Автор: Лазовская Оксана Юрьевна
учитель начальных классов МАОУ “Школа №161”
«Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе»
«Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе»
Многие современные дети рано приобретают навыки чтения. Однако, желание читать, работать с книгой, испытывать радость от прочитанного у них проявляется редко. Причины, побуждающие взять книгу в руки, прочитать ее с одной стороны, и знания, умения, навыки, обеспечивающие работу читателя с книгой и текстом, с другой, – это обязательные условия, которые в процессе обучения, формируют личностное свойство обучающегося – читательскую самостоятельность. Это то, чему предстоит учить детей и что должно стать целью работы при обучении детей чтению.
Литературное чтение – важнейшее звено в развитии младших школьников. Основная цель уроков литературного чтения – помочь ребёнку стать читателем: обогатить читательский опыт, развить читательский интерес, подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы.
Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках литературного чтения сводилось к формуле «Прочти и перескажи». Сегодня ребенка нужно учить поиску информации, её использованию. Задача учителя – развивать у школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти читательские умения служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах и являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.
Воспитать именно такого читателя нам поможет использование на уроках системно- деятельностного подхода.
« Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу
Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Данный подход осуществляется на различных этапах урока. Я хочу рассказать о некоторых приемах работы, которые использую на этапе закрепления и обобщения полученных знаний.
Прием «Перепутанные логические цепочки»
После чтения произведения учащимся предлагается построить события, цитаты, отрывки из текста, ключевые слова в логической последовательности.
Учащиеся работают самостоятельно или в парах. Затем проходит обсуждение результатов работы. Так же возможна проверка этого задания по эталону. Данный прием помогает при подготовке пересказа.
Предлагаю вам поработать в парах. У вас на столах листочки, на которых записан цитатный план рассказа Виктора Драгунского «Тайное становится явным».
Восстановите последовательность событий, пронумеруйте части.
«Вы выливаете разную гадость за окно!»
«Видеть не могу манную кашу!»
«Ты это запомнил на всю жизнь?»
«А я остался с кашей наедине».
«Ты должен съесть всё до дна!»
Давайте проверим, как вы справились с заданием. Прочитайте, пожалуйста, название первой части.
- «Видеть не могу манную кашу!»
Кто прочитает название второй части?
- 2. «Ты должен съесть всё до дна!»
Проверка такого задания возможна по эталону. Проверьте себя, верно ли вы восстановили цитатный план.
- «А я остался с кашей наедине».
- «Вы выливаете разную гадость за окно!»
- «Ты это запомнил на всю жизнь?»
Прием «Ловушка»
После работы над произведением, учитель читает из него отрывок (текста), заменяя некоторые слова и выражения. Учащиеся выступают в роли учителей, замечают и исправляют ошибки.
Предлагаю вам найти и исправить ошибки в отрывке из произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Жил старик со своею старухой
У самого черного (синего) моря;
Они жили в ветхой избушке (землянке)
Ровно двадцать (тридцать)лет и два (три) года.
Старик ловил удочкой (неводом) рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Этот прием можно использовать и для работы в парах.
Прием «Поиск информации»
Задача учащихся извлечь необходимую информацию из представленного текста. Это задание выполняется в группах.
Представьте, у нас идет обобщающий урок по разделу «Уж небо осенью дышало».
Вашему вниманию предлагается текст. (читаю текст) Он записан у вас на листочках.
Есть в осени первоначальной хрустальный день. В этот день капитан-паук спускаясь на своей паутине, заметил, что лес, точно терем расписной. Любуясь красотой осеннего леса, паучок обнаружил у сгнившей лесной избушки настоящий подарок. Это были недосмотренные грибы, среди которых шустрый зверек пытался спрятать свой барсучий нос.
Найдите и подчеркните в тексте названия или первые строки знакомых вам произведений, в скобках укажите авторов.
Названия, каких произведений или первые строки из них вы подчеркнули? Каких авторов записали?
Есть в осени первоначальной хрустальный день (Михаил Пришвин). В этот день капитан-паук (М.М. Пришвин) спускаясь на своей паутине, заметил, что лес, точно терем расписной (Иван Алексеевич Бунин). Любуясь красотой осеннего леса, паучок обнаружил у сгнившей лесной избушки (Николай Рубцов) настоящий подарок (К. Паустовский). Это были недосмотренные грибы (М.М. Пришвин), среди которых шустрый зверек пытался спрятать свой барсучий нос (Константин Паустовский).
Проверьте себя.
Проверить выполнение данного задания можно коллективно, обсуждая результаты работы, а можно предложить учащимся сделать это самостоятельно, используя учебник.
Игра «Литературное домино»
Обобщающий урок литературного чтения по определенному разделу может быть завершен игрой «Литературное домино». На карточках размещаются имена писателей, названия произведений, литературные цитаты, имена героев, их характеристики и т. д.
В создании карточек к данной игре ученики принимают активное участие. Играть можно как всем вместе, так и в группах. Для игры в группах используются карточки меньшего размера.
Расставляя карточки, учащиеся поясняют свой выбор.
Вашему вниманию предлагаю игру «Литературное домино» по разделу «Писатели о детях и для детей.
Я ставлю первую карточку, а вы подберите следующую, поясняя свой выбор.
(Николай Н. Носов «Фантазеры», Виктор Ю. Драгунский «Друг детства», Лев Н. Толстой «Косточка», Валентина А. Осеева «Волшебное слово», Аркадий П. Гайдар «Совесть»)
В.А. Осеева | плюшевый мишка |
В.Ю. Драгунский | «Совесть» |
тяжело на сердце | Мишутка и Стасик |
«Фантазеры» | Ваня |
схватил и съел | Павлик |
«Волшебное слово» | боксер |
«Друг детства» | Нина |
А.П. Гайдар | летал на луну |
Н.Н. Носов | «Косточка» |
Л.Н. Толстой | пожалуйста |
Применение системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения способствует:
- развитию познавательных способностей младших школьников;
- поддержанию интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- повышению эффективности восприятия информации учащимися;
- формированию умения работать как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими (в парах, в группах).
Таким образом, использование системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения – это путь, который ведёт к формированию правильной читательской деятельности, а также личностному росту каждого учащегося, что является одним из приоритетных направлений в современной образовательной среде.