вместе с Берегошей, Транжирой и наклеивают возле кранов, выключателей, раздает детям, остается и читает письма.)