Рабочая программа по истории (5 класс)

автор: Медведев Павел Юрьевич

Учитель истории и обществознания МКОУ “Дракинская СОШ”

Рабочая программа по истории (5 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ ДЛЯ 5 КЛАССА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по истории составлена на основе  федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации  «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера и др. «Всеобщая история, 5-9 кл», издательство «Просвещение», 2011 г.

 

УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы :История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных  заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012

 

Предмет «История» входит в образовательную область «Общественно- научные дисциплины».

 

Тематическое планирование рассчитано на 70 часов (2 часа в неделю)

 

В авторскую программу изменения не внесены.

 

Цель изучения:

– образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

      –освоение значимости периода древности, Античности в истории народов мира, их места в истории  мировой цивилизации.

 

Задачи изучения:

– усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности,  

-формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;

-показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации;

историческими знаниями и применять их в различных ситуациях.

Общая характеристика учебного курса

     Программа по истории  Древнего мира составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе.
             Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
               В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом    социально-экономического, политического и культурного  развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает    новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях учащихся ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
             Роль учебного предмета «История Древнего мира» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых,    освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет дает учащимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом   человечества.

     Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира усиливает значение  истории. Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
            Цели и задачи изучения истории в школе формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

В курсе «История Древнего мира» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии     взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур. Основу курса составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.

  1. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика.

3.Историческое движение:

– эволюция трудовой  деятельности людей, развитие  техники; изменение характера экономических отношений;
– формирование и развитие человеческих общностей;

– образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти;
– история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных  учений и мировоззренческих систем; научного знания, духовной и художественной культуры;  вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
– развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

        Сквозная линия,   человек в истории, предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.

В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности. Цель курса – дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В данной программе при отборе фактов и явлений, основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи  курса – формировать историческое мышление – дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а так же представление о том, чем Древний мир отличается от современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

 

                        Результаты обучения и усвоения содержания курса.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
  • приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
  • опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • проводить наблюдение под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
  • оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей;
  • определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • формировать целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
  • создавать яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
  • применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого;
  • формировать представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
  • датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»;
  • читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
  • характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
  • сравнивать простые однородные факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и различия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
  • давать образную характеристику исторических личностей, описывать памятники истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя

основные и дополнительные источники информации;

  • различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
  • соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
  • применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

              Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся

 

% выполнения 0-35 36-60 61-85 86-100
Отметка «2» «3» «4» «5»

 

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся

 

Отметка Содержание 2 3 4 5
1

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана. Информация частично изложена.  В работе использован только один ресурс. Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.
2

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

3

Применение и проблемы

Не определена  область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный. Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.

 

                               Нормы оценки знаний учащихся по истории

(устный, письменный ответ)

 

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или  экзаменующийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

– логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором  продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;

– сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

– делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;

– сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;

– применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;

– оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

– раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;  

 

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или  экзаменующийся

– продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;  

– верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;  

– продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;   

– не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;

– дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;

– дал ответы на уточняющие вопросы.

 

 Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или  экзаменующийся

– демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;

–   делает элементарные выводы;

–  путается в терминах;

– не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;

–  не может аргументировать собственную позицию;

–   затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;

–  справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.

 

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или  экзаменующийся

– не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

– не раскрыл проблему;

– представил информацию не в контексте задания;

–  или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

  1. Знание хронологии, работа с хронологией:
    · указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
    · соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
    2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
    · характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
    · группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
    3. Работа с историческими источниками:
    · читать историческую карту с опорой на легенду;
    · проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
    · сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
    4. Описание (реконструкция):
    · рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках;
    · характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
    · на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
    5. Анализ, объяснение:
    · различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
    · соотносить единичные исторические факты и общие   явления;
    · называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
    · раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
    · сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
    · излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
    6. Работа с версиями, оценками:
    · приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
    · определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
    7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
    · применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
    · использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
    · способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

РАЗДЕЛ 1. Жизнь первобытных людей (9 ч)

Первобытные собиратели и охотники

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Первобытные земледельцы и скотоводы

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь». Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности)

УУД:

Познавательные УУД:

– научить раскрывать значение терминов: история, век, исторический источник

– комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство.

раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства

–  характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати.

осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.

Регулятивные УУД:

– самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

– показывать на карте места расселения древнейших людей.

– выделять признаки родовой общины.

уметь определять историческое время по ленте времени

Личностные УУД:

– устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом

– изображать  в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни

– знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе.

ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями.

Коммуникативные УУД:

– участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

– устно описывать первые орудия труда

– сравнивать первобытного и современного человека

– характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе

называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты

–  характеризовать новые способы охоты.

выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин.

 

 

РАЗДЕЛ 2. Древний Восток (19 ч)

Древний Египет

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы.

Держава Тутмоса III.

Города — Мемфис, Фивы.

Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».

 

Западная Азия в древности

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.

Города шумеров — Ур и Урук.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».

Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иш-тар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.

Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководст-во. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные» полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.

Индия и Китай в древности

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников ЦиньШихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

УУД:

Познавательные УУД:

раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон

выделять главное в части параграфа, во всём параграфе

-выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.

объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе.

выделять основные понятия  параграфа, раскрывающие его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи.  

объяснять значение принятие единобожия древнееврейскими племенами

Регулятивные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.

– оценивать достижения культуры.

характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной.

характеризовать религию древних египтян

описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах

-рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.

дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации

Коммуникативные УУД:

характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды.

находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий.

учиться работать в малой группе над общим заданием

устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.

искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов.

Личностные УУД:

самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору.

ориентация в особенностях  и ценностей и их иерархизации отношений и взаимодействий, в системе моральных норм

– творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.

– освоение общекультурного наследия древних египтян.

-уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим

формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия.

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 3. Древняя Греция (21 ч)

Древнейшая Греция

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города — Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. РольФемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Возвышение Афин в V в. до и. э. и расцвет демократии

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Македонские завоевания в IV в. до н. э.

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Псократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария IIIуИсса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

УУД:

Познавательные УУД:

называть отличительные признаки критской культуры

раскрывать кратко суть поэмы Гомера

показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы населения

сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты

раскрывать значение Олимпийских игр в жизни Греции

рассказывать о развитии наук и образовании в Древней Греции

объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры.

Регулятивные УУД:

характеризовать образы основных героев «Илиады»

показывать по карте местоположение Микен

последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея и составить план его путешествия

давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов (работа в группах)

описывать особенности древнегреческого воспитания

показывать на карте направления походов и территорию державы Александра македонского

планирование последовательности действий

Коммуникативные УУД:

рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст  (работа в группах)

работать в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте времени обозначать разные события и даты

в группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку, выделяя основные вехи пути Одиссея домой

вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем

составлять рассказ о жизни спартанского мальчика.

Анализировать ответы одноклассников.

Личностные УУД:

формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам  греческого народа

определить вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации

воспитывать уважительное и бережное отношение ко всей античной литературе на примере поэмы Гомера «Одиссея»

сформировать личностное отношение учащихся к событиям, происходящим в Древней Греции

определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять свое отношение  к спартанскому воспитанию

пробудить желание заняться каким-либо видом спорта, осознавать положительное влияние спорта на человека

рассказывать о важности личных качеств для достижения поставленных целей

 

РАЗДЕЛ 4. Древний Рим (18 ч)

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».

Рим — сильнейшая держава Средиземноморья

Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Гражданские войны в Риме

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».

Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».

Римская империя в первые века нашей эры

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея н Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Разгром  Рима германцами падение Западной Римской  империи

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

УУД:

Познавательные УУД:

сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия  

исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения.

называть причины и характер карфагенских войн. Формирование умений работы с исторической картой.

формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп

 

Регулятивные УУД:

планирование последовательности действий

организация самоконтроля и самооценивания

– способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Коммуникативные УУД:

участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками

организация и планирование работы в группе

овладение средствами решения коммуникативных задач

анализировать ответы одноклассников

работать с картой в процессе изучения событий.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

Личностные УУД:

формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

формирование мотивации к обучению и познанию

формирование активной позиции в учебной деятельности

характеризовать цели и поступки Ганнибала

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере

давать характеристику событиям и их участникам. Познакомить с героической личностью Спартака

 

Календарно – тематическое планирование история

 

№ п/п № урока

в теме

Раздел

Тема урока

Дата по плану Дата по факту
                               Раздел 1. Жизнь первобытных людей

                                    и их открытия. (9 ч)

1 1 Откуда мы знаем, как жили наши предки. 03.09
2 2 Древнейшие  люди на земле. 06.09
3 3 Родовые общины  охотников и собирателей. 10.09
4 4 Возникновения искусства и религиозных представлений. 13.09
5 5 Возникновение земледелия и скотоводства. 17.09
6 6 Появление неравенства и знати. 20.09
7 7 Жизнь первобытных людей. 24.09
8 8 Счет лет в истории. 27.09
9 9 Урок обобщения по теме «Жизнь первобытных людей и их открытия». 01.10
Раздел 2. Древний Восток. (20 ч)
10 1 Государство на берегах Нила. 04.10
11 2 Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. 08.10
12 3 Жизнь египетского вельможи. 11.10
13 4 Военные походы фараонов. 15.10
14 5 Религия древних египтян. 18.10
15 6 Искусство Древнего Египта. 22.10
16 7 Письменность и знания древних египтян. 25.10
17 8 Древний Египет. 05.11
18 9 Древнее Двуречье. 08.11
19 10 Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. 12.11
20 11 Финикийские мореплаватели. 15.11
21 12 Библейские сказания. 19.11
22 13 Древнееврейское царство. 22.11
23 14 Ассирийская  держава. 26.11
24 15 Персидская держава «царя царей». 29.11
25 16 Природа и люди Древней  Индии. 03.12
26 17 Индийские касты. 06.12
27 18 Чему учил китайский мудрец Конфуций. 10.12
28 19 Первый властелин единого Китая. 13.12
29 20 Обобщение по теме «Древний Восток» 17.12
Раздел 3. Древняя Греция (21 ч)
30 1 Греки и критяне. 20.12
31 2 Микены и Троя. 24.12
32 3 Поэма Гомера «Илиада». 27.12
33 4 Поэма Гомера «Одиссея». 14.01
34 5 Религия древних греков 17.01
35 6 Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. 21.01
36 7 Зарождение демократии в Афинах. 24.01
37 8 Древняя Спарта. 28.01
38 9 Греческие колонии на берегах Средиземного  и Черного морей. 31.01
39 10 Олимпийские игры в древности. 04.02
40 11 Победа греков над персами в Марафонской битве. 07.02
41 12 Нашествие персидских войск. 11.02
42 13 В гаванях афинского порта Пирей. 14.02
43 14 В городе богини Афины. 18.02
44 15 В афинских школах и гимназиях. 21.02
45 16 В афинском театре. 25.02
46 17 Афинская демократия при Перикле. 28.02
47 18 Города Эллады подчиняются Македонии. 04.03
48 19 Поход Александра Македонского на Восток. 07.03
49 20 В Александрии Египетской. 11.03
50 21 Обобщение по теме «Древняя Греция» 14.03
Раздел 4. Древний Рим (20 ч)
51 1 Древнейший Рим. 18.03
52 2 Завоевание Римом Италии. 21.03
53 3 Устройство Римской республики. 21.03
54 4 Вторая война Рима с Карфагеном. 04.04
55 5 Установление господства Рима во всем Средиземноморье. 08.04
56 6 Рабство в Древнем мире. 11.04
57 7 Земельный закон братьев Гракхов. 15.04
58 8 Восстание Спартака. 15.04
59 9 Единовластие Цезаря. 18.04
60 10 Установление империи. 22.04
61 11 Соседи Римской империи. 25.04
62 12 В Риме при императоре Нероне. 29.04
63 13 Первые христиане и их учение. 06.05
64 14 Расцвет империи во втором веке н. э. 06.05
65 15 Вечный город и его жители. 13.05
66 16 Римская империя при Константине. 16.05
67 17 Взятие Рима варварами. 20.05
68 18 Расцвет и закат Римской империи. 23.05
69 19 Историческое и культурное наследие Древнего мира. 27.05
70 20 Обобщение по теме «Древний Рим» 30.05