Автор: Литовка Марина Юрьевна
Учитель биологии МБОУ СОШ №70 г. Краснодара
Многообразие грибов. Значение грибов в природе и жизни человека.
Урок №17. Многообразие грибов. Значение грибов в природе и жизни человека. 5 класс.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.
Формируемые УУД:
– коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
– регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
– познавательные: сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника;
– личностные: постепенно выстраивать собственную целостную картину мира.
Планируемые результаты: знать значение терминов антибиотик, пенициллин; научиться различать съедобные и ядовитые виды грибов.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, фотографии грибов, цветные карандаши, клей, толстые нитки светло-зелёного цвета, ножницы, бумага, картон, пластилин, веточка или кора дерева (до 10 см), картонная коробка из-под конфет.
Предварительная подготовка к уроку: учитель готовит образец коллекции грибов.
Ход урока
- Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Сегодня мы с вами снова идём за грибами. Давайте приготовим свои лукошки любознательности, в которые будем складывать новые знания о грибах!
- Проверка домашнего задания
Ученики показывают свои рисунки – иллюстрации к сказке о грибах, рассказанной учителем на прошлом уроке биологии.
- Работа по теме урока
3.1 Беседа, работа по учебнику
Учитель задаёт вопрос, ученики хором отвечают правильный ответ.
– Ребята! Давайте мы с вами вспомним, сколько видов грибов насчитывается в природе. (100 тысяч)
– Все грибы очень разные и ни один из них не похож друг на друга. Какие грибы бывают по строению клеток? (Одноклеточные и многоклеточные)
– Но не все грибы вкусные и полезные. Какие группы грибов можно назвать по этому признаку? (Съедобные и несъедобные)
Откройте учебник на с. 63 и рассмотрите рис. 55.
На данном рисунке мы видим шляпочные грибы. На ножке есть шляпка, которая несёт в себе споры для того, чтобы гриб мог размножаться. По строению шляпки выделяют пластинчатые и трубчатые грибы.
На рисунке также можно заметить съедобные и ядовитые грибы. Данные грибы являются многоклеточными, так как состоят из большого количества клеток, а вот на рис. 54, напротив, изображены одноклеточные грибы – дрожжи, состоящие всего из одной клетки!
Учитель задаёт вопросы, ученики хором называют правильные ответы.
– Давайте рассмотрим и другие рисунки этого параграфа. Назовите, какие ещё бывают грибы. (Плесневые грибы и грибы-паразиты)
– Плесневые грибы (пеницилл и мукор) – это сапрофиты. Что это означает? (Сапрофиты питаются готовыми органическими веществами)
– Но ведь паразиты тоже питаются готовыми органическими веществами. В чём же тогда отличие грибов от паразитов по типу питания? (Паразиты питаются веществами живых организмов, а грибы – веществами отмерших организмов)
3.2 Изготовление мини-коллекций грибов
Ученики работают в группах по 4 человека. Нужно изготовить 4 разных гриба по фотографиям и рисункам, изображённым на проекторе. Работа исполняется всей командой. Учитель показывает фотографии и рисунки грибов на проекторе, рассказывает о том, как правильно изготовить каждую из моделей гриба. Ученики рассматривают фотографии и рисунки грибов. При появлении вопросов задают их учителю.
- Плесневый гриб (пеницилл или мукор). Гриб нужно изготовить из толстых ниток светло-зелёного цвета и наклеить на картон;
- Гриб-паразит (спорынья или головня). Этот гриб нужно нарисовать на бумаге;
- Одноклеточный гриб (дрожжи). Необходимо сделать из пластилина и прикрепить его к коробке из-под конфет;
- Многоклеточный гриб (вёшенка). Данный гриб можно сделать из пластилина на коре и разместить в коробке из-под конфет.
- Рефлексивно-оценочный этап
Ученики представляют коллекции грибов, учитель смотрит коллекции, выставляет оценки.
Учитель: Ребята! Наш урок прошёл интересно и плодотворно! Вы узнали для себя много нового и интересного! Вы очень активно и творчески сегодня поработали. Вы молодцы! Спасибо за урок!
Домашнее задание: параграф 14, пересказать, написать конспект по параграфу; подготовить мини-сообщение об оказании первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.
Использованная литература:
- Внеурочная работа по биологии. 6-11 классы / Сост. С.М. Курганский. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017. – 288 с. – (Мастерская учителя биологии).
- Константинова И.Ю. Поурочные разработки по биологии. 5 класс. – 3-е изд. – М.: ВАКО, 2018. – 320 с. – (В помощь школьному учителю).