автор: Малосаева Ирина Антоновна
учитель НОУ ОАО РЖД “Школа-интернат №26 среднего (полного) общего образования”, г. Нижнеудинск, Иркутская область
Пусть наши реки будут чистыми.
Пусть наши реки будут чистыми.
Цели и задачи: формирование экологической культуры;
воспитание любви к родному краю;
ответственности за экологическое состояние окружающей среды родного края;
воспитание бережного отношения к природе;
развитие творческих способностей;
Ведущий: Дорогие ребята. Вот и начинается чудесная пора – лето. Солнце, свежая зелень леса и речка – все это манит нас и обещает много удивительных приключений и встреч. Вот перед вами река. Летом, вы много времени будете проводить на ее берегах. А давайте познакомимся поближе с ее обитателями. В самую пору с ними познакомиться.
(Открывается занавес, сцена оформлена под водоем, на кочке сидит Водяной.)
Водяной: Я Водяной, я Водяной,
поговорил бы кто со мной, а то мои подружки,
Пиявки, да лягушки!
Фу, какая мерзость!
Эх, жизнь моя, жестянка,
Да ну ее в болото,
Живу я как поганка, а мне летать,
А мне летать охота!
– Эх, и тяжелая жизнь у меня настала, живу, как в болоте, рыбу почти всю
выловили, вокруг ни одной родной души, одни русалки да гольяны остались. Вся моя челядь разбежалась, гости не приезжают, один захудалый карась где-то шныряет, и то потому жив остался, что больно худ да мелок. Давно к нам не заглядывал, наверное, щука все-таки полакомилась
. Гольян: А что. Ваше водяное величество, разве по-другому было?
Водяной: Да, помню в старину, лет так 30 назад, берега Уды были чистые, песочек ровненький, ни стекла битого, ни тебе консервных банок. А вода, вода-то какая была, прозрачная, чистая и мазутных пятен не было, и бензином не пахло.
Рыбы в реке водилось видимо-невидимо, вот такая, нет вот такая (показывает, какой большой была рыба). Весело же было мне и русалкам работы хватало: то сеть продырявить тем, кто не в положенном месте рыбу ловит, то отпугнуть тех, кто рыбу «глушить» любит, то зазевавшихся купальщиков спасать.
А теперь нас всех сократили за ненадобностью – рыбы нет, река обмелела, купаться некому, значит и мы не нужны. Так уже службу несем, хоть никакая, а река, ей хозяин нужен, чтобы заботился о ней, берег, сохранял.
А братец мой, как Застрянка пересохла, так и сгинул куда-то, народные берега не появляется, что там водяному без воды делать?!
А раньше вечерком, бывало, посидим, побулькаем по-своему и по домам, он на Застрянку, а я на Уду. А теперь тоска. Чем бы заняться?!
Гольян: Указ издайте, как положено любому государю.
Водяной: А кто его исполнять будет? Нет, лучше я русалок повоспитываю, совсем шельмы обленились!
Эй, русалки! Русалки!!! (прибегают русалки)
Так, все водоросли подстригли?
Русалки: Подстригли, подстригли.
Водяной: Дорожки песком посыпали?
Русалки. Посыпали, посыпали.
Водяной: Воду подголубили?
Русалки: Подголубили, подголубили, как велено было.
Водяной: Так, а теперь развеселите меня.
(Русалки танцуют, появляется карась).
Гольян: Проходи, проходи, а мы, было, думали, что больше тебя не увидим.
Карась: Да. Я хотел к столу вашей светлости чистой тины набрать или каких-нибудь побегов, но везде грязь да мусор. Вот и забрел далеко, вы же знаете, я плаваю медленно, да и быструю воду не люблю. Пока по протокам да заводям возвращался, на щуку натолкнулся, забился в ил, смотрю и жду. Когда она от меня уплывет. А ей и вовсе не до меня. Какой – то Емеля сачок в воду забросил и давай ее вылавливать да с нее еще требует какое-то кольцо с бриллиантом. И пока он ее по заводям гонял, я под шумок и смылся. Ох, и страху натерпелся! (Слышится музыка, появляется Водяной-2)
Водяной-2: О, братец, ты ли это?! Постарел, осунулся. Подряхлел. Что с тобой?! (ходит вокруг брата и рассматривает со всех сторон).
Водяной-1: А ты не чего, и прикид у тебя, что надо! Ты откуда?
Водяной-2: Как мои владения на реке Застрянке погубили, я отправился странствовать по речушкам, болотцам. Думал, может, где вакантное место водяного есть, так вот и в школу попал. Уговорили меня дети за аквариумом приглядывать.
А рыбы там, надо сказать, в аквариуме, народ бестолковый, взбалмошный, ничего сами не могут: и воду им поменяй, и покорми их, воздуху накачай, а иначе пропадут. Только занимаются тем, что друг перед другом красуются. Вот решил их на прогулку вывезти.
(Появляются золотые рыбки танцуют минует и поют на мотив песни из кинофильма «Необыкновенное чудо»).
Вуалехвост: Ах, сударыня, скажите, отчего же
Вы так чудно, так небесно хороши?
Золотая рыбка: Вот что, сударь, вам скажу:
Я и вправду нахожу,
Что сегодня я красивее, чем вы
Вуалехвост: Ах, сударыня, скажите, что же делать?
Мне так трудно удивить вас красотой.
Золотая рыбка: Право, сударь, может быть,
Это сложно объяснить.
Вместе: Ах, как странно и забавно,
Что я очень нравлюсь вам,
Ну а вы мне и подавно,
Вот и славно – трам – пам – пам!
Карась: Проплывайте, гости дорогие, смотрите, не оступитесь, вот здесь банку уберем, здесь железку откинем, и вполне проплыть можно (отбрасывает мусор, разбросанный повсюду).
Золотая рыбка: Фи, кто это такой чумазый, весь в тине, убери свой грязный плавник, еще запачкаешь мне чешую!
Вуалехвост: Ну и странный же тип! Как Вы его. Ваше водяное величество, терпите в своем подводном царстве. Он Вам весь интерьер портит, что о Вас подумают зарубежные гости? То ли дело мы, золотые рыбки. Нам везде почет и уважение, мы являемся украшением любого водоема, нас разводили для императоров еще в 551 году до н.э. Нас воспевали в песнях, а у этого заморыша ни родословной, ни виду, так, одна чешуя.
Гольян: Зря ты, вуалехвост, так разошелся, еще не известно, у кого более знатная родословная. Давайте спросим у мудрого налима.
Водяной 1: Эй, русалки! Русалки! (прибегают) Пригласите налима на консультацию, да пусть из-под своей коряги побыстрее выбирается… гости ждут. (Приходит налим в сопровождении русалок)
Русалка: Еле-еле разбудили.
. Водяной-1: Что-то ты долго собирался.
Налим: (кланяется) Вы же знаете, Ваша светлая мутность, что я веду ночной образ жизни, а днем сплю в укромном месте.
Водяной-2: Рассуди нас, мудрый налим, рыбы заспорили, у кого родословная более знатная.
Налим: Да действительно золотых рыбок с древних времен содержали и в Риме, и в Китае. Еще во время правления династии Сунн велась направленная селекция золотых рыбок, а родом они происходят из обыкновенного серебряного карася. Так что он вам самый близкий родственник. И нечего носы задирать и плавниками махать, вся ваша родословная идет от него, серебряного карася.
Вуалехвост: (подходит к карасю, жмет руку)
– Ну, прости, брат, не знал, не знал.
Золотая рыбка: Кто бы мог подумать, такой приятный молодой человек и брат нам, я очень рада!
(появляется щука, поет песенку разбойников из кинофильма «Бременские музыканты»)
Щука: – Говорят, что щука-бяка,
И назвали ж меня так,
Наточить мне, что ли зубы,
Проучить вас всех подряд,
Ой, ля-ля, ой ля-ля, разобидели меня
Ой, ля-ля, ой ля-ля доберусь я до тебя! (показывает на карася).
На рассвете выплывают на прогулку караси
В заводи их будет много,
Я карасиков люблю Ой, лю-лю, ой, лю-лю, я карасиков люблю! Эх, ма!
– Что напугались?! Да не бойтесь, я сегодня никого не трогаю, у меня выходной, имею право.
А то, что я не хищник ,ну уж извините ,это я не я, это природа меня такой сделала. И Не «вредная» я, и не «сорная» рыба, как меня некоторые считают, а наоборот, я пользу приношу- уничтожаю прежде всего больных и ослабленных рыб которые все равно бы погибли.
Меня еще в прошлом столетии Л.Сабанеев, русский натуралист, назвал санитаром пресных водоемов. Так что, если у кого что заболит, добро пожаловать враз, вылечу!
Русалка: Люди идут, уплываем! (появляются рыбаки)
Рома: Сейчас, Дима, может повезет, золотую рыбку поймаем! А иначе наше дело гиблое.
Дима: Может, не надо, папа говорит рыбу запрещено весной ловить, нерест идет.
Рома: Кто, кто идет? Это еще кто такой? Я, можно сказать все о природе знаю, а про такого зверя не слышал.
Кто, кто идет? Это еще кто такой? Я, можно сказать все о природе знаю, а про такого зверя не слышал.
Дима: Да ведь не зверь это, а время такое, когда рыба откладывает икру, мальков выращивают и лов в это время запрещен.
Рома: Запрещен лов, запрещен лов! Ты что, решил на второй год остаться? А поймаем золотую рыбку, загадаем, чтобы нам по всем предметам учителя только на «пятерки» поставили и чтобы воспитатели не заставляли в комнате убираться и уши мыть, и чтобы Мария Федоровна нам в постель обед и завтрак подавала.
Дима: Какая еще золотая рыбка? Рыбку старик поймал неводом в море, а здесь река, да еще по колено воробью.
Рома: Ну и что ! А я чувствую, что поймаем! Ну, и заживем!
Дима: Да говорю же, дед рыбку в море поймал, а в море вода соленая, а золотые рыбки в соленой воде жить не могут! У нас в классе аквариум стоит, туда никто соль не сыпет. Сказки все это!
Рома: А вдруг нет? Тогда Валентина Викторовна сама за меня уроки делать будет, а Александра Ольга Михайловна сама изложение напишет, да еще и похвалит. Выгоды своей не понимаешь.
Ой, смотри, тащу! (вытаскивает золотую рыбку из-за кулис) Поймалась, голубушка. Какая большая! (ходит вокруг). Рыбка, выполни желание, а то не отпустим.
Золотая рыбка: Желание я ваше исполню, только сначала отнесите меня домой, воду в аквариуме поменяйте, червей накопайте, отдохнуть дайте.
Рома и Дима: (ходят вокруг рыбки, пытаются поднять)
Рома – Нет, уж, возиться с тобой мы не будем, плыви себе с богом, больно ты тяжелая. Как-нибудь без тебя обойдемся!
Дима: Я же тебе говорил, что все бесполезно, пойдем лучше уроки учить.
Рома: Говорил, завтра придем щуку поймаем, а она по – сговорчивее будет, (уходят, появляются рыбы).
Щука: О, а это, что за чудо? (показывает на рыбу-телескоп, которая появляется из-за кулис)
Вуалехвост: Это не чудо, это наш натуралист рыба-телескоп.
Телескоп: Я не привыкла проводить время впустую, решила, раз едем на экскурсию, нужно собрать природный материал. Вот набрала, осваивать будем дома. Сразу в толк не возьму: зачем все это вам в реке нужно. Ладно, потом разберемся.
Налим: Что там у тебя? Покажи. Так, консервная банка, бутылка, сапог…Это не природный материал, это люди, когда на берегу отдыхают, мальков своих кормят, т.е. детей, здесь же и мусор бросают.
Телескоп: А почему они с собой не уносят?
Налим: Почему, почему? От невоспитанности, а потом весь этот хлам лежит в воде и на берегу, река от этого загрязняется. Ни нам, рыбам, ни людям от этого никакого проку нет. А то еще моду взяли машины в реке мыть, после вокруг этого места ни одной живой души не водится. Вот вся живность и разбегается.
Водяной 2: Раз вам здесь жить невыносимо, собирайтесь с нами, у нас условия по лучше и о корме заботиться не надо.
Карась: Нет уж, спасибо за приглашение. Мы насиженные мест не бросим.
Гольян: По этому поводу нужно издать указ.
Водяной 1: Краток будет мой указ:
Любить природу всем наказ
И помните всегда о том,
Что вся Земля – наш общий дом.
Сегодня вам, мои друзья,
Напоминаю о том я.
Водяной 2: И настает момент прощанья, И будет краткой моя речь, Мы говорим вам до свиданья, До новых интересных встреч.
(Все поют песню на мотив песенки « О жирафе»)
- Есть на свете место неприметное,
Где купаться любит детвора,
Где бежит вода, бежит без устали.
Под простым названием Уда.
Припев: До чего же, до чего же всем нам
Хочется, братцы, в чистенькой водичке
Этой хочется нам поплескаться,
До чего же хочется, братцы, больше
Ничего нам не боятся.
- Вместе будем жить мы очень дружно:
Птицы, рыбы, люди — все друзья,
И у щуки тело полосатое,
Можно с ней в пятнашки поиграть.
Припев:
- На реке зимой и летом весело,
И бежим мы все туда с утра,
Но река пересыхает медленно,
Все равно нам нравится Уда.
Припев: