автор: Маркина Татьяна Владимировна
учитель Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа № 9 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект урока “Прослушивание и пересказ с опорой на иллюстрации русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»”.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.
Тема: Прослушивание и пересказ с опорой на иллюстрации русской народной сказки «Лисичка со скалочкой».
Учитель: Маркина Т. В.
Класс:3 в
Предмет: Речь и альтернативная коммуникация
Место и роль урока в изучаемой теме: Урок открытия новых знаний.
Цель: знакомство с русской народной сказкой «Лисичка со скалочкой”.
Задачи:
- создание эмоционального настроя для расширения знаний о русских народных сказках, главным героем которых является лиса;
- формирование навыков связной речи: умение отвечать на вопросы полным предложением, с соблюдением лексико-грамматических категорий;
- формирование умений оценивать персонажи по их поступкам и особенностям речи;
- совершенствование навыков пересказа по опорным иллюстрациям и наводящим вопросам;
- способствование нравственному воспитанию учащихся,
- формирование мыслительных операций: умение анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания.
Оборудование: компьютер, иллюстрации к сказке «Лисичка со скалочкой», инструкционные карточки, дидактические карточки к заданиям, текст сказки «Лисичка со скалочкой», аудиозапись сказки «Лисичка со скалочкой», компьютерная презентация «Вопросы мудрой совы».
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ФОРМИРОВАНИЕ БУД |
1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. | ||
Приветствует учеников, настраивает класс на продуктивную деятельность, организует внимание обучающихся.
Проверяет готовность учащихся к уроку. -Проверьте, все ли готово к уроку? – Порядок ли на вашем рабочем месте? – Как называется наш урок? – Чему мы учимся на уроках по речи и АК? (писать, читать, слушать и пересказывать произведения, отвечать на вопросы). – Уроки по речи и АК очень важные для учеников, они помогают научиться грамотно писать и говорить. – Сегодня у нас урок развития устной речи. Мотивирует обучающихся на включение в учебную деятельность: -Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вот с таким хорошим настроением начинаем урок. |
Приветствуют учителя.
Настраиваются на предстоящую работу в классе Проверяют свою готовность к уроку. |
Умение использовать принятые школьные ритуалы подготовки к уроку.
Умение самостоятельно организовывать рабочее место. Умение определять назначение и значимость учебного предмета. |
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И ЛОКАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ. | ||
Создаёт условия для актуализации представлений учащихся о произведении устного народного творчества и фиксирует индивидуальные затруднения.
Вспомните, с чем мы познакомились на прошлых уроках? (со сказками). – Что такое сказка? – Кто сочинил сказки? -Какие бывают сказки? (сказки о животных, бытовые, волшебные). – Как назывались сказки, с которыми мы знакомились на прошлых уроках? Кто главный герой в этих сказках? (лиса). А какой была лиса? (хитрой, умной, ловкой, обманщица…). Вы ответили на мои вопросы, а это значит, что вы были внимательны на прошлых уроках и выполнили на отлично домашнее задание. |
Отвечают на вопросы учителя. | Активизация мыслительных операций и познавательных процессов.
Умение отличать известную информацию от неизвестной. |
3. ЭТАП ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ. | ||
Создает мотивационную ситуацию для определения темы и цели урока
На доске карточки, которые помогут нам определить тему урока. Но переверну их я лишь после того как отгадаете загадки и предположите какое слово может быть написано на каждой из них. 1 вопрос: – Выдуманная история – что это? (сказка). Это и есть первое слово. – С чем мы познакомимся на уроке сегодня? (со сказкой). 2 вопрос: Она – часто бывает главным героем русских народных сказок о животных. Хитрая рыжая плутовка каждый раз обманывает других лесных обитателей и людей. – Кто это? (лиса) – Кто будет главным героем сказки? (лиса). -Как в сказках ласково называют лису? (лисичка). 3 вопрос: – С этим предметом мы познакомились на уроках домоводства. Он нужен для того чтобы раскатать тесто для пирогов и пельменей. (скалка). – Как можно назвать ласково данный предмет? (скалочка). Сегодня мы познакомимся со….(сказкой), где главным героем будет… ( лисичка), и предмет, который встретится в сказке – …(скалочка). Учитель переворачивает карточки и предлагает детям прочитать тему урока «Сказка «Лисичка со скалочкой». – Кому то знакома сказка? – Как выдумаете, какой лисичка будет в новой сказке? – Какие еще герои будут в этой сказке? – А какую хитрость лиса придумает в этот раз? – А чему нас научит эта сказка? Мы встретились с вами с затруднением – не можем ответить на поставленные вопросы. – Как же нам быть? (познакомиться со сказкой). С помощью наводящих вопросов, скорректировав варианты ответов детей, формулирует тему и цель урока: – Мы смогли определить тему и цель нашего урока. Теперь настало время познакомиться с русской народной сказкой «Лисичка со скалочкой», где узнаем, какую хитрость придумает лисичка в этот раз и чему научит нас эта сказка. |
Фронтальная работа с демонстрационным материалом.
Участвуют в обсуждении предложенной ситуации, высказывают свои мнения, суждения на доступном уровне. Делают попытки определения и элементарного согласования темы урока. Под руководством учителя устанавливают место и причину собственного затруднения. |
Умение сотрудничать с взрослыми и сверстниками.
Умение использовать простые речевые средства для передачи своего мнения. |
4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ-ЗА ЗАТРУДНЕНИЙ. | ||
С помощью зрительной опоры определить и назвать шаги учебной деятельности
Но чтобы нам все успеть: прослушать сказку, выполнить интересные задания и ответить на вопросы – нужно продумать план урока. 1. – Послушать внимательно сказку 2. – Выполнить вместе с учителем практическое упражнение «Наведем порядок в сказке» 3. – Ответить на вопросы Мудрой Совы 4. – Самостоятельно пересказать сказку с помощью опорных картинок. 5. – Вспомнить все, что мы узнали на уроке и оценить свою работу на нем. -Да ребята, нам предстоит хорошенько потрудиться, но и нельзя забывать о небольшом отдыхе. Отдохнуть на уроке помогает – физкультминутка. 6. Динамическая пауза. – Вы согласны с планом урока. Будем четко следовать плану, и соблюдать правила поведения на уроке – быть внимательными, думать, не спешить говорить, не перебивать друг друга, дослушивать товарищей до конца, не бояться ошибиться и не смеяться над учеником который ошибся. |
Принимают готовый план работы на уроке.
Проговаривают совместно с учителем каждый этап урока с опорой на условные обозначения. |
Умение принимать цель и план работы, произвольно включаться в деятельность. |
5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА | ||
Организует реализацию построенного проекта.
Первый этап нашего урока – знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой». Как мы с вами знакомимся с произведениями? (смотрим мультфильмы, читаем самостоятельно, слушаем, как читает учитель). – А сегодня мы прослушаем аудиозапись, где читает сказку артист. Прослушивание аудиозаписи. Мы прослушали сказку, а значит, первый этап работы закончен. |
Слушают аудиозапись. | Умение следовать предложенному плану и работать в общем темпе. |
6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ. | ||
Первичное осмысление произведения на личностном уровне.
Какой второй этап работы на уроке – работа вместе с учителем. – Ребята, а как вы думаете интереснее сказку слушать или смотреть? – Иллюстрации (картинки) помогают нам увидеть место, где происходит действие сказки и ее героев. Поиграем в игру «Наведем порядок в сказке». Вы будете отвечать на вопросы, и если ответ будет правильным – на доске появиться иллюстрация из сказки. – Как называется сказка? (прикрепить обложку книги). – Кто главный герой в сказке? (лиса). – Что лисичка нашла на дороге? – Куда и зачем пришла лиса? (в деревню переночевать). – Что произошло дальше? (скалку в печке сожгла, обвинила хозяев в краже и потребовала курицу взамен). – Поверили ли хозяева лисе? (да). – Что было дальше? (уже в другой деревне также постучалась в избу с просьбой впустить ее на ночлег. Ей разрешили, а утром она съела курицу и снова обвинила хозяев в краже, потребовав гусочку). – Как по-другому можно назвать гусочку? (гусыня) – Поверили ли хозяева лисе во второй раз? (да). – Что произошло дальше? (в третьей деревне попросилась переночевать, и снова ее впустили. Наутро она так же, как и в прошлый раз, съела уточку и снова выставила хозяев виноватыми. Здесь она уже потребовала взамен уточки девочку). -Выполнил ли хозяин просьбу лисы? Почему? (мужик был умный и очень любил девочку). – Кого посадил в мешок мужик вместо девочки? (собаку). Что сделала собака? ( побежала за лисичкой). – Что случилось потом? (Лиса убежала от нее и спряталась в нору, но решила проучить свой хвост, который мешал ей скрываться от погони). – Кто наказал лисичку? – Как собака наказала лисичку? (Пес набросился на хвост, вытащил обманщицу из укрытия и хорошенько ее потрепал. Так героиня была наказана за свою ложь). – Вам понравилась сказка? А иллюстрации к ней? Вы ответили на вопросы. Значит и этот этап урока закончен. Какой же следующий? |
Анализируют совместно с учителем сказку с опорой на зрительный образец и проговариванием вслух последовательности действий.
Оценивают свою работу согласно предложенным учителем критериям. |
Умение делать элементарные обобщения, сравнения, простейшие умозаключения.
|
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА. | ||
КОЛОБОК
Колобок, колобок, тёплый и румяный. (наклоны вправо, влево) Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте) То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево) То с листочком закрутился, (повороты) то с бельчонком подружился. (приседание) Покатился по дорожке, (бег на месте) и попал ко мне в ладошки. |
Повторяют упражнения за учителем. | Формирование установки на сохранение здоровья в процессе обучения |
7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ. | ||
Обеспечивает повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
Организует самостоятельную деятельность учащихся по освоению новых знаний. Следующий этап работы – ответить на вопросы мудрой Совы. -О каких животных говорилось в сказке? (коза, лиса, собака, волк). – О каких птицах говорилось в сказке? (курица, гусочка, индюк, ворона). – Что нашла лиса? (палочку, скалочку, веточку). – Куда пошла лиса? (лес, сад, магазин, деревню). – На чем спала лиса? (на лавочке, на кровати, на диване, на печке). – Кого съела лиса? (скалочку, курицу, гусочку, девочку). |
Выполняют задание под руководством педагога, используя приобретенные знания, в практической деятельности устно.
Исправляют ошибки с помощью предложенного эталона для самопроверки (иллюстрации). Оценивают свою работу согласно предложенным учителем критериям |
Умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.
Умение пользоваться эталонами, подготовленными учителем, для самопроверки. |
8. ЭТАП ВКЛЮЧЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ. | ||
Организует деятельность учащихся по практическому применению новых знаний
На этом этапе мы попробуем пересказать сказку. Я начну пересказ, а вы продолжите. Опорой для пересказа будут иллюстрации из сказки и моя помощь в случае необходимости. Учитель начинает: Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой». Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше. Пришла в деревню и стучится в избу. – Что было дальше? Самостоятельный поочередный пересказ по опорным картинкам. |
Пересказывают сказку с порой на иллюстрации и побуждающие и подводящие вопросы учителя. | Умение строить последовательное речевое высказывание по образцу педагога и самостоятельно. |
9. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ. | ||
Создает ситуацию для анализа и оценки своей работы на уроке .
-Какую сказку мы изучили на уроке? – К какому виду относится эта сказка? – О чем эта сказка? «Лисичка со скалочкой” – это еще одна история о том, как лесная лгунья хотела всех перехитрить, да сама же пострадала от своей хитрости. – Чему научила нас сказка? Устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом урока. Закончите фразу У меня получилось…. Мне было трудно….. Домашнее задание: Прочитать сказку самостоятельно и рассмотреть внимательно иллюстрации. На следующем уроке мы будем учиться описывать героев сказки с опорой на иллюстрации и мои вопросы. Спасибо за урок. |
Опыт самостоятельного применения технологии элементарного оценивания учебных достижений и рефлексии чувств и эмоций. | Умение принимать оценку деятельности.
Умение совместно с учителем оценивать результат своих действий и действий одноклассников. |