Автор: Мангилёва Елизавета Викторовна
Музыкальный руководитель МБОУ “Лицей им. Г. Ф. Атякшева” (дошкольные группы)
Инновационные приемы работы по коррекции и развитию всех компонентов речи на логоритмических занятиях.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей им Г. Ф. Атякшева» (дошкольные группы)
Развитие дополнительного образования
Инновационные приемы работы по коррекции и развитию всех компонентов речи на логоритмических занятиях
Автор: Мангилёва Елизавета Викторовна,
Музыкальный руководитель
г. Югорск
2021 г.
Пояснительная записка
Воспитание здоровых, активных, творческих детей – приоритетное направление деятельности всего современного Российского общества. В ФЗ «Об образовании» первоочередной задачей является «здоровье человека и свободное развитие личности». Одна из главных задач нашего дошкольного учреждения – создание условий, гарантирующих формирование и укрепления здоровья воспитанников. В рамках реализации программы «Образование и здоровье» особую значимость приобретает внедрение эффективных инновационных форм оздоровления детей в системе дошкольного образования.
Музыка, в совокупности с движением, является мощным средством художественно – эстетического воспитания дошкольников, а также средством укрепления и сохранения их здоровья. С давних пор музыка используется, как лечебный фактор. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, развить фантазию, память, речь, внутреннюю собранность, осуществить физическое развитие, а также развить пластику, грацию, красоту движений. Так же средствами музыкального ритма можно развить творческую активность детей, художественный и эстетический вкус, любовь к музыке и ко всему прекрасному, что нас окружает. Основным инновационным направлением в моей работе с детьми дошкольного возраста является такая здоровьесберегающая технология, как – логоритмика.
Логопедическая ритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки слова, музыки, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач [5, с. 29].
Инновационные приемы работы по коррекции и развитию всех компонентов речи на логоритмических занятиях
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Контингент детей, обучающихся в ДОУ представляет собой разнородную группу, как по тяжести проявления дефекта, так и по природе его возникновения. Учет этих факторов, а также знание системы логоритмической работы и умелое применение средств и методов коррекционной работы способствует более быстрому и эффективному преодолению речевых нарушений у детей.
Отечественные ученые В.А.Гиляровский, Ю.А.Флоренская, В.А.Гринер, Г.А.Волкова, Н.А.Рычкова, Н.А.Власова, Н.С.Самойленко и другие занимались проблемами использования логоритмики в дошкольных учреждениях, исследовали теоретические и практические аспекты этого вопроса. Они подчеркивали общепедагогическое влияние ритма на различные отклонения в психофизической сфере человека, а также то, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание человека.
Логопедическая ритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки слова, музыки, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач [5, с. 29].
В.Гринер [1, с. 31] отмечает, что в основу логоритмика ставит ритм, как организующий момент.
Во многих странах Европы в начале ХХ века большое распространение получает система ритмического воспитания, созданная швейцарским педагогом и музыкантом Э.Жак-Далькрозом. Система, основанная на сочетании ритма, музыки и движения и включающая специальные упражнения, способствует развитию музыкального слуха, памяти, внимания, ритмичности, пластической выразительности движений, просодической стороны речи [2, с. 67].
Методику музыкально-ритмического воспитания Жак-Далькроза с лечебно-педагогическими целями использовали в России. Так начало формироваться особое направление лечебной ритмики, одним из разделов которого является логоритмика, или логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания [4, с. 3].
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями [4, с. 5].
Первое предусматривает развитие неречевых процессов, второе – развитие речи детей-логопатов и корректирование их речевых нарушений.
Средствами логопедической ритмики являются [3, с. 10]:
- ходьба и маршировка в различных направлениях;
- упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- упражнения, активизирующие внимание;
- упражнения, формирующие чувство музыкального размера;
- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа
- ритмические упражнения;
- пение;
- упражнение в игре на инструментах;
- самостоятельная музыкальная деятельность;
- игровая деятельность
- упражнения для развития творческой инициативы.
При изучении работ по логоритмике (В.Гринер, Н.Рычкова, Э.Пунин, Л.Брозелио, О.Новиковская), было выявлено: занятия в них даются приблизительно по одной схеме.
I часть. Вводная, подготовительная к занятию, к речевой и моторной нагрузке (используются упражнения, способствующие развитию основных движений и чувства ритма).
II часть. Основная. Включает разные виды упражнений на развитие внимания, координации движений, речи с движением, мышечного тонуса; чувства ритма, речевых и мимических движений, мелкой моторики, а также слушание; пение; игру.
III часть. Заключительная. Возвращает детей к уравновешенному, спокойному состоянию (спокойная ходьба).
В своей работе по коррекции нарушений речи у детей на логоритмических занятиях мы придерживались принципов всестороннего воздействия и комплексности. Занятия четко структурированы и имеют свои особенности.
Подготовительная часть обязательно включает речевые приветствия.
Целью следующего приветствия является создание положительного эмоционального фона и развитие у детей невербальных и вербальных средств общения.
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» – сказали (хором здороваемся)
Целью другого приветствия является развитие чувства ритма, обучение детей изменению слов при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов:
Утром (хлопки по коленям), утречком (хлопки в ладоши),
В садик (хлопки по коленям), мы идем (хлопки в ладоши).
Песню (хлопки по коленям), песенку (хлопки в ладоши),
Всем свою передаем! ( беремся за руки)
Здравствуй…
Ми-ша! Ми-шень-ка! (ребенок называет имя соседа, и отхлопывает в ладоши)
Ва-ря! Ва-рень-ка! И т. д.
Из приведенного выше материала, также становится ясно, что данное «Приветствие» можно использовать с целью профилактики, либо коррекции нарушения слоговой структуры слова. Данное упражнение ставит перед собой задачи: учить отхлопывать слоговой ритм слова; развивать умение делить слова на слоги.
Подготовительная часть включает также упражнения на развитие общей моторики, координации движений. В данных упражнениях организующим началом выступает ритм.
Нуууу-ка! Раз, два , три, четыре , пять!
Мы пойдем с тобой гулять!
Руки на пояс ритмичная ходьба.
Прыжок, еще , еще один прыжок
Прыжки с продвижением вперед.
Широкий шаг, широкий шаг и маленький шажок!
Движения по тексту.
На месте прыг на месте скок
Руки на пояс, прыжки вокруг себя.
Оп!
Взялись за руки, образовав круг.
На цыпочках сужаем круг!
ЦЦЦЦЦ!
Движения по тексту.
Здесь ты мой друг и я твой друг!
Кладут руки на плечи друг другу и покачиваются.
Вот снова разошлись и за руки взялись.
Основная часть включает в себя пальчиковые игры с обязательным использованием разнообразного оборудования. Например цветных стаканчиков, по которым стучат капельки дождя.
Дети сидят в кругу. Перед ними разноцветные стаканчики.
Дождь, дождь, дождик дождь.
Ритмичное постукивание по дну стаканчика средним и указательным пальцами попеременно
Кап-кап-кап по крыше!
Поочередный удар каждым пальцем
Дождь, дождь, дождик дождь.
Ритмичное постукивание по дну стаканчика средним и указательным пальцами попеременно
Ты стучи потише!
Поочередный удар каждым пальцем
Кап-кап, вот так!
Переворачивая стаканчики стучим по полу то дном, то верхом.
В основную часть так же включается пение с элементами игрового самомассажа. Он нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез, благотворно влияет на внутренние органы, воздействуя на биологически активные точки тела.
Точечный массаж биологически активных точек, массажа лица проводится одновременно с пением – слова пропеваются или ритмодекламируются. В упражнениях «Лепим», «Нам простуда не страшна» дети в игровой форме закрепляют не только навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, но и певческие навыки.
Распевки с массажем активных биологических зон
Массаж лица «Пчела»
Педагог. Ла-ла-ла-ла на цветке сидит пчела
(Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам). 2 раза.
Ул-ул-ул-ул, ветерок подул.
(пальчиками стучим по лбу).
Ала-ала-ала-ала, пчелка крыльями махала.
(костяшками 2-х пальцев энергично провести по крыльям носа) – 8 раз.
Ила-ила-ила-ила – пчелка мед носила.
(поглаживание лица сверху вниз).
Массаж носа «Морковь».
Педагог. Вот-вот-вот-вот, вот-вот-вот,
Вот у нас морковь растет.
Ава-ава- ава-ава
Вот веселая забава. . – поднимаемся по звукоряду
Овь-овь-овь-овь
Попевки, маленькие песенки можно использовать абсолютно любые, дети даже сами часто их сочиняют. Также можно использовать различный пальчиковые игры, например, моим воспитанникам очень нравится игра «Паучина».
Простые массажи с шариком дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.
- Я мячом круги катаю, взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку. будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.
С целью коррекции тембральной окраски голоса нами были изготовлены серии карточек «Какое настроение у…». На карточках изображены герои сказок, насекомые, овощи и т. д. с разными эмоциями: радость, грусть, злость, страх, удивление, вина. В зависимости от темы занятия выбирается нужная серия карточек. Например, при изучении темы «Мои игрушки» я использую серию карточек «Какое настроение у игрушки». Карточки располагаются по кругу. В середине круга находится игрушка-спиннер со стрелкой. Ребенок крутит спиннер и пропеть одно и то же предложение разным тоном, в зависимости от настроения его игрушки. Целью данного упражнения является также развитие, укрепление и стимуляция мышечного аппарата, осуществляющего мимические движения.
В заключительной части занятия проводятся динамические упражнения. Педагог читает под бит ритмичный речитатив. Дети выполняют движения в соответствии с текстом речитатива.
(дети двигаются,подражая диким животным)
Будем повторять движения зверей,
Крадется лиса и мы за ней.
Хвостиком крутит вправо-влево
Рыжая лесная королева.
Будем повторять движения зверей,
Прыгает белка и мы вместе с ней
С ветки на ветку прыгает ловко,
Без опасения и остановки.
Будем повторять движения зверей,
Топает медведь,а мы сильней.
Топай,как медведь,не жалея лап,
Не беда,что мишка косолап.
Будем повторять движения зверей,
Выше поднимай колени скорей,
Руки вверх и пальчики врозь,
Кто шагает так?
В конце занятия проводятся упражнения на релаксацию, часто используется глубокое мышечное расслабление.
Упражнение «Спящий котёнок».
Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком (напряжение). Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (расслабление).
Таким образом, логоритмические приемы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Инновационным в данной работе является прежде всего переосмысление структуры логоритмических занятий. Введение в занятия обязательных упражнений:
- «приветствие»;
- музыкальные попевки с элементами точечного самомассажа;
- упражнений на развитие мелкой моторики, с обязательным использованием разнообразного оборудования, природного материала;
- голосовых упражнений с привлечением пальцев рук ребенка;
- упражнения серии «Какое настроение у…» с использованием игрушки – спинера;
- релаксация и расслабление после занятия.
Инновацией является введение элементов обучения грамоте в логоритмическое занятие, а также использование одного из основных элементов стиля хип-хоп-музыки – репа при выполнении детьми динамических упражнений.
Каждое из разработанных упражнений призвано решать несколько задач одновременно, что позволяет сокращать сроки коррекционной работы. Благодаря использованию нетрадиционных пособий и современных музыкальных направлений, занятия становятся более привлекательными для детей, проходят на более высоком эмоциональном уровне. В результате занятий дети стали более раскрепощенными, значительно улучшили свои ритмические способности. Игровая форма подачи материала, доступность превращает занятия с дошкольниками в веселую игру.
Информационные источники
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: «Просвещение», 1985. 192 с.
- Косарева Е. Речь, музыка, движение // Дошкольное воспитание. 2007. №3. С. 38 – 41.
- Микляева Н.В., Полозова О.А., Радионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. – М.: «Айрис-пресс», 2005. 112 с.
- Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: «КОРОНА принт», 2005. 272 с.
- Пунина З., Брозелио Л., Кыштымова А. Ритмика для детей с расстройствами слуха и речи. – М., 1948. 144 с.