автор: Лесина Лариса Львовна
инструктор по физической культуре (плавание) МБДОУ ”
Детский сад № 141 “Ладушки” г. Дзержинск, Нижегородская область
“Использование тематических занятий при обучении детей плаванию в ДОУ”
Тема: Использование тематических занятий при обучении детей
плаванию В ДОУ
Выполнила: Лесина Л.Л. инструктор по плаванию
1 квалификационной категории.
Актуальность:
Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха.
Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,
не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты
необходима для жизни : ты – сама жизнь.
Ты – самое большое богатство на свете!
Антуан де Сент-Экзюпери.
Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание организма: совершенствуется механизм терморегуляции и системы органов кровообращения и дыхания, формируется правильная осанка, укрепляются кости, мышечная система, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.
Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие человека, но и на формирование его личности. Занятия плаванием развивают такие черты личности как: целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.
Кроме того, навык плавания является необходимым для безопасного и комфортного взаимодействия человека с водной средой.
Перед современными дошкольными учреждениями стоят важные задачи по повышению эффективности процессов обучения и воспитания, развитию творческой и интеллектуальной личности, формированию, укреплению и сохранению психического и физического здоровья детей дошкольного возраста.
Тематические занятия бывают двух видов: комплексные и интегрированные. Интеграция дает возможность при меньшей затрате времени сделать процесс обучения более эффективным. Более того, у детей в результате интеграции создается единая, целостная картина. Разнообразные виды деятельность на занятиях в игровой форме, объединенные общей темой, помогают удерживать внимание, что повышает эффективность занятия, у детей уменьшает утомляемость и перенапряжение.
Диагностика:
Для проведения диагностики были использованы следующие критерии:
- Ориентирование в воде с открытыми глазами. Умения сформированы у 10, не достаточно сформированы 10, у 4 человек это умение сформировано.
- Лежание на груди. Сформировано: 4, не достаточно сформировано: 11, не сформировано: у 9 человек
- Лежание на спине. Сформировано: 4 , не достаточно сформировано: 11, не сформировано: у 9 человек
- Плавание с пенопластовой доской при помощи движений ног способом кроль на груди. Сформировано: 10 , не достаточно сформировано: 10, не сформировано: у 4 человек
Целью моей работы является обучение плаванию детей посредством использования тематических занятий .
В качестве задач, которые я ставлю, можно выделить следующие:
1.Формировать навыки плавания
- Способствовать эмоциональному и двигательному раскрепощению, появлению чувства радости и удовольствия от движения в воде.
3.Воспитывать у детей стойкую мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.
- Обобщить опыт использования тематических занятия в взаимодействии с воспитателями, специалистами и родителями.
Этапы работы: подготовительный основной заключительный
Подготовительный этап.
Я изучила программу “система обучения плаванию детей дошкольного возраста” А.А. Чеменева, Т.В. Столмакова”
Изучила опыт работы инструкторов по физической культуре в журналах “Дошкольное воспитание”
Организация развивающей предметной – пространственной среды.
-Разработка интегрированных тематических ООД.
“Забавные приключения лягушонка”
“В гостях у Водяного”
“Путешествие в историю кораблей”
“Водные обитатели”
Основная часть
Вся система работы по реализации задач, осуществляю в следующих формах образовательной деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности в ходе проведения режимных моментов.
Непосредственная образовательная деятельность с детьми данного возраста проводится 2 раза в неделю, форма организации детей – подгрупповая (10 – 12 детей).
В образовательной деятельности на всех этапах формирования навыков плавания использую разные виды тематические занятия.
Процесс обучения детей дошкольного возраста плаванию протекает на таких занятиях опосредованно, через подвижные игры и игровые упражнения, через интеграцию образовательных областей. Применяю другие формы работы, например во время изучение темы “Водные обитали” проходили наблюдения за рыбками, рисование аквариума, задания на имитацию движения рыб.
Тематические занятия бывают комплексные и интегрированные.
На своих занятиях я использовала разнообразные упражнения, имитационные движения и игры. Игры направленные на познание окружающего мира и явлений. Я использовала методы и приемы продуктивного характера, логические задачи, игровые технологии с блоками Дьенеша совместив их с основными движениями (погружение в воду, упражнения на дыхании, работой ног). При включении развивающих игр в ООД по плаванию важно соблюдение принципов систематичности, последовательности и постепенного усложнения игрового материала в соответствии с возрастом детей. Использование игровых технологий требует взаимодействия воспитателей, специалистов и родителей: без этого не будет качественного синтеза познавательного и физического развития дошкольников.
Мы знакомились со свойствами воды, способами передвижения в воде рыб, человека, с выполнением плавательных движения и действий.
Создание развивающей предметно-пространственной среды.
Были внесены карточки задания, карточки с цифрами, рыбки разных размеров, цветов.
В работе с родителями были использованы следующие формы.
Консультации родителями по интересующим их вопросам. Выступление на родительских собраниях, в ходе которых были изложены задачи работы бассейна. Проводятся праздники с родителями. Систематически проводятся открытые занятия для родителей. в каждой группе детского сада создана папка с информацией о работе бассейна.
Диагностика на февраль показала.
- Ориентирование в воде с открытыми глазами. Умения сформированы у 15, не достаточно сформированы 7, у 2 человек это умение сформировано.
- Лежание на груди. Сформировано: 6, не достаточно сформировано: 13, не сформировано: у 5 человек
- Лежание на спине. Сформировано: 6 , не достаточно сформировано: 13, не сформировано: у 5 человек
- Плавание с пенопластовой доской при помощи движений ног способом кроль на груди. Сформировано: 15 , не достаточно сформировано: 7, не сформировано: у 2 человек
Результаты проведенной диагностики, свидетельствуют о положительной динамике развития двигательных умений и навыков плавания детей среднего дошкольного возраста.
Вывод:
тематические занятия не только разносторонне укрепляют организм, но и приносят громадную пользу физическому и психическому здоровью детей.
Спасибо за внимание!