автор: Ларина Татьяна Федоровна
Педагог дополнительного образования ГБОУ Школа № 1321 “Ковчег” Дошкольное отделение 1
Конспект совместной деятельности детей и взрослых по музейной педагогике “Изготовление традиционной куклы-Московки”
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
ШКОЛА № 1321 «КОВЧЕГ»» (ГБОУ Школа № 1321 «Ковчег»)
Дошкольное отделение здание № 1
КОНСПЕКТ
совместной деятельности детей и взрослых
по музейной педагогике
Тема: Изготовление традиционной куклы
«Московки» (кукла «Семья»)
Педагог дополнительного
образования Ларина Т.Ф.
2019 г.
Тема: Изготовление традиционной куклы «Московки»
Цель: Приобщение дошкольников и взрослых к истокам русской культуры в процессе ознакомления с историей и традициями изготовления традиционной куклы «Московки».
Задачи:
– рассказать об истории куклы,
– познакомить с традиционными приемами изготовления куклы
– научить изготавливать куклу вместе с ребенком,
– развитие мелкой моторики;
– формирование эстетического восприятия окружающего мира.
Материалы и оборудование:
Ткань х/б, нити, тесьма, ножницы. Презентация «Традиционные народные куклы. Кукла Московка»
Предварительная работа с дошкольниками:
Беседы о народных традициях, изготовление различных традиционных кукол, экскурсии по экспозиции «Кукольный хоровод»
План проведения мастер-класса:
- Организационный момент
- Актуализация основных моментов
- Знакомство с теоретическим материалом по теме
- Практическая часть
- Подведение итогов мастер-класса
Содержание занятия:
Педагог:
Уважаемые гости и ребята, я рада вас приветсвовать на нашем занятии. Для гостей расскажу, что в нашем детском саду в 2014 году сотрудниками, воспитанникам и родителями создана экспозиция «Кукольный хоровод», которая явилась результатом проектной деятельности и периодически пополняется новыми экспонатами. Слайд 2
В экспозиции представлены все виды традиционной тряпичной куклы. Это игровые куклы – Столбушка, кукла-Бабочка, Зайчик-на-пальчик, Хороводница. Обрядовые – Пеленашка, Крупеничка, кукла-Коза и др., и обереговые куклы – Берегиня, Кормилка, Колокольчик и Веснянка. Слайд 3
С дошкольниками 4-5 лет целесообразно изготавливать простые игровые и обрядовые куклы. Эти куклы просты в исполнении и ребенок может их делать при минимальной помощи взрослого. Слайд 4
Более сложные куклы могут выполнять воспитанники старшей и подготовительной групп совместно с педагогами и родителями. Эти куклы просты в исполнении и ребенок может их делать при минимальной помощи взрослого. Слайд 5, 6
Сегодня вы вместе, взрослые и дети, научитесь делать сложную куклу.
Эта кукла называется СемьЯ или Московка. Слайд 7
История куклы уходит во времена образования московского княжества, которое присоединяло к себе новые земли. Москва – мать, новое княжество – новый ребенок. В кукле этот исторический процесс остановился на числе 6. Слайд 8
Кукла Московка – оберег крепкой, дружной семьи. Слайд 9
Состоит она из большой куклы, в которой основа символизирует главу семьи – отца, женский образ – мама, получается папа и мама – это одно целое и еще 6 малышей. Получается – Семь Я. Ее держали в доме где-нибудь повыше – на шкафу, на полке и не давали в руки никому чужому. Слайд 10
Прежде, чем начать делать куклу, давайте приготовим, разомнем наши пальцы.
Пальчиковая гимнастика: Слайд 11
В гости к пальчику большому
Прибегали прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний –
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики – друзья!
Друг без друга нам нельзя!
По технике изготвления кукла относится к столбушкам. Используем тканевую скрутку с вставленной внутрь палочкой. Завернем в белую ткань, перевязываем в 3-х местах. Слайд 12
На рукава берется цветная ткань. Формируем рукава-руки, перевязывая красной нитью края ракавов. Слайд 12
Руки приматываем к столбику в районе шеи. Слайд 13
Юбку крепим там же где и руки – под шеей куклы. Слайд 14
Потом привязываем кукле фартук. Слайд 14
На голову повязываем тесьму, накидываем платок и закрепляем на шее ниткой, для того чтобы не “наползал” на лицо кукле, когда будем завязывать его. Именно столбушку тяжело закутать платком так, чтоб это было красиво. Куклы наших предков несли в себе доброе начало и были безликими. Никаких глазок, кнопок-носиков и губок бантиком. Кукла с лицом, по мнению славян, обретала душу и могла быть использована для колдовства и наведения порчи.
Для деток – скрутка из ткани заверачиваем в пеленку. Слайд 15
Деток привязываем пояском к маме. Куколка готова. Слайд 16
Рефлексия:
Посмотрите, какие красивые куклы получились у вас. Сегодня мы продолжили знакомиться с традиционными тряпичными куклами. Ранее мы с вами, ребята, делали других кукол. «Московка» отличается от них тем, что состоит не из одной фигурки, как большинство, а из нескольких. Многодетные семьи на Руси были всегда в почете, ведь они являются залогом процветания рода. Большое количество здоровых детей могло появиться и встать на ноги только в дружных и благополучных семьях, где каждый заботится не только о себе, но в первую очередь об общем благе. В таких домах дети родителей почитали, старших уважали, заботились о младших.