автор: Лесина Лариса Львовна
инструктор по физической культуре МБДОУ “Детский сад № 141 “Ладушки”
«Развитие силовых качеств, как условие успешного освоения ребенком двигательной деятельности в плавании»
Название статьи: «Развитие силовых качеств, как условие успешного освоения ребенком двигательной деятельности в плавании».
Фамилия, имя, отчество автора: Лесина Лариса Львовна.
Место проживания: г. Дзержинск, Нижегородская обл.
Е-mail:
Аннотация статьи: В данной статье рассматривается проблема силовых качеств, как условие успешного освоения ребенком двигательной деятельности в плавании. Необходимо было разработать методику укрепления опорно-двигательного аппарата, развития силовых качеств у детей старшего дошкольного возраста, что содействовало бы успешному освоению ребенком основных двигательных умений в плавании.
Статья:
На занятиях в бассейне, в частности, во время обучения гребковым движениям руками, мною отмечалось, что ребенок не может выполнять их с достаточной силой: его мышцы слабы для преодоления сопротивления воды. Из-за слабого развития мышц туловища, особенно мышц спины, детям трудно удерживать тело на поверхности воды в горизонтальном положении, «не проваливаясь» в поясничном отделе. Необходимо было разработать методику укрепления опорно-двигательного аппарата, развития силовых качеств у детей старшего дошкольного возраста, что содействовало бы успешному освоению ребенком основных двигательных умений в плавании.
Эффективность силовой подготовки в занятиях с начинающими пловцами, а так же в обучении плаванию старших дошкольников, была доказана и экспериментально обоснована российскими специалистами в области физического воспитания и спортивной медицины (Р.Е.Мотылянская 1975г., В.И.Шувалов 1973г., В.З.Афанасьев 1981г., М.И.Сайгин 1985г., Ю.Ф.Курамшин 1987г.). В этих исследованиях отмечается взаимный и положительный перенос достигнутого эффекта в развитии силовых качеств на достижения в обучении основным двигательным навыкам по плаванию. Использование отягощений и силовых упражнений различного характера на занятиях, способствует прочному усвоению плавательного навыка.
Новизна рассматриваемой темы основывается на предлагаемых нами комплексах ОРУ и специальных плавательных упражнений, направленных на повышение силовых возможностей старших дошкольников. Эти комплексы могут быть использованы в различных формах работы с детьми. Подбор упражнений основан на принципах:
- комплексности (использование во взаимосвязи упражнений на развитие силовых возможностей и специальных плавательных упражнений)
- вариативности (классификация упражнений по воздействию на определенные группы мышц; по фактору внешнего отягощения или способу выполнения)
- последовательности наращивания тренировочных воздействий (изменение величины нагрузки, объема, интенсивности и характера отдыха).
Мною были определены направления моей работы. Для каждого направления поставлены задачи:
По развитию детей:
- Способствовать повышению уровня силы и силовой выносливости у детей старшего дошкольного возраста.
- Повышать результативность в формировании основных двигательных действий в плавании.
- Воспитывать устойчивые морально-волевые качества у старших дошкольников.
По организации условий предметно-пространственной образовательной среды:
- Создание картотеки силовых упражнений.
- Подбор и изготовление нестандартного оборудования и инвентаря для занятий.
По организации работы с другими специалистами:
- Обеспечение преемственности во взаимодействии с педагогами детского сада: воспитателями, инструктором по физическому воспитанию.
Далее мной была разработана методика развития силы и силовой выносливости детей старшего дошкольного возраста на занятиях в плавании, которая основывается на принципах:
– Безопасности на занятиях
– Систематичности и последовательности
– Индивидуально-личностного подхода
– Сознательности и активности ребенка
– Оздоровительной направленности всего образовательного процесса
Выбранные формы работы с детьми:
– Непосредственная образовательная деятельность
– Самостоятельная двигательно-игровая деятельность
Реализуемые методы:
– Повторный (равномерный и переменный)
– Игровой и соревновательно-игровой
– Круговой тренировки
– Метод проблемного обучения.
К средствам силовой подготовки детей относятся:
- Упражнения на преодоление противодействия веса собственного тела, веса снарядов и инвентаря, сопротивления воды.
- Игры и игровые упражнения.
- Стретчинг – упражнение на растяжение и расслабление мышц и связок.
- Нетрадиционные средства развития силовых качеств – элементы гидроаэробики.
В разминку перед плаванием я включаю комплексы начинающего пловца и упражнения силовой направленности (без отягощения, с отягощениями, с предметами). В бассейне дети выполняют упражнения на преодоление сопротивления воды (имитация плавательных движений руками и ногами; прыжки и выпрыгивания, выполнение упражнений на закрепление элементов плавательной техники в затрудненных условиях).
Важным условием в работе над развитием силовых качеств является постоянное сочетание собственно силовых упражнений с упражнениями на гибкость и расслабление: игровые упражнения с использование сюжетных образов «Медуза», «Морской конек»; дыхательные упражнения в воде у бортика с закрытыми глазами; лежание на воде с поддерживающими средствами.
Для создания на занятиях повышенного эмоционального уровня и поддержания устойчивого внимания детей нами применяются нестандартные формы и игровые методы ведения занятий. Игры и игровые упражнения на воде: с мячом, элементами эстафет, поднятием утяжеленных предметов позволяют детям легче справляться с высокими силовыми нагрузками («Пушбол», «Футбол», «Буксиры», «Водолазы» и т.п.). Комплексы гидроаэробики выполняться под музыку с предметами (с резиновыми мячами, плавательными досками, гимнастическими палками) и без предметов. Упражнения такого характера мы широко применяем уже со второго этапа обучения (средний возраст) в соответствии с принципом учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
Организация условий для предметно-пространственной образовательной среды. Мной была составлена картотека силовых упражнений, которые являются основными средствами развития силовых способностей в структуре занятий по плаванию дошкольников.
Дополнительно мной была проведена работа по изготовлению нестандартного оборудования и вспомогательного материала. Все это должно быть разнообразным, ярким, удобным в обращении и самое главное безопасным, чему уделялось особое внимание. Для укрепления мышц плечевого пояса я придумала мини-тренажеры в виде гантелей.
Наблюдая за нашими воспитанниками в бассейне я отметила, что они увереннее выполняют плавательные движения, легче справляясь с водным сопротивлением. Занятия с мини-тренажерами вызывают массу положительных эмоций, дети чувствуют себя взрослее, сильнее. Повышение силовых и скоростно-силовых качеств позволяет ребенку справляться с выполнением сложных двигательных действий, например, таких как метания, где необходима сила и быстрота мышц плечевого пояса. Крепкие мышцы ног помогут в быстром беге и прыжках, а укрепление мышц брюшного пресса и спины даст положительный эффект в формировании осанки и профилактики сколиоза.
Библиографический список
- Сайгин М.И. Специальная силовая подготовленность начинающих пловцов и особенности ее проявления в спортивном плавании. Автореферат дис. канд. пед. наук – Киев, 1985.
- Коррекция нарушения осанки у школьников / под ред.Г.А.Халемского. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
- Мотылянская Р.Е., Набатникова М.Я., Строгова Л.И. Плавание – спорт юных. – М.: «ФиС», 1976.
- Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Как прогнозировать физическую подготовленность дошкольника // Дошкольное воспитание. – 2004.
- С.В. Яблонская, С.А.Циклис «Физкультура и плавание в детском саду» 2011
- Система обучения плаванью детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие/ Под ред. А.А. Чеменевой. – СПб.: Издательство “ДЕТСТВО_ПРЕСС” , 2011. – 336 с.
- Н.Л.Петрова, В.А.Баранов «Плавание техника обучения детей с раннего детства»
- Раз,два, три плыви…: метод. пособие для дошк. образоват. учреждений /РыбакМ.В. ,Глушкова Г.В. ,Поташова Г.Н. – М.Обруч, 2010. – 208 с.
- Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста/ Н. Л. Петрова, В.А. Баранов. – М. “Издательство ФАИР”, 2008. – 120 с.
- Методическое пособие для дошкольных Образовательных учреждений.
- Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателей детского сада и родителей/Т.И.Осокина,Е.Н.Тимофеева,Т.Л.Богина. – М.: Просвещение, 1991. – 159с.
- Н.Г.Пищикова «Обучение плаванию детей дошкольного возраста.Занятия,игры,праздники»