автор: Леонова Татьяна Владимировна
воспитатель ЧУ ДО Замок Детства, п.совхоза им. Ленина, МО
Развитие детей 2-3 лет через изобразительное творчество
Негосударственное образовательное частное учреждение «Замок Детства»
«Развитие ребенка через
изобразительную деятельность»
Воспитатель ГКП:
Леонова Т.В.
2016 г.
Развитие ребенка через
изобразительную деятельность
«Использование инновационных технологий по изобразительной деятельности»
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
О необходимости развития художественного образования и эстетического воспитания дошкольников говорили многие великие психологи и педагоги: А.В. Бакушинский, М.С. Каган, Е.В. Квятковский, Н.И. Киященко, B.C. Мухина, Б.М. Неменский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.А. Фаворский, Б.П. Юсов….
Чем полезно рисование?
Рисование – одно из самых первых проявлений личности человека. Взрослому может показаться, что в первых «каляках-маляках» малыша нет смысла, на самом же деле, первые рисунки указывают на развитие и работоспособность мозга ребенка. Маленький человек, еще не владеющий мелкой моторикой, при помощи рисования учится видеть связь между движениями рук и полученным результатом. Вот он рисует линии и закорючки в хаотичном порядке, через некоторое время он уже может рисовать их более упорядоченно, формируя определенный сюжет. Став еще старше, он научится при помощи детского рисунка и цветопередачи выражать собственные эмоции. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», – утверждал В. Сухомлинский.
Маленький человек постоянно видит что-то новое для себя, узнает что-то интересное. При помощи рисования он может сформировать, упорядочить эти знания, дать им определенную оценку через цветопередачу, форму, размер изображения.
Исследователь детского творчества Л. С. Выготский выделяет несколько ступеней эволюции детского рисунка:
1.Схематичное изображение.
2.Формы и линии.
3.Правдоподобный рисунок.
4.Пространственные изображения.
Чем выше ребенок поднимается по этим ступеням, тем больше в рисовании подключается логических мозговых процессов. Ведь для того, чтобы изобразить какой-то предмет, сначала его нужно рассмотреть или придумать, запомнить форму цвет, пропорции, проанализировать, суметь свести увиденные элементы в единое целое.
Занятия рисованием – одно из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.
В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Надо правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу), придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое – не удерживает карандаш (кисть). Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления. Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.
Целью моей инновационной деятельности является развитие художественно – творческих способностей детей посредством традиционных и нетрадиционных изобразительных техник, развитие моторики, зрительного восприятия, мышления.
Для осуществления цели ставлю перед собой задачи:
– приобщение детей к миру искусства через собственное творчество и освоение нетрадиционных техник;
– создание атмосферы доверия и заинтересованного детского творчества
– формирование творческих способностей у детей в создании художественных выразительных образов; – развитие умений и навыков различных приемов ИЗО
– развитие самостоятельности, активности, ответственности за выполненную работу
Методы и приемы:
В своей деятельности я использую различные методы и приемы в рисовании ( наглядные, словесные, практические-показ действий, которым надо следовать). Так, в рисовании основной прием для первой младшей группы – показать, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью взрослого. Но даже рисование каракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей действительности. Стадия каракулей важна как раз тем, что ребенок овладевает движениями своей руки.
Чтение стишков, песенок, потешек – важный методический приём. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию. Замечательный способ заинтересовать ребенка – загадка.
Очень важно продумать и задавать интересные вопросы, требующие размышлений. Для того чтобы подвести ребенка к правильному ответу, важно завязать дискуссию и заинтересовать тем, о чем пойдет речь на занятии, показать картинку, рассказать небольшую историю или прочитать стихотворение, связанное с поставленной темой.
Чтобы активизировать внимания и вызвать интерес, предлагаю поиграть, использую элементы театрализованного представления с реквизитом, куклами, масками.
Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности.
При планировании занятий стараюсь применять современные и инновационные формы и методы работы, способствующие более эффективному и целенаправленному процессу обучения.
Часто на занятиях использую элементы технологи ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Это:
- задания на дорисовку, где в соединении хаотично расставленных точек, ребенок учится видеть какой-либо образ и дорисовывает его
- Задания «Нарисуй настроение», «Рисуем музыку», «Мои цветные сны» помогает ребенку передать на бумаге состояние своего внутреннего мира;
Инновационный подход в обучении детей дошкольного возраста состоит в том, что на занятиях дети получают знания и умения в использовании различных техник.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
В учебный процесс я включаю самые необычные средства изображения: размазывание краски пальчиками, рисование с помощью ладошек, песком, солью, ватной палочкой, шарикми Марблс, кляксографию…
Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком- да в краску.
Планируемые результаты: В результате освоения данной программы дети к концу года смогут:
– различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы рисования;
– дети научатся приемам работы кистью, мелками, нетрадиционным художественным материалом.
– дети научатся различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры;
– у детей разовьется мелкая моторика рук;
– сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту;
-разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
– появится любовь и уважение к изобразительному искусству;
-сформируются навыки самостоятельности.
– научатся подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.
-произойдет развитие зрительной памяти, мышления.
Тематическое планирование занятий
(может меняться на усмотрение педагога)
месяц | № | Тема занятия | Материал и способ передачи |
октябрь | 1 | Травка | Гуашь. Прямые вертикальные линии+ аппликация из вырезанных насекомых |
2 | Осень золотая | Гуашь. Свободная деятельность. Знакомство с теплыми цветами. | |
3 | Листопад | Гуашь. Отпечатки листьев. | |
4 | Паутинка | Шарики Марблс. | |
ноябрь | 1 | Осеннее деревце | Гуашь+аппликация |
2 | Подводное царство | Рыбки-ладошкой, водоросли-пальчиком | |
3 | Цветы | Кисточка+ ватные палочки (тычкование) | |
4 | Россия.Флаг | Акварель | |
декабрь | 1 | Витамины | Гуашь. Штампование половинками фруктов и овощей |
2 | Умка | Гуашь.Круги. | |
3 | Снеговик | Гуашь. Круги. | |
4 | Елка | Гуашь | |
январь | 1 | Зайка в сугробе | Тампование губкой+кисть.Гуашь |
2 | Снежинки | Ватные палочки | |
3 | Морозный узор на окне | Акварель+соль. Знакомство с холодными цветами | |
4 | Коврик для котика | Гуашь | |
февраль | 1 | Шарики воздушные | Восковые мелки +акварель |
2 | Сказочные животные | Кляксография | |
3 | Мои цветные сны | Гуашь | |
4 | Подарок папе | Гуашь. | |
март | 1 | Сказочный сон. | Рисование по мокрому листу. Акварель |
2 | Подарок маме. Цветы | Оттиск смятой бумагой. Гуашь | |
3 | Солнышко | Рисование ладошкой | |
4 | Котенок | Рисование тычком полусухой кистью | |
апрель | 1 | Ежик | Оттиск смятой бумагой. Гуашь |
2 | Рисуем музыку | Гуашь | |
3 | Космос | Рисование по мокрому листу. Акварель | |
4 | Одуванчики | Гуашь. Линии+ тычкование полусухой кистью. | |
май | 1 | Салют | Набрызг |
2 | Бабочка | Монотипия | |
3 | Божья коровка | Гуашь | |
4 | Дождь и радуга | Мелки +акварель |
Нетрадиционные техники рисования.
- Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо
вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по
бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом
заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности
пушистой или колючей поверхности.
- Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы,
салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит
точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
- Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета,
листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть)
или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге.
Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы
руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
- Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага
любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной
подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся
другие мисочка и поролон.
- Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага
любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к
штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить
другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
- Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой
бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок
мелками остается незакрашенным.
- Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на
одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы
выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не
высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем
изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких
украшений.
8.Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо
пластика (5×5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет
кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью
в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
- Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками
разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для
получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок.
Список используемой литературы:
- Е.В. Потапова «Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ», ООО «Детсво-пресс», 2012г., г.Спб
- И.В. Шайдурова «Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам», ООО «Детство-пресс», 2010г., г.Спб
- Фиона Уотт «Энциклопедия юного художника», «Робинс», 2010г., г.Москва
- Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду». – М.: «Карапуз – Дидактика»,2006
- Немешаева Е. А. «Разноцветные ладошки /Екатерина Немешаева». – М.: Айрис-пресс, 2013.
При проведении работы Татьяна Владимровна учитывает особенности изобразительной деятельности детей раннего возраста – наличие сюжетно-игрового замысла. Зная, что маленьких детей увлекает изобразительная деятельность только в том случае, если она проходит в новых, необычных условиях, перед ними разворачивается игровая ситуация.
Игровые приемы помогают вызвать эмоциональный отклик на создаваемый образ.
В процессе руководства рисованием детей воспитатель использует и такие приемы, как показ способов изображения и сотворчество. Она обучает детей созданию простейших композиций из мазков, пятен, штрихов, линий, форм. Разнообразные формы, цветовые сочетания, ритм контрастных пятен, простая композиция придают выразительность детским рисункам и вызывают у детей элементарные эстетические эмоции. Кроме того, Татьяна Владимировна предусматривает в работе взаимосвязь методов и приемов, обеспечивающих не только обучение детей изобразительным навыкам и умениям (показ действий, которым надо следовать), но и формирование способов самостоятельных действий.
С целью развития творчества детей Леонова Т.В. стимулирует подготовку необходимых материалов для рисования, самостоятельный выбор цветов красок, фона бумаги, поощряет желание к экспериментированию с красками.