автор: Малыгина Татьяна Петровна
учитель филиал МБОУ “Емецкая СШ” – Селецкая средняя школа
Холмогорского района Архангельской области
Роль дуэльных сцен в произведениях И. С. Тургенева
Малыгина Татьяна Петровна
учитель русского языка и литературы
филиала МБОУ «Емецкая СШ» –
Селецкая средняя школа
Холмогорского района
Роль дуэльных сцен в произведениях И.С.Тургенева
Дуэль как социальное явление целой эпохи является одной из проблем, поднимаемой в классической литературе. Для того чтобы дать ей объективную оценку сегодня, следует воспринимать данное явление с позиций особенностей эпохи, нравственных и эстетических ценностей времени.
Почти каждый из русских писателей-классиков, от Пушкина до Куприна, в каком-либо своем произведении («Выстрел», «Евгений Онегин» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Поединок» А.И.Куприна…) дает описание дуэли, при этом осмысляя и оценивая ее по-своему. Не стал исключением в этом списке и И.С.Тургенев. Его творчество ознаменовало новый этап в развитии русского реализма. Чуткость к актуальным вопросам русской жизни, философское осмысление событий и характеров, правдивость изображения сделали книги Тургенева своеобразной летописью русской действительности 40—70-х гг. XIX в.
Рассмотрим ситуацию вызова и осуществления дуэли на материале произведений И.С. Тургенева «Чертопханов и Недопюскин», «Бретер», «Вешние воды», «Отцы и дети», «Накануне».
«Чертопханов и Недопюскин» | «Бретер» | «Накануне» | «Отцы и дети» | «Вешние воды» | ||
1-я дуэль | 2-я дуэль | |||||
для дуэли. |
Словесная
перепалка |
Намеренное словесное оскорбление | Оскорбительные высказывания | Оскорбительное поведение пьяного обидчика | Ревность | Оскорбительное поведение пьяного обидчика |
2.Причина дуэли. | Непочтительное отношение к дворянину | Зависть | Уязвленное самолюбие | Способ остановить нахала, защитить честь женщины | Взаимная неприязнь из-за расхождения во взглядах | Способ остановить нахала, защитить честь женщины |
3.Соответствие дуэльному кодексу | Не оговари-ваются; требование стреляться через платок | Нет
информации |
Нарушаются; продолжаются словесные оскорбления | Не соблюдаются | Условия нарушаются: секундантов нет, есть свидетель (слуга), что придает комизм всему ритуалу | Условия нарушаются в одном пункте: один из секундантов – актер, что придает комизм всему ритуалу |
4.Отношение главных
героев к дуэли. |
Один решительно настроен драться, другой сразу же приносит извинения | Готовность драться с обоих сторон | Единственный выход защитить свою честь для одного, для другого – способ избавиться от соперника | Обидчик не ожидал силового разрешения конфликта, в планы его соперника не входит соблюдение формальностей | Оба согласны на дуэль, но один из соперников просто вынужден это сделать | Готовность драться с обоих сторон, но без особого энтузиазма |
5. Поведение
перед дуэлью. |
Бретер хмур, не-преклонен, его соперник внешне спокоен, но его мучают смутные предчувствия | Нахал не отдает отчета своим действиям, его соперник внешне спокоен и собран | Внешне оба спокойны, один шутит, другой взволнован, но пытается быть учтивым | Оба волнуются, похожи на двух обиженных школьников, убийство не входит в их планы | ||
6. Роль секундантов. | Были, но их роль неизвестна | Не предпринимают попытки примирить соперников | Свидетели происходящего | Секундант-слуга никаких действий не предпринимает | Один педантично выполняет свои обя-занности, другой суетится, еле жив от страха, но оба выглядят комично | |
7. Итог дуэли. | Дуэль не состоялась | Легкое ранение оскорбленного, обидчик приносит извинения | Бретер убивает соперника | Обидчик сброшен в воду, пыл его охлажден, остальные быстро удаляются с места происшествия | Один соперник легко ранен, падает в обморок, другой оказывает ему первую помощь | Один промахнулся, другой намеренно выстрелил в сторону, затем с радостью и неловкостью пожалили друг другу руки |
8.Последствия дуэли. | Странная дружба | Соперники больше не встречаются | Один из соперников уезжает, больше они не встречаются | Больше не встречались | ||
9. Роль сцены дуэли в произведении. | Завязка, отказ от дуэли не осуждается обществом | Завязка | Развязка, создание психологического портрета героя | Развитие действия, эпизод предстоящий кульминации | Кульминация, завершение идеологических споров, приводящее к открытому столкновению. | Развитие действия, эпизод, который переводит отношения главных героев на новый уровень |
Анализ данного материала позволяет сделать вывод, что в произведениях И.С.Тургенева поводом для дуэли являются словесное оскорбление и нахальное поведение одного из будущих дуэлянтов. Причиной дуэли могло стать уязвленное самолюбие, взаимная неприязнь, или же дуэль являлась единственным способом, по мнению героя, остановить обидчика и защитить честь женщины. Во всех поединках тем или иным способом нарушается дуэльный кодекс. Один из соперников, а иногда и оба не хотели бы участвовать в поединке, но вынуждены под давлением сложившихся обстоятельств. В качестве одного из секундантов часто выступает слуга (есть даже актер). Только в поединке с бретером его соперник погибает, в остальных случаях дуэль – скорее формальность, но не способ избавиться от соперника. Чаще всего дуэлянты испытывают облегчение и неловкость после удачно оконченной дуэли. «Честь удовлетворена – и дуэль кончена!». После дуэли соперники больше не встречаются. В сюжете произведения поединок находится либо в завязке, либо как один из этапов развития действия, или же является кульминацией.
Дуэль в тургеневских рассказах, повестях и романах – важная составляющая структуры произведения. Она помогает воссоздать жизнь в ее процессах, действии, раскрыть человеческие характеры, судьбы, противоречия, общественные конфликты.
Эпизод с вызовом на дуэль в рассказе «Чертопханов и Недопюскин» помогает автору раскрыть сложные социальные взаимоотношения в дворянской среде, черты уходящей эпохи и намечающиеся особенности новой жизни, служит прозорливым предсказанием трагического конца русского дворянства. В повести «Бретер» создать жизненно правдивый, типический характер и дать ему правильную социально-этическую оценку. В романе «Отцы и дети» показать борьбу идейных направлений, неизбежное и непримиримое столкновении старых и новых социально-политических сил. В повести «Вешние воды» исследовать иррациональную природу чувства человека.
Дуэль вносит напряжённость и драматизм в сюжет, иногда она прерывает какую-то сюжетную линию или открывает новые стороны характера героя, помогает лучше понять его.
Мы наблюдаем и то, что дуэль как процедура по восстановлению дворянской чести изживает себя, становится фарсом.
Одни художники XIX века воспринимали дуэль как единственный и во многом естественный способ отстоять свою честь, свое дворянское и офицерское достоинство. Однако весьма часто в произведениях этого времени прослеживается мысль о бессмысленности и жестокости дуэли. Признавая тиранию кодекса чести, русские писатели размышляли о том, можно ли ей сопротивляться и существуют ли достойные способы отказа от дуэли.
Таким образом, дуэль в произведениях XIX века представлена с разных сторон, что свидетельствует о неоднозначном отношении к этому явлению русских писателей.
Источники:
- Тургенев, И. С. Бретер. Cобрание сочинений в десяти томах. Том пятый / И. С. Тургенев. – М.: Гослитиздат, 1961.
- Тургенев, И. С. Записки охотника. Повести и рассказы. / И. С. Тургенев. – М.: Худож. лит., 1979.
- Тургенев, И.С. Накануне; Отцы и дети: Романы. Степной король Лир: Повесть. / И.С. Тургенев– Л.: Худож. лит., 1985.
- Тургенев, И. С. Повести. Рассказы. Стихотворения в прозе. / И.С. Тургенев. – М.: Дрофа: Вече, 2002.