автор: Меркулова Татьяна Николаевна
Воспитатель МОУ “ООШ №10” г.Энгельс Саратовская обл.
Игра как средство общения дошкольников
Игра как средство общения дошкольников
Анализ педагогического опыта и собственные наблюдения позволяют сделать вывод о том, что в детских садах уделяется недостаточное внимание формированию коммуникативных навыков у детей. Пытаясь устранить конфликт между детьми, воспитатель прибегает к замечаниям, к проведению этических бесед, порицанию конфликтных ситуаций, в то время как умение детей общаться со сверстниками, необходимо формировать в совместной деятельности.
Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что отсутствие его приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним; разговаривая, соблюдать этикет, слушать партнера.
В общении детей со сверстниками выделяют также ряд последовательно сменяющих друг друга форм общения (М. И. Лисина).
Первая из них эмоционально-практическая, возникает к 2 годам. Для нее характерны экспрессивно-мимические средства, речь является средством общения только при наличии зрительного контакта и выразительных движений и зависит от обстановки и действий партнера. В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения.
Следующая форма общения сверстников – ситуативно-деловая. Она складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста. Для неё характерны деловое сотрудничество, потребность в признании и уважении сверстника. Среди средств начинают преобладать речевые, но речь продолжает оставаться ситуативной.
Средний дошкольный возраст является периодом расцвета ролевой игры. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной. Главным содержанием общения детей становится деловое сотрудничество. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Наряду с потребностью в сотрудничестве на этом этапе отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника.
Третьей формой общения является внеситуативно-деловое общение, которое формируется к 6-7 годам. Развитие внеситуативности в общении детей происходит по двум направлениям. С одной стороны, увеличивается число внеситуативных контактов: дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. С другой стороны, сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия.
К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы.
Для развития общения ребенка со сверстниками воспитателю необходимо: организовывать совместную деятельность, организовывать работу в парах, организовывать коммуникативные игры с детьми, в которых формируются умения проявлять гуманные чувства и отношения, распознавать и выражать свои эмоции, действовать согласованно, а также владеть определенной речевой лексикой.
Игра рождает желание общаться, во время игры может возникнуть потребность попросить ту или иную вещь, отклонить нежелательное вмешательство, поделиться впечатлениями от происходящего.
В творческих играх, так и в играх с правилами дети учатся организовывать свое поведение в соответствии с правилами, в результате чего у них формируются такие личностные качества, как выдержка, дисциплинированность, целеустремленность, умение регулировать свои желания в соответствии с поставленными задачами.
В процессе игры развиваются нравственные качества ребенка: смелость, решительность, честность, доброжелательность. В силу того, что большинство игр носит коллективный характер, они способствуют формированию у детей навыков общения.
Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает ее организацию воспитателем. Причем, чем младше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т.д.
Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, – так называемые театрализованные игры. Они направлены на обогащение выразительности, умение интонационно окрашивать игры.
Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.
Особой группой игр являются игры с правилами. Это группа игр специально создана народной и научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременными компонентами игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают связную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Значение подвижных игр на развитие навыков общения заключается в создании условий для радостных эмоциональных переживаний детей, в воспитании у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, в умении действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря.
В традиционной классификации коммуникативные игры не выделяют как отдельный вид, их относят к играм с правилами. Коммуникативные игры – это игры направленные развитие коммуникативных навыков, основ толерантной коммуникации.
Основная обучающая задача коммуникативных игр – это развитие навыков общения в процессе игры. Суть любой коммуникативной игры – в сочетании неречевых и речевых действий, совершаемых в конкретной ситуации общения участниками, принимающими ту или иную игровую роль.
Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое значение придает формированию доброжелательных отношений между ними. Он показывает, как можно вместе играть в дидактические и подвижные игры, смотреть картинки, пожалеть упавшего сверстника, помочь ему.
В различных играх совершенствуется физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, углубляются его познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление и речь и развивается общение.
Игровая деятельность источник всестороннего развития личности и интеллекта, средство развития речи и общения детей дошкольного возраста Игра – это путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своего потенциала. Играя, ребенок активно усваивает содержащиеся в сюжете различные типы взаимоотношений, нормы коммуникации. Ребёнок живет в игре.
И задача педагогов – стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт детей.
.
Список литературы
- Абронян, Л.А. Игра дошкольника [Текст]/ Под ред. С.Л. Новоселовой.- М.: Просвещение, 2005.- 286с.
- Арушанова, А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы [Текст] А.Арушанова//Дошкольное воспитание, 1999, №2.- с 68
- Ашкеева, И.П. Воспитание игрой [Текст]: Книга для учителя. И.П.Ашкеева – М.: Просвещение,2005.-144с.
- Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост.А.К. Бондаренко, А.И. Матусик.-2 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1989.-165с.
- Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1991 г. – 160с