автор: Литовка Марина Юрьевна
Учитель биологии МБОУ СОШ №70
Лишайники. Значение в природе и жизни человека.
Урок №18. Лишайники. Значение в природе и жизни человека.
5 класс.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, ролевые игры.
Формируемые УУД:
– коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
– регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
– познавательные: сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника;
– личностные: постепенно выстраивать собственную целостную картину мира.
Планируемые результаты: научиться различать типы лишайников.
Оборудование: интерактивная доска, фотографии и гербарии лишайников.
Предварительная подготовка к уроку: учитель выбирает двух учеников, один будет представлять гриб, другой – водоросль. Каждый из них получает костюм и слова, которые нужно выучить (костюм гриба весь обвешан верёвками – гифами грибницы, водоросль одета в зелёную одежду; у гриба в свободной руке бутылка минеральной воды, у водоросли – пакетик с надписью «Сахар»).
Ход урока
- Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку.
- Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос. Учитель задаёт ученикам по очереди вопросы по теме «Грибы. Многообразие и значение грибов».
Задаваемые вопросы:
– Сколько разных видов грибов насчитывается в природе? (100 тысяч)
– Какие группы грибов вы знаете? (Одноклеточные и многоклеточные, шляпочные и плесневые)
– Какие бывают грибы по строению шляпки? (Трубчатые и пластинчатые)
– Какие грибы самые распространённые в природе? (Шляпочные)
Откройте рисунок на с. 63 учебника и рассмотрите рис. 55.
– Из чего состоят шляпочные грибы? (Из плодового тела и мицелия)
– Чем образован мицелий шляпочного гриба? (Гифами)
– Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба? (Из шляпки и ножки)
– Какие грибы вы ещё знаете? (Плесневые грибы и грибы-паразиты)
– Кем по типу питанию они являются? (Сапротрофами)
– Кто такие сапротрофы? (Питаются готовыми органическими веществами)
– В чём отличие паразитических грибов от остальных? (Паразиты питаются
веществами других живых организмов, на которых они поселяются)
– Какие ресурсные группы грибов вам известны? (Съедобные и несъедобные)
– Грибник решил пойти в лес. Какие грибы вы ему посоветуете для приготовления грибного супа? (Вёшенка, шампиньон, сыроежка, лисичка, опёнок, подосиновик, подберёзовик и т.д.)
– Какие грибы являются смертельно опасными? (Бледная поганка, красный мухомор)
– Как нужно выбирать грибы в лесу? (Только со взрослыми, при полной уверенности, что вы берёте съедобный гриб. Если не уверены, то гриб лучше не брать)
– Какие грибы являются паразитами? (Трутовик, фитофтора, спорынья, головня и т.д.)
– Благодаря каким грибам количество спасённых жизней увеличилось? (Пеницилл)
– Что получают из этого гриба? (Антибиотик «пенициллин»)
Учитель завершает фронтальный опрос, ставит самым активным учащимся оценки.
- Работа по теме урока
Мир живых существ на нашей планете многогранен и удивителен. На этом уроке мы с вами познакомимся с одним из таких представителей. Ребята! Сегодня к нам в гости пожаловал один очень интересный гость. Давайте его встретим! Это лишайник!
(Два ученика в костюмах гриба и водоросли заходят в класс вместе, держась за руки, представляя собой лишайник – симбиоз гриба и водоросли).
3.1 Сценка «Лишайник»:
Гриб и водоросль хором: «Здравствуйте, ребята!»
Класс отвечает: «Здравствуйте!»
Г р и б. Мы особая группа живых организмов – лишайники. Мы обитаем на всех континентах Земли. Люди долго называли нас и мхами, и водорослями.
В о д о р о с л ь. М ы – симбиоз гриба и водоросли. Симбиоз – это взаимополезное сожительство. Наше тело – слоевище, очень медленно растёт: 1 см за 10 лет. Но есть лишайники возрастом несколько сотен лет, а их слоевище достигает в длину около метра.
Г р и б. Мы поселяемся в самых бесплодных местах, где другие организмы не выживают: на голых камнях, в пустынях и даже на стёклах!
В о д о р о с л ь. Питаемся мы очень интересно: гриб добывает воду своими гифами, а я получаю сахар при фотосинтезе! И, конечно же, мы очень щедрые – всеми полезными веществами мы делимся друг с другом! (Гриб угощает водоросль минеральной водой, а водоросль угощает гриба пакетиком сахара)
Г р и б. И даже там где очень холодно (гриб и водоросль начинают потирать руки и стучать зубами от холода), в условиях вечной мерзлоты, мы научились растапливать снег на своём тёмном слоевище и потреблять эту талую воду. Нам не страшен ни холод, ни жара! Только мы боимся химических загрязнений воздуха и быстро погибаем в таких условиях (гриб и водоросль начинают грустить).
В о д о р о с л ь. Но мы очень полезны для животных и человека! Нами питаются северные олени, мы образуем почву. Врачам мы тоже очень нужны!
Гриб и водоросль вместе хором: «Люди, относитесь к лишайникам бережно, берегите нас!»
Класс аплодирует лишайнику и провожает его из класса.
3.2 Показ фотографий лишайников
Учитель просит учащихся открыть тетради, записать в них новую тему урока. Учитель показывает фотографии лишайников и гербарии на интерактивной доске, рассказывает об особенностях каждой из жизненных форм лишайников. Ученики рассматривают фотографии и гербарии лишайников. При появлении вопросов задают их учителю.
- Рефлексивно-оценочный этап
Учитель: Ребята! Наш урок прошёл интересно и плодотворно! Вы узнали для себя много нового и интересного! Давайте вспомним то, что мы сегодня узнали!
Ученики по очереди поднимают руки и рассказывают учителю сведения о лишайниках.
Учитель: Давайте скажем спасибо нашим сегодняшним героям – грибу и водоросли, представляющим лишайник (называет учеников, участвовавших в сценке). Огромное спасибо! Вы молодцы! Спасибо за урок!
Домашнее задание: параграф 15, пересказать, написать конспект по параграфу.
Использованная литература:
- Внеурочная работа по биологии. 6-11 классы / Сост. С.М. Курганский. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017. – 288 с. – (Мастерская учителя биологии).
- Константинова И.Ю., Радькин А.В. Поурочные разработки по биологии. 7 класс. М.: ВАКО, 2018. – 320 с. – (В помощь школьному учителю).
Урок составила учитель биологии МБОУ СОШ №70 г.Краснодара Краснодарского края Литовка Марина Юрьевна.