автор: Кузьмина Елена Васильевна
педагог дополнительного образования МБУДО “Центр внешкольной работы Советского района” г.Брянска
Сценарий познавательно-игровой программы “Уроки тетушки Этикет”
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ СОВЕТСКОГО РАЙОНА» г. БРЯНСКА
Сценарий познавательно – игровой программы
для младших школьников
«Уроки тетушки Этикет»
г.Брянск-2018
Цели: систематизация знаний об этикете, правилах поведения в школе.
Задачи:
– закрепить знания о правилах поведения человека среди людей;
– закрепить знания о правилах поведения школьника;
– расширить кругозор, обогатить словарный запас;
– воспитывать уважение, доброту, культуру поведения;
– развитие интереса к продуктивной деятельности;
– воспитание потребности здорового образа жизни;
– создать у детей положительно-эмоциональный настрой.
Возрастная категория: младший школьный возраст (учащиеся 1 класса).
Продолжительность: 1 час.
Оформление помещения: зал празднично оформлен: плакаты с тематикой этикета.
Музыкальное оформление: фонограммы музыкальных подборок для сопровождения игр и конкурсов.
Действующие лица:
– сказочные персонаж (куклы): Этикет, Текитэ, Мышь, Лягушка, Матрешка, Барбос, Мурзик;
– ведущие – учащиеся 3 класса.
Реквизит:
- Веревка или коса из лент;
- 10 вешалок;
- 2 больших бумажных пакета;
- 10 кофточек;
- 10 жетонов;
- Карточки с правилами этикета;
- Карточки с эскизом десерта;
- Ширма;
- Театральные куклы.
Ход мероприятия
На краю сцены или где-то сбоку стоит ширма. Звучит музыка, постепенно затихая. На ширме появляется кукла, Дядюшка Текитэ. Он бегает по ширме и возмущенно бормочет.
Текитэ: Дядюшка Текитэ такой, дядюшка Текитэ сякой! Ну, не поздоровался, не попрощался, ну, не сказал, пожалуйста, ну и что с того? Спешил я, некогда мне было! Все учат меня, учат! Можно подумать больше некого!!!
С другого края ширмы появляется тетушка Этикет.
Этикет: Текитэ, чем ты опять не доволен? Почему опять резкий тон?
Текитэ: Я не как не пойму, зачем все эти условности? Здрасте, до свидания, будьте так любезны, пожалуйста…(говорит с иронией).
Этикет: Этого требует, дорогой мой, Тэките, этикет.
Текитэ: А что это за этикет?
Этикет: Этикет состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных местах, формы общения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет, требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Культура поведения складывается из уважения к другим людям, доброжелательности и знаний этикета.
Текитэ: Но кто же придумал правила этикета? Кто заставил считаться с ними, как с законами?
Этикет: Конечно же, люди. Но не вдруг, не сразу. Эти правила возникли и складывались на протяжении столетий. Считается, что первая книга по этикету была написана в Египте около 2350 года до н.э. Она так и называлась: «Инструкция по поведению». К сожалению, содержание книги до нас не дошло. А вот первая дошедшая до нас книга о поведении была издана в 1204 году. Называлась она «Дисциплина Клерикалис», и написал ее испанский священник Педро Альфонсо. И лишь позже стали издаваться пособия по этикету в Голландии, Франции, Англии и других странах Европы. Правила поведения и общения людей со временем менялись, но основные нормы поведения людей в обществе остались неизменными.
Текитэ: (уныло) Да, значит здороваться все-таки, придется.
Этикет: Да, дорогой мой, Текитэ. Иначе люди тебя будут считать не воспитанным и не захотят с тобой общаться. Такие люди не привлекают, а наоборот отталкивают всех от себя. Тебе пора записаться в нашу школу этикета и немного поучиться. Согласен?
Текитэ: Да…. (задумался). Ну, что ж я согласен. Учите меня.
Этикет: А вот и наши помощники, мои ученики (к ширме подходят дети). Итак, школа этикета – открывается! (звучат фанфары).
1 ученик: Этикет – серьезный он
Так не топайте как слон.
Здесь поклон, вам – привет,
Вот что значит этикет.
2 ученик: Будь опрятным, не кричи,
Словно по весне грачи.
Не дерзи, улыбнись,
После танца поклонись.
3 ученик: И хоть нам не много лет,
Уже знаем этикет.
Все хотим изучить.
И воспитанными быть!
Этикет: Мы часто слышим выражение «Вежливый человек». Какого человека называют вежливым?
(Ответы детей: вежливый – воспитанный, учтивый, соблюдает правила приличия)
Этикет: В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными» (обращается к детям) Ребята, а вы знаете такие? (дети называют).
Каким должен быть человек, чтобы про него могли сказать «вежливый»? Ну-ка, мои ученики, помогите нам!
1 ученик: «Волшебные слова»
Извини, пожалуйста, и разреши.
Это не слова, а ключик от души
Таблица умножения –
Есть еще таблица –
Таблица уважения!
2 ученик: Помните как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «пожалуйста» –
Волшебные слова!
3 ученик: Всюду, где нескромному
Укажут от ворот.
Вежливый попросит
И пройдет.
4 ученик: Перед словом вежливым
Двери отворяются.
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните как азбуку
Как дважды два:
«Спасибо» и «пожалуйста» –
Волшебные слова!
1 ученик: Дорогие ребята, вашему вниманию предлагается игра «Вежливо – невежливо»
Условия игры просты:
Если – вы со мной согласны,
И поступок хороший,
Не сидите, не молчите
Хлопайте в ладоши.
Ну, а если плох поступок
И не случался с вами,
Вы тогда все вместе, дружно
Потопайте ногами.
Итак, будьте внимательны:
1.Если мест в трамвае нет,
Не стоит покупать билет,
Все равно ты едешь стоя,
Лучше денег сэкономить (топают)
- Если стали вам грубить
Нужно вслед им нахамить (топают)
- Если вам подарят книгу,
Вы ответите: «Спасибо» (хлопают)
- Если вы зашли в кино
А оно идет давно
Нужно громко прокричать:
«Кто посмел без нас начать»! (топают)
- Если к вам пришла подруга
Вы представьте её другу (хлопают)
- Если кто–то вдруг случайно
Вам на ногу наступил
Как бы он ни извинился
Поступок этот мы простим (хлопают).
1 ученик: Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.
Этикет: Ну, что, Текитэ, видишь, даже маленькие дети знают «волшебные слова», А ты их запомнил?
Текитэ: (вздыхает) Теперь-то я их точно не забуду, уважаемая Этикет.
Этикет: Это у нас были задания 1 ступени сложности. Переходим на вторую ступень. Посмотрим, справятся ли с ним наши дети и ты дядюшка Текитэ? Итак, где мои помощники? (выходят 3 ученика).
2 ученик: Вторая ступень обучения – школьный этикет. И что бы разобраться и понять все правила этикета, мы отправляемся в путешествие по школе. Итак, закройте глаза и представьте, как вы утром входите в школу. Куда вы идете в первую очередь?
Дети: Мы проходим в раздевалку – гардероб, чтобы снять верхнюю одежду.
2 ученик: Правильно, открывайте глаза. А всегда ли вам бывает приятно раздеваться в нашем гардеробе? (ответы детей). Почему?
Дети: Иногда кто-то толкается, мешает, раскладывают свои вещи, вешают вещи, где попало.
2 ученик: Давайте вместе подумаем, что можно сделать, чтобы избежать неприятностей.
Игра «В гардеробе»
Игра идет в два этапа. 1 этап: Двое помощников держат веревку, на которой висят вешалки. Рядом стоят корзины с одеждой. Дети выстраиваются в две команды по 3-5 человек. По одному человеку от команды бегут, снимают с вешалки жетончик, на вешалку одевают одежду. Для следующего участника другая вешалка и т.д. У каждой команды в руках жетоны. 2 этап: (на втором этапе могут играть другие дети) Все вешалки с одеждой меняются местами. Дети бегут с жетонами, находят вешалку со своей одеждой, складывают ее обратно в коробку, жетон крепят к вешалке.
2 ученик: А теперь, все дружно давайте определим правила поведения в гардеробе (на доске карточки состоят из двух половинок: первая – открыта, а вторая – перевернута. Дети должны продолжить предложение)
- Вешай свою одежду на определенное (свое) место.
- Варежки, перчатки положи в карман, головной убор – в рукав.
- Одежду вешай аккуратно.
- В раздевалке не разговаривай, раздевайся быстро, не мешай другим.
- Увидел упавшую одежду – подними.
- В карманах ничего не оставляй.
- Будь вежлив с товарищами, помогай другим.
3 ученик: Наше путешествие продолжается, и мы отправимся в самое «вкусное» место в школе. Куда же это?
Дети: В школьную столовую.
3 ученик: Вот сейчас мы и узнаем все ли правила вы соблюдаете? Предлагаю вам игру «Мы в столовую идем» (объясняет правила игры).
Игра «Мы в столовую идем»
Дети стоят в кругу. По команде ведущего выполняют движения. Фоном звучит музыка.
3 ученик: Взявшись за руки, друзья мы в столовую идем, а как?
Дети: Вот так (маршируют на месте).
3 ученик: А как тихо идем?
Дети: Вот так (идут на носочках).
3 ученик: А как руки моем?
Дети: Вот так.
3 ученик: А как едим в столовой?
Дети: Вот так (показывают).
3 ученик: А как жуем?
Дети: Вот так.
3 ученик: А что говорим после обеда?
Дети: Спасибо!
3 ученик: Вот мы и пришли. Ребята, а нравится ли вам приходить в школьную столовую? Вкусно ли готовят наши повара? Нужно ли их благодарить за приготовленную еду? А сейчас мы узнаем, что сегодня в столовой приготовили на десерт?
Игра «Десерт на ладони»
Дети встают друг за другом в две колонны, каждый заводит ладонь правой руки за спину. Последний участник получает карточку с изображением какой-нибудь фигуры ( стакан, крендель, яблоко и т.д.) и чертит фигуру пальцем на ладони предпоследнего участника, тот – на ладони следующего, пока знак не дойдёт до первого. Первый участник молча рисует фигуру мелом на доске.
3 ученик: Ну, как понравился десерт? (дети отвечают).
3 ученик: А теперь, все дружно давайте определим правила поведения в школьной столовой (на доске карточки состоят из двух половинок: первая – открыта, а вторая – перевернута. Дети должны продолжить предложение).
- В столовой есть закон такой – руки мой перед едой!
- Очень пища хороша – кушай пищу не спеша!
- Если будешь все съедать – шанс учиться есть на пять!
- Ты поел? Чиста тарелка? Отнеси ее скорей-ка!
- Уходя, скажи спасибо тем, кто стол накрыл красиво!
3 ученик: И, конечно же, самое главное правило в поведении за столом – вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой обедать. А если вдруг тебе делают замечание, то нужно…. А вот как нужно и не нужно вести себя мы узнаем, посмотрев кукольный спектакль.
Кукольный спектакль «Капризка» (Приложение №1)
3 ученик: Ребята, вам понравился спектакль? (дети отвечают) А из вас кто-нибудь глотал Капризку? (ответы детей). Если так и случалось, то теперь точно не повториться, правда, ребята? (ответы детей).
4 ученик: А мы с вами продолжаем наше путешествие. И куда мы сейчас попадем, вы узнаете, отгадав загадку.
Комната – хранилище.
Царит в ней тишина.
Там много интересного
Узнаешь для себя.
Дети: Это библиотека.
4 ученик: Правильно. Для чего в школе нужна библиотека? (ответы детей.)
Ребята, посмотрите, что там за шум?
Кукольная миниатюра «Совет подружке»
На ширме с шумом появились Лягушка и Мышь. Что – то доказывают друг другу, перебивая. С другой стороны выходит Матрешка.
Матрешка: Лягушка книжек не читала,
И хоть заданья выполняла,
Училась слабо. И подружка
Такой совет дала Лягушке.
Мышка: Меня послушай, дорогая,
Я абсолютно твердо знаю,
Пятерки хочешь получать –
Так больше книг должна читать.
Ты каждый раз в часы досуга
За чтение садись, подруга.
Немного книжку почитай –
Умнее будешь, так и знай!
4 ученик: Главное сокровище библиотеки – конечно же, книга, источник знаний. Книга нужна всем, поэтому обращаться с ней надо бережно. Может случиться так, что книга может «заболеть». Как вы думаете, почему? (ответы детей) Берегите книги! Это самое главное богатство, которое люди могут передать своим потомкам. А как правильно вести себя в библиотеке? (ответы детей)
4 ученик: А теперь, все дружно давайте определим правила поведения в библиотеке (на доске карточки состоят из двух половинок: первая – открыта, а вторая – перевернута. Дети должны продолжить предложение).
- В библиотеке надо соблюдать порядок, вести себя тихо, разговаривать не громко.
- Войдя, надо поздороваться с библиотекарем, а получив книгу, обязательно сказать «спасибо».
- Книгу надо брать только чистыми руками.
- В книге нельзя загибать углы, следует пользоваться закладкой.
- Если книга повреждена, ее надо «полечить».
- Библиотечные книги надо особенно беречь, так как они предназначены для многих людей.
4 ученик: Запомнили правила? (ответы детей). Давайте их проверим играя.
Игра пантомима «Музыкальный стоп-кадр»
Подобрано 8-10 музыкальных нарезок:2-3 просто танцевальных, в библиотеке, в спортивном зале, в столовой, в гардеробе, в бассейне. Детям показываются нарезки и на каждую из них они выполняют определенные движения. В библиотеке – замерли, читают, в спорт. зале – выполняют какие-то физические упражнения, в столовой – присели-кушают, в гардеробе – одеваются-раздеваются, в бассейне – плавают и т.д. При паузе они должны замереть в позе данного образа.
4 ученик: Молодцы, ребята, хорошо усвоили все правила этикета. Вот мы и закончили путешествовать по школе.
Этикет: Да, да, да (появляется на ширме) вот вы и закончили обучение на второй ступени «Школы этикета». Хоть я и не участвовала в обучении, но я за вами все время наблюдала. И вы меня порадовали! Способные у нас подобрались ученики. Все задания выполнили на 5 (оглядывается по сторонам) А где же наш дядюшка Текитэ? (слышится храп) Не может быть! Он опять все проспал! Ну, что с ним делать? Оставляем его на повторный курс обучения. А наша школа не закрывается. У нас каникулы! Ребята, мы вас ждем на следующую ступень обучения. (к ширме подходя все 4 учеников) Правда, мои помощники?
(все вместе) До свидания! До новых встреч!
(звучит музыка)
Приложение №1
Сценарий кукольного спектакля
«Капризка»
Матрешка: (выходит и останавливается в центре, капризничает, закрывает лицо руками).
Не хочу я руки мыть!
Не хочу я кушать!
Целый день я буду ныть,
Ни кого не слушать!
(Барбос и Мурзик в стороне, смотрят на Матрешку и тихо переговариваются между собой).
Барбос: Что случилось с нашей Матрешкой? Она плачет, кричит, ничего не хочет делать!
Мурзик: Поговорим, утешим! (подходят).
Барбос: Матрешка, пойдем, погуляем! Смотри, какая хорошая погода!
Матрешка: А я хочу плохую! Пусть идет дождь! (плачет).
Мурзик: Тогда ты промокнешь.
Матрешка: Хочу промокнуть! (плачет).
Барбос: Может быть, ты хочешь есть? А принесу тебе…
Матрешка: (перебивает) Ничего я не хочу. Ни котлеты, ни конфеты. Ни чаю, ни молока, ни какао (плачет).
Мурзик: И мороженого не хочешь? Сливочного…. шоколадного…клубничного… брусничного?
Матрешка: Ни мороженого, ни пирожного! (плачет).
Барбос: Может быть, тебе холодно? Принести тебе платок?
Матрешка: Мне не холодно и не жарко! И мне ничего не надо (плачет).
Мурзик: А почему же ты плачешь и кричишь?
Матрешка: Почему я все кричу?
Вам какое дело?
Ничего я не хочу,
Все мне надоело! (плачет).
Барбос: Может быть, ты больна? Скажи: а-а-а!
Матрешка: Бээ-э!
Мурзик: Дыши!
Матрешка: Сами дышите!
Барбос: Сейчас мы тебя выслушаем (прижимаются ухом к Матрешке с разных сторон).
Мурзик: Ага!
Барбос: Ого!
Матрешка: Что «ага» и что «ого»?
Барбос: Определенно!
Мурзик: Это самое!
Матрешка: Что вы говорите? (Барбос и Мурзик отходят от Матрешки и шепчутся).
Барбос: Хорошо! Так и быть, скажем, тебе по секрету.
Мурзик: Только никому не говори.
Матрешка: Никому не скажу. Но что?
Барбос: Ты проглотила Капризку!
Мурзик: Он летел тут и залетел тебе в рот, когда ты плакала.
Матрешка: (смотрит на Барбоса и Мурзика) Я проглотила Капризку? А какой он?
Барбос: Он сердитый, не умытый, страшный зверь!
Мурзик: Бука, злюка, любит скуку. Он залез в тебя теперь!
Барбос: (указывает на живот, потом на спину Матрешки)
Тут он! Тут он! Рядом, близко! И зовется он – Капризка!
Мурзик: Он залетел в тебя, и ты стала сама Капризкой!
Матрешка: Не хочу быть Капризкой!
Барбос: Тогда скажи весело и громко: «Я не хочу быть Капризкой и не буду больше капризничать. Капризка, уходи вон!»
Матрешка: Не хочу быть Капризкой! Капризка, уходи вон!
Барбос и Мурзик: Вылетел! Вон, вон, полетел Капризка! Гоните его! (бегут и машут лапами).
Матрешка: А куда же он полетел теперь?
Барбос: Искать ребят, которые стоят с открытыми ртами, плачут и капризничают. Залетит он к ним в рот, и они станут Капризками!
Матрешка: Я больше не буду плакать, и открывать рот.
Все: (вместе) Лучше съешьте вы ириску
Или сладких сухарей,
А Капризку, а Капризку
Прочь гоните поскорей!