ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

автор: Марусова Татьяна Константиновна

Воспитатель МБДОУ “Детский сад № 37”

ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ  КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Марусова Т.К., воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 37» г. Усолье-Сибирское

 

Ребенок, появившийся в этом мире,  привыкает к своей культуре, которое передается из поколения в поколение благодаря множеству игр и упражнений.

Игра – это особый и очень важный вид деятельности, необходимый для гармоничного развития ребенка.В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Игра создает «зону ближайшего развития ребенка» [8, C.21].

Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению – как между собой, так и с окружающими взрослыми [3, С. 12].

Для развития полноценного игрового общения в своей работе с детьми раннего и младшего возраста, использую  такое средство речевого развития детей, как игровые обучающие ситуации (ИОС) [4, С. 65].

В основном акцент делаю на ситуациях-иллюстрациях. Вместе мы разыгрываем простые сценки из жизни детей. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий я демонстрирую детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирую их навыки эффективного общения.

Для повышения уровня речевого развития детей младшего дошкольного возраста мною разработан  комплекс занятий с использованием ИОС «Волшебное словечко». Комплекс состоит из 10 занятий, в  проведение которых включены игровые ситуации-иллюстрации. Для проведения занятия по теме «Путешествие на огород» дети отгадывали загадки, знакомились со сказками и стихами об овощах. Для путешествия на огород  дети совместно с родителями изготовили маски овощей. В группу к ребятам пришла кукла Катя и попросила помочь ребят собрать овощи в огороде.

Выступаю в ИОС, как равноправный партнёр, который стремиться к установлению равных личностных взаимоотношений.

          Для себя планирую:  

создать условия для  эффективного игрового общения детей.

Для детей:

  1. обогащение впечатлениями об окружающем мире;
  2. привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений через  (беседы, организация наблюдений, совместное чтение, обсуждение событий из жизни и т.д.);
  3. активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего между собой и между взрослым и детьми.

Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать мне  задачи, которые являются уже традиционными для речевого развития: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи [6, С. 32].

Чтобы активизировать игровое общение между детьми, их инициативные высказывания, я  при составлении сценариев активизирующего общения стараюсь подбирать специальные речевые занятия, решающие задачи языкового развития и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми.

 

КОМПЛЕКС  ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ

СИТУАЦИЙ-ИЛЛЮСТРАЦИЙ

«Волшебное словечко»

 

Тема занятия Цель  занятия
«Путешествие на огород» Расширить представления детей об овощах, растущих на огороде.
«Прекрасная страна слов» Расширить словарный запас детей через словесно-речевые игры.
«В гостях у сказки» Развивать у детей умения вести диалог со сказочными героями, используя в речи разные формы просьбы и благодарности.
«Зайкины сказки» Познакомить детей с некоторыми особенностями жизни зайца;Учить называть диких животных и их детёнышей.
«Разноцветная страна» Расширять знания детей о цветах и оттенках в изобразительном искусстве, смешивать краски, обогащать представление о предметах и явлениях действительности.
«Волшебница Весна» Вызвать у детей чувство любования восторга перед красотой родной природы, желание выразить в словах свои впечатления, в словесном описании.
«В гостях у вежливых детей» Обобщить и систематизировать знания детей о вежливом взаимообщении.
«Оживим весеннюю картинку» Закреплять умение детей давать пересказ, опираясь на опорные слова или опорные картинки;
«Путешествие в мир сказок» Продолжать знакомить с русским народным фольклором.

Список литературы

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Учебное  пособие для студ. и сред.пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
2.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Кн. для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.– М.: «Мозаика-Синтез», 2014.
3. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
4.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль «Академия развития», 1996.
5.Кыласова Л.Е. Дидактический материал по развитию речи. Занятия со старшими дошкольниками. Волгоград: Учитель, 2016
6.Курицына Э.М., Тараева Л.А. Игры на развитие речи. Говорим правильно. МоскваРОСМЭН  2012