Обобщение изученного материала по теме “Лексика” 5 класс

автор: Малыгина Татьяна Петровна

учитель русского языка и литературы филиал МБОУ “Емецкая СШ” – Селецкая средняя школа

Холмогорского района Архангельской области

Обобщение изученного материала по теме “Лексика” 5 класс

Малыгина Татьяна Петровна

учитель русского языка и литературы 

филиала МБОУ «Емецкая СШ» – 

Селецкая средняя школа 

Холмогорского района

Методическая разработка урока по  русскому языку в 5 классе

 

Тема: Обобщение изученного материала по теме «Лексика»

Цель: повторить обобщить и закрепить изученный материал по теме «Лексика».

Задачи:   

Образовательные: формировать умение применять полученные знания на практике; актуализировать и закрепить знания учащихся в области лексикологии.

Развивающие: развивать мышление, активность учащихся; развивать умение работать в парах.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к слову, к своей малой родине; повысить интерес к изучению  русского языка как родного.  

 

Предполагаемый  результат урока: умение использовать на практике способы толкования слова, различать лексическое и грамматическое значения слова.

Оснащение: ноутбук, телевизор

Предварительная подготовка учителя: создание презентации, подготовка раздаточного материала (чистые листы для проверочной работы, карточка с заданием для домашней работы)

 

Содержание урока

Этап

 учебного занятия

Содержательная 

деятельность 

педагога

Содержательная 

деятельность 

обучающихся

Примечания
1 Оргмомент. Вступительное слово учителя. (1 мин.) Приветствие. Положительный настрой на работу. Готовятся к уроку, слушают, подписывают в тетрадях число 
2 Целеполагание                      (2 мин.) -Сегодня у нас заключительный урок по теме лексика. Поставьте цель урока.

На последнем уроке вы озвучили темы, которые хотели бы повторить на обобщающем уроке: «Лексическое и грамматическое значения слова», «Способы толкования значения слова»,  поэтому вам предлагаются задания по этим темам. Для работы на уроке мы возьмем фрагменты из произведений наших северных писателей.

Варианты ответов:

– Повторить материал по теме «Лексика», изученный в 5 классе

– Подготовиться к проверочному тесту

– Пополнить знания по теме «Лексика»

Слад 1
3 Орфографическая разминка (4 мин) – Записать под диктовку слова и словосочетания, объяснить орфограммы.

Учитель диктует:

Лексика, лексическое значение, грамматическое значение, однозначные слова, многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, метафора, эпитет

-Оцените работу товарища.

Один ученик записывает слова и словосочетания на доске, остальные работают в тетрадях самостоятельно. Затем работающий у доски называет встретившиеся орфограммы, объясняет правописание слов; остальные обучающиеся слушают, сверяют свои записи, исправляют.

Класс  словесно оценивает работу у доски.

4 Этап актуализации знаний (5 мин) Игра  «Цепочка»

-Я задаю первый вопрос. Один из вас дает на него ответ и задает следующий вопрос. Продолжаем игру, пока цепочка «не разорвется».

– Какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?

Предполагаемые ответы и вопросы:

– Мы изучаем раздел науки о языке, который называется «лексика».

– Что изучает лексика?

– Лексика изучает словарный состав языка.

– В какой морфеме содержится основное лексическое значение слова?

– Основное лексическое значение слова содержится в корне.

– Какими могут быть слова по своему лексическому значению?

– По своему лексическому значению слова могут однозначными и многозначными.

– Какое еще значение могут иметь многозначные слова?

– Многозначные слова могут иметь прямое и переносное значение.

– Какие слова называются омонимами?

– Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению.

– Чем отличаются многозначные слова от омонимов?

– У многозначных слов сохраняется смысловая близость, у омонимов лексическое значение совершенно разное.

5 Этап обобщения и систематизации знаний по темам (20 мин)
  • Слово и его лексическое значение

1) Работа с толковым словарём. 

– Какое бы определение мы сейчас не давали, везде звучит слово «значение». Вспомним, как можно узнать лексическое значение слова?

– Прочитайте стихотворение Н. Рубцова «Ворона». Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? 

Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы.

Наступила пора непогоды. 

Горе ей! Настоящее горе!

Ведь ни зернышка нет у вороны,

И от холода нет обороны…

             (Н. Рубцов. «Ворона»)

-Знакомо ли вам значение выделенного слова?

-Куда мы можем обратиться, если не знаем значение слова или сомневаемся в правильном его толковании?

Лексические значения слов разъясняются в толковых словарях.  

– Найдите в толковом словаре выделенное слово, запищите его в тетрадь вместе с данным значением.  Расскажите, что ещё вы узнали о нём из словарной статьи. 

2) Способы толкования слова

Как кроме толкового словаря можно объяснить лексическое значение слова? 

– Правильно, указывая отличительные признаки предмета, называемого словом.  Закрепим умение применять этот способ, дав толкование значения слова ворона.

-Назовите родовую принадлежность этого животного. 

Определите её величину. Среди птиц ворона – это большая птица, средней величины или маленькая? 

– Какого цвета  у неё оперение? 

Составьте из данных ответов предложение и запишите его в тетрадь. 

Учитель контролирует расстановку знаков препинания в записанных предложениях.

– Почему нам жалко ворону? 

 С какой целью Н.М.Рубцов в своем стихотворении дважды повторяет слово «горе»

Подберите слова, близкие по значению к слову горе, запишите в тетрадь

Каким способом толкования слова мы сейчас воспользовались?

Разъяснить лексическое значение слова можно способом подбора близких по значению слов  (синонимов). 

4) Почему вдруг случилось так, что у вороны нет еды, ей холодно? 

Как вы понимаете значение слова непогода? 

Какая часть слова (морфема) нам помогла понять лексическое значение слова? 

Значит, определить лексическое значение слова можно опираясь на его морфемный состав, т.е. раскрывая значение частей слова.

Итак, мы вспомнили три способа объяснения лексического значения слова. (слайд 3)

Какие способы ещё можно использовать? Дополните  этот список. (слайд 3)

Один из обучающихся читает стихотворение вслух. 

-Чувство жалости, сопереживания, хочется её согреть, накормить.

Возможный ответ: Амба’р- – строение для хранения зерна.

Значение слова можно узнать в толковом словаре.

Работают с Толковым словарем С.И.Ожегова., делают записи в тетради.

Амба’р, -а, -ы, -ов; м.р. Строение для хранения зерна. 

-Существительное м.р. с ударением на второй слог, в Р.П. ед.ч имеет окончание –а, во мн.ч. в И.п. окончание –ы, в Р.п. окончание –ов.

Ответы детей: Указать отличительные признаки, подобрать синонимы, антонимы, родственные слова, с помощью рисунков, фотографий.

Дети устно отвечают на вопросы. 

Ворона – это птица.

Это птица средней величины.

Оперение у серо-чёрное.

Записывают предложение в тетрадь:

Ворона – это птица средней величины, с серо-черным оперением. 

– У вороны нет еды, ей холодно, у нее горе. 

Обращает наше внимание на то, что испытывает ворона. 

Горе – это беда, бедствие, злополучье, напасть, неприятность, несчастье.

Дети записывают синонимы в тетрадь, при затруднении обращаются к словарю синонимов.

– Подбирали синонимы. 

-Наступила пора непогоды. 

Непогода – плохая погода. 

Приставка не-, имеет отрицательное значение. 

Толкование лексического значения слова можно дать с помощью иллюстрации или  с помощью однокоренных слов.

Физминутка (2 мин) Ищем ворону: повороты  головы влево-вправо (4раза), повороты туловища.

Достаем ворону с забора и опускаем на землю: потянулись влево вверх, согнулись, коснулись пола, повторяем несколько раз, чередуя влево-вправо

Кормим ворону: присели, насыпали крошек, встали, повторили.

Дети выполняют движения.
  1. Грамматическое значение слова

Прочитайте текст. 

Поморы

Все поморы – рыбаки. Они ходят в море на своих лодках – карбасах. Карбас – большой, деревянный, из толстых досок, а как уплывет подальше от берега – кажется меньше тоненькой щепочки. А то и совсем пропадёт, скроется за волнами. Но рыбаки не боятся, привыкли. (По Ф. Леву)

– Что вы узнали о характере жителей Поморья? 

– Выпиши из текста слова, которые имеют следующие лексические и грамматические значения: 

а) Жители поморья: м. р., мн. ч., им.п. поморы

б) Плыть на каком-либо судне:  наст. вр., мн. ч., 3-е л. ходят

в) Значительный по размерам, по величине, силе:  ед.ч., м.р., им. п.. большой

г) Маленькая, тонкая пластинка, отколотая по слою дерева: ж.р., ед.ч., р.п.. щепочки

Запишите справа, к какой части речи они относятся.

– Поменяйтесь тетрадями в парах, проверьте.

Выразительное чтение текста.

Поморы – смелые люди, привыкли к трудностям.

Выполняют задание на карточках, сильные учащиеся добавляют в список слова из текста и определяют их грамматическое значение.

Взаимопроверка в парах (меняются тетрадями)

6 Контроль знаний по изученной теме (6 мин) – Проверить готовность к контрольной работе я предлагаю с помощью задания «Продолжи предложение». Перед вами контрольные листы, подпишите их, проставьте в столбик числа от 1 до 10, запишите рядом с номером предложения только его концовку.

Продолжите предложения.

1. Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется…

2. Раздел языкознания, изучающий словарный запас языка, называется…

3. Лексическое значение – это то, что …

4. Лексическое значение слова можно узнать по…

5. Однозначными называются слова, имеющие…

6. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…

7. Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется ….

8. Перенос названия происходит, если у предметов есть…

9. Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются…

10. Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются…

-Поменяйтесь работами с соседом по парте, проверьте, отмечая правильные ответы +, неверные -.

– Оцените «5» – 10+, «4»- 8-9 +, «3» – 6-7 +

Дети записывают только продолжение предложений, потом проверяют работу соседа по парте, сверяясь с ответами на слайде, оценивают.

Ответы :

1. … лексикой.

2. … лексикологией.

3. … слово обозначает.

4. … толковому словарю.

5. …одно лексическое значение.

6. … многозначными.

7. … переносное значение.

8. … несколько лексических значений.

9. … омонимами.

10. … синонимами.

Слайд

 

Анализ достигнутых целей (2 мин.) – Помните ли вы цель, поставленную в начале урока? Оцените степень её достижения. Решили ли вы задачи, которые ставили перед собой? Что необходимо для достижения полного успеха? Высказываются  о личных результатах и степени реализации целей.
Домашнее задание (1 мин) Учитель выдает домашнее задание на карточке.

– Ответы на задания запишите в тетради для домашней работы.

1. Определите лексическое значение слова изумрудный в каждом  тексте. В случае затруднения обратитесь к толковому словарю.

Лесная дорога

1) Иду лесом. Изумрудные стволы ольхи. И стволы елей – розовые, разогретые, как из бани вышли.

Лесная дорога – как широкая просека, заросшая травой. Будто лесная река. (Ф. Абрамов) 2) Однажды в..сной Люба пот..ряла изумрудный п..рстенёк. З..пасмурнилась, з..грустила. Да что поделаешь? ( По Р. Панову) 

3) У Соловецкого воеводы была дочь. Звали её Олисавой. Лоб ясный, словно белая ночь. Щёки румяные, как поморская заря. А глаза изумрудные, точно Гандвик в солнечную погоду. Вот какая красавица была. (М. Попов. «Волшебные яблоки») 

2.  Сколько значений имеет прилагательное изумрудный?  Как называются такие слова?

– Ответы на задания запишите в тетради для домашней работы.

Предполагаемый результат выполнения домашней работы:

1. 1) 2. знач.: ярко-зеленый, цвета изумруда;

2) 1. знач.: сделанный из изумруда – драгоценного камня ярко-зеленого цвета. 3)2 знач.: ярко-зеленый, цвета изумруда.

2. Прилагательное изумрудный имеет два значения. Такие слова называются многозначными.

Рефлексия (2мин) – Чем мне запомнится сегодняшний урок?

– Чью работу на уроке я хотел бы особо отметить?

Подводя итог урока, учитель ставит оценки тем, кто индивидуально отвечал и наиболее активным участникам урока. Также собирает у каждого ученика карточки с ответами на последнее задание.