Автор: Литовка Марина Юрьевна
Учитель биологии МБОУ СОШ №70 г. Краснодара
Жизнь организмов в морях и океанах.
Урок №27. Жизнь организмов в морях и океанах. 5 класс.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, ролевые игры.
Формируемые УУД:
– коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
– регулятивные: сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;
– познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– личностные: формировать личностные представления о ценности природы.
Планируемые результаты: научиться описывать разнообразие живого мира морей и океанов по рисункам учебника и фотографиям на проекторе.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, фотографии морей, океанов, простые карандаши, цветные карандаши, листы белой бумаги формата А4.
Предварительная подготовка к уроку: учитель заранее выбирает трёх учеников, один будет представлять водоросль ламинарию, второй – сельдь, третий – треску. Каждый из них получает костюм и слова, которые нужно выучить (водоросль одета в зелёную одежду; сельдь – в голубой одежде; треска – в синем платье).
Ход урока
- Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Сегодня мы продолжаем знакомиться с жизнью организмов на планете Земля.
- Проверка домашнего задания
Ученики показывают свои рисунки с растениями и животными, обитающими на разных материках. Учитель слушает мини-сообщения учащихся по теме прошлого урока биологии «Жизнь организмов на разных материках», выставляет оценки.
- Работа по теме урока
3.1 Сценка «Морские обитатели»
У ч и т е л ь. Ребята! На прошлом уроке мы с вами изучали жизнь организмов на материках. Но что же нас ожидает под водой? Давайте сегодня об этом узнаем! Некоторые морские обитатели пришли к нам в гости. Им уже не терпится вас поскорее увидеть! Давайте встретим их!
Слышится скрип двери. В класс осторожно заходит бурая водоросль ламинария.
В о д о р о с л ь. Здравствуйте, ребята! Вы меня звали? Вот я и пришла к вам! (Водоросль плавно раскачивается с поднятыми вверх руками) Меня зовут Ламинария! Я живу в северных морях – Белом и Баренцевом море! Моя подружка японская ламинария обитает на Дальнем Востоке, в Японском и Охотском морях! Я похожа на густой подводный лес! Видите какая я большая! Живу я на глубине от 5 до 10 метров! Я очень полезна для человека, ведь именно во мне содержится большое количество йода, которого так не хватает всем вам, люди! Из меня делают лекарства, получают удобрения, а также меня очень любят кушать! Как я вам, нравлюсь? Ну, всё, я поплыла дальше, в своё любимое море! Очень рада была всех вас видеть!
Ученики аплодируют водоросли, она уходит из класса, плавно раскачиваясь.
В дверь кто-то сильно стучит, учитель открывает дверь и в класс вбегают две рыбы (сельдь и треска).
С е л ь д ь. (Бежит самая первая, опережая треску и выкрикивает) Нет, я первая приплыла! Я быстрее!
Т р е с к а. Нет, я первая! И я, к тому же, вкуснее! Из моей печени делают самый вкусный деликатес!
С е л ь д ь. Ха! (Сельдь смотрит оценивающе на треску, задирает вверх голову, прижимая «плавники» к туловищу) Ты забыла, дорогая моя, кто украшает праздничный стол на каждый Новый год? Уж явно не твоя печёнка! (Злобно смеётся) Из меня делают самое лучшее блюдо на Новый год – «Селёдка под шубой»!
Т р е с к а. Ну и что? (Треска улыбается и со смехом махает рукой) Зато я – одна из важнейших промысловых рыб! Моё мясо – очень ценное, я нахожусь под угрозой исчезновения из-за чрезмерного вылова и загрязнения Мирового океана! А кому ты нужна? Тебя пруд пруди! Да и к тому же тебя едят в основном только в солёном виде, в других ты не вкусная! (Треска показывает язык сельди)
У ч и т е л ь. Рыбки, остановитесь!!! Хватит уже спорить между собой! Каждую из вас мы очень любим! Правда, ребята?
Ученики хором соглашаются и кивают головами.
У ч и т е л ь. Мы бы с ребятами очень хотели, чтобы вы больше не ссорились друг с другом! Каждая из вас по-своему хороша! А мы будем также любить и беречь вас! Вам, наверное, уже надо домой, в море? Плывите, наши дорогие рыбки, мы вас отпускаем!
Сельдь и треска благодарят учителя и учеников, выходят из класса.
У ч и т е л ь. Ребята! Как вам наши гости? Давайте вспомним о том, что они рассказали о себе!
Ученики поднимают руки и по очереди обмениваются мнениями о водоросли, сельди и треске.
3.2 Изготовление мини-коллекций грибов
У ч и т е л ь. А теперь давайте вспомним как выглядели наши гости и нарисуем их на чистых листах! А чтобы вам было легче вспоминать, я покажу вам их фотографии на проекторе!
Ученики рассматривают фотографии водорослей и рыб. При появлении вопросов задают их учителю.
- Рефлексивно-оценочный этап
Ученики показывают рисунки учителю, учитель смотрит их, отмечает самые яркие работы.
Учитель: Ребята! Наш урок прошёл интересно и плодотворно! Вы узнали для себя много нового и интересного! Давайте поблагодарим наших артистов за их большой труд!
В класс заходят водоросль, треска и сельдь. Учащиеся аплодируют артистам, говорят им слова благодарности.
У ч и т е л ь. Спасибо огромное, ребята! Вы успешно справились со своей задачей! Спасибо за урок!
Домашнее задание: параграф 23, пересказать, ответить письменно на вопросы в конце параграфа 23.
Использованная литература:
- Внеурочная работа по биологии. 6-11 классы / Сост. С.М. Курганский. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017. – 288 с. – (Мастерская учителя биологии).
- Константинова И.Ю. Поурочные разработки по биологии. 5 класс. – 3-е изд. – М.: ВАКО, 2018. – 320 с. – (В помощь школьному учителю).