Конспект урока “Прослушивание и пересказ с опорой на иллюстрации русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»”.

автор: Маркина Татьяна Владимировна

учитель Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа № 9 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект урока “Прослушивание и пересказ с опорой на иллюстрации русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»”.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.

 

Тема: Прослушивание и пересказ с опорой на иллюстрации русской народной сказки «Лисичка со скалочкой».

Учитель: Маркина Т. В.

Класс:3 в

Предмет: Речь и альтернативная коммуникация

Место и роль урока в изучаемой теме: Урок  открытия новых знаний.

Цель: знакомство  с русской народной сказкой «Лисичка со скалочкой”.

Задачи:

  • создание эмоционального настроя для расширения знаний о русских народных сказках, главным героем которых является лиса;
  • формирование навыков связной речи: умение отвечать на вопросы полным предложением, с соблюдением лексико-грамматических категорий;
  • формирование умений  оценивать персонажи по их поступкам и особенностям речи;
  • совершенствование  навыков пересказа по опорным иллюстрациям и наводящим вопросам;
  • способствование нравственному воспитанию учащихся,
  • формирование мыслительных операций:  умение анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания.

Оборудование: компьютер, иллюстрации к сказке «Лисичка со скалочкой», инструкционные карточки, дидактические карточки к заданиям, текст сказки «Лисичка со скалочкой», аудиозапись сказки «Лисичка со скалочкой», компьютерная  презентация «Вопросы мудрой совы».

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ФОРМИРОВАНИЕ БУД
1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Приветствует учеников, настраивает класс на продуктивную деятельность, организует внимание обучающихся.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

-Проверьте, все ли готово к уроку?

– Порядок ли на вашем рабочем месте?

– Как называется наш урок?

– Чему мы учимся на уроках по речи и АК? (писать, читать, слушать и пересказывать произведения, отвечать на вопросы).

– Уроки по речи  и АК очень важные для учеников, они помогают научиться  грамотно писать и говорить.

– Сегодня у нас урок развития устной речи.

Мотивирует обучающихся на включение в учебную деятельность:

-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вот с таким хорошим настроением начинаем урок.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на предстоящую работу в классе

Проверяют свою  готовность к уроку.

Умение использовать  принятые школьные ритуалы подготовки к уроку.

Умение самостоятельно организовывать рабочее место.

Умение определять назначение и значимость учебного предмета.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И ЛОКАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ.
Создаёт условия для актуализации представлений  учащихся о произведении устного народного творчества  и фиксирует индивидуальные затруднения.  

Вспомните, с чем мы познакомились на прошлых уроках? (со сказками).

– Что такое сказка?

– Кто сочинил сказки?

-Какие бывают сказки? (сказки о животных, бытовые, волшебные).

– Как назывались  сказки, с которыми мы знакомились на прошлых уроках?  

Кто главный герой в этих сказках? (лиса).

А какой была  лиса? (хитрой, умной, ловкой, обманщица…).

Вы ответили на мои вопросы, а это значит, что  вы были внимательны на прошлых уроках и выполнили на отлично домашнее задание.

Отвечают на вопросы учителя. Активизация мыслительных операций и познавательных  процессов.

Умение отличать известную информацию от неизвестной.

3. ЭТАП ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ.
Создает мотивационную ситуацию для определения темы и цели  урока

На доске карточки, которые помогут нам определить  тему урока. Но переверну их я лишь после того как отгадаете загадки и  предположите какое слово может быть написано на каждой из них.

1 вопрос:

– Выдуманная история – что это? (сказка). Это и есть первое слово.

– С чем мы познакомимся на уроке сегодня? (со сказкой).

2 вопрос:

Она – часто бывает главным героем  русских народных сказок о животных. Хитрая рыжая плутовка каждый раз обманывает других лесных обитателей и людей.

– Кто это? (лиса)

– Кто будет главным героем сказки? (лиса).

-Как в сказках ласково называют лису? (лисичка).

3 вопрос:

– С этим предметом мы познакомились  на уроках домоводства. Он нужен для того чтобы раскатать тесто для пирогов и пельменей. (скалка).

– Как можно назвать ласково данный предмет? (скалочка).

Сегодня мы познакомимся со….(сказкой), где главным героем будет…

( лисичка), и предмет,  который встретится в сказке – …(скалочка).

Учитель переворачивает карточки и предлагает детям прочитать тему урока «Сказка «Лисичка со скалочкой».

– Кому то знакома сказка?

– Как выдумаете, какой лисичка будет в новой  сказке?

– Какие еще герои будут  в этой сказке?

– А какую хитрость лиса придумает в этот раз?

– А  чему нас научит эта сказка?  

Мы встретились с вами с затруднением – не можем ответить на поставленные вопросы.

– Как же нам быть? (познакомиться со сказкой).

С помощью наводящих вопросов,   скорректировав варианты ответов детей, формулирует тему и цель урока:

– Мы смогли определить тему и цель нашего урока. Теперь настало время  познакомиться с русской народной сказкой  «Лисичка со скалочкой», где узнаем, какую хитрость придумает  лисичка в этот раз и чему научит нас эта сказка.

Фронтальная работа с демонстрационным материалом.

Участвуют в обсуждении предложенной ситуации, высказывают свои мнения, суждения на доступном уровне.

Делают попытки определения и элементарного согласования темы урока.

Под руководством учителя  устанавливают место и причину собственного  затруднения.

Умение сотрудничать с взрослыми и сверстниками.

Умение использовать простые речевые  средства для передачи своего мнения.

4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ-ЗА ЗАТРУДНЕНИЙ.
С помощью зрительной опоры определить и назвать шаги учебной деятельности

Но чтобы  нам все успеть:  прослушать сказку, выполнить интересные задания и ответить на вопросы  – нужно продумать план урока.

1. – Послушать внимательно сказку

2. –  Выполнить вместе с учителем практическое упражнение «Наведем порядок в сказке»

3. – Ответить на вопросы Мудрой Совы

4. – Самостоятельно пересказать сказку с помощью опорных картинок.

5. – Вспомнить все, что мы узнали на уроке и оценить свою работу на нем.

-Да ребята, нам предстоит хорошенько потрудиться, но и нельзя забывать о небольшом отдыхе.  Отдохнуть на уроке помогает – физкультминутка.

6. Динамическая пауза.

– Вы согласны с планом урока. Будем четко следовать плану,  и соблюдать правила поведения на уроке – быть внимательными, думать, не спешить говорить, не перебивать друг друга, дослушивать товарищей до конца, не бояться ошибиться и не смеяться над учеником который ошибся.

Принимают готовый план работы на уроке.

Проговаривают совместно с учителем каждый этап урока с опорой на условные обозначения.

Умение принимать цель и план работы,  произвольно включаться в деятельность.
5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА
Организует реализацию построенного проекта.  

Первый этап нашего урока – знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой». Как мы с вами знакомимся с произведениями? (смотрим мультфильмы, читаем самостоятельно, слушаем,  как читает учитель).

– А сегодня мы прослушаем аудиозапись, где читает сказку артист.

Прослушивание аудиозаписи.

Мы прослушали сказку, а значит, первый этап работы закончен.

Слушают аудиозапись. Умение следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ  ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ.
Первичное осмысление произведения  на личностном уровне.

Какой второй этап работы на уроке – работа вместе с учителем.

– Ребята, а как вы думаете интереснее сказку слушать или смотреть?

– Иллюстрации (картинки) помогают нам увидеть место, где происходит действие сказки и ее героев.

Поиграем в игру «Наведем порядок в сказке». Вы будете отвечать на вопросы, и если ответ будет правильным – на доске появиться иллюстрация из сказки.

– Как называется сказка? (прикрепить обложку книги).

– Кто главный герой в сказке? (лиса).

– Что лисичка нашла на дороге?

– Куда и зачем пришла лиса? (в деревню переночевать).

– Что произошло дальше? (скалку в печке сожгла, обвинила хозяев в краже и потребовала курицу взамен).

– Поверили ли хозяева лисе? (да).

– Что было дальше? (уже в другой деревне также постучалась в избу с просьбой впустить ее на ночлег. Ей разрешили, а утром она съела курицу и снова обвинила хозяев в краже, потребовав гусочку).

– Как по-другому можно назвать гусочку? (гусыня)

– Поверили ли хозяева лисе во второй раз? (да).

Что произошло дальше? (в третьей деревне попросилась переночевать, и снова ее впустили. Наутро она так же, как и в прошлый раз, съела уточку и снова выставила хозяев виноватыми. Здесь она уже потребовала взамен уточки девочку).

-Выполнил ли хозяин просьбу лисы?

Почему? (мужик был умный и очень любил девочку).

– Кого посадил в мешок мужик вместо девочки? (собаку).

Что сделала собака? ( побежала за  лисичкой).

– Что случилось потом? (Лиса убежала от нее и спряталась в нору, но решила проучить свой хвост, который мешал ей скрываться от погони).

– Кто наказал лисичку?

– Как собака наказала лисичку? (Пес набросился на хвост, вытащил обманщицу из укрытия и хорошенько ее потрепал. Так героиня была наказана за свою ложь).

– Вам понравилась сказка? А иллюстрации к ней?

Вы ответили на вопросы. Значит и этот этап урока закончен. Какой же следующий?

Анализируют совместно с учителем сказку с опорой на зрительный образец и проговариванием вслух последовательности действий.

Оценивают свою работу согласно предложенным учителем критериям.

Умение делать  элементарные обобщения, сравнения, простейшие умозаключения.

 

 

 

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
КОЛОБОК

Колобок, колобок, тёплый и румяный. (наклоны вправо, влево)

Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте)

То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)

То с листочком закрутился, (повороты)

то с бельчонком подружился. (приседание)

Покатился по дорожке, (бег на месте)

и попал ко мне в ладошки.

Повторяют упражнения за учителем. Формирование установки на сохранение здоровья в процессе обучения
7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ.
Обеспечивает повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Организует самостоятельную деятельность учащихся по освоению новых знаний.

Следующий этап работы –  ответить на вопросы мудрой Совы.

-О каких животных говорилось в сказке? (коза, лиса, собака, волк).

– О каких птицах говорилось в сказке? (курица, гусочка, индюк, ворона).

– Что нашла лиса?  (палочку, скалочку, веточку).

– Куда пошла лиса? (лес, сад, магазин, деревню).

– На чем спала лиса? (на лавочке, на кровати, на диване, на печке).

– Кого съела лиса? (скалочку, курицу, гусочку, девочку).

Выполняют задание под руководством педагога, используя приобретенные знания, в практической деятельности устно.

Исправляют ошибки  с помощью предложенного эталона для самопроверки (иллюстрации).

Оценивают свою работу согласно предложенным учителем критериям

Умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Умение пользоваться эталонами, подготовленными учителем,  для самопроверки.

8. ЭТАП ВКЛЮЧЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ  В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ.
Организует деятельность учащихся по практическому применению новых знаний

На этом этапе мы попробуем пересказать сказку. Я начну пересказ, а вы продолжите. Опорой для пересказа будут иллюстрации из сказки и моя помощь в случае необходимости.

Учитель начинает: Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».

Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше. Пришла в деревню и стучится в избу.

– Что было дальше?

Самостоятельный поочередный пересказ по опорным картинкам.

Пересказывают сказку с порой на иллюстрации и побуждающие и подводящие вопросы учителя. Умение строить последовательное речевое высказывание  по образцу педагога и самостоятельно.
9. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ.
Создает ситуацию для анализа и оценки своей работы на уроке .

-Какую сказку мы изучили на уроке?

– К какому виду относится эта сказка?

– О чем эта сказка? «Лисичка со скалочкой” – это еще одна история о том, как лесная лгунья хотела всех перехитрить, да сама же пострадала от своей хитрости.

– Чему научила нас сказка?

Устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом урока.

Закончите фразу

У меня получилось….

Мне было трудно…..

Домашнее задание: Прочитать сказку самостоятельно и рассмотреть внимательно иллюстрации.  На следующем уроке мы будем учиться описывать героев сказки с опорой на иллюстрации и мои вопросы.

Спасибо за урок.

Опыт самостоятельного применения  технологии элементарного оценивания учебных достижений и рефлексии чувств и эмоций. Умение принимать оценку деятельности.

 

Умение совместно с учителем оценивать результат своих действий и действий одноклассников.