автор: Малыгина Татьяна Петровна
учитель русского языка и литературы филиал МБОУ “Емецкая СШ” – Селецкая средняя школа
Холмогорского района Архангельской области
Рабочая программа по литературе для 5 класса
Филиал МБОУ «Емецкая СШ» – Селецкая средняя школа.
«Рассмотрено»
Руководитель МО учителей-предметников ____________________________________ Протокол №__________ от «___»_______20__ г |
«Утверждаю»
Руководитель филиала МБОУ «Емецкая СШ» – Селецкая средняя школа ____________/___________________./ |
Рабочая программа
по литературе
5 класс
_________________ учебный год
Малыгина Татьяна Петровна
учитель филиала
МБОУ «Емецкая СШ»
– Селецкая средняя школа
Высшая квалификационная категория
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе предназначена для учащихся 5 класса и разработана на основе нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании» (2012 г.)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Фундаментальное ядро государственного стандарта общего образования/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.
- Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – М.:Просвещение, 2011.
- Москвин Г.В. Литература: программа: 5-9 классы общеобразовательных организаций / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. – М.: Вентана-Граф, 2014.
- Преподавание учебных предметов в 5-х классах общеобразовательных учреждений Архангельской области, реализующих ФГОС ООО: норм.- метод. изд./отв. за вып. Т.Ю. Артюгина. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2012
- Региональный компонент общего образования Архангельской области. Литература. 5-11 классы.- Архангельск: АО ИППК РО, 2007.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год.
- Основная образовательная программа филиала МБОУ «Емецкая СШ»- Селецкая средняя школа
- Учебный план филиала МБОУ «Емецкая СШ» – Селецкая средняя школа.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа составлена с учетом авторской программы по литературе Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной (М.: Вентана-Граф, 2014), которая полностью соответствует образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК.
В соответствии с целями и задачами литературного образования, обозначенными государственным образовательным стандартом по литературе, концепцией авторской программы по литературе Г.В.Москвина и др., требованиями к уровню подготовки обучающихся 5 класса, изучение литературы в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
- создать условия для формирования, сохранения и укрепления и развития духовно-нравственных качеств личности ребенка;
- создать условия для развития речи обучающихся;
- научить пятиклассников видеть в художественном произведении ключевые образы и воспринимать их эмоциональную составляющую.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- обращаясь к текстам художественных произведений, представленных в авторской программе, продолжить работу над смыслом понятий, определяющих вечные ценности: стыд, совесть, добро, честь, вера, любовь, справедливость, обязанность, ответственность;
- прививать пятиклассникам вкус к художественному слову, для чего раскрыть смысл понятий «художественный образ», «тема», «идея»;
- учить читать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному; выделять смысловые части текста, составлять план; пересказывать эпизод, фрагмент текста;
- учить художественному рассказыванию текста;
- закреплять умение и навык чтения наизусть;
- закреплять умение и навык ответа на вопросы аналитического характера;
- продолжать работу по иллюстрированию художественного произведения;
- продолжать формирование навыка беглого и осознанного чтения;
- знакомить учеников с литературными местами (очные и заочные экскурсии), организовать просмотр экранизаций произведений с последующим обсуждением;
- начать работу по формированию читательских умений на основе теоретических знаний, т.е. определить и отработать понятия ,являющиеся конкретным инструментом аналитического познания текста: искусство, литература, слово; художественный образ, вымысел; устное народное творчество, виды фольклора, выразительно-изобразительные средства художественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория); ввести их в речевую практику обучающихся.
Изучение регионального компонента по литературе направлено на достижение следующих целей:
– воспитание вдумчивых, творческих читателей, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и культуре Севера, людям и традициям северного края;
– развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения и понимания авторской позиции, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
– освоение текстов художественных произведений, знакомство со сведениями о жизни и творчестве писателей-северян, ознакомление с наиболее значительными событиями истории, литературы и современной литературной жизни нашего края.
Общие содержательные особенности рабочей программы обусловливают её структурные компоненты. Рабочая программа содержит разделы:
- пояснительная записка;
- общая характеристика учебного предмета;
- описание места учебного предмета в учебном плане;
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы;
- содержание курса литературы для 5-го класса;
- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
- учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
- планируемые результаты изучения курса литературы для 5-го класса.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Для достижения целей и выполнения поставленных задач программы использован компетентностный подход к процессу обучения, определяющий формирование, развитие и совершенствование двух основных видов компетенции: познавательной и деятельностной.
Учебная стратегия пятого года обучения предполагает три ракурса:
- развитие и совершенствование знаний, умений и навыков, приобретенных в предыдущем классе;
- формирование новых, актуальных на данном этапе знаний, умений, навыков;
- учет в процессе преподавания зоны как ближайшего, так и перспективного развития.
Программа 5 класса строится не по хронологическому принципу, в основу ее положен деятельностный принцип.
Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучение литературы в 5 классе способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, самостоятельный анализ явлений. Поэтому в названии каждого раздела содержится вопрос или познавательное противоречие.
В основу пятого класса заложены следующие теоретико-литературные и методические идеи:
- осознание природы художественного образа.
Цели и задачи формирования познавательной компетенции в 5 классе достигаются при осознании и усвоении актуального для данного класса понятийного аппарата. При этом понятия, вводимые в 5 классе, поддерживаются и углубляются на последующем.
Понятийный аппарат включает в себя:
- искусство, литература, слово, художественный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; выразительно-изобразительные средства художественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория).
Кроме этого, авторская программа Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. не дает обязательного перечня произведений для заучивания наизусть. Поэтому, не входя в противоречие с авторской концепцией, произведения для заучивания наизусть определены в соответствии с методическими рекомендациями. На протяжении каждого учебного года должно быть выучено минимально 15 стихотворений, отрывков из прозаических произведений. Отрывок поэтический для заучивания наизусть в 5 классе должен представлять законченный смысловой текст, равный не менее 30 строкам, прозаический текст – 10-15 строк. Текст для заучивания наизусть из драматического произведения определяется формой монолога.
Поэтические тексты:
- А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (отрывок).
- А.С.Пушкин «Анчар» (отрывок или весь текст).
- А.С.Пушкин «Няне».
- А.С.Пушкин «И.И.Пущину».
- А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» (отрывок)
- М.Ю.Лермонтов «Три пальмы».
- Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза» или «Весенние воды» (по выбору ученика).
- А.А.Фет «Я пришѐл к тебе с приветом…».
- И.А.Бунин «Густой зелѐный ельник у дороги…».
- С.А.Есенин «Берѐза».
- И.А.Крылов «Волк и Ягнѐнок», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» (по выбору ученика).
Прозаические тексты:
- Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством» (отрывок).
- Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик» (отрывок).
- В.П.Астафьев «Васюткино озеро» (отрывок).
Драматический текст:
- Е.Л.Шварц «Два клѐна» (монолог).
Некоторые методические положения
Основной формой организации учебных занятий является урок. Можно проводить его в традиционной форме: комбинированный (опрос, объяснение нового материала, закрепление, беседа, домашнее задание); урок-беседа.
Авторская программа позволяет провести и уроки в нетрадиционной форме: урок-экскурсия, урок-концерт, урок-размышление, инсценирование, урок-защита творческих работ, урок-конкурс, педагогическая мастерская.
С появлением компьютера, цифровых образовательных ресурсов появилась возможность проведения уроков с применением ИКТ: показ презентаций, виртуальных экскурсий, фрагментов фильмов, проверка знаний на компьютере и т.д. (слайд).
Исходя из целей и задач, обозначенных в «Системе формируемых умений в процессе изучения литературы» (см. Пояснительную записку программы Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной) одним из главных методов в работе с учениками 5 и 6 классов является метод творческого чтения. Он наиболее специфичен для литературы как учебного предмета. Цель и специфика этого метода заключается в следующем:
- в активизации художественного восприятия;
- в формировании художественных переживаний средствами искусства;
- в формировании художественных склонностей и способностей школьников.
Художественное восприятие, эстетические переживания – первая и необходимая ступень в научном понимании литературы.
Необходимо помнить, что чтение художественного произведения качественно отличается от процесса чтения научного, публицистического текста, требуется: специальное внимание к слову, фразе, ритму (умение слушать и слышать – необходимое условие для умения говорить и писать выразительно); работа воображения; эмоциональный настрой.
Этот метод не сводится к буквальному пониманию слова «чтение». Он находит выражение в разных методических приёмах учителя и видах деятельности учащихся.
Данный метод применяется и в самом начале изучения произведения, и после его анализа. Характерные методические приёмы:
- выразительное чтение учителя, мастеров художественного слова;
- обучение выразительному чтению учащихся;
- чтение учителем художественного текста с комментарием;
- беседа, активизирующая непосредственные впечатления учащихся от только что прочитанного произведения;
- постановка на уроке проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической и т.п.);
- творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения.
Виды учебной деятельности учащихся при использовании метода творческого чтения:
- чтение художественных текстов дома и в классе;
- выразительное чтение с обоснованием особенностей чтения;
- заучивание наизусть;
- активное слушание текста;
- составление плана; образное воспроизведение эпизодов;
- близкие к тексту пересказы;
- художественное рассказывание;
- составление сценариев;
- иллюстрирование прочитанного произведения рисунками;
- устные и письменные самостоятельные непосредственные читательские отзывы о прочитанной книге, кинокартине, спектакле, радио- или телепостановке;
- рассматривание иллюстраций к тексту и оценка их; сочинения разных жанров по картинкам, по личным впечатлениям.
- МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Место предмета «Литература» 5 класс в базисном учебном плане филиала МБОУ «Емецкая СШ» – Селецкая средняя школа:
Программа рассчитана на изучение литературы в 5-х классе.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации, Примерной программе основного общего образования по литературе и учебному плану образовательного учреждения на изучение предмета отводится 102 часов из расчёта 3 часа в неделю на 34 учебные недели.
Содержание программы включает все вопросы инвариантной части.
- ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
- в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Литература как искусство слова
Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет.
Реальность и вымысел
Малые жанры фольклора
Загадки, пословицы и поговорки как основные малые жанры фольклора. Выражение народного миропонимания. Роль средств художественной изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи.
Русские народные сказки
Сказка как выражение народного миропонимания и мироотношения. Сказка как явление фольклора. Художественный мир сказок. Виды сказок.
- «Хрустальная гора…». Волшебная сказка. Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала. Структура волшебной сказки. Герой волшебной сказки.
- «Тетерев и Лиса». Сказка о животных. Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных.
- «Как старик домовничал». Бытовая сказка. Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки.
Внеклассное чтение. Русская народная сказка «Пойди туда, не знаю куда, принеси то – не знаю что»
Авторская сказка
Литературная авторская сказка и фольклорная сказка. Народность литературной сказки
А.С. Пушкин. Слово о писателе. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного. Сюжет сказки. Образы героев. Поэтическое мастерство Пушкина.
Е.Л. Шварц. Слово о писателе. Сказка «Два клена». Специфика драматургического произведения: предназначенность для сценического воплощения. Сказка-пьеса. Читатель и зритель. Фольклорная основа сюжета. Образы героев. Образы героев. Торжество добра и справедливости.
Э.Т.А. Гофман. Слово о писателе. Сказка «Щелкунчик». Реальное и чудесное в сказке. Значение мечты в реальной жизни. Характер героини.
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Ночь перед Рождеством»
Фантастическая повесть. Волшебные и фольклорные основы повести. Изображение быта в повести. Художественные средства. Юмор.
М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца».
Специфика сказки-были. Сказочные элементы в произведении. Образы героев. Нравственная проблематика.
П.П.Бажов. Слово о писателе. Сказ «Медной горы Хозяйка»
Предание, сказ, сказка. Реальное и чудесное. Образ главного героя. Аллегорический образ Медной горы Хозяйки. Роль рассказчика.
В.М. Гаршин. Слово о писателе. Сказка «То, чего не было»
Специфика сказки-притчи. Иносказательность.
Внеклассное чтение. В. Гауф. Слово о писателе. «Холодное сердце».
Басня
Аллегория и мораль в басне.
И.А. Крылов. Слово о писателе. Басни «Ворона и лисица», «Волк и Ягненок », «Свинья под дубом», «Лебедь, Щука и Рак», «Демьянова уха», «Слон и Моська».
Специфика басни. Басня и сказки о животных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль.
Внеклассное чтение . Эзоп. Басни. «Крестьянин и его сыновья», «Соловей и ястреб». Ж. де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот». Г. Э. Лессинг. Басня «Свинья под дубом»
Этот необычный мир…
Легенда
Специфика легенды. Её отличие от сказки. Историческая легенда.
А.С. Пушкин. Стихотворение «Анчар».
Добро и зло в человеке и мире. Поэтический мир стихотворения.
М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворение «Три пальмы».
Поэтическая легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения.
«Повесть временных лет» («Кий, Щек и Хорив», «Призвание варяжских князей», «Из сказаний о князе Олеге», «Создание славянской азбуки»)
Летопись как один из истоков древнерусской литературы. История и предания. Проблемы авторства. Фольклорные элементы.
А.С. Пушкин. Баллада «Песнь о вещем Олеге».
Легендарное и художественное. Летописная основа произведения. Человек и судьба. Поэтический мир произведения.
Внеклассное чтение. «Легенда о Томасе Лермонте»
Лирическое стихотворение
Первоначальное понятие о лирике.
Мир души и чувств.
А.С. Пушкин. Стихотворения «Няне», «И.И. Пущину». Жизненная основа душевных переживаний. Поэтический мир переживаний.
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»)
Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения.
А.А. Фет. Стихотворения «Кот поёт, глаза прищуря…» «Мотылек мальчику»«Я пришел к тебе с приветом…», Слово о писателе. Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворения. «Кот поет, глаза прищуря…», «Мотылек», «Мальчику».
Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворения.
Ф.И. Тютчев. Слово о писателе. «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер»
Образы природы в лирическом произведении. Человек и жизнь природы. Поэтический мир стихотворений.
Н.А. Некрасов. Слово о писателе. Стихотворение «Крестьянские дети»
Отображение реальной жизни в лирике. Сюжетность в лирике. Поэтический мир произведения.
И.А. Бунин. Слово о писателе. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги…»
Отношения человека и природы. Ведущее настроение стихотворения. Поэтический мир стихотворения.
С.А. Есенин. Слово о писателе. Стихотворение «Береза».
Самобытность поэта. Особенность создания картин природы. Поэтический мир стихотворения.
Внеклассное чтение. Г. Гейне. «На севере диком…» (пер. М.Ю. Лермонтова).И.В. Гёте «Ночная песня странника» (пер. М.Ю. Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер. С.С. Заяицкого)
Роман, повесть, рассказ
Эпические жанры литературы. Событие в эпическом произведении.
Д. Дефо. Слово о писателе. Роман «Робинзон Крузо» (I, II, V, X, XXVI? XXVII, XXVIII, XXX)
Случай и судьба в жизни человека. Воля и труд. Образ главного героя.
А.С. Грин. Слово о писателе. Рассказ «Зеленая лампа».
Человек в необычайной ситуации. Проблема испытания и преодоления. Нравственная проблематика.
А.П. Платонов. Слово о писателе. Рассказ «В прекрасном и яростном мире»
Человек в экстремальной ситуации. Проблема испытания силы духа. Образ главного героя.
И.С. Тургенев. Слово о писателе. Рассказ «Бежин луг».Таинственное в реальной в жизни.
Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. Образы главных героев.
Ю.П. Казаков. Слово о писателе. Рассказ «Оленьи рога». Внутренний мир человека. Характер главной героини. Роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека.
Джек Лондон. Слово о писателе. Повесть «Сказание о Кише» .
Тема человека и природы. Особенности характера главного героя.
В.П. Астафьев. Слово о писателе. Рассказ «Васюткино озеро»
Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Преодоление себя. Образ главного героя.
М.М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказы из цикла «Лёлька и Минька», «Ёлка», «Калоши и мороженое», «Золотые слова»
Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое.
Внеклассное чтение. «Мы помним»
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
- Распределение учебных часов по литературе в 5 классе осуществлено в соответствии с методическими рекомендациями АО ИППК РО (Преподавание учебных предметов в 5-х классах общеобразовательных учреждений Архангельской области, реализующих ФГОС ООО: норм.- метод. изд./отв. за вып. Т.Ю. Артюгина. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2012):
Из них | ||||||
Название раздела | Общее кол-во часов | Региональный компонент | Внеклассное чтение | Аудиторные творческие работы | Диагностические работы | |
Литература как искусство слова | 1 ч | 1 | ||||
Реальность и вымысел | 46 ч | |||||
Малые жанры фольклора | 3 | |||||
Русские народные сказки | 5 | +3 | +1 | |||
Авторская сказка | 21 | +1 | +5 | |||
Басня | 6 | +1 | +1 | |||
Этот необычный мир | 55 ч | |||||
Легенда | 9 | +1 | ||||
Лирическое стихотворение | 14 | |||||
Роман, повесть, рассказ | 21 | +2 | +1 | +5 | 1 | |
102 ч | 80 | +5 | +5 | +10 | +2 |
Уроки по теории литературы – 7 ч
Авторская программа по литературе Г.В.Москвина и др. рассчитана на 105 час, поэтому при планировании основного содержания рабочей программы внесены следующие изменения относительно авторской программы:
– уменьшено количество часов на уроки внеклассного чтения – на 1 час; анализ сочинения – 2 час; анализ диагностической работы – 2 час; резервные уроки – 3 час
– добавлено 5 час уроков регионального содержания.
Календарное планирование
№
п/п |
Дата | Тип урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся (учебных действий) |
|
Литература как искусство слова – 1ч | |||||
|
Литература и жизнь | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы | |||
Реальность и вымысел – 46ч | |||||
Фольклор. Малые жанры фольклора – 3ч | |||||
|
Пословицы как жанр устного народного творчества | Различать пословицы и поговорки. Выявлять художественные приёмы, характерные для малых жанров фольклора. Создавать творческие работы с использованием пословиц и поговорок | |||
|
Поговорки как малый жанр фольклора | ||||
|
Загадки как произведение устного народного творчества | ||||
Русские народные сказки – 5ч + 1вн/чт+3Рк | |||||
|
Сказка как произведение устного народного творчества | Выявлять признаки сказки как жанра фольклора. Различать волшебные, бытовые и сказки о животных. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Сжимать полученную информацию и представлять результаты в форме таблицы.
Устно отвечать на вопросы |
|||
|
Сказка «Хрустальная гора». Знакомые герои, события, ситуации. | Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки волшебной сказки Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Устно отвечать на вопросы | |||
|
«Хрустальная гора» как волшебная сказка | ||||
|
«Тетерев и Лиса»: особенности сказок о животных | Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки сказки о животных. Формулировать идею сказки.
Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы |
|||
|
«Как старик домовничал»: особенности бытовых сказок | Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки бытовой сказки. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы | |||
|
Вн/чт-1 | Сказка «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» | Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом.
Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы |
||
|
Рк-1 | Северные варианты русских народных сказок. «Три царства – медное, серебряное и золотое», «Соль», «Смерть петушка». | Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки сказки. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Устно отвечать на вопросы | ||
|
Рк-2 | М.Д.Кривополенова. Сказки. «Череп-терем», «Горшочек лихо мыть», «Небылицы». Связь с искусством скоморохов. | |||
|
Рк-3 | С.Г.Писахов. Жизнь и творчество. Сказки «Северно сияние», «Сахарна редька» и др. | |||
Авторская сказка – 21ч +Рр5 +Вн/чт1 | |||||
|
Литературная (авторская) сказка и фольклорная сказка | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.
Устно отвечать на вопросы |
|||
|
А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». События и герои | Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию | |||
|
А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: «добрым молодцам урок» | ||||
|
А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». «Что за прелесть эти сказки!» | ||||
|
Рр-1 | Сочинение За что наказана мачеха в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»? | Уметь правильно и связно отвечать письменно на поставленный проблемный вопрос. | ||
|
Рр-2 | Сочинение За что наказана мачеха в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»? | |||
|
Е.Л. Шварц. Сказка «Два клёна»- сказка-пьеса | Выявлять признаки драматургического произведения. Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою
позицию |
|||
|
Е.Л. Шварц. Сказка «Два клёна». Сказка или быль? | ||||
|
Е.Л. Шварц. Сказка «Два клёна». Смешная или грустная? | Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку.
Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Характеризовать героев |
|||
|
Э.Т.А. Гофман. Сказка «Щелкунчик». Сказка в сказке | ||||
|
Э.Т.А. Гофман. Сказка «Щелкунчик». Что такое настоящая красота? | ||||
|
Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством»: основные события произведения | Воспринимать текст литературного произведения.
Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выделять смысловые части художественного текста. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Создавать письменный текст на заданную тему |
|||
|
Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Повесть или сказка? | ||||
|
Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Традиции народной сказки | ||||
|
Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Кто является главным героем повести? | ||||
|
Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». «Сколько… остроумия, весёлости, поэзии и народности!» (В.Г.Белинский) | ||||
|
Рр-3 | Сочинение по повести «Ночь перед Рождеством» | Уметь правильно и связно отвечать письменно на поставленный вопрос. | ||
|
М.М. Пришвин.Сказка-быль «Кладовая солнца». События повести: реальные или фантастические | Воспринимать текст литературного произведения.
Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы |
|||
|
М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Настя и Митраша | ||||
|
М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Правда Антипыча | ||||
|
М.М. Пришвин.ььСказка-быль «Кладовая солнца». «Я, ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю» (М.М.Пришвин) | ||||
|
Рр-4 | Сочинение. «Почему Настю называют «Золотая курочка»?» или «Почему Митрашу называют «Мужичок в мешочке»?» | Уметь правильно и связно отвечать письменно на поставленный проблемный вопрос. | ||
|
Рр-5 | Сочинение. «Почему Настю называют «Золотая курочка»?» или «Почему Митрашу называют «Мужичок в мешочке»?» | |||
|
П.П. Бажов.
Сказ «Медной горы Хозяйка»: необычная сказка. |
Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выявлять признаки сказа в тексте произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию.Характеризовать героев произведения | |||
|
П.П. Бажов.
Сказ «Медной горы Хозяйка». Смысл названия. |
||||
|
В.М. Гаршин.
Сказка «То, чего не было» |
Воспринимать текст литературного произведения.
Устно отвечать на вопросы |
|||
|
Вн/чт-2 | В. Гауф. Слово о писателе. Сказка «Холодное сердце» | Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы | ||
Басня -6 + Др1+ вн/чт1 | |||||
|
Басня | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.
Устно отвечать на вопросы |
|||
|
И.А. Крылов.
«Ворона и Лисица» |
Выразительно читать басню.
Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать мораль басни |
|||
|
И.А. Крылов. «Волк и Ягнёнок» | ||||
|
И.А. Крылов. «Свинья под Дубом», «Лебедь, Щука и Рак» | ||||
|
И.А. Крылов. «Демьянова уха» | ||||
|
И.А. Крылов. «Слон и Моська» | ||||
|
Вн/чт-3 | Эзоп. Басни «Крестьянин и его сыновья», «Соловей и ястреб». | Устанавливать связь прочитанных произведений с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы | ||
|
к | Диагностическая работа №1 | |||
Этот необычный мир…- 55ч | |||||
Легенда – 9ч+вн/чт1 | |||||
|
Легенда | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.
Устно отвечать на вопросы |
|||
|
А.С. Пушкин. Стихотворение «Анчар». Главные поэтические образы. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы.
Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника |
|||
|
А.С. Пушкин. Стихотворение «Анчар». Проблема добра и зла. | ||||
|
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы» | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Определять идею произведения.
Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника |
|||
|
«Повесть временных лет» («Кий, Щек и Хорив», «Призвание варяжских князей») | Воспринимать древнерусский текст в современном переводе.
Выявлять характерные особенности летописи как жанра древнерусской литературы. Характеризовать героев древнерусской литературы. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы |
|||
|
«Повесть временных лет» (из сказаний о князе Олеге, «Создание славянской азбуки») | ||||
|
А.С. Пушкин. Стихотворение «Песнь о вещем Олеге». Историческая основа произведения. | Выразительно читать стихотворение.
Выявлять идею произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы |
|||
|
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Герои произведения | ||||
|
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Летописные традиции в произведении | ||||
|
Вн/чт-4 | Легенда о Томасе Лермонте | Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы | ||
Лирическое стихотворение 14ч | |||||
|
Лирическое стихотворение | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.
Устно отвечать на вопросы |
|||
|
А.С. Пушкин. «Пущину» | Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы | |||
|
А.С. Пушкин. «Няне» | ||||
|
М.Ю. Лермонтов. «Листок» | Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Определять идею произведений.
Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы |
|||
|
М.Ю. Лермонтов. «Молитва» («В минуту жизни трудную…») | ||||
|
А.А. Фет. «Я пришёл к тебе с приветом…» | Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений.
Устно отвечать на вопросы |
|||
|
А.А. Фет. «Кот поёт, глаза прищуря…», «Мотылёк мальчику» | ||||
|
Ф.И. Тютчев.«Весенняя гроза» | Выразительно читать стихотворения.
Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы |
|||
|
Ф.И. Тютчев. «Весенние воды», «Есть в светлости осенних вечеров…» | ||||
|
Ф.И. Тютчев. «Летний вечер» | ||||
|
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Театр и жизнь | Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы.
Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Выявлять художественные особенности произведения. Давать письменный аргументированный ответ на вопрос |
|||
|
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». («Играйте же, дети, растите на воле…») | ||||
|
И.А. Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…» | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы.
Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника |
|||
|
С.А. Есенин. Стихотворение «Берёза» | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы.
Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника |
|||
Роман, повесть, рассказ – 21ч+Рр5+Рк2+вн/чт1+Др1 | |||||
|
Эпические жанры литературы | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.
Устно отвечать на вопросы |
|||
|
Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо». Секрет популярности романа | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать сюжет и проблематику произведения. Характеризовать героя произведения.
Письменно отвечать на вопросы |
|||
|
Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Жизнь героя на острове: невероятная или обыденная? | ||||
|
А.С. Грин. Рассказ «Зелёная лампа». Мечта и действительность | Воспринимать текст литературного произведения.
Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Выявлять проблему и идею произведения. Составлять план произведения. Устно отвечать на вопросы |
|||
|
А.С. Грин. «Зелёная лампа». Смысл названия рассказа | ||||
|
А. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Прекрасный мир | Воспринимать текст литературного произведения. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Устно отвечать на вопросы. Выявлять проблему и идею произведения. Составлять план произведения. Письменно отвечать на вопросы | |||
|
А. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Яростный мир | ||||
|
Рр-6 | Сочинение «Мальцев и его помощник» | Создавать письменный развернутый ответ. | ||
|
Рр-7 | Сочинение «Мальцев и его помощник» | Создавать письменный развернутый ответ. | ||
|
И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Проблема автора: Тургенев или охотник | Воспринимать текст литературного произведения.
Составлять план произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику рассказа. Выявлять роль пейзажа в произведении. Выявлять проблему и идею произведения. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Письменно отвечать на вопросы |
|||
|
И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Герои рассказа | ||||
|
И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Роль рассказчика в произведении | ||||
|
И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Вечные темы | ||||
|
Рр-8 | Сочинение по рассказу Бажова «Бежин луг» | Создавать письменный развернутый ответ. | ||
|
Ю.П. Казаков. Рассказ «Оленьи рога». Обычная необычная девочка | Воспринимать текст литературного произведения.
Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику рассказа. Характеризовать героиню произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника |
|||
|
Ю.П. Казаков. Рассказ «Оленьи рога». Реальное и фантастическое в произведении | ||||
|
Рк-4 | Ю.П.Казаков. «Никишкины тайны» | |||
|
Джек Лондон. Повесть «Сказание о Кише». Герой Джека Лондона | Воспринимать текст литературного произведения.
Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику повести. Характеризовать героя произведения. Сопоставлять произведения |
|||
|
Джек Лондон. Повесть «Сказание о Кише».Рассказ? Сказка? Сказ? Сказание! | ||||
|
В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» Сибирский характер | Воспринимать текст литературного произведения.
Устно отвечать на вопросы. Составлять план произведения. Характеризовать проблематику рассказа. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Письменно отвечать на вопросы. Характеризовать героя произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять роль пейзажа в произведении.Сопоставлять произведения |
|||
|
В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Что такое приключение? | ||||
|
В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». . «Тайга … хлипких не любит!» | ||||
|
В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Мастерство писателя | ||||
|
Рр-9 | Сочинение по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро» | Создавать письменный развернутый ответ. | ||
|
Рр-10 | Сочинение по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро» | |||
|
Рк-5 | Ф.А.Абрамов. Детские годы писателя. Из рассказов Олены Даниловны: «Про Василия Ивановича», «Несмышлёныши» | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику рассказа. Характеризовать героиню произведения. Выявлять художественные особенности произведения. | ||
|
М.М. Зощенко. Рассказы из цикла «Ёлка», «Галоши и мороженое», | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения | |||
|
М.М. Зощенко.Рассказы из цикла «Лёлька и Минька»: «Золотые слова» | ||||
|
Вн/чт-5 | Мы помним… (произведения о Великой Отечественной войне) | Устно отвечать на вопросы.
Сопоставлять литературные произведения |
||
|
К | Диагностическая работа №2 |
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основные учебные умения и навыки обучающихся:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)
- умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни
- умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения литературы ученик должен
знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия.
уметь:
- работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Система формируемых умений в процессе изучения литературы в 6 классе
5 класс | 6 класс |
|