Каталог всероссийских педагогических конкурсов
Каталог всероссийских конкурсов для детей
Подать заявку на публикацию авторского материала в СМИ
Программа международных педагогических конкурсов
Автор: Ларионова Карина Виталиевна
учитель начальных классов МБОУ Широкинская СОШ
Открытый урок во 2 классе по русскому языку.Тема урока: «Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Широкинская средняя общеобразовательная школа
Открытый урок русского языка
во 2 классе
Разработку урока выполнила:
учитель начальных классов
Ларионова Карина Виталиевна
х. Широкий
2019-2020 учебный год
Тема урока: «Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ».
15.01.2020
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать непарные твердые и мягкие согласные звуки русского языка; применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой.
Оборудование: Учебник « Русский язык» 2 класс автор В.П.Канакина;Разда- точный материал 2 класс автор В.П.Канакина;; мультимедийный проектор, экран, ПК; сигнальные карточки.
Цель: закрепить и обобщить знания учащихся о правилах написания слов с сочетаниями жи-ши,ча-ща,чу-щу.
Задачи:
- Обучающие:
– систематизировать знания о правописании сочетаний : жи-ши, ча-ща, чу- щу
- совершенствовать умение распознавать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; правильно их писать.
- Развивающие:
-развивать речь учащихся;
-обогащать словарный запас учащихся;
-развививать орфографическую зоркость.
- Воспитательные:
-воспитывать организованность, самостоятельность, положительное отноше- ние к учебе.
- воспитывать аккуратность при письме;
-воспитывать коммуникативные навыки , чувство товарищества и взаимопо- мощи.
Ход урока.
-
- Мотивация к учебной деятельности (орг. момент. 2 мин.)
Прозвенел для нас звонок-
Начинается урок.
– К нам на урок пришли гости, которым мы всегда рады. Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.
Девиз нашего урока:
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
-
- Актуализация знаний (сообщение темы урока. (2 мин.))
-Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по стране Орфографии. Она очень большая и мы посетим только один городок. А вот кто в нём живёт и какие правила там изучают, вам подскажут следующие задания:
-Посмотрите на доску. Что вы видите? (буквы )
-Назовите их:
Ж Ш Ч Щ (жэ, ша,че,ща)
-Назовите звуки – это гласные или согласные звуки ? Почему?
-На какие две группы можно разделить эти согласные звуки: (Ж, Ч, Ш, Щ)?- (Звонкие и глухие, мягкие и твёрдые)
-Назовите всегда мягкие звуки. (Ч, Щ)
-Назовите всегда твёрдые звуки (Ж, Ш)
-Дайте характеристику звуку, который они обозначают.
- [Ж] – согл., зв. парн.,тв.
[Ш] – согл., глух. парн.,тв.
[Щ’] – согл., глух. непарн.,мягк. - [Ч’] – согл., глух. непарн.,мягк.
Соедините эти буквы на доске в « пары дружбы» (на доске запись)
Ж Ы
Ш И
Ч У
Щ Ю
Я А
-Кто из вас догадался, какая тема нашего урока?
(Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.)
-Тема нашего урока «Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ».
– Используйте слова-помощники: (на доске)
Повторять ( правила о правописании сочетаний жи- ши, ча-ща, чу-щу)
Закреплять ( умение писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща,чу-щу)
-Скажем весёлую рифму:
Знаем твердо, что жи – ши
Пишем только с гласной и,
А в словах, где ча и ща
Мы напишем только с а.
Где же встретим мы чу – щу,
То напишем с буквой у.
-Итак, в добрый путь!
-
- Минутка чистописания.(2 мин.)
-Ребята, путешествуя по городку ,мы будем попадать на разные станции, и, чтобы перейти с одной станции на другую, мы должны будем выполнить какое –либо задание. И первая наша остановка на станции ЧИСТОПИСАНИЕ.
1.Станция –Чистописание.(на доске)
Проведем разминку для кистей рук.
“Колечко”. Поочерёдно, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.
“Кулачок – ребро – ладошка”. Ребёнок выполняет три положения руки. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости стола.
“Карандаш“
-Открываем тетради.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я берусь.
-Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Пятнадцатое января.
Классная работа.
Выложим дорожку из сочетаний:
жи ши ча ща чу щу (на доске)
Следите за осанкой.
-
- Закрепление знаний о правописании слов с сочетаниями
«жи-ши».
2.Станция –Собирай-ка.(5 мин.)(на доске)
– Ребята, вторая станция в нашем путешествие Собирай-ка. У вас на столе пословицы, но они рассыпались ,и вам надо их собрать. Должно получиться три пословицы.
Задание « Собери пословицу»
( работа в парах; на парты заранее выдаются листы, с разрезанными пословицами ). Проверим. Ученики называют составленные пословицы, на слайде тоже появляются целые пословицы.
Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
Ищи товарища лучше, а не хуже себя.
Делу время, а потехе час.
-Как вы их понимаете ?
-Назовите слова, в которых встретились изученные сочетания.
(Ученики называют)
-Какие правила надо знать, чтобы правильно написать эти слова?
Дружбой дорожи, забывать её не спеши. Не стоит забывать своих друзей никогда.
Ищи товарища лучше, а не хуже себя. Нужно выбирать себе в товарищи достойного человека.
Делу время, а потехе час. Нужно отдавать делам больше времени, чем развлечениям.
Задание : спишите по вариантам :
1 вариант – первую пословицу . Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
2 вариант – вторую пословицу . Ищи товарища лучше, а не хуже себя.
Подчеркните в словах изученные орфограммы .
-В этих пословицах найдите слово-синоним к слову ДРУГ. (Друг – товарищ). Антоним (враг).
Словарная работа.( 3мин.)
Пишем слово Словарь : товарищ.
– Это новое словарное слово.
–Проведем фонетический анализ слова
– Сколько в слове товарищ слогов? (3) Почему три слога ?
(Дети ставят ударение, подчёркивают безударную гласную).
– Назовите ударный слог? (Ударный второй слог.)
Разделите на слоги.
-Составьте предложение со словом –товарищ и словом лыжи .
Товарищ подарил мне лыжи .
-Запишите это предложение, подчеркните главные члены или грамматическую основу. (Работа у доски).
- Продолжаем наше путешествие.(5 мин.)
3.Станция –Отгадай-ка.
– Вам необходимо отгадать загадки ( дети записывают отгадки в тетрадь, в строчку).
Дети по очереди выходят к доске, записывают отгадки. Подчеркните орфограммы.
Сами крошки, боятся кошки, под полом живут, туда все несут. (Мыши).
На стене висит тарелка, По тарелке ходит стрелка.
Стрелка та не для красы –
Время скажут вам…(Часы).
Жвачное животное с очень длинной шеей (Жираф)
Из горячего колодца через нос водица льется.(Чайник).
Белые горошки на зеленых ножках.(Ландыши).
– Проверка .
– Какие надо знать правила, чтобы правильно писать эти слова?
- Станция Отдохни-ка .
Физкультминутка для глаз .(1мин.)
Закрепление знаний о правописании слов с сочетаниями «ча – ща».
- Станция –Упражняй-ка (8 мин.)
-Продолжаем путешествие. Мы переходим на станцию Упражняй-ка.
Станция – Упражняй-ка.(8мин.)
Откроем учебник на с. 10 и прочитаем тему нашего урока.
Прочитаем правило на страниц 11.
Найдите упражнение 14 с.11
Прочитайте задание к упражнению.
- Прочитайте. В какие группы можно объединить слова?
Лыжи, жизнь, роща, чай, чудо, уши, чулок, щука, задача, шить.
Слова можно разделить на группы:
1) Лыжи, жизнь, уши, шить.
2) Роща, чай, задача.
3) Чудо, чулок, щука.
В каких словах выделенные буквосочетания являются слогом, а в каких – частью слога?
Слог: лы|жи, ро|ща, чу|до, у|ши, чу|лок, щу|ка, за|да|ча.
Часть слога: жизнь, чай, шить.
Запишите слова, в которых выделенные слоги являются безударными. Запомните правописание этих слов. Подчеркните орфограммы.
Лы́жи, рóща, ýши, чулóк, задáча.
- Станция –Танцевальная .(2 мин)
- Самостоятельная работа. (Приложение).(3 мин.)
- Станция –Думай- ка.
-Ребята, сейчас вы будете работать самостоятельно. Какими правилами вы будете пользоваться? Выберите уровень сложности:
Зелёный – сложный, оранжевый – легче, розовый – самый лёгкий.
Карточка 1.
– Запиши одним словом.
- Зимой летят с неба .
- Человек долго смеётся, и тогда говорят, что ему в рот попала . 3.Берёзовая
4.Катаются с горы зимой на длинных палках на ногах . 5.Часть колеса машины
- Чайная пара: блюдце и
Карточка 2.
- Вставь пропущенные орфограммы «жи-ши, ча-ща, чу-щу».
Дятлы.
Тре т морозы. В лесу ти на, Только дятлы сту т по стволам. Они и т пи под корой. Дятлы любят долбить шки. Там они и т вкусные семена.
Карточка 3.
– Вставьте подходящие по смыслу слова.
в лесу. В воздухе кружатся . Птицы больше не . тучи.
Слова для справок: кричат, тишина, снежинки, мчатся.
- Рефлексия:
-Наше путешествие подходит к концу.
С какими орфограммами познакомились на уроке?
Что должны помнить о написании этой орфограммы?
Все ли вам было понятно?
Какое задание вам было интересно выполнять?
Что не получилось?
Где допустили ошибки?
Кому нужна помощь учителя или товарищей?
–Повторим хором правило:
Знаем твердо, что жи – ши
Пишем только с гласной и,
А в словах, где ча и ща
Мы напишем только с а.
Где же встретим мы чу – щу,
То напишем с буквой у.
- Ребята, я благодарна вам за ваше огромное трудолюбие, старание и стремление к знаниям.
- Не беда, что у кого – то из вас сегодня не всё получалось. Ведь не зря говорится в пословице: «Не стыдно не знать, а стыдно не учиться».
- Я уверена, всё у вас получится!
-Урок полезен, всё понятно
Лишь кое- что чуть – чуть неясно. Ещё придётся потрудиться
Да, трудно всё – таки учиться!
-Оцените свою работу с помощью ёлка.
- Если вы уверены, что самостоятельно можете писать слова с буквосочетаниями, повесьте снежинку на ёлку.
- Если у вас есть сомнение – под ёлкой.
Если вы думаете, что эти слова вызывают у вас затруднения – на земле.
Домашнее задание.(1 мин.)
– Откройте дневники, запишите дом.задание. с.11.упр 15; правило с.11.
Молодцы! Наш урок окончен.
8.Станция –Наблюдай-ка.
(если останется время)
(Письмо под диктовку. Учащиеся выполняют деление слов для переноса, один учащийся работает на доске.)
Вышить, шила, чайник, кувшин, щука, чашка, уши, лыжи, чай. (Взаимопроверка)
Жи-ши ча-ща чу-щу
шиповник чайник чулки
снежинки туча чумазый
жираф роща щука
жизнь дача чучело
шина щавель чудо
Кто больше напишет слов с буквосочетанием жи ши ча ща чу щу.