Роль дуэльных сцен в произведениях И. С. Тургенева

автор: Малыгина Татьяна Петровна

учитель филиал МБОУ “Емецкая СШ” – Селецкая средняя школа

Холмогорского района Архангельской области

Роль дуэльных сцен в произведениях И. С. Тургенева

Малыгина Татьяна Петровна 

учитель русского языка и литературы 

филиала МБОУ «Емецкая СШ» – 

Селецкая средняя школа 

Холмогорского района

Роль дуэльных сцен в произведениях И.С.Тургенева

 

Дуэль как социальное явление целой эпохи является одной из проблем, поднимаемой в классической литературе. Для того чтобы дать ей объективную оценку сегодня, следует воспринимать данное явление с позиций особенностей эпохи, нравственных и эстетических ценностей времени.

Почти каждый из русских писателей-классиков, от Пушкина до Куприна, в каком-либо своем произведении («Выстрел», «Евгений Онегин» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Поединок» А.И.Куприна…)  дает описание дуэли, при этом осмысляя и оценивая ее по-своему. Не стал исключением в этом списке и И.С.Тургенев. Его творчество ознаменовало новый этап в развитии русского реализма. Чуткость к актуальным вопросам русской жизни, философское осмысление событий и характеров, правдивость изображения сделали книги Тургенева своеобразной летописью русской действительности 40—70-х гг. XIX в.  

Рассмотрим ситуацию вызова и осуществления дуэли на материале произведений И.С. Тургенева «Чертопханов и Недопюскин», «Бретер», «Вешние воды», «Отцы и дети», «Накануне».

«Чертопханов и Недопюскин» «Бретер» «Накануне» «Отцы и дети» «Вешние воды»
1-я дуэль 2-я дуэль
  1. Повод 

для   дуэли. 

Словесная 

перепалка

Намеренное словесное оскорбление  Оскорбительные высказывания  Оскорбительное поведение пьяного обидчика    Ревность  Оскорбительное поведение пьяного обидчика   
2.Причина дуэли.   Непочтительное отношение к дворянину Зависть Уязвленное самолюбие Способ остановить нахала, защитить честь женщины   Взаимная неприязнь из-за   расхождения во взглядах Способ остановить нахала, защитить честь женщины  
3.Соответствие дуэльному кодексу Не оговари-ваются;  требование стреляться через платок Нет 

информации

Нарушаются; продолжаются словесные оскорбления  Не соблюдаются Условия нарушаются:   секундантов нет, есть свидетель (слуга), что придает комизм всему ритуалу Условия нарушаются в одном пункте:   один из секундантов – актер, что придает комизм всему ритуалу
4.Отношение главных 

героев к дуэли. 

Один решительно настроен драться, другой сразу же приносит извинения Готовность драться с обоих сторон Единственный выход защитить свою честь для одного, для другого – способ избавиться от соперника Обидчик не ожидал силового разрешения конфликта, в планы его соперника не входит соблюдение формальностей Оба согласны на дуэль, но один из соперников просто вынужден это сделать Готовность драться с обоих сторон, но без особого энтузиазма
5. Поведение 

перед дуэлью. 

Бретер хмур, не-преклонен, его соперник внешне спокоен, но его мучают смутные предчувствия Нахал не отдает отчета своим действиям, его соперник внешне спокоен и собран Внешне оба спокойны, один шутит, другой взволнован, но пытается быть учтивым  Оба волнуются, похожи на двух обиженных школьников, убийство не входит в их планы
6. Роль секундантов.  Были, но их роль неизвестна Не предпринимают попытки примирить соперников Свидетели происходящего Секундант-слуга никаких действий не предпринимает Один педантично выполняет свои обя-занности, другой суетится, еле жив от страха, но оба выглядят комично
7. Итог дуэли.  Дуэль не состоялась Легкое ранение оскорбленного, обидчик приносит извинения  Бретер убивает соперника Обидчик сброшен в воду, пыл его охлажден, остальные быстро удаляются с места происшествия Один соперник легко ранен, падает в обморок, другой оказывает ему первую помощь Один промахнулся, другой намеренно выстрелил в сторону, затем  с радостью и неловкостью пожалили друг другу руки
8.Последствия дуэли.  Странная дружба Соперники больше не встречаются Один из соперников уезжает, больше они не встречаются  Больше не встречались
9. Роль сцены дуэли в произведении. Завязка, отказ от дуэли не осуждается обществом  Завязка  Развязка, создание психологического портрета героя Развитие действия, эпизод предстоящий кульминации Кульминация, завершение идеологических споров, приводящее к открытому столкновению. Развитие действия, эпизод, который переводит отношения главных героев на новый уровень 

 

Анализ данного материала позволяет сделать вывод, что в произведениях И.С.Тургенева поводом для дуэли являются словесное оскорбление и нахальное поведение одного из будущих дуэлянтов. Причиной дуэли могло стать уязвленное самолюбие, взаимная неприязнь, или же дуэль являлась единственным способом, по мнению героя, остановить обидчика и защитить честь женщины. Во всех поединках тем или иным способом нарушается дуэльный кодекс. Один из соперников, а иногда и оба не хотели бы участвовать в поединке, но вынуждены под давлением сложившихся обстоятельств. В качестве одного из секундантов часто выступает слуга (есть даже актер). Только в поединке с бретером его соперник погибает, в остальных случаях дуэль – скорее формальность, но не способ избавиться от соперника. Чаще всего дуэлянты испытывают облегчение и неловкость после удачно оконченной дуэли. «Честь удовлетворена – и дуэль кончена!». После дуэли соперники больше не встречаются. В сюжете произведения поединок находится либо в завязке, либо как один из этапов развития действия, или же является кульминацией. 

Дуэль  в тургеневских рассказах, повестях и романах – важная составляющая структуры произведения. Она помогает воссоздать  жизнь в ее процессах, действии, раскрыть человеческие характеры, судьбы, противоречия, общественные конфликты. 

Эпизод с вызовом на дуэль в рассказе «Чертопханов и Недопюскин» помогает автору раскрыть сложные социальные взаимоотношения в дворянской среде, черты уходящей эпохи и намечающиеся особенности новой жизни, служит прозорливым  предсказанием трагического конца русского дворянства. В повести «Бретер» создать жизненно правдивый, типический характер и дать ему правильную социально-этическую оценку. В романе «Отцы и дети» показать борьбу идейных направлений, неизбежное и непримиримое столкновении старых и новых социально-политических сил. В повести «Вешние воды» исследовать иррациональную природу чувства человека. 

Дуэль вносит напряжённость и драматизм в сюжет, иногда она прерывает какую-то сюжетную линию или открывает новые стороны характера героя, помогает лучше понять его. 

Мы наблюдаем и то, что дуэль как процедура по восстановлению дворянской чести изживает себя, становится фарсом.

Одни художники XIX века воспринимали дуэль как единственный и во многом естественный способ отстоять свою честь, свое дворянское и офицерское достоинство. Однако весьма часто в произведениях этого времени прослеживается мысль о бессмысленности и жестокости дуэли. Признавая тиранию кодекса чести, русские писатели размышляли о том, можно ли ей сопротивляться и существуют ли достойные способы отказа от дуэли.

Таким образом, дуэль в произведениях XIX века представлена с разных сторон, что свидетельствует о неоднозначном отношении к этому явлению русских писателей.

 

Источники:

  1. Тургенев, И. С. Бретер. Cобрание сочинений в десяти томах. Том пятый / И. С. Тургенев. – М.: Гослитиздат, 1961. 
  2. Тургенев, И. С. Записки охотника.  Повести и рассказы. / И. С. Тургенев. – М.: Худож. лит., 1979.
  3. Тургенев, И.С. Накануне; Отцы и дети: Романы. Степной король Лир: Повесть. / И.С. Тургенев– Л.: Худож. лит., 1985.
  4. Тургенев, И. С. Повести. Рассказы. Стихотворения в прозе. / И.С. Тургенев. – М.: Дрофа: Вече, 2002.