«Развитие силовых качеств, как условие успешного освоения ребенком двигательной деятельности в плавании»

автор: Лесина Лариса Львовна

инструктор по физической культуре МБДОУ “Детский сад № 141 “Ладушки”

«Развитие силовых качеств, как условие успешного освоения ребенком двигательной деятельности в плавании»

Название статьи: «Развитие силовых качеств, как условие успешного освоения ребенком двигательной деятельности в плавании».

Фамилия, имя, отчество автора: Лесина Лариса Львовна.

Место проживания: г. Дзержинск, Нижегородская обл.

Е-mail:

Аннотация статьи: В данной статье рассматривается проблема силовых качеств, как условие успешного освоения ребенком двигательной деятельности в плавании. Необходимо было разработать  методику укрепления опорно-двигательного аппарата, развития силовых качеств у детей старшего дошкольного возраста, что содействовало бы успешному освоению ребенком основных   двигательных умений в плавании.

Статья:

На занятиях в бассейне, в частности, во время обучения гребковым движениям руками,  мною отмечалось, что ребенок не может выполнять их с достаточной силой: его мышцы слабы для преодоления сопротивления воды. Из-за слабого развития мышц туловища, особенно мышц спины, детям трудно удерживать тело на поверхности воды в горизонтальном положении, «не проваливаясь» в поясничном отделе. Необходимо было разработать  методику укрепления опорно-двигательного аппарата, развития силовых качеств у детей старшего дошкольного возраста, что содействовало бы успешному освоению ребенком основных двигательных умений в плавании.

Эффективность силовой подготовки в занятиях с начинающими пловцами, а так же в обучении плаванию старших дошкольников, была доказана и экспериментально обоснована российскими специалистами в области физического воспитания и спортивной медицины (Р.Е.Мотылянская 1975г., В.И.Шувалов 1973г., В.З.Афанасьев 1981г., М.И.Сайгин 1985г., Ю.Ф.Курамшин 1987г.). В этих исследованиях отмечается взаимный и положительный перенос достигнутого эффекта в развитии силовых качеств на достижения в обучении основным двигательным навыкам по плаванию. Использование отягощений и силовых упражнений различного характера на занятиях, способствует прочному усвоению плавательного навыка.

Новизна рассматриваемой темы основывается на предлагаемых нами комплексах ОРУ и специальных плавательных упражнений, направленных на повышение силовых возможностей старших дошкольников. Эти комплексы могут быть использованы в различных формах работы с детьми. Подбор упражнений основан на принципах:

  • комплексности (использование во взаимосвязи упражнений на развитие силовых возможностей и специальных плавательных упражнений)
  • вариативности (классификация упражнений по воздействию на определенные группы мышц; по фактору внешнего отягощения или способу выполнения)
  • последовательности наращивания тренировочных воздействий (изменение величины нагрузки, объема, интенсивности и характера отдыха).

Мною были определены направления моей работы. Для каждого направления поставлены задачи:

По развитию детей:

  • Способствовать повышению уровня силы и силовой выносливости у детей старшего дошкольного возраста.
  • Повышать результативность в формировании основных  двигательных действий в плавании.
  • Воспитывать устойчивые морально-волевые качества у старших дошкольников.

По организации условий предметно-пространственной образовательной среды:

  • Создание картотеки силовых упражнений.
  • Подбор и изготовление нестандартного оборудования и инвентаря для занятий.

По организации работы с другими специалистами:

  • Обеспечение преемственности во взаимодействии с педагогами детского сада: воспитателями, инструктором по физическому воспитанию.

Далее мной была разработана методика развития силы и силовой выносливости детей старшего дошкольного возраста на занятиях в плавании, которая основывается на принципах:

– Безопасности на занятиях

– Систематичности и последовательности

– Индивидуально-личностного подхода

– Сознательности и активности ребенка

– Оздоровительной направленности всего образовательного процесса

Выбранные формы работы с детьми:

– Непосредственная образовательная деятельность

– Самостоятельная двигательно-игровая деятельность

Реализуемые методы:

– Повторный (равномерный и переменный)

– Игровой и соревновательно-игровой

– Круговой тренировки

– Метод проблемного обучения.

К средствам силовой подготовки детей относятся:

  • Упражнения на преодоление противодействия веса собственного тела, веса снарядов и инвентаря, сопротивления воды.
  • Игры и игровые упражнения.
  • Стретчинг – упражнение на растяжение и расслабление мышц и связок.
  • Нетрадиционные средства развития силовых качеств – элементы гидроаэробики.

В разминку перед плаванием я включаю комплексы начинающего пловца и упражнения силовой направленности (без отягощения, с отягощениями, с предметами). В бассейне дети выполняют упражнения на преодоление сопротивления воды (имитация плавательных движений руками и ногами; прыжки и выпрыгивания,  выполнение упражнений на закрепление элементов плавательной техники в затрудненных условиях).

Важным условием в работе над развитием силовых качеств является постоянное сочетание собственно силовых упражнений с упражнениями на гибкость и расслабление: игровые упражнения с использование сюжетных образов «Медуза», «Морской конек»; дыхательные упражнения в воде у бортика с закрытыми глазами; лежание на воде с поддерживающими средствами.

Для создания на занятиях повышенного эмоционального уровня и поддержания устойчивого внимания детей нами применяются нестандартные формы и игровые методы ведения занятий. Игры и игровые упражнения на воде: с мячом, элементами эстафет, поднятием утяжеленных предметов позволяют детям легче справляться с высокими силовыми нагрузками («Пушбол», «Футбол», «Буксиры», «Водолазы» и т.п.). Комплексы гидроаэробики выполняться под музыку с предметами (с резиновыми мячами, плавательными досками, гимнастическими палками) и без предметов. Упражнения такого характера мы широко применяем уже со второго этапа обучения (средний возраст) в соответствии с принципом учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

Организация условий для предметно-пространственной образовательной среды. Мной была составлена картотека силовых упражнений, которые являются основными средствами развития силовых способностей в структуре занятий  по плаванию дошкольников.

Дополнительно мной была проведена работа по изготовлению нестандартного оборудования и вспомогательного материала. Все это должно быть разнообразным, ярким, удобным в обращении и самое главное безопасным, чему уделялось особое внимание. Для укрепления мышц плечевого пояса я придумала мини-тренажеры в виде гантелей.

Наблюдая за нашими воспитанниками в бассейне я отметила, что они увереннее выполняют плавательные движения, легче справляясь с водным сопротивлением. Занятия с мини-тренажерами вызывают массу положительных эмоций, дети чувствуют себя взрослее, сильнее. Повышение силовых и скоростно-силовых качеств позволяет ребенку справляться с выполнением сложных двигательных действий, например, таких как метания, где необходима сила и быстрота мышц плечевого пояса. Крепкие мышцы ног помогут в быстром  беге и прыжках, а укрепление мышц брюшного пресса и спины даст положительный эффект в формировании осанки и профилактики сколиоза.

Библиографический список

  1. Сайгин М.И. Специальная силовая подготовленность начинающих пловцов и особенности ее проявления в спортивном плавании. Автореферат дис. канд. пед. наук – Киев, 1985.
  2. Коррекция нарушения осанки у школьников / под ред.Г.А.Халемского. –  СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
  3. Мотылянская Р.Е., Набатникова М.Я., Строгова Л.И. Плавание – спорт юных. – М.: «ФиС», 1976.
  4. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Как прогнозировать физическую подготовленность дошкольника // Дошкольное воспитание. – 2004.
  5. С.В. Яблонская, С.А.Циклис  «Физкультура и плавание в детском саду» 2011
  6. Система обучения плаванью детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие/ Под ред. А.А. Чеменевой. – СПб.: Издательство “ДЕТСТВО_ПРЕСС” , 2011. – 336 с.
  7. Н.Л.Петрова, В.А.Баранов «Плавание техника обучения детей с раннего детства»
  8. Раз,два, три плыви…: метод. пособие для дошк. образоват. учреждений /РыбакМ.В. ,Глушкова Г.В. ,Поташова Г.Н. – М.Обруч, 2010. – 208 с.
  9. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста/ Н. Л. Петрова, В.А. Баранов. – М. “Издательство ФАИР”, 2008. – 120 с.
  10. Методическое пособие для дошкольных Образовательных учреждений.
  11. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателей детского сада и родителей/Т.И.Осокина,Е.Н.Тимофеева,Т.Л.Богина. – М.: Просвещение, 1991. – 159с.
  12. Н.Г.Пищикова «Обучение плаванию детей дошкольного возраста.Занятия,игры,праздники»