Технологическая карта урока “Реклама и здоровье”

автор: Маркина Екатерина Сергеевна

учитель Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа № 9 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Технологическая карта урока “Реклама и здоровье”

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.

 

Тема: РЕКЛАМА И ЗДОРОВЬЕ

Учитель: Маркина Е. С.

Класс:  3 В

Предмет: Человек

Место и роль урока в изучаемой теме: Урок  открытия новых знаний.

 

Цель: создать условия для формирования выработки у младших школьников правильной реакции и способности успешно принимать решения с опорой на зрительный алгоритм в различных жизненных  ситуациях.

 

Задачи:

  • рассказать учащимся о влияние рекламы на решения и поведение людей; учить критически относиться к рекламе;
  • повторить с детьми основные причины неблагоприятных и опасных ситуаций;  
  • способствовать формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, личной безопасности и безопасности окружающих;
  • обучить детей навыкам ориентировки в ситуациях и принятия рациональных решений для предупреждения поступков, разрушающих здоровье, и в опасных для жизни ситуациях
  • развивать логическое мышление, внимание, сообразительность, память, умение рассуждать и делать выводы;
  • формировать навыки общения:  умение договариваться, налаживать диалогическое общение, умение работать в группе.

 

Оборудование: Ноутбук, презентация и  видеоролики «Реклама в нашей жизни», карточки  с изображениями опасных ситуаций, набор продуктов питания полезных и вредных для здоровья, индивидуальные рабочие листы «Правила принятий решений», демонстрационный материал по теме урока (алгоритмы принятия решений, опорные карточки этапов урока, рекламные проспекты), индивидуальные карточки с домашним заданием.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ФОРМИРОВАНИЕ БУД
1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Приветствует учеников, настраивает класс на продуктивную деятельность, организует внимание обучающихся.

Прозвенел для нас звонок, начинается урок.

Будем мы старательны, послушны и внимательны.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

-Проверьте, все ли готово к уроку?

– Порядок ли на вашем рабочем месте?

– Вспомним правила поведения на уроке (с опорой на стенд).

На уроке нужно быть внимательными, думать, не спешить говорить, не перебивать друг друга, дослушивать товарищей до конца, не бояться ошибиться и не смеяться над учеником который ошибся.

– Как называется  урок? (Человек).

– О чем мы говорим на уроках? (о строении тела  человека (о частях тела человека), гигиене, питании, безопасном  и здоровом образе жизни).

– Урок Человек очень важен для учеников, он помогает разобраться, что такое здоровье и как научиться его беречь.

Мотивирует обучающихся на включение в учебную деятельность:

-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вот с таким хорошим настроением начинаем урок.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на предстоящую работу в классе

Проверяют свою  готовность к уроку.

Повторяют правила поведения на уроке и во время общения с учителем и одноклассниками во время урока.

Умение использовать  принятые школьные ритуалы подготовки к уроку.

Умение самостоятельно организовывать рабочее место.

Умение определять назначение и значимость учебного предмета.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Создаёт условия для актуализации представлений  учащихся о произведении устного народного творчества  и фиксирует индивидуальные затруднения.  

Вспомните, о чем мы говорили  на прошлых уроках? (об опасных и безопасных ситуациях в жизни человека)

-Напомните, какие ситуации можно назвать опасными? (те которые угрожают здоровью человека)

-А какие – безопасные? (те, которые не угрожают здоровью человека).

Что нужно делать, чтобы не оказаться в опасной ситуации? (мы должны научиться принимать правильное  решение в каждой ситуации).

– Молодцы, вы запомнили что тех, кто ведет себя неосмотрительно, опасности подстерегают на каждом шагу. А тех, кто привык  думать и принимать правильные решения, они обходят стороной.

Вспомните и назовите шаги принятия важных решений по правилу «светофора». ОСТАНОВИСЬ – ОЦЕНИ ПОСЛЕДСТВИЯ – ВЫБЕРИ И ДЕЙСТВУЙ.

– На прошлом уроке вы получили домашнее задание: разобрать ситуации, уточнить, являются они опасными  для здоровья, и принять правильное решение, чтобы избежать их.

Вы ответили на мои вопросы, а это значит, что  вы были внимательны на прошлых уроках и выполнили на отлично домашнее задание.

Отвечают на вопросы учителя.

Практическая работа:

Делают попытки самостоятельно оценить иллюстрированные ситуации,  прикрепляют картинки под соответствующими знаками.

Предполагают безопасный  выход из опасных ситуаций  с опорой на алгоритм.

Активизация мыслительных операций и познавательных  процессов.

Умение отличать известную информацию от неизвестной.

3. ПРОБЛЕМНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Создает мотивационную ситуацию для определения темы и цели  урока

На доске карточки, которые помогут нам определить  тему урока сегодня. Но переверну их я лишь после того как предположите  какие слова могут быть написаны там.

Игра «Реклама»

Для начала предлагаю вам поиграть. Положить на стол продукты питания – творог, апельсин, морковь, пакет овсяной каши и некий неизвестный предмет, завернутый в цветной пакетик. Предложить учащимся «купить» себе продукты. Дети выбирают  продукт, уточнив, почему именно его купили. Учитель подводит итог: дети купили полезные для здоровья продукты (складывает их в корзину), и хвалит их за хорошо усвоенные знания по теме «Полезные продукты».

Затем уточняет, почему никто не «покупает» пакетик. Выслушивает варианты ответов. Хвалит детей.

Очень эмоционально привлекает внимание детей к пакетику: не могу удержаться, вкусно пахнет, холодный на ощупь. Предполагает вместе с детьми, что это может быть? (мороженое, конфеты, пирожное). Просит у ребят разрешение заглянуть в пакетик. Рассматривает его и  рассказывает, что в пакете что-то очень вкусное и полезное, с неповторимым вкусом, цветом и др. Уточняет, есть ли теперь желающие купить его?

– Вам наверно интересно, что там лежит и хочется это попробовать?

– После того, как я сделала рекламу этому пакетику, всем захотелось его приобрести – так мы убедились в силе рек…ламы.  Правильно – рекламы.

Это и есть первое слово.

Реклама окружает нас повсюду и хочет повлиять на наше решение.  Каждый день мы видим и слышим огромное количество рекламы: телевизионные ролики, что предлагает приобрести  реклама, рекламные щиты на улицах, печатная реклама в газетах и журналах сок

О чем мы учимся заботиться на уроке Человек – о здоровье.  Значит, какое слово может быть написано на второй карточке? (здоровье). Прочитайте, что получилось. «Реклама и здоровье».

Фронтальная работа с демонстрационным материалом.

Участвуют в обсуждении предложенной ситуации, высказывают свои мнения, суждения на доступном уровне.

Делают попытки определения и элементарного согласования темы урока.

Умение сотрудничать с взрослыми и сверстниками.

Умение использовать простые речевые  средства для передачи своего мнения.

С помощью наводящих вопросов,   скорректировав варианты ответов детей, формулирует тему и цель урока:

– Мы смогли определить тему урока«Реклама и здоровье».

Настало время  уточнить – надежный ли советчик реклама, можно ли верить рекламе и всегда покупать то, что она нам советует.

Мы определили тему и цель. Теперь наступило время продумать план урока.

Под руководством учителя  устанавливают место и причину собственного  затруднения.  
С помощью зрительной опоры определить и назвать шаги учебной деятельности

У нас урок открытия новых знаний, значит, что нужно сделать сначала?

1. Внимательно послушать учителя.

Когда я поделюсь  с вами новыми знаниями, что нужно  сделать потом? (закрепить полученные знания). И закрепим мы их, выполнив совместные упражнения.

2. Выполнить вместе с учителем практические упражнения.

Затем  нужно поучиться пользоваться новыми знаниями самостоятельно.

3.Выполнить самостоятельно задания.

Самый любимый этап урока в нашем классе.

4. Ответить на вопросы Мудрой совы.

Мои ученики любят удивлять Мудрую Сову новыми знаниями.

В конце урока, что мы должны сделать?

5. Подвести итог урока.

Вспомнить все, что мы узнали на уроке, чему научились  и оценить свою работу на нем.

-Да ребята, нам предстоит хорошенько потрудиться, но и нельзя забывать о небольшом отдыхе.  Отдохнуть на уроке помогает – физкультминутка.

– Вы согласны с планом урока. Будем четко следовать плану.

Делают попытки определения и элементарного плана урока.

Проговаривают совместно с учителем каждый этап урока с опорой на условные обозначения.

Текущая рефлексия

Умение принимать цель и план работы,  произвольно включаться в деятельность.
Организует реализацию построенного проекта.  

Я тоже ребята смотрю рекламу, но прежде чем воспользоваться ее советом, думаю и принимаю правильное или как я его называю взвешенное решение – полезная ли эта реклама для моего здоровья или нет. А как я это делаю, сейчас расскажу, то есть поделюсь с вами своими знаниями.

Разбирает рекламу согласно алгоритму, принимает решение по отношению опасности для здоровья, знакомит с памяткой и способом  применения в практическом упражнении.

Напомнить об осанке и настроить детей на просмотр видеоролика.

Просмотр видеоролика рекламы чипсов.

Что мы сейчас увидели – рекламу продукта питания – чипсов. А значит,  какие знания вам пригодятся? (знания еда и здоровье). Откройте рабочие тетради, найдите памятку. Покупая продукт, мы должны понять, полезный он или опасный по следующим пунктам:

Наличие витаминов – способ приготовления – количество масла – количество соли и сахара – наличие вкусовых добавок – наличие красителей.

Давайте обсудим ситуацию:

Мужчина  проголодался  и решил утолить голод чипсами. Я поверила рекламе и тоже приобрела пачку чипсов перекусить самой и угостить вас. У меня есть  пачка чипсов, чтобы перекусить самой и угостить вас. Но сначала, я приму взвешенное решение о пользе данного продукта и прочитаю его состав (то из чего изготовлен продукт).

– Из чего делают чипсы? (из картофеля).

Картофель – это овощ. А овощи полезны для здоровья? (да). Значит, мы положим на весы гирьку зеленого цвета.

Давайте разбираться дальше.

– Способ приготовления блюда. Жарка. Позволяет ли жарка сохранить все витамины? (нет, большее количество витаминов теряется).

– В чем жарят чипсы? (в большом количестве масла). Масло – это жир. А большое количество масла (или жира)  полезно для здоровья? (нет). Значит, гирьку какого цвета возьмем? (красную).

– Какие чипсы на вкус? (соленые). Действительно, когда мы едим чипсы, чувствуем очень соленый вкус, на руках остаются крупинки соли. Значит, при приготовлении чипсов используется большое количество соли.  Это полезно для здоровья? (нет). Значит, гирьку какого цвета возьмем? (красную).

– Посмотрите рекламу чипсов – со вкусом сметаны, со вкусом сыра, со вкусом грибов Есть ли в составе настоящие сметана, сыр, грибы? (нет). Значит, таких продуктов в пакете с чипсами нет. Чтобы чипсы были вкусными, в них добавляют что? (вкусовые добавки). Это полезно для здоровья? (нет). Значит, гирьку какого цвета возьмем? (красную).

Посмотрите на весы и примите правильное – взвешенное решение:  чипсы это полезный ли перекус или нет?

Сделаем вывод: после просмотра рекламы, даже если она вас заинтересовала, не стоит сразу доверять и приобретать товар – стоп. Необходимо подумать, воспользоваться знаниями и принять правильное взвешенное решение – думай и оцени последствия.  И только потом выбирай и действуй. У нас теперь есть еще одна карточка – помощница «Реклама и здоровье».

Текущая рефлексия.

Попробуем воспользоваться нашей карточкой и еще раз обсудить чипсы. Посмотрели рекламу (какую рекламу мы смотрели – чипсов). Реклама советует – КУПИ.

Нашли продукт на прилавке магазина и не пошли сразу к кассе, а сказали – СТОП.

ДУМАЙ И ОЦЕНИ ПОСЛЕДСТВИЯ.  Наступило время подумать, значит прочитать состав продукта (в чипсах мы обнаружили соль, жир, усилители вкуса),  оценить последствия – продукт вреден для здоровья.

ВЫБИРАЙ И ДЕЙСТВУЙ. А теперь можно принять взвешенное решение– положить на полку и не покупать чипсы, а выбрать полезный для здоровья продукт (например, овсяные печенья или злаковые хлебцы).

Вы внимательно меня прослушали, а значит, и этот этап работы закончен.

Просматривают презентация, отвечают на вопросы учителя.

Просматривают видеоролик, предложенный учителем.

С опорой на информационную карту учащиеся называют основные параметры определения пользы рекламы.

С помощью наводящих и побуждающих вопросов самостоятельно участвуют в разборе рекламного ролика.

Делают элементарные выводы о вреде рекламного ролика с опорой на алгоритм.

Предлагают с опорой на наводящие вопросы правильное решение выхода из данной ситуации.

Оценивают рекламный ролик согласно предложенным учителем критериям.

Текущая рефлексия. Подводят итог данного этапа.

Умение следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Умение работать с несложной по содержанию информацией.

4. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ  ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ.
Первичное осмысление произведения  на личностном уровне.

Какой следующий  этап работы на уроке –  выполнить вместе с учителем практические упражнения. Мы посмотрим еще один видеоролик, и вы с помощью весов примите взвешенное решение о пользе или вреде его для вашего здоровья.

Разбирает совместно с учащимися рекламу согласно алгоритму, принимает совместно с учащимися  решение по отношению опасности ее для здоровья.

Какое сейчас время года? (зима). Это время простудных заболеваний.   Какими знаниями мы воспользуемся при ответе на мои вопросы? (знания о здоровье и болезни человека).

Что нам поможет вспомнить  признаки простудных заболеваний?  Обратимся к памятке – помощнице лист самообследования  «Простудные заболевания». Давайте перечислим симптомы: слабость –  головная боль –  повышение температуры  – боль в горле – насморк  – кашель.

А теперь с помощью памятки уточним  правила безопасного поведения во время простудных заболеваний (при недомогании или появлении признаков нездоровья, обратиться к взрослому и  объяснить, что и как болит – обратиться к доктору – получить рекомендации– выполнять советы врача (соблюдать постельный режим, находиться дома и не общаться со здоровыми людьми, чтобы не заразить их).

Приготовьтесь к просмотру следующего видеоролика.

О чем говорится в рекламном ролике?

Мужчина заболел, вспомнил рекламу и  купил лекарство, принял его, ему стало легче, он пошел на работу. Какое хорошее лекарство предлагает купить реклама. Но так ли это? Обсудим эту ситуацию с помощью алгоритма.

Реклама предлагает – купи лекарство.

Мы говорим – Стоп.

Нам нужно – Подумать и оценить последствия:

Как поступил мужчина?

– Мужчина  не обратился к доктору и не знает, чем он болен – это опасно для здоровья? (да). Значит, я возьму гирьку красного цвета – цвета опасной ситуации.

– Принял лекарства без назначения врача и рецепта – это опасно для здоровья? (да). Значит, я опять  возьму гирьку красного цвета – цвета опасной ситуации.

-Он стал себя чувствовать лучше и пошел на работу –  это опасно для здоровья? (да). Значит, я возьму гирьку красного цвета – цвета опасной ситуации.

Посмотрите – на весы. Гирьки какого цвета на них (красного). О чем нас предупреждает красный цвет? (об опасности).  Можем мы сказать, что мужчина бережет свое здоровье? (нет).

Текущая рефлексия. Мужчина мог ошибиться с диагнозом и принять другое серьезное заболевание за простуду, купить неправильное лекарство, ошибиться в количествах приема лекарства, не долечившись, получить осложнение болезни, а выйдя на работу заразить здоровых людей. Последствия очень опасные для здоровья.

А есть ли еще какой выход из этой ситуации?

– можно обратиться к врачу, получить рекомендации,  выполнять советы врача (соблюдать постельный режим, находиться дома и не общаться со здоровыми людьми, чтобы не заразить их).

Выбирай и действуй.

Что выбрать: путь опасный для своего здоровья или путь выздоровления.

Весы помогли принять правильное или как его называю взвешенное решение.

Мы выполнили совместное упражнение.

Значит и этот этап урока закончен. Какой же следующий?

 С опорой на лист самообследования учащиеся называют симптомы  простудных заболеваний.

С опорой на информационную карту учащиеся называют правила безопасного поведения во время простудных заболеваний.

Слушают учителя и анализируют совместно с учителем рекламный ролик.

Делают элементарные выводы о вреде рекламного ролика с опорой на алгоритм.

Предлагают с опорой на наводящие вопросы правильное решение выхода из данной ситуации.

Текущая рефлексия. Подводят итог данного этапа.

Умение делать  элементарные обобщения, сравнения, простейшие умозаключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение строить последовательное речевое высказывание  по образцу педагога.

 

5. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
Быть здоровым, как атлет,

Можно даже с юных лет.

Надо утром закаляться

И зарядкой заниматься.

Вдоволь каждый день гулять,

Полноценно есть и спать.

Мыть старательно продукты,

Кушать овощи и фрукты.

Эти правила ребят

От болезней защитят.

Повторяют упражнения за учителем. Формирование установки на сохранение здоровья в процессе обучения
6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ.
Обеспечивает повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Организует самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний.

Следующий этап урока –

3.Выполнить самостоятельно задания.

И для этого этапа я приготовила для просмотра сладкий видеоролик.  Приготовьтесь к просмотру видеоролика – сядьте ровно, руки положите на парту, внимание на экран, сделаем небольшую гимнастику для глаз.

– Рекламу, какого продукта мы посмотрели? (мармеладных конфет).

С помощью карточки – памятки «Реклама и здоровье» попробуйте самостоятельно выяснить, правдивость  рекламного ролика.

Реклама предлагает –  купи  конфеты.

Стоп.

Подумай и оцени последствия: прочитаем состав продукта и с помощью карточки «Еда и здоровье» оценим пользу продукта. Конфеты могут причинить вред здоровью.

Выбирай и действуй. Отказаться от мармеладных конфет и посмотреть на полках вкусные угощения, но с натуральными  продуктами. Отправим этот пакет в мусорную корзину.

В случае досрочного ответа, предложить детям не просто ответить на вопрос, а принять взвешенное решение.

Весы помогли принять правильное или как его называю взвешенное решение.

Вы выполнили упражнение самостоятельно. Значит и этот этап урока закончен. Какой же следующий?

Выполняют задание под руководством педагога, используя приобретенные знания, в практической деятельности устно.

Исправляют ошибки  с помощью предложенного эталона для самопроверки (иллюстрации).

Самостоятельно с опорой на алгоритм выбирают критерии для сравнения.

Оценивают свою работу согласно предложенным учителем критериям

Умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Умение пользоваться эталонами, подготовленными учителем,  для самопроверки.

Умение слушать друг друга, строить речевые высказывания, излагать свое мнение и на доступном уровне аргументировать его.

7. ЭТАП ВКЛЮЧЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ  В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ.
Организует деятельность учащихся по практическому применению новых знаний.

Вопрос Мудрой Совы.

Мы познакомились с рекламными роликами. Но в начале урока обсудили, что реклама нас окружает повсюду. Вот в лапы Мудрой совы попали рекламные листовки с продуктами питания для завтрака. Мудрая сова приобрела эти продукты в магазине, и просит вас разобраться, какая реклама честная, а какая предлагает не качественный товар. Самый любимый продукт для завтрака у совы  – это йогурт и каша.

Разбор рекламы по предлагаем алгоритмам. Дать оценку каждому йогурту и пакетику каши. Отправить в мусорную корзину некачественный йогурт и пакетик с кашей, положить в продуктовую корзину качественные продукты.

Текущая рефлексия. Вы справились с заданием Мудрой Совы самостоятельно и верно.

Этот этап работы так же завершен.

Просмотр видеороликов

.

С опорой на алгоритмы, побуждающие и подводящие вопросы учителя анализируют видеоролики.

Выбирают критерии для сравнения.

Умение понимать смысл несложной инструкции учителя, контролировать свою деятельность.

Умение строить осознанно и произвольно с опорой на алгоритм последовательное речевое высказывание  по образцу педагога и самостоятельно.

8. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ.
Создает ситуацию для анализа и оценки своей работы на уроке .

Устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом урока.

Наступило время последнего этапа урока – подвести итог.

Вспомните тему урока (реклама и здоровье).

Какая была  цель нашего урока? (научиться определять пользу и вред рекламы для здоровья человека).

На  этом уроке мы научились (чему?)…определять пользу и вред рекламы для здоровья человека.

Что мы узнали? (что реклама не всегда правдива).

Сегодня мы узнали, что  реклама не всегда ….правдива.

Чему научились? (принимать правильное решение после просмотра реклама).

И научились после просмотра рекламы…..оценить ее пользу и принимать правильное решение.

Давайте еще раз посмотрим на наши решения: ПОЛЕЗНЫМИ для здоровья оказалось что? – апельсин, каша, морковь, творог, йогурт, овсяная каша. А в мусорной корзине – чипсы, жевательные конфеты, купленные без совета врача лекарства, некачественный йогурт. Посмотрите внимательно еще раз на эти корзины и их содержимое  и всегда принимайте мудрые правильные решения, от которых зависит ваше здоровье.

Какая карточка станет теперь вашим помощником? (реклама и здоровье).

Вы начали по-другому смотреть на рекламу после сегодняшнего урока?

Закончите фразу:

Мне было трудно…..(определить сначала пользу рекламы)

У меня получилось….(пользоваться новой карточкой помощницей, думать и оценивать последствия).

Домашнее задание: Каждому из вас на почту Мудрая Сова пришлет рекламный ролик. Дома с мамой посмотрите внимательно, обратившись за помощью к памятке выясните, опасна или безопасна она для нашего здоровья.

На следующем уроке мы совершим виртуальное путешествие в Макдональдс и с помощью карточек- помощников «Еда и здоровье», «Реклама и здоровье» оценим опасность и полезность меню кафе.

Спасибо за урок.

Формулируют с помощью учителя конечный результат своей работы на уроке.

Опыт самостоятельного применения  технологии элементарного оценивания учебных достижений и рефлексии чувств и эмоций.

Умение принимать оценку деятельности.

 

Умение совместно с учителем оценивать результат своих действий и действий одноклассников.