Многообразие грибов. Значение грибов в природе и жизни человека.

Автор: Литовка Марина Юрьевна

Учитель биологии МБОУ СОШ №70 г. Краснодара

Многообразие грибов. Значение грибов в природе и жизни человека.

Урок №17. Многообразие грибов. Значение грибов в природе и жизни человека. 5 класс.

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.

Формируемые УУД:

– коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

– регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

– познавательные: сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника;

– личностные: постепенно выстраивать собственную целостную картину мира.

Планируемые результаты: знать значение терминов антибиотик, пенициллин; научиться различать съедобные и ядовитые виды грибов.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, фотографии грибов, цветные карандаши, клей, толстые нитки светло-зелёного цвета, ножницы, бумага, картон, пластилин, веточка или кора дерева (до 10 см), картонная коробка из-под конфет.

Предварительная подготовка к уроку: учитель готовит образец коллекции грибов.

Ход урока

  • Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Сегодня мы с вами снова идём за грибами. Давайте приготовим свои лукошки любознательности, в которые будем складывать новые знания о грибах!

  • Проверка домашнего задания

Ученики показывают свои рисунки – иллюстрации к сказке о грибах, рассказанной учителем на прошлом уроке биологии.

  1. Работа по теме урока

3.1 Беседа, работа по учебнику

Учитель задаёт вопрос, ученики хором отвечают правильный ответ.

– Ребята! Давайте мы с вами вспомним, сколько видов грибов насчитывается в природе. (100 тысяч)

– Все грибы очень разные и ни один из них не похож друг на друга. Какие грибы бывают по строению клеток? (Одноклеточные и многоклеточные)

– Но не все грибы вкусные и полезные. Какие группы грибов можно назвать по этому признаку? (Съедобные и несъедобные)

Откройте учебник на с. 63 и рассмотрите рис. 55.

На данном рисунке мы видим шляпочные грибы. На ножке есть шляпка, которая несёт в себе споры для того, чтобы гриб мог размножаться. По строению шляпки выделяют пластинчатые и трубчатые грибы.

На рисунке также можно заметить съедобные и ядовитые грибы. Данные грибы являются многоклеточными, так как состоят из большого количества клеток, а вот на рис. 54, напротив, изображены одноклеточные грибы – дрожжи, состоящие всего из одной клетки!

Учитель задаёт вопросы, ученики хором называют правильные ответы.

– Давайте рассмотрим и другие рисунки этого параграфа. Назовите, какие ещё бывают грибы. (Плесневые грибы и грибы-паразиты)

– Плесневые грибы (пеницилл и мукор) – это сапрофиты. Что это означает? (Сапрофиты питаются готовыми органическими веществами)

– Но ведь паразиты тоже питаются готовыми органическими веществами. В чём же тогда отличие грибов от паразитов по типу питания? (Паразиты питаются веществами живых организмов, а грибы – веществами отмерших организмов)

3.2 Изготовление мини-коллекций грибов

Ученики работают в группах по 4 человека. Нужно изготовить 4 разных гриба по фотографиям и рисункам, изображённым на проекторе. Работа исполняется всей командой. Учитель показывает фотографии и рисунки грибов на проекторе, рассказывает о том, как правильно изготовить каждую из моделей гриба. Ученики рассматривают фотографии и рисунки грибов. При появлении вопросов задают их учителю.

  1. Плесневый гриб (пеницилл или мукор). Гриб нужно изготовить из толстых ниток светло-зелёного цвета и наклеить на картон;
  2. Гриб-паразит (спорынья или головня). Этот гриб нужно нарисовать на бумаге;
  3. Одноклеточный гриб (дрожжи). Необходимо сделать из пластилина и прикрепить его к коробке из-под конфет;
  4. Многоклеточный гриб (вёшенка). Данный гриб можно сделать из пластилина на коре и разместить в коробке из-под конфет.

 

  • Рефлексивно-оценочный этап

Ученики представляют коллекции грибов, учитель смотрит коллекции, выставляет оценки.

Учитель: Ребята! Наш урок прошёл интересно и плодотворно! Вы узнали для себя много нового и интересного! Вы очень активно и творчески сегодня поработали. Вы молодцы! Спасибо за урок!

Домашнее задание: параграф 14, пересказать, написать конспект по параграфу; подготовить мини-сообщение об оказании первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

 

Использованная литература:

  1. Внеурочная работа по биологии. 6-11 классы / Сост. С.М. Курганский. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017. – 288 с. – (Мастерская учителя биологии).
  2. Константинова И.Ю. Поурочные разработки по биологии. 5 класс. – 3-е изд. – М.: ВАКО, 2018. – 320 с. – (В помощь школьному учителю).