НОД на тему: “Сказочная гжель”

Автор: Куликова Анастасия Сергеевна

воспитатель МБДОУ д/с №15

НОД на тему: “Сказочная гжель”

элементы гжели

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Радуга»

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе «Сказочная Гжель» (рисование)

 

Воспитатель: 

             Куликова Анастасия Сергеевна

Таганрог 2020 г.

 

Цель: создание  условий для обучения расписыванию готовых бумажных форм, используя элементы гжельской росписи.

Программные задачи:

Обучающие: учить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.Продолжать знакомить детей с гжельской  росписью,  ее историей. Познакомить с новым предметом посуды – квасник, с понятием «майоликовая керамика».

Развивающие: закрепить умения детей видеть и выделять характерные элементы росписи:  точки, прямые и волнистые линии, мазок «Капелька», мазок с тенью, цветы, листья, птицы. Развивать чувство цвета, умение составлять композицию узора, выделяя ее основную часть. Побуждать проявлять фантазию и самостоятельность в создании узоров по мотивам гжельской росписи.

Воспитательные: воспитывать в детях умение любоваться красотой гжельской росписи, отличать ее   своеобразие, колорит, нежность.

Воспитывать интерес и уважение к труду гжельских мастеров – умельцев.

Воспитывать любовь к устному народному творчеству, музыке; чувство гордости за свой народ.

Демонстрационный материал:

Гжельские изделия, иллюстрации гжельских изделий, слайд – шоу «Сказочная посылка с гжельской посудой, письмо, компьютерная презентация к занятию «Гжель», аудиозапись песни Ю. Чичкова «Незабудковая гжель».

Раздаточный материал: готовыебумажные формы в виде посуды для росписи, гуашь белого и синего цветов, палитра, баночки с водой, 2 кисти №3,2, ватная палочка, салфетки матерчатые и влажные, подставки для кисточек.

Предварительная работа:

Познавательный рассказ воспитателя о гжельских мастерах. Просмотр видеофильма о гжельском промысле. Рассматривание гжельских изделий. 

 

Ход занятия.

Воспитатель вносит посылку и демонстрирует её внешний вид.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, я сегодня обнаружила вот такую посылку. Как вы думаете, что может быть внутри неё и кто её прислал? 

(Дети называют самые разные предположения).

-А хотите узнать, что на самом деле находится  в этой посылке? 

Ответы детей

Воспитатель: Но чтобы она открылась вам нужно отгадать загадку.

Сине – голубые

Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые

Каждый удивиться!

Чудо на фарфоре –

Синяя купель.

Это называется

Просто роспись… 

 

Дети: Гжель!

Воспитатель: Молодцы! (Открывает посылку, достает письмо). Посмотрите, какой красивый, расписной, праздничный конверт. Скажите, а что на нем нарисовано? (Дети перечисляют элементы росписи).  Элементы какой росписи вы увидели на конверте? 

Ответы детей:

Воспитатель: Давайте прочтем это письмо. (Достает письмо, читает).

«Дорогие ребята, мы, гжельские мастера – умельцы, приглашаем вас в мастерскую, расписать изделия для ярмарки».

Воспитатель: Ребята, вы уже познакомились с Гжелью, с элементами гжельской росписи. Сегодня мы продолжим изучать тему “Сказочная Гжель”: повторим элементы гжельской росписи, и вы поработаете в творческой мастерской гжельской керамики.

Демонстрация презентации «Гжель».

(Слайд №1). Гжель – это известный керамический центр, расположенный к юго-востоку от Москвы. Гжель называют родиной и колыбелью русской керамики. Пришло к нам это слово из седой старины и обозначает “жечь, обжигать”. 

 (Слайд №2)Как и у всякой другой росписи, у гжели есть своя история. В начале 18 века по приказу Петра I купцом Гребенщековым была открыта фабрика по производству “табачных трубок и майоликовой посуды”. Спустя всего 16 лет изделия фабрики стали знаменитыми и популярными, благодаря своей самобытности и изящности.

 (Слайд №3)Все изделия гжели отличаются замысловатой формой и прекрасными лепными украшениями. Особой пластической формой поражают квасники и кумганы. Они имеют цилиндрическое тулово, изящный носик и горлышко. Дырочка в центре тулова квасника предназначена для льда, чтобы квас всегда был холодным.

 (Слайд №4)А еще очень популярны и любимы гжельские игрушки. Они добры, веселы и полны народного юмора.

Беседа по слайдам.

Воспитатель задает воспросы, дети отвечают.

– О каком промысле мы сегодня говорили?

– Из чего гжельские мастера делают свои изделия?

– Какой цвет используется в гжельской росписи?

– Каким узором украшают мастера свои изделия?

– Какие изделия делали мастера из глины?

 

Воспитатель: Хотите побыть гжельскими  мастерами? Тогда выбирайте себе изделие, которое вам нравиться. Рассаживайтесь за столы. Проверьте, пожалуйста, все ли материалы на месте? Ко всем ли пожаловала принцесса-кисточка со своими помощниками – красками, подругой палитрой, верным стражем – платочком, который утешает принцессу, если она вымокнет в воде?

Прежде чем мы приступим к рисованию, разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика: «Цветы»

Наши синие цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

 

Дети выбирают себе готовые формы и приступают к рисованию.Воспитатель контролирует готовность детей к занятию:

Всё в порядке, Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

А как нужно держать кисть при рисовании?  

Дети демонстрируют правильное положение руки при рисовании.В процессе рисования воспитатель напоминает приемы рисования: примакивания, «двойной мазок», следит за осанкой детей, координирует работу детей.

Физкультминутка.

По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой.
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).

И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).

(На протяжении всей самостоятельной работызвучит песня «Незабудковая гжель».)

Воспитатель: Понравилось, вам, ребята, быть гжельскими мастерами? Какое настроение у вас было, когда вы расписывали изделия? 

По окончании работы воспитатель предлагает детям повесить на доску, чтобы ими могли все  полюбоваться.

Воспитатель: Молодцы, ребята.  Вы хорошо потрудились сегодня.

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.