Лишайники. Значение в природе и жизни человека.

автор: Литовка Марина Юрьевна

Учитель биологии МБОУ СОШ №70

Лишайники. Значение в природе и жизни человека.

Урок №18. Лишайники. Значение в природе и жизни человека.

5 класс.

 

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, ролевые игры.

Формируемые УУД:

– коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

– регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

– познавательные: сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника;

– личностные: постепенно выстраивать собственную целостную картину мира.

Планируемые результаты: научиться различать типы лишайников.

Оборудование: интерактивная доска, фотографии и гербарии лишайников.

Предварительная подготовка к уроку: учитель выбирает двух учеников, один будет представлять гриб, другой – водоросль. Каждый из них получает костюм и слова, которые нужно выучить (костюм гриба весь обвешан верёвками – гифами грибницы, водоросль одета в зелёную одежду; у гриба в свободной руке бутылка минеральной воды, у водоросли – пакетик с надписью «Сахар»).

Ход урока

  • Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.

  • Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос. Учитель задаёт ученикам по очереди вопросы по теме «Грибы. Многообразие и значение грибов».

Задаваемые вопросы:

– Сколько разных видов грибов насчитывается в природе? (100 тысяч)

– Какие группы грибов вы знаете? (Одноклеточные и многоклеточные, шляпочные и плесневые)

– Какие бывают грибы по строению шляпки? (Трубчатые и пластинчатые)

– Какие грибы самые распространённые в природе? (Шляпочные)

Откройте рисунок на с. 63 учебника и рассмотрите рис. 55.

– Из чего состоят шляпочные грибы? (Из плодового тела и мицелия)

– Чем образован мицелий шляпочного гриба? (Гифами)

– Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба? (Из шляпки и ножки)

– Какие грибы вы ещё знаете? (Плесневые грибы и грибы-паразиты)

– Кем по типу питанию они являются? (Сапротрофами)

– Кто такие сапротрофы? (Питаются готовыми органическими веществами)

– В чём отличие паразитических грибов от остальных? (Паразиты питаются

веществами других живых организмов, на которых они поселяются)

– Какие ресурсные группы грибов вам известны? (Съедобные и несъедобные)

– Грибник решил пойти в лес. Какие грибы вы ему посоветуете для приготовления грибного супа? (Вёшенка, шампиньон, сыроежка, лисичка, опёнок, подосиновик, подберёзовик и т.д.)

– Какие грибы являются смертельно опасными? (Бледная поганка, красный мухомор)

– Как нужно выбирать грибы в лесу? (Только со взрослыми, при полной уверенности, что вы берёте съедобный гриб. Если не уверены, то гриб лучше не брать)

– Какие грибы являются паразитами? (Трутовик, фитофтора, спорынья, головня и т.д.)

– Благодаря каким грибам количество спасённых жизней увеличилось? (Пеницилл)

– Что получают из этого гриба? (Антибиотик «пенициллин»)

Учитель завершает фронтальный опрос, ставит самым активным учащимся оценки.

  1. Работа по теме урока

Мир живых существ на нашей планете многогранен и удивителен. На этом уроке мы с вами познакомимся с одним из таких представителей. Ребята! Сегодня к нам в гости пожаловал один очень интересный гость. Давайте его встретим! Это лишайник!

(Два ученика в костюмах гриба и водоросли заходят в класс вместе, держась за руки, представляя собой лишайник – симбиоз гриба и водоросли).

3.1 Сценка «Лишайник»:

Гриб и водоросль хором: «Здравствуйте, ребята!»

Класс отвечает: «Здравствуйте!»

Г р и б. Мы особая группа живых организмов – лишайники. Мы обитаем на всех континентах Земли. Люди долго называли нас и мхами, и водорослями.

В о д о р о с л ь. М ы – симбиоз гриба и водоросли. Симбиоз – это взаимополезное сожительство. Наше тело – слоевище, очень медленно растёт: 1 см за 10 лет. Но есть лишайники возрастом несколько сотен лет, а их слоевище достигает в длину около метра.

Г р и б. Мы поселяемся в самых бесплодных местах, где другие организмы не выживают: на голых камнях, в пустынях и даже на стёклах!

В о д о р о с л ь. Питаемся мы очень интересно: гриб добывает воду своими гифами, а я получаю сахар при фотосинтезе! И, конечно же, мы очень щедрые – всеми полезными веществами мы делимся друг с другом! (Гриб угощает водоросль минеральной водой, а водоросль угощает гриба пакетиком сахара)

Г р и б. И даже там где очень холодно (гриб и водоросль начинают потирать руки и стучать зубами от холода), в условиях вечной мерзлоты, мы научились растапливать снег на своём тёмном слоевище и потреблять эту талую воду. Нам не страшен ни холод, ни жара! Только мы боимся химических загрязнений воздуха и быстро погибаем в таких условиях (гриб и водоросль начинают грустить).

В о д о р о с л ь. Но мы очень полезны для животных и человека! Нами питаются северные олени, мы образуем почву. Врачам мы тоже очень нужны!

Гриб и водоросль вместе хором: «Люди, относитесь к лишайникам бережно, берегите нас!»

Класс аплодирует лишайнику и провожает его из класса.

3.2 Показ фотографий лишайников

Учитель просит учащихся открыть тетради, записать в них новую тему урока. Учитель показывает фотографии лишайников  и гербарии на интерактивной доске, рассказывает об особенностях каждой из жизненных форм лишайников. Ученики рассматривают фотографии и гербарии лишайников. При появлении вопросов задают их учителю.

  • Рефлексивно-оценочный этап

Учитель: Ребята! Наш урок прошёл интересно и плодотворно! Вы узнали для себя много нового и интересного! Давайте вспомним то, что мы сегодня узнали!

Ученики по очереди поднимают руки и рассказывают учителю сведения о лишайниках.

Учитель: Давайте скажем спасибо нашим сегодняшним героям – грибу и водоросли, представляющим лишайник (называет учеников, участвовавших в сценке). Огромное спасибо! Вы молодцы! Спасибо за урок!

Домашнее задание: параграф 15, пересказать, написать конспект по параграфу.

 

Использованная литература:

  1. Внеурочная работа по биологии. 6-11 классы / Сост. С.М. Курганский. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017. – 288 с. – (Мастерская учителя биологии).
  2. Константинова И.Ю., Радькин А.В. Поурочные разработки по биологии. 7 класс. М.: ВАКО, 2018. – 320 с. – (В помощь школьному учителю).

 

Урок составила учитель биологии МБОУ СОШ №70 г.Краснодара Краснодарского края Литовка Марина Юрьевна.