Рабочая программа по ОП.01 Основы строительного черчения

автор: Меньшикова Екатерина Николаевна

преподаватель специальных дисциплин АПОУ УР Глазовский аграрно-промышленный техникум

Рабочая программа по ОП.01 Основы строительного черчения

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Автономное профессиональное образовательное учреждение

Удмуртской Республики

«Глазовский аграрно-промышленный техникум»

Утверждаю

Директор АПОУ УР ГАПТ

_________________С.Г. Одинцов

«___» ______________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.01 Основы строительного черчения

Профессия 08.01.07. Мастер общестроительных работ

Глазов, 2018 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Основы строительного черчения разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ

 

Организация-разработчик: Автономное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики «Глазовский аграрно-промышленный техникум»  

 

Разработчики:

Меньшикова Е.Н. – преподаватель специальных дисциплин, первой квалификационной категории

Бекмансурова Л. Б. – мастер производственного обучения

 

Рассмотрено и рекомендовано к применению на заседании предметно-цикловой комиссии преподавателей и мастеров производственного обучения профессионального цикла технического профиля строительного направления

 

Протокол № ___ от _____________20__г.

Руководитель ПЦК ______________Е. Н. Меньшикова

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14

 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 ОСНОВЫ СТРОИТЕЛЬНОГО ЧЕРЧЕНИЯ

 

    1. Область применения рабочей программы учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Основы строительного черчения является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

Учебная дисциплина имеет практическую направленность и имеет межпредметные связи с общепрофессиональной дисциплиной ОП.02 Основы технологии  общестроительных работ и профессиональными модулями: ПМ.03 Выполнение каменных работ, ПМ.07 Выполнение сварочных работ ручной дуговой сваркой (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом  простых деталей неответственных конструкций, ручной дуговой сваркой (наплавка) неплавящимся электродом в защитном газе простых деталей неответственных конструкций, плазменной дуговой сваркой (наплавка, резка).

1.3. Цель и планируемые результаты освоения учебной дисциплины:

 

Код

ПК, ОК

Умения Знания
ПК 3.1-3.7,

ПК 7.1-7.5

Читать архитектурно-строительные чертежи, проекты, монтажные схемы, схемы производства работ. Требования единой системы конструкторской документации и системы проектной документации для строительства.

Основные правила построения чертежей и схем, виды нормативно-технической документации.

Виды строительных чертежей, проектов, монтажных схем, схем производства работ;

Правила чтения технической и технологической документации.

Виды производственной документации.

ОК 01 Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части.

Определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы.

Составить план действия. Определить необходимые ресурсы.

Владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах.

Реализовать составленный план. Оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника).

Актуального профессионального и социального контекста, в котором приходится работать и жить. Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте.

Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях.

Методы работы в профессиональной и смежных сферах.

Структуру плана для решения задач.

Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

ОК 02 Определять задачи для поиска информации.

Определять необходимые источники информации. Планировать процесс поиска.

Структурировать получаемую информацию.

Выделять наиболее значимое в перечне информации.

Оценивать практическую значимость результатов поиска. Оформлять результаты поиска

Номенклатуру информационных источников применяемых в профессиональной деятельности.

Приемы структурирования информации.

Формат оформления результатов поиска информации

ОК 09 Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач.

Использовать современное программное обеспечение.

Современные средства и устройства информатизации.

Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности.

ОК 10 Понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы.

Участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы.

Строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности.

Кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые).

Писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы

Правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы.

Основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика).

Лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности.

Особенности произношения.

Правила чтения текстов профессиональной направленности.

 


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка 36
Самостоятельная работа 2
Обязательная учебная нагрузка 34
в том числе:
теоретическое обучение 13
лабораторные работы
практические занятия 21
контрольная работа
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 1

 


2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. Объем часов Осваиваемые элементы компетенций
Раздел 1. Правила оформления чертежей 3
Тема 1.1. Нормы, правила оформления чертежей Содержание учебного материала 1 ОК 1,2,9,10

ПК 3.1, ПК 7.1

1. Государственные стандарты на составление и оформление чертежей. Система  проектно-конструкторской документации. Оформление чертежей по государственным стандартам: форматы чертежей, штампы, масштабы, линии чертежей, шрифты и надписи на чертежах, условные графические обозначения и изображения на строительных чертежах, правила нанесения размеров на чертежах (ГОСТ 2.307-68).
Тематика практических занятий и лабораторных работ 2
Практическое занятие №1 Линии чертежа. Шрифт. Основная надпись. 1
Практическое  занятие №2 Выполнение чертежа детали на листе формата А4 с нанесением размеров. 1
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Геометрические построения на чертежах 3
Тема 2.1.

Геометрические построения на чертежах.

Содержание учебного материала 1 ОК 1,2,9,10

ПК 3.1, ПК 7.1

1. Построения пересечения прямых. Деление отрезка, угла. Деление дуги. Сопряжения прямых и кривых линий, комбинаторика сопряжений. Правильные, полу- правильные, произвольные плоские фигуры. Циркульные и лекальные кривые.
Тематика практических занятий и лабораторных работ 2
Практическое занятие №3 Выполнение чертежа плоской детали с применением геометрических построений 1
Практическое занятие №4 Вычерчивание контура детали с построением сопряжений 1
Самостоятельная работа обучающихся.
Раздел 3. Основы построений видов, разрезов, сечений на чертежах 9
Тема 3.1. Проекционные изображения объектов на чертежах Содержание учебного материала   1 ОК 1,2,9,10

ПК 3.1, ПК 7.1

1. Понятие о проекционной метрической системе, её основные части. Основные плоскости проекций. Виды проекций: вид спереди (главный вид), вид сверху, вид слева, вид справа, вид снизу, вид сзади. Дополнительные виды проекций. Расположение и обозначение дополнительных видов. Местные виды
Тематика практических занятий и лабораторных работ 2
Практическое занятие №5 Построение комплексного чертежа детали 1
Практическое занятие №6 Построение фронтальной диметрии или изометрической проекции 1
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.2 Виды, сечения и разрезы на чертежах Содержание учебного материала 1 ОК 1,2,9,10

ПК 3.1, ПК 7.1

1. Определение понятий «сечение» и «разрез». Назначение сечений и разрезов, расположение на чертежах. Виды разрезов. Правила оформления и обозначения сечений и разрезов на чертежах.
Тематика практических занятий и лабораторных работ 2
Практическое занятие №7 Выполнение чертежа детали с построением разреза 1
Практическое занятие №8 Выполнение сечений на чертеже 1
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.3. Аксонометрические проекции. Содержание учебного материала 1 ОК 1,2,9,10

ПК 3.1, ПК 7.1

1. Общие понятия об аксонометрических проекциях, их виды. Изображение в аксонометрических проекциях плоских и объемных фигур. Условности и нанесение размеров в аксонометрических проекциях
Тематика практических занятий и лабораторных работ 2
Практическое занятие №9 Построение трёх проекций детали по её аксонометрическому изображению 1
Практическое занятие №10 Построение аксонометрических проекций (косоугольной фронтальной диметрии и прямоугольной изометрической проекции) правильного треугольника со сторонами, равными 30 мм, и шестиугольника со сторонами, равными 20 мм, расположив их в пространстве параллельно горизонтальной и фронтальной плоскостям проекций. 1
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 4. Строительное черчение 10
Тема 4.1. Графическое оформление и чтение строительных чертежей. Содержание учебного материала 2 ОК 1,2,9,10

ПК 3.1, ПК 7.1

1. Проектирование зданий и сооружений. Комплекты чертежей в проекте строительного объекта. Стандарты графического оформления в строительных чертежах: маркировка, масштабы, координатные оси на строительных чертежах, условные графические обозначения строительных материалов. Сопровождающие тексты, таблицы, выноски, ссылки, примечания.
2. Архитектурно-строительные чертежи: назначение, состав проекционных изображений, специфика метрических характеристик, условные графические обозначения. Чертежи планов зданий, сооружений. Чертежи фасадов. Чертежи разрезов, фрагментов, узлов, деталей. Чертежи строительных генеральных планов: условные изображения, масштаб, информация на чертежах генпланов.
Тематика практических занятий и лабораторных работ 2
Практическое занятие №11 Выполнение чертежей плана, фасада и схематического разреза (по лестничной клетке) двухэтажного здания. 1
Практическое занятие №12 Перенос отметок и размеров на реальный объект. 1
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 4.2 Чертежи каменных конструкций Содержание учебного материала 1 ОК 1,2,9,10

ПК 3.1

1. Чертежи и схемы стен из кирпича и легкобетонных камней. Облицовка камнем.
Тематика практических занятий и лабораторных работ 2
Практическое занятие №13 Чтение чертежей каменных конструкций. 2
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 4.3 Чертежи металлических конструкций Содержание учебного материала 1 ОК 1,2,9,10

ПК 7.1

1. Виды чертежей и условные изображения. Схемы расположения элементов конструкций. Поперечные разрезы, чертежи элементов конструкций и узлов.
Тематика практических занятий и лабораторных работ 2
Практическое занятие №14 Чтение чертежей металлических изделий и конструкций. 2
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 5. Основы технического рисования 10
Тема 5.1. Техника выполнения рисунков Содержание учебного материала 1 ОК 1,2,9,10

ПК 3.1, ПК 7.1

1. Понятие «технический рисунок», его назначение. Техника выполнения рисунка. Компоновка и композиция рисунка. Светотени, тональные решения технических рисунков. Элементы художественного оформления архитектурно-строительных чертежей. Отмывка, цветовые решения.
Тематика практических занятий и лабораторных работ 3
Практическое занятие №15 Выполнение технических рисунков геометрических тел (одиночных и групповых) с натуры 1
Практическое занятие №16 Построения рисунков многоугольников с изображением светотени 1
Практическое занятие №17 Светотеневое моделирование формы отмывкой 1
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 5.2 Эскизы и  рабочие чертежи

деталей

Содержание учебного материала 2 ОК 1,2,9,10

ПК 3.1, ПК 7.1

1. Понятие об эскизе. Требования, предъявляемые к эскизу. Выполнение эскизов. Нанесение размеров на эскизе.
2. Понятие о рабочем чертеже детали. Состав, порядок составления рабочего чертежа, графическое оформление и чтение рабочих чертежей детали. Простановка размеров, условных обозначений, дополнительной информации на чертежах
В том числе,  практических занятий и лабораторных работ 2
Практическое занятие №18 Выполнение эскиза детали 1
Практическое занятие №19 Чтение технических чертежей 1
Самостоятельная работа обучающихся

– Выполнение комплексного оформления строительного чертежа (план, разрез, фасад).

2
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 1
Всего: 36

 


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.  Для реализации программы учебной дисциплины  должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет  Основы строительного черчения,

оснащенный оборудованием:

– рабочее место преподавателя;

– посадочные места по количеству обучающихся;

– комплект учебно-наглядных пособий по предмету «Основы строительного черчение»;

– модели деталей;

– образцы чертежей;

– чертежные принадлежности.

техническими средствами обучения:

– персональный компьютер, проектор и/или интерактивная доска

    1. Информационное обеспечение реализации программы

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

  1. Основы строительного черчения : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [Е.А. Гусарова, Т.В. Митина, Ю.О. Полежаев, В.И. Тельной] ; под ред. Ю.О. Полежаева. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр “Академия”, 2017. – 368 с.
  2. Вышнепольский И.С., Вышнепольский В.И. Черчение: Учебник. – 3-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 400 с.

 

Дополнительные источники

  1. Лукин А.А. Основы технологии общестроительных работ : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.А. Лукин. – М. : Издательский центр “Академия”, 2018. – 288 с.
  2. Лукин А.А. Технология каменных работ : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А.А. Лукин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр “Академия”, 2014. – 304 с.

 

Интернет- источники

  1. https://hspline.com/corporate-life
  2. https://files.stroyinf.ru
  3. https://rx-fly.ru/
  4. http://alldrawings.ru


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:

Требования единой системы конструкторской документации и системы проектной документации для строительства.

Основные правила построения чертежей и схем, виды нормативно-технической документации.

Виды строительных чертежей, проектов, монтажных схем, схем производства работ;

Правила чтения технической и технологической документации.

Виды производственной документации.

Оценка «5» ставится, если 90 – 100 % заданий выполнено, верно.

Оценка «4» ставится, если верно выполнено 80-89% заданий.

Оценка «3» ставится, если 70-79 % заданий выполнено, верно.

Оценка «2» ставиться, если верно выполнено менее 70 % заданий.

Оценка результатов в рамках текущего контроля результатов выполнения индивидуальных тестовых заданий.

Оценка результатов выполнения практических работ

Оценка результатов выполнения самостоятельной работы.

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:

Читать архитектурно-строительные чертежи, проекты, монтажные схемы, схемы производства работ.

Оценка «5» ставится, если обучающийся своевременно выполняет практическую работу, при выполнении работы проявляет аккуратность, самостоятельность, творчество.

Оценка «4» ставится, если обучающийся своевременно выполняет практическую работу, но допускает незначительные неточности.

Оценка «3» ставится, если обучающийся допускает неточности или ошибки при выполнении практической работы

Оценка «2» ставится, если обучающийся не выполняет практическую работу, либо выполняет работу с грубыми ошибками.

Оценка результатов выполнения практической работы.

Оценка в рамках текущего контроля результатов выполнения индивидуальных контрольных заданий.

Оценка результатов выполнения самостоятельной работы