Открытый урок во 2 классе по русскому языку.Тема урока: «Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ».

Каталог всероссийских педагогических конкурсов

Каталог всероссийских конкурсов для детей

Подать заявку на публикацию авторского материала в СМИ

Программа международных педагогических конкурсов

Автор: Ларионова Карина Виталиевна

учитель начальных классов МБОУ Широкинская СОШ

Открытый урок во 2 классе по русскому языку.Тема урока: «Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Широкинская средняя общеобразовательная школа

Открытый урок русского языка

во 2  классе

Разработку урока выполнила:

                                                  учитель начальных классов 

Ларионова Карина Виталиевна

х. Широкий

 2019-2020 учебный год

Тема урока: «Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ».

15.01.2020

Тип урока:  систематизация и обобщение знаний и умений.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать непарные твердые и мягкие согласные звуки русского языка; применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой.

 

Оборудование: Учебник « Русский язык» 2 класс автор В.П.Канакина;Разда- точный материал 2 класс автор В.П.Канакина;; мультимедийный проектор, экран, ПК; сигнальные карточки.

Цель: закрепить и обобщить знания учащихся о правилах написания слов с сочетаниями жи-ши,ча-ща,чу-щу.

Задачи:

  • Обучающие:

– систематизировать знания о правописании сочетаний : жи-ши, ча-ща, чу- щу

  • совершенствовать умение распознавать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; правильно их писать.
  • Развивающие:

-развивать речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развививать орфографическую зоркость.

  • Воспитательные:

-воспитывать организованность, самостоятельность, положительное отноше- ние к учебе.

  • воспитывать аккуратность при письме;

-воспитывать коммуникативные навыки , чувство товарищества и взаимопо- мощи.

 

Ход урока.

 

    1. Мотивация к учебной деятельности (орг. момент. 2 мин.)

Прозвенел для нас звонок-

Начинается урок.

– К нам на урок пришли гости, которым мы всегда рады. Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.

Девиз нашего урока:

Мы сюда пришли учиться,     
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно! 

    1. Актуализация знаний (сообщение темы урока. (2 мин.))

 

-Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по стране Орфографии. Она очень большая и мы посетим только один городок. А вот кто в нём живёт и какие правила там изучают, вам подскажут следующие задания:

-Посмотрите на доску. Что вы видите? (буквы )

-Назовите их:

Ж Ш  Ч Щ (жэ, ша,че,ща)

-Назовите звуки – это гласные или согласные звуки ? Почему?

-На какие две группы можно разделить эти согласные звуки: (Ж, Ч, Ш, Щ)?- (Звонкие и глухие, мягкие и твёрдые)

-Назовите всегда мягкие звуки. (Ч, Щ)

-Назовите всегда твёрдые звуки (Ж, Ш)

 -Дайте характеристику звуку, который они обозначают.

  • [Ж] – согл., зв. парн.,тв.
    [Ш] – согл., глух. парн.,тв.
    [Щ’] – согл., глух. непарн.,мягк.
  • [Ч’] – согл., глух. непарн.,мягк.

 

Соедините эти буквы на доске в « пары дружбы» (на доске запись)

Ж Ы

Ш И

Ч У

Щ Ю

Я А

-Кто из вас догадался, какая тема нашего урока?

 (Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.)

-Тема нашего урока «Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ».

 

– Используйте слова-помощники: (на доске)

Повторять ( правила о правописании сочетаний жи- ши, ча-ща, чу-щу)

Закреплять ( умение писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща,чу-щу)

 

-Скажем весёлую рифму:

Знаем твердо, что жи – ши
Пишем только с гласной и,
А в словах, где ча и ща
Мы напишем только с а.
Где же встретим мы чу – щу,
То напишем с буквой у.

 

-Итак, в добрый путь!

 

    1. Минутка чистописания.(2 мин.)

-Ребята, путешествуя по городку ,мы будем попадать на разные станции, и, чтобы перейти с одной станции на другую, мы должны будем выполнить какое –либо задание. И первая наша остановка на станции ЧИСТОПИСАНИЕ.

1.Станция –Чистописание.(на доске)

Проведем разминку для  кистей рук.

Колечко”. Поочерёдно, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.

“Кулачок – ребро – ладошка”. Ребёнок выполняет три положения руки. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости стола.

“Карандаш“

-Открываем тетради.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я берусь.

-Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Пятнадцатое января.

Классная работа.

             Выложим дорожку из сочетаний:

жи ши ча ща чу щу (на доске)

       Следите за осанкой.

    1. Закрепление знаний о правописании слов с сочетаниями

«жи-ши».

 

2.Станция –Собирай-ка.(5 мин.)(на доске)

 

– Ребята, вторая станция в нашем путешествие Собирай-ка. У вас на столе пословицы, но они рассыпались ,и вам надо их собрать. Должно получиться три пословицы.

Задание « Собери пословицу»

( работа в парах; на парты заранее выдаются листы, с разрезанными пословицами ). Проверим. Ученики называют составленные пословицы, на слайде тоже появляются целые пословицы.

Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
Ищи товарища лучше, а не хуже себя.
Делу время, а потехе час. 

-Как вы их понимаете ?

-Назовите слова, в которых встретились изученные сочетания.

(Ученики называют)

-Какие правила надо знать, чтобы правильно написать эти слова?

Дружбой дорожи, забывать её не спеши. Не стоит забывать своих друзей никогда.
Ищи товарища лучше, а не хуже себя. Нужно выбирать себе в товарищи достойного человека.
Делу время, а потехе час. Нужно отдавать делам больше времени, чем развлечениям.

Задание : спишите по вариантам :

           1 вариант – первую пословицу . Дружбой дорожи, забывать её не спеши.

           2 вариант – вторую пословицу . Ищи товарища лучше, а не хуже себя. 

Подчеркните в словах изученные орфограммы .

 

-В этих пословицах найдите слово-синоним к слову ДРУГ. (Друг – товарищ). Антоним (враг).

 

Словарная работа.( 3мин.)

Пишем слово Словарь : товарищ.

Это новое словарное слово.

Проведем фонетический анализ слова

– Сколько в слове товарищ слогов? (3) Почему три слога ?

(Дети ставят ударение, подчёркивают безударную гласную).

– Назовите ударный слог? (Ударный второй слог.)

Разделите на слоги.

-Составьте предложение со словом –товарищ и словом лыжи .

Товарищ подарил мне лыжи .

-Запишите это предложение, подчеркните главные члены или грамматическую основу. (Работа у доски).

  1.   Продолжаем наше путешествие.(5 мин.)

3.Станция –Отгадай-ка.

– Вам необходимо отгадать загадки ( дети записывают отгадки в тетрадь, в строчку).

Дети по очереди выходят к доске, записывают отгадки. Подчеркните орфограммы.

Сами крошки, боятся кошки, под полом живут, туда все несут. (Мыши).

На стене висит тарелка, По тарелке ходит стрелка. 

Стрелка та не для красы – 

Время скажут вам…(Часы). 

           Жвачное животное с очень длинной шеей (Жираф)

           Из горячего колодца через нос водица льется.(Чайник). 

          Белые горошки на зеленых ножках.(Ландыши).

– Проверка .

– Какие надо знать правила, чтобы правильно писать эти слова?

  •    Станция Отдохни-ка .

Физкультминутка для глаз .(1мин.)

 

Закрепление знаний о правописании слов с сочетаниями «ча – ща».

  •    Станция –Упражняй-ка (8 мин.) 

 

-Продолжаем путешествие. Мы переходим на станцию Упражняй-ка.

Станция – Упражняй-ка.(8мин.)

 

Откроем учебник на с. 10 и прочитаем тему нашего  урока.

 

Прочитаем правило на страниц 11.

 

Найдите упражнение 14 с.11

 

Прочитайте задание к упражнению.

 

  1. Прочитайте. В какие группы можно объединить слова?

Лыжи, жизнь, роща, чай, чудо, уши, чулок, щука, задача, шить.

 

Слова можно разделить на группы:
1) Лыжижизнь, ушишить.
2) Рощачай, задача.
3) Чудо, чулок, щука.

В каких словах выделенные буквосочетания являются слогом, а в каких – частью слога?

Слог:  лы|жи, ро|ща, чу|до, у|ши, чу|лок, щу|ка, за|да|ча.
Часть слога: жизнь, чай, шить.

Запишите слова, в которых выделенные слоги являются безударными. Запомните правописание этих слов. Подчеркните орфограммы.

Лы́жи, рóща, ýшичулóк, задáча.

  1. Станция –Танцевальная .(2 мин)

 

  1. Самостоятельная работа. (Приложение).(3 мин.)
  1. Станция –Думай- ка.

-Ребята, сейчас вы будете работать самостоятельно. Какими правилами вы будете пользоваться? Выберите уровень сложности:

Зелёный – сложный,  оранжевый – легче, розовый – самый лёгкий.

Карточка 1.

– Запиши одним словом.

  1. Зимой летят с неба .
  2. Человек долго смеётся, и тогда говорят, что ему в рот попала . 3.Берёзовая  

4.Катаются с горы зимой на длинных палках на ногах . 5.Часть колеса машины  

  1. Чайная пара: блюдце и   

Карточка 2.

  • Вставь пропущенные орфограммы «жи-ши, ча-ща, чу-щу».

 

Дятлы.

Тре т морозы. В лесу ти на, Только дятлы сту т по стволам. Они и т пи под корой. Дятлы любят долбить шки. Там они и т вкусные семена.

Карточка 3.

– Вставьте подходящие по смыслу слова.

  в лесу.  В воздухе кружатся . Птицы больше не . тучи.

Слова для справок: кричат, тишина, снежинки, мчатся.

 

  1. Рефлексия:

-Наше путешествие подходит к концу.

     С какими орфограммами познакомились на уроке?

Что должны помнить о написании этой орфограммы?

Все ли вам было понятно?

Какое задание вам было интересно выполнять?

Что не получилось?

Где допустили ошибки?

Кому нужна помощь учителя или товарищей?

 

Повторим хором правило:

Знаем твердо, что жи – ши
Пишем только с гласной и,
А в словах, где ча и ща
Мы напишем только с а.
Где же встретим мы чу – щу,
То напишем с буквой у.

 

  • Ребята, я благодарна вам за ваше огромное трудолюбие, старание и стремление к знаниям.
  • Не беда, что у кого – то из вас сегодня не всё получалось. Ведь не зря говорится в пословице: «Не стыдно не знать, а стыдно не учиться».
  • Я уверена, всё у вас получится!

-Урок полезен, всё понятно

Лишь кое- что чуть – чуть неясно. Ещё придётся потрудиться

Да, трудно всё – таки учиться!

-Оцените свою работу с помощью ёлка.

  • Если вы уверены, что самостоятельно можете писать слова с буквосочетаниями, повесьте снежинку на ёлку.
  • Если у вас есть сомнение – под ёлкой.

Если вы думаете, что эти слова вызывают у вас затруднения – на земле.

 

Домашнее задание.(1 мин.)

– Откройте дневники, запишите дом.задание. с.11.упр 15; правило с.11. 

 

Молодцы! Наш урок окончен.

 

8.Станция –Наблюдай-ка.

(если останется время)

(Письмо под диктовку. Учащиеся выполняют деление слов для переноса, один учащийся работает на доске.)

Вышить, шила, чайник, кувшин, щука, чашка, уши, лыжи, чай. (Взаимопроверка)

               Жи-ши                                     ча-ща                                     чу-щу   

                шиповник                                чайник                                   чулки

                снежинки                                 туча                                       чумазый

                жираф                                       роща                                      щука

                жизнь                                        дача                                       чучело

                шина                                         щавель                                   чудо

Кто больше напишет слов с буквосочетанием жи ши ча ща чу щу.