Конспект совместной деятельности детей и взрослых по музейной педагогике “Изготовление традиционной куклы-Московки”

автор: Ларина Татьяна Федоровна

Педагог дополнительного образования ГБОУ Школа № 1321 “Ковчег” Дошкольное отделение 1

Конспект совместной деятельности детей и взрослых по музейной педагогике “Изготовление традиционной куклы-Московки”

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

ШКОЛА № 1321 «КОВЧЕГ»» (ГБОУ Школа № 1321 «Ковчег»)

Дошкольное отделение здание № 1

КОНСПЕКТ

совместной деятельности детей и взрослых

по музейной педагогике

Тема: Изготовление традиционной куклы

«Московки» (кукла «Семья»)

                                                                                                            Педагог дополнительного

                                                                                                          образования Ларина Т.Ф.

2019 г.

Тема: Изготовление традиционной куклы «Московки»

Цель: Приобщение дошкольников и взрослых к истокам русской культуры в процессе ознакомления с историей и традициями изготовления традиционной куклы «Московки».

Задачи:

– рассказать об истории куклы,

– познакомить с традиционными приемами изготовления куклы

– научить изготавливать куклу вместе с ребенком,

– развитие мелкой моторики;

– формирование эстетического восприятия окружающего мира.

Материалы и оборудование:

Ткань х/б, нити, тесьма, ножницы. Презентация «Традиционные народные куклы. Кукла Московка»

Предварительная работа с дошкольниками:

Беседы о народных традициях, изготовление различных традиционных кукол, экскурсии по экспозиции «Кукольный хоровод»

План проведения мастер-класса:  

  1. Организационный момент  
  2. Актуализация основных моментов
  3. Знакомство с теоретическим материалом по теме
  4. Практическая часть  
  5. Подведение итогов мастер-класса  

Содержание занятия:

Педагог:

      Уважаемые гости и ребята, я рада вас приветсвовать на нашем занятии. Для гостей расскажу, что в нашем детском саду в 2014 году сотрудниками, воспитанникам и родителями создана экспозиция «Кукольный хоровод», которая явилась результатом проектной деятельности и периодически пополняется новыми экспонатами. Слайд 2

       В экспозиции представлены все виды традиционной тряпичной куклы. Это игровые куклы – Столбушка, кукла-Бабочка, Зайчик-на-пальчик, Хороводница. Обрядовые – Пеленашка, Крупеничка, кукла-Коза и др., и обереговые куклы – Берегиня, Кормилка, Колокольчик и Веснянка.  Слайд 3

        С дошкольниками 4-5 лет целесообразно изготавливать простые игровые и обрядовые куклы.  Эти куклы просты в исполнении и ребенок может их делать при минимальной помощи взрослого. Слайд 4

        Более сложные куклы могут выполнять воспитанники старшей и подготовительной групп совместно с педагогами и родителями. Эти куклы просты в исполнении и ребенок может их делать при минимальной помощи взрослого. Слайд 5, 6

        Сегодня вы вместе, взрослые и дети, научитесь делать сложную куклу.

        Эта кукла называется СемьЯ или Московка.  Слайд 7

История куклы уходит во времена образования московского княжества, которое присоединяло к себе новые земли. Москва – мать, новое княжество – новый ребенок. В кукле этот исторический процесс остановился на числе 6. Слайд 8

         Кукла Московка – оберег крепкой, дружной семьи.  Слайд 9

         Состоит она из большой куклы, в которой основа символизирует главу семьи – отца, женский образ – мама, получается папа и мама – это одно целое и еще 6 малышей. Получается – Семь Я. Ее держали в доме где-нибудь повыше – на шкафу, на полке и не давали в руки никому чужому. Слайд 10

         Прежде, чем начать делать куклу, давайте приготовим, разомнем наши пальцы.

Пальчиковая гимнастика: Слайд 11

В гости к пальчику большому

Прибегали прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний –

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья!

Друг без друга нам нельзя!

       

          По технике изготвления кукла относится к столбушкам. Используем  тканевую скрутку с вставленной внутрь палочкой. Завернем в белую ткань, перевязываем в 3-х местах. Слайд 12

          На рукава берется цветная ткань. Формируем рукава-руки, перевязывая красной нитью края ракавов. Слайд 12

          Руки приматываем к столбику в районе шеи. Слайд 13

          Юбку крепим там же где и руки – под шеей куклы. Слайд 14

          Потом привязываем кукле  фартук. Слайд 14

          На голову повязываем тесьму, накидываем платок и закрепляем на шее ниткой, для того чтобы не “наползал” на лицо кукле, когда будем завязывать его.  Именно столбушку тяжело закутать платком так, чтоб это было красиво. Куклы наших предков несли в себе доброе начало и были безликими. Никаких глазок, кнопок-носиков и губок бантиком. Кукла с лицом, по мнению славян, обретала душу и могла быть использована для колдовства и наведения порчи.

          Для деток – скрутка из ткани заверачиваем в пеленку. Слайд 15

          Деток привязываем пояском к маме. Куколка готова.  Слайд 16

 

Рефлексия:

        Посмотрите, какие красивые куклы получились у вас. Сегодня мы продолжили знакомиться с традиционными тряпичными куклами. Ранее мы с вами, ребята, делали других кукол. «Московка» отличается от них тем, что состоит не из одной фигурки, как большинство, а из нескольких. Многодетные семьи на Руси были всегда в почете, ведь они являются залогом процветания рода. Большое количество здоровых детей могло появиться и встать на ноги только в дружных и благополучных семьях, где каждый заботится не только о себе, но в первую очередь об общем благе. В таких домах дети родителей почитали, старших уважали, заботились о младших.