Рабочая программа по литературе для 5 класса

автор: Малыгина Татьяна Петровна

учитель русского языка и литературы филиал МБОУ “Емецкая СШ” – Селецкая средняя школа

Холмогорского района Архангельской области

Рабочая программа по литературе для 5 класса

 

Филиал МБОУ «Емецкая СШ» – Селецкая средняя школа.

 

«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей-предметников

____________________________________

 Протокол №__________

от «___»_______20__ г

«Утверждаю»

Руководитель филиала МБОУ «Емецкая  СШ» –

Селецкая средняя школа

____________/___________________./

 

Рабочая программа

по  литературе

5  класс

_________________ учебный год

Малыгина Татьяна Петровна

учитель  филиала

МБОУ «Емецкая СШ»

– Селецкая средняя школа

Высшая квалификационная категория


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе предназначена для учащихся 5 класса и разработана на основе нормативных документов: 

  • Закон РФ «Об образовании» (2012 г.) 
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 
  • Фундаментальное ядро государственного стандарта общего образования/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. 
  • Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – М.:Просвещение, 2011. 
  • Москвин Г.В.  Литература: программа: 5-9 классы общеобразовательных организаций / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. – М.: Вентана-Граф, 2014. 
  • Преподавание учебных предметов в 5-х классах общеобразовательных учреждений Архангельской области, реализующих ФГОС ООО: норм.- метод. изд./отв. за вып. Т.Ю. Артюгина. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2012 
  • Региональный компонент общего образования Архангельской области. Литература. 5-11 классы.- Архангельск: АО ИППК РО, 2007.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год. 
  • Основная образовательная программа филиала МБОУ «Емецкая СШ»- Селецкая средняя школа
  • Учебный план филиала МБОУ «Емецкая СШ» – Селецкая средняя школа. 

 

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. 

Рабочая программа составлена с учетом авторской программы по литературе Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной (М.: Вентана-Граф, 2014), которая полностью соответствует образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК.

В соответствии с целями и задачами литературного образования, обозначенными государственным образовательным стандартом по литературе, концепцией авторской программы по литературе Г.В.Москвина и др., требованиями к уровню подготовки обучающихся 5 класса, изучение литературы в 5 классе направлено на достижение следующих целей

  • создать условия для формирования, сохранения и укрепления и развития духовно-нравственных качеств личности ребенка; 
  • создать условия для развития речи обучающихся; 
  • научить пятиклассников видеть в художественном произведении ключевые образы и воспринимать их эмоциональную составляющую. 

 

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: 

  • обращаясь к текстам художественных произведений, представленных в авторской программе, продолжить работу над смыслом понятий, определяющих вечные ценности: стыд, совесть, добро, честь, вера, любовь, справедливость, обязанность, ответственность; 
  • прививать пятиклассникам вкус к художественному слову, для чего раскрыть смысл понятий «художественный образ», «тема», «идея»; 
  • учить читать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному; выделять смысловые части текста, составлять план; пересказывать эпизод, фрагмент текста; 
  • учить художественному рассказыванию текста; 
  • закреплять умение и навык чтения наизусть; 
  • закреплять умение и навык ответа на вопросы аналитического характера; 
  • продолжать работу по иллюстрированию художественного произведения; 
  • продолжать формирование навыка беглого и осознанного чтения; 
  • знакомить учеников с литературными местами (очные и заочные экскурсии), организовать просмотр экранизаций произведений с последующим обсуждением; 
  • начать работу по формированию читательских умений на основе теоретических знаний, т.е. определить и отработать понятия ,являющиеся конкретным инструментом аналитического познания текста: искусство, литература, слово; художественный образ, вымысел; устное народное творчество, виды фольклора, выразительно-изобразительные средства художественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория); ввести их в речевую практику обучающихся. 

 

Изучение регионального компонента по литературе направлено на достижение следующих целей: 

– воспитание вдумчивых, творческих читателей, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и культуре Севера, людям и традициям северного края; 

– развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения и понимания авторской позиции, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; 

– освоение текстов художественных произведений, знакомство со сведениями о жизни и творчестве писателей-северян, ознакомление с наиболее значительными событиями истории, литературы и современной литературной жизни нашего края.

Общие содержательные особенности рабочей программы обусловливают её структурные компоненты. Рабочая программа содержит разделы: 

  1. пояснительная записка; 
  2. общая характеристика учебного предмета; 
  3. описание места учебного предмета в учебном плане; 
  4. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы; 
  5. содержание курса литературы для 5-го класса;  
  6.  тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 
  7. учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса; 
  8. планируемые результаты изучения курса литературы для 5-го класса.

 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Для достижения целей и выполнения поставленных задач программы использован компетентностный подход к процессу обучения, определяющий формирование, развитие и совершенствование двух основных видов компетенции: познавательной и деятельностной.

Учебная стратегия пятого года обучения предполагает три ракурса:

  •   развитие и совершенствование знаний, умений и навыков, приобретенных в предыдущем классе;
  •   формирование новых, актуальных на данном этапе знаний, умений, навыков;
  •   учет в процессе преподавания зоны как ближайшего, так и перспективного развития.

Программа 5 класса строится не по хронологическому принципу, в основу ее положен деятельностный принцип.

Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучение литературы в 5 классе способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, самостоятельный анализ явлений. Поэтому в названии каждого раздела содержится вопрос или познавательное противоречие.

В основу пятого класса заложены следующие теоретико-литературные и методические идеи:

  • осознание природы художественного образа.

Цели и задачи формирования познавательной компетенции в 5 классе достигаются при осознании и усвоении актуального для данного класса понятийного аппарата. При этом понятия, вводимые в 5 классе, поддерживаются и углубляются на последующем.

Понятийный аппарат включает в себя:

  • искусство, литература, слово, художественный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; выразительно-изобразительные средства художественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория). 

Кроме этого, авторская программа Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. не дает обязательного перечня произведений для заучивания наизусть. Поэтому, не входя в противоречие с авторской концепцией, произведения для заучивания наизусть определены в соответствии с методическими рекомендациями. На протяжении каждого учебного года должно быть выучено минимально 15 стихотворений, отрывков из прозаических произведений. Отрывок поэтический для заучивания наизусть в 5 классе должен представлять законченный смысловой текст, равный не менее 30 строкам, прозаический текст – 10-15 строк. Текст для заучивания наизусть из драматического произведения определяется формой монолога. 

Поэтические тексты: 

  1. А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (отрывок). 
  2. А.С.Пушкин «Анчар» (отрывок или весь текст). 
  3. А.С.Пушкин «Няне». 
  4. А.С.Пушкин «И.И.Пущину». 
  5. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» (отрывок) 
  6. М.Ю.Лермонтов «Три пальмы». 
  7. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза» или «Весенние воды» (по выбору ученика). 
  8. А.А.Фет «Я пришѐл к тебе с приветом…». 
  9. И.А.Бунин «Густой зелѐный ельник у дороги…». 
  10. С.А.Есенин «Берѐза». 
  11. И.А.Крылов «Волк и Ягнѐнок», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» (по выбору ученика). 

Прозаические тексты: 

  1. Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством» (отрывок). 
  2. Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик» (отрывок). 
  3. В.П.Астафьев «Васюткино озеро» (отрывок). 

Драматический текст: 

  1. Е.Л.Шварц «Два клѐна» (монолог). 

 

Некоторые методические положения 

Основной формой организации учебных занятий является урок. Можно проводить его в традиционной форме: комбинированный (опрос, объяснение нового материала, закрепление, беседа, домашнее задание); урок-беседа.

Авторская программа позволяет провести и уроки в нетрадиционной форме: урок-экскурсия, урок-концерт, урок-размышление, инсценирование, урок-защита творческих работ, урок-конкурс, педагогическая мастерская. 

С появлением компьютера, цифровых образовательных ресурсов появилась возможность проведения уроков с применением ИКТ: показ презентаций, виртуальных экскурсий, фрагментов фильмов, проверка знаний на компьютере и т.д. (слайд).

Исходя из целей и задач, обозначенных в «Системе формируемых умений в процессе изучения литературы» (см. Пояснительную записку программы Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной) одним из главных методов в работе с учениками 5 и 6 классов является метод творческого чтения. Он наиболее специфичен для литературы как учебного предмета. Цель и специфика этого метода заключается в следующем:

  • в активизации художественного восприятия;
  • в формировании художественных переживаний средствами искусства;
  • в формировании художественных склонностей и способностей школьников.

Художественное восприятие, эстетические переживания – первая и необходимая ступень в научном понимании литературы.

Необходимо помнить, что чтение художественного произведения качественно отличается от процесса чтения научного, публицистического текста, требуется: специальное внимание к слову, фразе, ритму (умение слушать и слышать – необходимое условие для умения говорить и писать выразительно); работа воображения; эмоциональный настрой.

Этот метод не сводится к буквальному пониманию слова «чтение». Он находит выражение в разных методических приёмах учителя и видах деятельности учащихся.

Данный метод применяется и в самом начале изучения произведения, и после его анализа. Характерные методические приёмы:

  • выразительное чтение учителя, мастеров художественного слова;
  • обучение выразительному чтению учащихся;
  • чтение учителем художественного текста с комментарием;
  • беседа, активизирующая непосредственные впечатления учащихся от только что прочитанного произведения;
  • постановка на уроке проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической и т.п.);
  • творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения.

Виды учебной деятельности учащихся при использовании метода творческого чтения:

  • чтение художественных текстов дома и в классе;
  • выразительное чтение с обоснованием особенностей чтения;
  • заучивание наизусть;
  • активное слушание текста;
  • составление плана; образное воспроизведение эпизодов;
  • близкие к тексту пересказы;
  • художественное рассказывание;
  • составление сценариев;
  • иллюстрирование прочитанного произведения рисунками;
  • устные и письменные самостоятельные непосредственные читательские отзывы о прочитанной книге, кинокартине, спектакле, радио- или телепостановке;
  • рассматривание иллюстраций к тексту и оценка их; сочинения разных жанров по картинкам, по личным впечатлениям.

 

  1. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Место предмета «Литература» 5 класс в базисном учебном плане филиала МБОУ «Емецкая СШ» – Селецкая средняя школа

Программа рассчитана на изучение литературы в 5-х классе.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации, Примерной программе основного общего образования по литературе и учебному плану образовательного учреждения на изучение предмета отводится 102 часов из расчёта 3 часа в неделю на 34 учебные недели.

Содержание программы включает все вопросы инвариантной части.

 

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; 
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

  • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; 
  • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

  1. в познавательной сфере:
  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; 
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; 
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  1. в ценностно-ориентационной сфере:   
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; 
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  1. в коммуникативной сфере:
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; 
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
  1. в эстетической сфере:
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Литература как искусство слова

Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет.

Реальность и вымысел

Малые жанры фольклора

Загадки, пословицы и поговорки как основные малые жанры фольклора. Выражение народного миропонимания. Роль средств художественной изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи.

Русские народные сказки

Сказка как выражение народного миропонимания и мироотношения. Сказка как явление фольклора. Художественный мир сказок. Виды сказок.

  • «Хрустальная гора…». Волшебная сказка. Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала. Структура волшебной сказки. Герой волшебной сказки.
  • «Тетерев и Лиса». Сказка о животных. Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных.
  • «Как старик домовничал». Бытовая сказка. Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки.

Внеклассное чтение. Русская народная сказка «Пойди туда, не знаю куда, принеси то – не знаю что»

Авторская сказка

Литературная авторская сказка и фольклорная сказка. Народность литературной сказки

А.С. Пушкин. Слово о писателе. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного. Сюжет сказки. Образы героев. Поэтическое мастерство Пушкина.

Е.Л. Шварц. Слово о писателе. Сказка «Два клена».  Специфика драматургического произведения: предназначенность для сценического воплощения. Сказка-пьеса. Читатель и зритель. Фольклорная основа сюжета. Образы героев. Образы героев. Торжество добра и справедливости.

Э.Т.А. Гофман. Слово о писателе. Сказка «Щелкунчик». Реальное и чудесное в сказке. Значение мечты в реальной жизни. Характер героини.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Ночь перед Рождеством»

Фантастическая повесть. Волшебные и фольклорные основы повести. Изображение быта в повести. Художественные средства. Юмор.

М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца».

Специфика сказки-были. Сказочные элементы в произведении. Образы героев. Нравственная проблематика.

П.П.Бажов. Слово о писателе. Сказ «Медной горы Хозяйка»

Предание, сказ, сказка. Реальное и чудесное. Образ главного героя. Аллегорический образ Медной горы Хозяйки. Роль рассказчика.

В.М. Гаршин. Слово о писателе. Сказка «То, чего не было» 

Специфика сказки-притчи. Иносказательность.

Внеклассное чтение. В. Гауф. Слово о писателе. «Холодное сердце».

Басня

Аллегория и мораль в басне.

И.А. Крылов. Слово о писателе. Басни «Ворона и лисица», «Волк и Ягненок », «Свинья под дубом», «Лебедь, Щука и Рак», «Демьянова уха», «Слон и Моська».

Специфика басни. Басня и сказки о животных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль. 

Внеклассное чтение . Эзоп. Басни. «Крестьянин и его сыновья», «Соловей и ястреб». Ж. де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот». Г. Э. Лессинг. Басня «Свинья под дубом»

Этот необычный мир…

Легенда

Специфика легенды. Её отличие от сказки. Историческая легенда.

А.С. Пушкин. Стихотворение «Анчар».

Добро и зло в человеке и мире. Поэтический мир стихотворения.

М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворение «Три пальмы».

Поэтическая легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения.

«Повесть временных лет» («Кий, Щек и Хорив», «Призвание варяжских князей», «Из сказаний о князе Олеге», «Создание славянской азбуки»)

Летопись как один из истоков древнерусской литературы. История и предания. Проблемы авторства. Фольклорные элементы.

А.С. Пушкин. Баллада «Песнь о вещем Олеге».

Легендарное и художественное. Летописная основа произведения. Человек и судьба. Поэтический мир произведения.

Внеклассное чтение. «Легенда о Томасе Лермонте»

Лирическое стихотворение

Первоначальное понятие о лирике. 

Мир души и чувств.

А.С. Пушкин. Стихотворения «Няне», «И.И. Пущину». Жизненная основа душевных переживаний. Поэтический мир переживаний.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения  «Листок», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»)

Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения.

А.А. Фет. Стихотворения «Кот поёт, глаза прищуря…» «Мотылек мальчику»«Я пришел к тебе с приветом…», Слово о писателе. Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворения. «Кот поет, глаза прищуря…», «Мотылек», «Мальчику».

Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворения.

Ф.И. Тютчев. Слово о писателе. «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер»

Образы природы в лирическом произведении. Человек и жизнь природы. Поэтический мир стихотворений.

Н.А. Некрасов. Слово о писателе.  Стихотворение «Крестьянские дети»

Отображение реальной жизни в лирике. Сюжетность в лирике. Поэтический мир произведения.

И.А. Бунин. Слово о писателе. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги…»

Отношения человека и природы. Ведущее настроение стихотворения. Поэтический мир стихотворения.

С.А. Есенин. Слово о писателе. Стихотворение «Береза».

Самобытность поэта. Особенность создания картин природы. Поэтический мир стихотворения.

Внеклассное чтение. Г. Гейне. «На севере диком…» (пер. М.Ю. Лермонтова).И.В. Гёте «Ночная песня странника» (пер. М.Ю. Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер. С.С. Заяицкого)

Роман, повесть, рассказ

Эпические жанры литературы. Событие в эпическом произведении.

Д. Дефо. Слово о писателе. Роман «Робинзон Крузо» (I, II, V, X, XXVI? XXVII, XXVIII, XXX)

Случай и судьба в жизни человека. Воля и труд. Образ главного героя.

А.С. Грин. Слово о писателе. Рассказ «Зеленая лампа».

Человек в необычайной ситуации. Проблема испытания и преодоления. Нравственная проблематика.

А.П. Платонов. Слово о писателе. Рассказ «В прекрасном и яростном мире»

Человек в экстремальной ситуации. Проблема испытания силы духа. Образ главного героя.

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Рассказ «Бежин луг».Таинственное  в реальной в жизни. 

Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. Образы главных героев.

Ю.П. Казаков. Слово о писателе. Рассказ «Оленьи рога». Внутренний мир человека. Характер главной героини. Роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека.

Джек  Лондон. Слово о писателе. Повесть «Сказание о Кише» . 

Тема человека и природы. Особенности характера главного героя.

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Рассказ «Васюткино озеро»

Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Преодоление себя. Образ главного героя.

М.М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказы  из цикла «Лёлька и Минька», «Ёлка», «Калоши и мороженое», «Золотые слова»

Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое.

Внеклассное чтение. «Мы помним»


  • ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
  • Распределение учебных часов по литературе в 5 классе осуществлено в соответствии с методическими рекомендациями АО ИППК РО (Преподавание учебных предметов в 5-х классах общеобразовательных учреждений Архангельской области, реализующих ФГОС ООО: норм.- метод. изд./отв. за вып. Т.Ю. Артюгина. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2012):

 

Из них 
Название раздела Общее кол-во часов Региональный компонент Внеклассное чтение Аудиторные творческие работы Диагностические работы
Литература как искусство слова 1 ч 1
Реальность и вымысел  46 ч
Малые жанры фольклора 3
Русские народные сказки 5 +3 +1
Авторская сказка 21 +1 +5
Басня 6 +1 +1
Этот необычный мир  55 ч
Легенда 9 +1
Лирическое стихотворение 14
Роман, повесть, рассказ 21 +2 +1 +5 1
  102 ч 80 +5 +5 +10 +2

Уроки по теории литературы – 7 ч

Авторская программа по литературе Г.В.Москвина и др. рассчитана на 105 час, поэтому при планировании основного содержания рабочей программы внесены следующие изменения относительно авторской программы:

– уменьшено количество часов на уроки внеклассного чтения – на 1 час; анализ сочинения – 2 час; анализ диагностической работы – 2 час; резервные уроки – 3 час

– добавлено 5 час уроков регионального содержания.

Календарное  планирование

п/п

Дата  Тип урока Тема урока Характеристика основных видов деятельности учащихся
(учебных действий)
Литература как искусство слова –
Литература и жизнь Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы
Реальность и вымысел – 46ч
Фольклор.  Малые жанры фольклора –
Пословицы как жанр устного народного творчества Различать пословицы и поговорки. Выявлять художественные приёмы, характерные для малых жанров фольклора. Создавать творческие работы с использованием пословиц и  поговорок
Поговорки как малый жанр фольклора
Загадки как произведение устного народного творчества
Русские народные сказки – + 1вн/чт+3Рк
Сказка как произведение устного народного творчества Выявлять признаки сказки как жанра фольклора. Различать волшебные, бытовые и сказки о животных. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Сжимать полученную информацию и представлять результаты в форме таблицы.

Устно отвечать на вопросы

Сказка «Хрустальная гора». Знакомые герои, события, ситуации. Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки волшебной сказки Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Устно отвечать на вопросы
«Хрустальная гора» как волшебная сказка
«Тетерев и Лиса»: особенности сказок о животных Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки сказки о животных. Формулировать идею сказки.

Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы

«Как старик домовничал»: особенности бытовых сказок Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки бытовой сказки. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы
Вн/чт-1 Сказка «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом.

Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения.

Устно отвечать на вопросы

Рк-1 Северные варианты русских народных сказок. «Три царства – медное, серебряное и золотое», «Соль», «Смерть петушка». Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки  сказки. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Устно отвечать на вопросы
Рк-2 М.Д.Кривополенова. Сказки. «Череп-терем», «Горшочек лихо мыть», «Небылицы». Связь с искусством скоморохов.
Рк-3 С.Г.Писахов. Жизнь и творчество. Сказки «Северно сияние», «Сахарна редька» и др.
Авторская сказка – 21ч +Рр5 +Вн/чт1
Литературная (авторская) сказка и фольклорная сказка Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.

Устно отвечать на вопросы

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». События и герои Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию
А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: «добрым молодцам урок»
А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». «Что за прелесть эти сказки!»
Рр-1 Сочинение За что наказана мачеха  в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»? Уметь правильно и связно отвечать письменно на поставленный проблемный  вопрос.
Рр-2 Сочинение За что наказана мачеха  в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?
Е.Л. Шварц. Сказка «Два клёна»- сказка-пьеса Выявлять признаки драматургического произведения. Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою

позицию

Е.Л. Шварц. Сказка «Два клёна».  Сказка или быль?
Е.Л. Шварц. Сказка «Два клёна». Смешная или грустная? Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку.

Устно отвечать на вопросы.

Формулировать и доказывать свою позицию.

Характеризовать героев

Э.Т.А. Гофман. Сказка «Щелкунчик». Сказка в сказке
Э.Т.А. Гофман. Сказка «Щелкунчик». Что такое настоящая красота?
Н.В. Гоголь.  Повесть «Ночь перед Рождеством»: основные события произведения Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведения.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Выделять смысловые части художественного текста.

Характеризовать героев произведения.

Выявлять художественные особенности произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Формулировать и доказывать свою

позицию.

Создавать письменный текст на заданную тему

Н.В. Гоголь.  Повесть «Ночь перед Рождеством». Повесть или сказка?
Н.В. Гоголь.  Повесть «Ночь перед Рождеством». Традиции народной сказки
Н.В. Гоголь.  Повесть «Ночь перед Рождеством». Кто является главным героем повести?
Н.В. Гоголь.  Повесть «Ночь перед Рождеством». «Сколько… остроумия, весёлости, поэзии и народности!» (В.Г.Белинский)
Рр-3 Сочинение по повести «Ночь перед Рождеством» Уметь правильно и связно отвечать письменно на поставленный вопрос.
М.М. Пришвин.Сказка-быль «Кладовая солнца». События повести: реальные или фантастические Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведения.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Характеризовать героев произведения.

Выявлять художественные особенности произведения.

Устно отвечать на вопросы

М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Настя и Митраша
М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Правда Антипыча
М.М. Пришвин.ььСказка-быль «Кладовая солнца». «Я, ведь, друзья мои, пишу  о природе, сам же только о людях и думаю» (М.М.Пришвин)
Рр-4 Сочинение. «Почему Настю называют «Золотая курочка»?» или «Почему Митрашу называют «Мужичок в мешочке»?» Уметь правильно и связно отвечать письменно на поставленный проблемный  вопрос.
Рр-5 Сочинение. «Почему Настю называют «Золотая курочка»?» или «Почему Митрашу называют «Мужичок в мешочке»?»
П.П. Бажов.

Сказ «Медной горы Хозяйка»: необычная сказка.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.  Выявлять признаки сказа в тексте произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию.Характеризовать героев произведения
П.П. Бажов.

Сказ «Медной горы Хозяйка». Смысл названия.

В.М. Гаршин. 

Сказка «То, чего не было»

Воспринимать текст литературного произведения.

Устно отвечать на вопросы

Вн/чт-2 В. Гауф. Слово о писателе. Сказка «Холодное сердце» Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы
Басня -6 + Др1+ вн/чт1
Басня Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.

Устно отвечать на вопросы

И.А. Крылов.

 «Ворона и Лисица» 

Выразительно читать басню.

Выявлять художественные особенности произведения.

Сопоставлять произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Формулировать мораль басни

И.А. Крылов. «Волк и Ягнёнок»
И.А. Крылов. «Свинья под Дубом», «Лебедь, Щука и Рак»
И.А. Крылов. «Демьянова уха»
И.А. Крылов. «Слон и Моська»
Вн/чт-3 Эзоп. Басни «Крестьянин и его сыновья», «Соловей и ястреб».  Устанавливать связь прочитанных произведений с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы
к Диагностическая работа №1
Этот необычный мир…- 55ч
Легенда – 9ч+вн/чт1
Легенда Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.

Устно отвечать на вопросы

А.С. Пушкин. Стихотворение «Анчар». Главные поэтические образы. Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Сопоставлять произведения.  Устно отвечать на вопросы.

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника

А.С. Пушкин. Стихотворение «Анчар». Проблема добра и зла.
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы» Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения.  Определять идею произведения.

Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника

«Повесть временных лет» («Кий, Щек и Хорив», «Призвание варяжских князей») Воспринимать древнерусский текст в современном переводе.

Выявлять характерные особенности летописи как жанра древнерусской литературы. Характеризовать героев древнерусской литературы. Сопоставлять произведения.

Устно отвечать на вопросы

«Повесть временных лет» (из сказаний о князе Олеге, «Создание славянской азбуки»)
А.С. Пушкин. Стихотворение «Песнь о вещем Олеге». Историческая основа произведения. Выразительно читать стихотворение.

Выявлять идею произведения.

Выявлять художественные особенности

произведения.

Устно отвечать на вопросы

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Герои произведения
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Летописные традиции в произведении
Вн/чт-4 Легенда о Томасе Лермонте Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом.  Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы
Лирическое стихотворение 14ч
Лирическое стихотворение Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.

Устно отвечать на вопросы

А.С. Пушкин. «Пущину» Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы
А.С. Пушкин. «Няне»
М.Ю. Лермонтов. «Листок» Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений.  Определять идею произведений.

Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы

М.Ю. Лермонтов. «Молитва» («В минуту жизни трудную…»)
А.А. Фет. «Я пришёл к тебе с приветом…» Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений.

Устно отвечать на вопросы

А.А. Фет. «Кот поёт, глаза прищуря…», «Мотылёк мальчику»
Ф.И. Тютчев.«Весенняя гроза» Выразительно читать стихотворения.

Выявлять художественные особенности произведений.

Выявлять идею произведений.

Сопоставлять литературные произведения.

Устно отвечать на вопросы

Ф.И. Тютчев. «Весенние воды», «Есть в светлости осенних вечеров…»
Ф.И. Тютчев. «Летний вечер»
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Театр и жизнь Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы.

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Выявлять художественные особенности произведения. Давать письменный аргументированный ответ на вопрос

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». («Играйте же, дети, растите на воле…»)
И.А. Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…» Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы.

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника

С.А. Есенин.  Стихотворение «Берёза» Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. 

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника

Роман, повесть, рассказ – 21ч+Рр5+Рк2+вн/чт1+Др1
Эпические жанры литературы Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.

Устно отвечать на вопросы

Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо». Секрет популярности романа Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать сюжет и проблематику произведения.  Характеризовать героя произведения.

Письменно отвечать на вопросы

Д. Дефо.  «Робинзон Крузо». Жизнь героя на острове: невероятная или обыденная?
А.С. Грин. Рассказ «Зелёная лампа». Мечта и действительность Воспринимать текст литературного произведения.

Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Выявлять проблему и идею произведения.

Составлять план произведения.  Устно отвечать на вопросы

А.С. Грин. «Зелёная лампа». Смысл названия рассказа
А. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Прекрасный мир Воспринимать текст литературного произведения. Характеризовать героев произведения.  Сопоставлять героев произведения. Устно отвечать на вопросы. Выявлять проблему и идею произведения.  Составлять план произведения. Письменно отвечать на вопросы
А. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Яростный мир
Рр-6 Сочинение «Мальцев и его помощник» Создавать письменный развернутый ответ.
Рр-7 Сочинение «Мальцев и его помощник»  Создавать письменный развернутый ответ.
И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг».  Проблема автора: Тургенев или охотник Воспринимать текст литературного произведения.

Составлять план произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Характеризовать проблематику рассказа.

Выявлять роль пейзажа в произведении.

Выявлять проблему и идею произведения.

Характеризовать героев произведения.

Сопоставлять героев произведения.

Письменно отвечать на вопросы

И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг».  Герои рассказа
И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг».  Роль рассказчика в произведении
И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Вечные темы
Рр-8 Сочинение по рассказу Бажова «Бежин луг» Создавать письменный развернутый ответ.
Ю.П. Казаков. Рассказ «Оленьи рога». Обычная необычная девочка Воспринимать текст литературного произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Характеризовать проблематику рассказа.

Характеризовать героиню произведения.

Выявлять художественные особенности произведения.

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника

Ю.П. Казаков. Рассказ «Оленьи рога». Реальное и фантастическое в произведении
Рк-4 Ю.П.Казаков. «Никишкины тайны»  
Джек Лондон. Повесть «Сказание о Кише». Герой Джека Лондона Воспринимать текст литературного произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Характеризовать проблематику повести.

Характеризовать героя произведения.

Сопоставлять произведения

Джек Лондон. Повесть «Сказание о Кише».Рассказ? Сказка? Сказ? Сказание!
В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» Сибирский характер Воспринимать текст литературного произведения.

Устно отвечать на вопросы. Составлять план произведения.  Характеризовать проблематику рассказа. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Письменно отвечать на вопросы. Характеризовать героя произведения.  Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять роль пейзажа в произведении.Сопоставлять произведения

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро».  Что такое приключение?
В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». . «Тайга … хлипких не любит!»
В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Мастерство писателя
Рр-9 Сочинение по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро» Создавать письменный развернутый ответ.
Рр-10 Сочинение по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Рк-5 Ф.А.Абрамов. Детские годы писателя. Из рассказов Олены Даниловны: «Про Василия Ивановича», «Несмышлёныши» Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику рассказа. Характеризовать героиню произведения. Выявлять художественные особенности произведения.
М.М. Зощенко. Рассказы из цикла «Ёлка», «Галоши и мороженое»,  Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения
М.М. Зощенко.Рассказы из цикла «Лёлька и Минька»: «Золотые слова»
Вн/чт-5 Мы помним… (произведения о Великой Отечественной войне) Устно отвечать на вопросы.

Сопоставлять литературные произведения

К  Диагностическая работа №2


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


  • ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основные учебные умения и  навыки обучающихся:

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели 
  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства  объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)
  • умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями
  • владение навыками редактирования текста, создания собственного текста 
  • определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни
  • умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды
  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения литературы ученик должен 

знать:

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  4. основные теоретико-литературные понятия.

уметь:

  1. работать с книгой;
  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  3. выявлять авторскую позицию; 
  4. выражать свое отношение к прочитанному;
  5. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  6. владеть различными видами пересказа;
  7. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  8. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

 

Система формируемых умений  в процессе изучения литературы в 6 классе 

5 класс 6 класс
  • Воспринимать художественный текст;
  • выразительно читать произведение (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;
  •    владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; выражать свое отношение к прочитанному;