Сценарий познавательно-игровой программы “Уроки тетушки Этикет”

автор: Кузьмина Елена Васильевна

педагог дополнительного образования МБУДО “Центр внешкольной работы Советского района” г.Брянска

Сценарий познавательно-игровой программы “Уроки тетушки Этикет”

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ СОВЕТСКОГО РАЙОНА» г. БРЯНСКА

Сценарий познавательно – игровой программы

для младших школьников

«Уроки тетушки Этикет»

 

г.Брянск-2018

 

Цели: систематизация знаний об этикете,  правилах поведения в школе.

Задачи:

–  закрепить знания о правилах поведения человека среди людей;

–  закрепить знания о правилах поведения школьника;

–   расширить кругозор, обогатить словарный запас;

–   воспитывать уважение, доброту, культуру поведения;

–   развитие интереса к продуктивной деятельности;

–   воспитание потребности здорового образа жизни;

–   создать у детей положительно-эмоциональный настрой.

Возрастная категория: младший школьный возраст (учащиеся 1 класса).

Продолжительность: 1 час.

Оформление помещения: зал празднично оформлен: плакаты с тематикой этикета.

Музыкальное оформление: фонограммы музыкальных  подборок для сопровождения  игр и конкурсов.

Действующие лица:

– сказочные персонаж (куклы): Этикет, Текитэ, Мышь, Лягушка, Матрешка, Барбос, Мурзик;  

– ведущие – учащиеся 3 класса.

Реквизит:


  1. Веревка или коса из лент;
  2. 10 вешалок;
  3. 2 больших бумажных пакета;
  4. 10 кофточек;
  5. 10 жетонов;
  6. Карточки с правилами этикета;
  7. Карточки с эскизом десерта;
  8. Ширма;
  9. Театральные куклы.

 


Ход мероприятия

На краю сцены или где-то сбоку стоит ширма. Звучит музыка, постепенно затихая. На ширме появляется кукла, Дядюшка Текитэ. Он бегает по ширме и возмущенно бормочет.

Текитэ: Дядюшка Текитэ такой, дядюшка Текитэ сякой!  Ну, не поздоровался, не попрощался, ну, не сказал, пожалуйста, ну и что с того? Спешил я, некогда мне было! Все учат меня, учат! Можно подумать больше некого!!!

С другого края ширмы появляется тетушка Этикет.

Этикет: Текитэ, чем ты опять не доволен? Почему опять резкий тон?

Текитэ: Я не как не пойму, зачем все эти условности? Здрасте, до свидания, будьте так любезны, пожалуйста…(говорит с иронией).

Этикет: Этого требует, дорогой мой, Тэките, этикет.

Текитэ: А что это за этикет?

Этикет: Этикет состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных местах, формы общения, приветствий, манеры, стиль  одежды. Этикет, требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Культура поведения складывается из уважения к другим людям, доброжелательности и знаний этикета.

Текитэ: Но кто же придумал правила этикета? Кто заставил считаться с ними, как с законами?

Этикет: Конечно же, люди. Но не вдруг, не сразу. Эти правила возникли и складывались на протяжении столетий. Считается, что первая книга по этикету была написана в Египте около 2350 года до н.э. Она так и называлась: «Инструкция по поведению». К сожалению, содержание книги до нас не дошло. А вот первая дошедшая до нас книга о поведении была издана в 1204 году. Называлась она «Дисциплина Клерикалис», и написал ее испанский священник Педро Альфонсо. И лишь позже стали издаваться пособия по этикету в Голландии, Франции, Англии и других странах Европы. Правила поведения и общения людей со временем менялись, но основные нормы поведения людей в обществе остались неизменными.

Текитэ: (уныло) Да, значит здороваться все-таки, придется.

Этикет: Да, дорогой мой, Текитэ. Иначе люди тебя будут считать не воспитанным и не захотят с тобой общаться. Такие люди не привлекают, а наоборот отталкивают всех от себя. Тебе пора записаться в нашу школу этикета и немного поучиться. Согласен?

Текитэ: Да…. (задумался). Ну, что ж я согласен. Учите меня.

Этикет: А вот и наши помощники, мои ученики (к ширме подходят дети). Итак, школа этикета – открывается! (звучат фанфары).

1 ученик: Этикет – серьезный он

Так не топайте как слон.

Здесь поклон, вам – привет,

Вот что значит этикет.

 

2 ученик:  Будь опрятным, не кричи,

Словно по весне грачи.

Не дерзи, улыбнись,

После танца поклонись.

 

3 ученик: И хоть нам не много лет,

Уже знаем этикет.

Все хотим изучить.

И воспитанными быть!

Этикет: Мы часто слышим выражение «Вежливый человек». Какого человека называют вежливым?

(Ответы детей: вежливый – воспитанный, учтивый, соблюдает правила приличия)

Этикет: В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными» (обращается к детям) Ребята, а вы знаете такие? (дети называют).

Каким должен быть человек, чтобы про него могли сказать «вежливый»? Ну-ка, мои ученики, помогите нам!

1 ученик: «Волшебные слова»

Извини, пожалуйста, и разреши.

Это не слова, а ключик от души

Таблица умножения –

Есть еще таблица –

Таблица уважения!

 

2 ученик: Помните как азбуку,

Как дважды два:

«Спасибо» и «пожалуйста» –

Волшебные слова!

 

3 ученик: Всюду, где нескромному

Укажут от ворот.

Вежливый попросит

И пройдет.

 

4 ученик: Перед словом вежливым

Двери отворяются.

Пусть оно почаще всюду повторяется.

Помните как азбуку

Как дважды два:

«Спасибо» и «пожалуйста» –

Волшебные слова!

1 ученик: Дорогие ребята, вашему вниманию предлагается игра «Вежливо – невежливо»

Условия игры просты:

Если – вы со мной согласны,

И поступок хороший,

Не сидите, не молчите

Хлопайте в ладоши.

Ну, а если плох поступок

И не случался с вами,

Вы тогда все вместе, дружно

Потопайте ногами.

Итак, будьте внимательны:

 

1.Если мест в трамвае нет,

Не стоит покупать билет,

Все равно ты едешь стоя,

Лучше денег сэкономить  (топают)

 

  1. Если стали вам грубить

Нужно вслед им нахамить (топают)

 

  1. Если вам подарят книгу,

Вы ответите: «Спасибо» (хлопают)

 

  1. Если вы зашли в кино

А оно идет давно

Нужно громко прокричать:

«Кто посмел без нас начать»! (топают)

 

  1. Если к вам пришла подруга

Вы представьте её другу (хлопают)

 

  1. Если кто–то вдруг случайно

Вам на ногу наступил

Как бы он ни извинился

Поступок этот мы простим (хлопают).

 

1 ученик: Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.

Этикет: Ну, что, Текитэ, видишь, даже маленькие дети знают «волшебные слова», А ты их запомнил?

Текитэ: (вздыхает) Теперь-то я их точно не забуду, уважаемая Этикет.

Этикет: Это у нас были задания 1 ступени сложности. Переходим на вторую ступень. Посмотрим, справятся ли с ним наши дети и ты дядюшка Текитэ? Итак, где мои помощники? (выходят 3 ученика).

2 ученик: Вторая ступень обучения – школьный этикет. И что бы разобраться и понять все правила этикета, мы отправляемся в путешествие по школе. Итак, закройте глаза и представьте, как вы утром входите в школу. Куда вы идете в первую очередь?

Дети: Мы проходим в раздевалку –  гардероб, чтобы снять верхнюю одежду.

2 ученик: Правильно, открывайте глаза. А всегда ли вам бывает приятно раздеваться в нашем гардеробе? (ответы детей). Почему?

Дети: Иногда кто-то толкается, мешает, раскладывают свои вещи, вешают вещи, где попало.

2 ученик: Давайте вместе подумаем, что можно сделать, чтобы избежать неприятностей.

Игра «В гардеробе»

Игра идет в два этапа. 1 этап: Двое помощников держат веревку, на которой висят вешалки. Рядом стоят корзины с  одеждой. Дети выстраиваются в две команды по 3-5 человек. По одному человеку от команды бегут, снимают с вешалки жетончик, на вешалку одевают одежду. Для следующего участника другая вешалка и т.д. У каждой команды в руках жетоны. 2 этап: (на втором этапе могут играть другие дети) Все вешалки с одеждой меняются местами. Дети бегут с жетонами, находят вешалку со своей одеждой, складывают ее обратно в коробку, жетон крепят к вешалке.

2 ученик: А теперь, все дружно давайте определим правила поведения в гардеробе (на доске карточки состоят из двух половинок: первая – открыта, а вторая –  перевернута. Дети должны продолжить предложение)

  • Вешай свою одежду на определенное (свое) место.
  • Варежки, перчатки положи в карман, головной убор – в рукав.
  • Одежду вешай аккуратно.
  • В раздевалке не разговаривай, раздевайся быстро, не мешай другим.
  • Увидел упавшую одежду – подними.
  • В карманах ничего не оставляй.
  • Будь вежлив с товарищами, помогай другим.

3 ученик: Наше путешествие продолжается, и мы  отправимся в самое «вкусное» место в школе. Куда же это?

Дети: В школьную столовую.

3 ученик: Вот сейчас мы и узнаем все ли правила вы соблюдаете? Предлагаю вам игру «Мы в столовую идем» (объясняет правила игры).

Игра «Мы в столовую идем»

Дети стоят в кругу. По команде ведущего выполняют движения. Фоном звучит музыка.

3 ученик:  Взявшись за руки, друзья мы в столовую идем, а как?

Дети: Вот так (маршируют на месте).

3 ученик:  А как тихо идем?

Дети:  Вот так (идут на носочках).

3 ученик:   А как руки моем?

Дети:  Вот так.

3 ученик:   А как едим в столовой?

Дети:  Вот так (показывают).

3 ученик:   А как жуем?

Дети:  Вот так.

3 ученик:  А что говорим после обеда?

Дети: Спасибо!

3 ученик:  Вот мы и пришли. Ребята, а нравится ли вам приходить в школьную столовую? Вкусно ли готовят наши повара? Нужно ли их благодарить за приготовленную еду? А сейчас мы узнаем, что сегодня в столовой приготовили на десерт?

Игра «Десерт на ладони»

Дети встают друг за другом в две колонны, каждый заводит ладонь правой руки за спину. Последний участник получает карточку с изображением какой-нибудь фигуры ( стакан, крендель, яблоко и т.д.) и чертит фигуру пальцем на ладони предпоследнего участника, тот – на ладони следующего, пока знак не дойдёт до первого. Первый участник молча рисует фигуру мелом на доске.

3 ученик:  Ну, как понравился десерт? (дети отвечают).

3 ученик: А теперь, все дружно давайте определим правила поведения в школьной столовой (на доске карточки состоят из двух половинок: первая – открыта, а вторая –  перевернута. Дети должны продолжить предложение).

  1. В столовой есть закон такой – руки мой перед едой!
  2. Очень пища хороша – кушай пищу не спеша!
  3. Если будешь все съедать – шанс учиться есть на пять!
  4. Ты поел? Чиста тарелка? Отнеси ее скорей-ка!
  5. Уходя, скажи спасибо тем, кто стол накрыл красиво!

3 ученик:  И, конечно же, самое главное правило в поведении за столом – вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой обедать. А если вдруг тебе делают замечание, то нужно…. А вот как нужно и не нужно вести себя мы узнаем, посмотрев кукольный спектакль.

Кукольный спектакль «Капризка» (Приложение №1)

3 ученик:  Ребята, вам понравился спектакль? (дети отвечают) А из вас кто-нибудь глотал Капризку? (ответы детей). Если так и случалось, то теперь точно не повториться, правда, ребята? (ответы детей).

4 ученик:  А мы с вами продолжаем наше путешествие. И куда мы сейчас попадем, вы узнаете, отгадав загадку.

Комната – хранилище.

Царит в ней тишина.

Там много интересного

Узнаешь для себя.

Дети: Это библиотека.

4 ученик:  Правильно. Для чего в школе нужна библиотека? (ответы детей.)

Ребята, посмотрите, что там за шум?

Кукольная миниатюра «Совет подружке»

На ширме  с шумом появились Лягушка и Мышь. Что – то доказывают друг другу, перебивая. С другой стороны выходит Матрешка.

Матрешка: Лягушка книжек не читала,

И хоть заданья выполняла,

Училась слабо. И подружка

Такой совет дала Лягушке.

Мышка: Меня послушай, дорогая,

Я абсолютно твердо знаю,

Пятерки хочешь получать –

Так больше книг должна читать. 

Ты каждый раз в часы досуга

За чтение садись, подруга.

Немного книжку почитай –

Умнее будешь, так и знай!

4 ученик: Главное сокровище библиотеки – конечно же, книга, источник знаний. Книга нужна всем, поэтому обращаться с ней надо бережно. Может случиться так, что книга может «заболеть». Как вы думаете, почему? (ответы детей) Берегите книги! Это самое главное богатство, которое люди могут передать своим потомкам. А как правильно вести себя в библиотеке? (ответы детей)

4 ученик: А теперь, все дружно давайте определим правила поведения в библиотеке (на доске карточки состоят из двух половинок: первая – открыта, а вторая –  перевернута. Дети должны продолжить предложение).

  • В библиотеке надо соблюдать порядок, вести себя тихо, разговаривать не громко.
  • Войдя, надо поздороваться с библиотекарем, а получив книгу, обязательно сказать «спасибо».
  • Книгу надо брать только чистыми руками.
  • В книге нельзя загибать углы, следует пользоваться закладкой.
  • Если книга повреждена, ее надо «полечить».
  • Библиотечные книги надо особенно беречь, так как они предназначены для многих людей.

4 ученик: Запомнили правила? (ответы детей). Давайте их проверим играя.

Игра пантомима «Музыкальный стоп-кадр»

Подобрано 8-10 музыкальных нарезок:2-3 просто танцевальных, в библиотеке, в спортивном зале, в столовой, в гардеробе, в бассейне. Детям показываются нарезки и на каждую из них они выполняют определенные движения. В библиотеке – замерли, читают, в спорт. зале – выполняют какие-то физические упражнения, в столовой – присели-кушают, в гардеробе – одеваются-раздеваются, в бассейне – плавают и т.д. При паузе они должны замереть в позе данного образа.

4 ученик: Молодцы, ребята, хорошо усвоили все правила этикета. Вот мы и закончили путешествовать по школе.

Этикет: Да, да, да (появляется на ширме) вот вы и закончили обучение на второй ступени «Школы этикета». Хоть я и не участвовала в обучении, но я за вами все время наблюдала. И вы меня порадовали! Способные у нас подобрались ученики. Все задания выполнили на 5 (оглядывается по сторонам) А где же наш дядюшка Текитэ? (слышится храп) Не может быть! Он опять все проспал! Ну, что с ним делать? Оставляем его на повторный курс обучения. А наша школа не закрывается. У нас каникулы! Ребята, мы вас ждем на следующую ступень обучения. (к ширме подходя все 4 учеников) Правда, мои помощники?

(все вместе) До свидания! До новых встреч!

(звучит музыка)

 

 

Приложение №1

Сценарий кукольного спектакля

«Капризка»

 

Матрешка: (выходит и останавливается в центре, капризничает, закрывает лицо руками).

                                              Не хочу я руки мыть!

                                              Не хочу я кушать!

   Целый день я буду ныть,

                                              Ни кого не слушать!

(Барбос и Мурзик в стороне, смотрят на Матрешку и тихо переговариваются между собой).

Барбос: Что случилось с нашей Матрешкой? Она плачет, кричит, ничего не хочет делать!

Мурзик: Поговорим, утешим! (подходят).

Барбос: Матрешка, пойдем, погуляем! Смотри, какая хорошая погода!

Матрешка: А я хочу плохую! Пусть идет дождь! (плачет).

Мурзик: Тогда ты промокнешь.

Матрешка: Хочу промокнуть! (плачет).

Барбос: Может быть, ты хочешь есть? А принесу тебе…

Матрешка: (перебивает) Ничего я не хочу. Ни котлеты, ни конфеты. Ни чаю, ни молока, ни какао (плачет).

Мурзик: И мороженого не хочешь? Сливочного…. шоколадного…клубничного… брусничного?

Матрешка: Ни мороженого, ни пирожного! (плачет).

Барбос: Может быть, тебе холодно? Принести тебе платок?

Матрешка: Мне не холодно и не жарко! И мне ничего не надо (плачет).

Мурзик: А почему же ты плачешь и кричишь?

Матрешка: Почему я все кричу?

                     Вам какое дело?

                     Ничего я не хочу,

                     Все мне надоело! (плачет).

Барбос: Может быть, ты больна? Скажи: а-а-а!

Матрешка: Бээ-э!

Мурзик: Дыши!

Матрешка: Сами дышите!

Барбос: Сейчас мы тебя выслушаем (прижимаются ухом к Матрешке с разных сторон).

Мурзик: Ага!

Барбос: Ого!

Матрешка: Что «ага» и что «ого»?

Барбос: Определенно!

Мурзик: Это самое!

Матрешка: Что вы говорите? (Барбос и Мурзик отходят от Матрешки и шепчутся).

Барбос: Хорошо! Так и быть, скажем, тебе по секрету.

Мурзик: Только никому не говори.

Матрешка: Никому не скажу. Но что?

Барбос: Ты проглотила Капризку!

Мурзик: Он летел тут и залетел тебе в рот, когда ты плакала.

Матрешка: (смотрит на Барбоса и Мурзика) Я проглотила Капризку? А какой он?

Барбос: Он сердитый, не умытый, страшный зверь!

Мурзик: Бука, злюка, любит скуку. Он залез в тебя теперь!

Барбос: (указывает на живот, потом на спину Матрешки)

              Тут он! Тут он! Рядом, близко! И зовется он – Капризка!

Мурзик: Он залетел в тебя, и ты стала сама Капризкой!

Матрешка: Не хочу быть Капризкой!

Барбос: Тогда скажи весело и громко: «Я не хочу быть Капризкой и не буду больше капризничать. Капризка, уходи вон!»

Матрешка: Не хочу быть Капризкой! Капризка, уходи вон!

Барбос и Мурзик: Вылетел! Вон, вон, полетел Капризка! Гоните его! (бегут и машут лапами).

Матрешка: А куда же он полетел теперь?

Барбос: Искать ребят, которые стоят с открытыми ртами, плачут  и капризничают. Залетит он к ним в рот, и они станут Капризками!

Матрешка: Я больше не буду плакать, и открывать рот.

Все: (вместе) Лучше съешьте вы ириску

                       Или сладких сухарей,

                       А Капризку, а Капризку

                       Прочь гоните поскорей!