автор: Кузьмина Елена Васильевна
педагог дополнительного образования МБУДО “Центр внешкольной работы Советского района” г.Брянска, Брянская область, город Брянск
Сценарий познавательно-игровой программы “Земное приключение Така и Нетаки с планеты Н”
Сценарий познавательно – игровой программы для младших школьников
«Земное путешествие Така и Нетаки с планеты Н»
(по мотивам рассказов В. Осеева)
Цель: организация досуга, систематизация знаний об правилах общения и поведения младших школьников в разных жизненных ситуациях.
Задачи:
– закрепить знания о правилах поведения человека в обществе;
– расширить кругозор, обогатить словарный запас;
– воспитывать уважение, доброту, культуру поведения;
– развитие интереса к продуктивной деятельности;
– создание у детей положительно-эмоционального подъема;
– воспитание потребности здорового образа жизни.
Возрастная категория: младший школьный возраст.
Продолжительность: 1 час.
Оформление помещения: зал разделен на две зоны: первая – учебный кабинет Планеты Н (на стене плакаты с изображением планет солнечной системы и космических кораблей), учебный кабинет планеты Земля (на заднем фоне установлена доска). На переднем плане импровизированная сцена.
Музыкальное оформление: музыкальная подборка с фоновой музыкой до начала мероприятия (космическая тематика), фонограммы для сопровождения игр и конкурсов.
Действующие лица:
– инопланетяне: учитель Изза Гуманойдовна, ученики – Так и Нетака,
– земляне: ученики – дети, сидящие в зрительном зале; артисты, участвующие в мини-спектаклях (см. приложение №1-5),
-кукловоды: Матрешка, Барбос, Мурзик.
Реквизит:
– шапочки инопланетян;
– лупа;
– 4 шарфа;
– плакаты с правилами этикета;
– карандаши;
– ширма;
– театральные куклы;
– 4 коробки или корзинки;
-10 предметов для конкурса (по 2 карандаша, блокнота, книжки, линейки, ручки);
– все по два: очки, платки, фартуки., тапочки, халаты;
– мяч.
Сценарный ход
Планета Н. Инопланетная школа. Идет подготовка к уроку, на котором ученики изучают жизнь на разных планетах. За одной партой сидят Так и Нетака. Они рассматривают карты и им на глаза попадается лупа.
Так: Что это за предмет?
Нетака: Какой-то антиквариат…где ты его нашел?
Так: Да, тут в углу валялся. А он не плохо увеличивает (смотрит через лупу на карты миров). О, а это что за мини планета? (читает) З-е-мл-я.
Нетака: Дай, я тоже посмотреть хочу! (вырывает из рук лупу).
Так: Я еще не все рассмотрел! (начинается потасовка. В это время заходит учитель).
Учитель: Так и Нетака, что вы опять не поделили? (подходит к ним, смотрит.) Это лупа, а что вы там рассматриваете? А это планета солнечной системы и называется она Земля.
Так: Красивая!
Нетака: Голубая!
Учитель: Итак, начинаем урок. Здравствуйте, дети! (учитель делает поклон головой, дети здороваются поклоном глубоким). Можете сесть на свои места.
Так: Изза Гуманойдовна, а как живые существа на планете Земля приветствуют друг друга?
Учитель: О, у землян, так их называют, много разных приветствий!
Нетака: Расскажите, расскажите!
Учитель: Например, здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день или вечер, а мужчины приветствуют друг друга, взявшись за кисть руки и ее слегка потрясая.
Так: Интересно!
Учитель: Да, у них много способов приветствий, а дети любят играть в приветствия. Хотите покажу?
Все: Хотим!
Игра на знакомство
Учитель объясняет детям условия игры.
Дети повторяют за учителем движения.
Давайте помашем рукою, вот так (машет правой рукой)
Давайте помашем другою, вот так (машет левой рукой)
Давайте помашем двумя, веселей (машет зрителям двумя руками)
Вот так, на Земле мы встречаем друзей!
Давайте-ка топнем ногою, вот так (топает правой ногой)
Давайте-ка топнем другою, вот так! (топает левой ногой)
Давайте потопаем вместе, дружней (топают обеими ногами)
Вот так, на Земле мы встречаем гостей!
Давайте-ка хлопнем в ладоши, вот так (хлопает один раз)
Давайте-ка хлопнем еще раз, вот так (хлопает два раза)
Давайте похлопаем вместе, дружней (хлопает в ладоши много раз)
Вот так, на Земле мы встречаем друзей!
Так и Нетака: Как весело дети приветствуют друг друга на планете Земля!
Нетака: Ох, как бы я хотела попасть на эту планету и подружится с землянами! (мечтательно).
Так: Изза Гуманойдовна, а для чего эта кнопочка? (показывает на кнопку на лупе)
Учитель: Она для исполнения желаний… Только не нажимайте, это опасно! (но не успевает, дети нажимают и переносятся на Землю. Звучит космическая музыка скоростного полета).
Смена декораций. Гаснет свет. Сцена из мини-спектакля «На катке». Появляются Так и Нетака на краю сцены, разглядывают все вокруг.
Нетака: Где это мы?
Так: Не знаю. Кажется, на планете Земля. Тссс… Слышишь? Прячься!
(Так и Нетака наблюдают из-за укрытия за происходящим).
Мини-спектакль «На катке» (см. приложение №2).
(После спектакля выбегают на каток, пытаясь помочь девочке).
Нетака: (возмущенно) Не так, не так… (бегает вокруг девочки).
Так: Успокойся Нетака!
Нетака: Она же плачет!
Так: Разве так можно поступать с упавшим? (обращается в зал)
Нетака: Не так, не так себя нужно вести!!!
Так: Может не все такие бездушные на этой планете, как этот землянин? Нужно у них спросить. У меня есть мяч справедливости, давай, Нетака запустим его людям и пусть они ответят честно.
Игра «Мяч справедливости» (да или нет).
Так кидает мяч в руки и задает вопрос, а кто ловит отвечает да или нет:
– Нужно людям помогать? Да
– Малышей, девчонок обижать? Нет
– Нужно иметь свое мнение? Да
– Смеяться над тем, кто упал? Нет
– Пожалеть того, кому больно? Да
– Правила этикета соблюдать? Да
Так: Видишь, Нетака, не все здесь такие, как тот землянин!
Нетака: Вот вам памятка и запомните (поднимает плакат): «Будь внимателен к людям и имей свое мнение!» (плакат крепят на ширме, доске, стене).
Так: Да, (уже между собой) на этой планете дети любят пошалить и забывают про самые простые добрые отношения между друг другом.
Дети: А вы кто такие?
Так: Мы дети с планеты Н.
Дети: Разве на вашей планете такого не бывает?
Нетака: Мы учимся на ошибках жителей других планет. У нас даже такой урок есть – жизневедение называется!
Так: Наша учительница, Изза Гумонойдовна, включает нам фрагменты вашей жизни, и мы разбираем ошибки, а потом запоминаем и никогда не повторяем их. Вот, например, на прошлом уроке, смотрите…. (делает вид, что включает голографию, звучит музыка и идет спектакль «Синие листья» (см. приложение №1).
Так: Ну, что видели? И что вы скажите?
Нетака: Так на нашей планете не поступают. А у вас всегда такие…не доброжелательные и как это у вас говорят….
Дети: Жадные!
Нетака: Да, именно!
Так: А вы, как думаете? (смотрит в зал).
Дети: (ответы детей) Нужно друг другу помогать, не жадничать и т.п.
Нетака: А при общении друг с другом необходимо использовать волшебные слова и тогда на ваши просьбы всегда откликнуться. Вот, как в этом случае… (звучит музыка). Спектакль «Волшебное слово» (см. приложение №3).
Нетака: Видели, какие чудеса творят эти «волшебные», а на самом деле самые простые слова добра и внимания?
Дети: (ответы детей) Да!
Так: А я предлагаю поиграть ведь это любят все дети. Хотите?
Дети: Да!
Так: Итак, слушайте правила игры.
Игра «Волшебное слово»
Игра на внимание. Делимся на две команды. Перед каждой командой коробка с одинаковыми предметами. Дети строятся в колонны и предметы передают по цепочке. В конце колонны еще коробка куда собирают все переданное. Ведущий называет эти предметы, но дети должны взять предмет, только тогда, когда ведущий скажет слово, пожалуйста. Например, передайте карандаш, передайте линейку, передайте, пожалуйста ручку и т.д. Ведущий может путать, например, передайте блокнот по…живее или передайте тетрадь по…быстрее. Побеждает команда, которая быстрее и больше наберет предметов.
Нетака: Ребята, а какие еще вы знаете «волшебные слова»? (дети называют – будьте так добры, будьте так любезны, здравствуйте, до свидания и т.п.)
Так: Давайте будем помнить эти слова и всегда обращаться ко всем используя их. Тогда и мир вокруг станет добрее и прекраснее.
Так: А что бы вы не забыли вот вам памятка (достает плакат «Хочешь, чтобы с тобой общались, дружили, тебя понимали и любили – не забывай волшебные слова» и крепит его к доске).
Дети: Мы будем стараться!
Один землянин: Да у нас в школе и на улице много происходит разных ситуаций и хороших и не очень. Об одной такой я сейчас расскажу, а лучше покажу. Смотрите!
Идет мини – спектакль «Просто старушка» (см. приложение №4).
Так: О, так, так! Правильно поступил мальчик.
Нетака: А может не так? Может нужно было пройти мимо? А как земляне об этом думают?
Дети: Нет, правильно поступил мальчик.
Так: А девочка не поняла почему он так поступил. А как вы думаете почему?
Дети: (идет дискуссия) Дети отвечают: мальчик добрый, помогает всем, особенно стареньким.
Нетака: Ну, тогда вам еще одна памятка: «Будь внимателен к ближнему и помогай любому, кому нужна твоя помощь»
Так: А на нашей планете нет старых, правда, Нетака?
Нетака: Да, и кто такие бабушки мы не знаем.
Дети Земляне: А мы сейчас вам поможем понять какие наши бабушки.
Игра «Наши бабушки»
Две команды по три человека. Один – играет роль бабушки, двое – помогают. Задача команд быстро и правильно одеть бабушку (халат, фартук, тапочки, платок, очки) и игрок в роли бабушки должен продефилировать, как бабушка (согнувшись, охая и ахая, хромая и т.д.). Потом двое помощников переводят псевдо бабушку как бы через дорогу. Аплодисментами дети выбирают самую понравившуюся «бабушку».
Дети Земляне: Теперь поняли, кто такие бабушки?
Так и Нетака: (вместе) Да!
Дети Земляне: А еще наши бабушки самые добрые, заботливые, ласковые, самые, самые любимые!!! И в честь их предлагаем танец о наших бабушках.
Массовый танец «Бабушки старушки – ушки на макушки…или что-то еще» (танцуют все: дети, псевдо бабушки и инопланетяне).
Так и Нетака: Весело у вас!
Дети Земляне: А как с вежливость на других планетах? Вы знаете?
Так: Да, по-разному. Есть такие планеты куда летать не хочется. Там ух, как не приятно! Например, на планете Каприз. Смотрите… (нажимает кнопку, звучит музыка). Кукольный спектакль «Капризка» (см. приложение №5).
Так: Видели?
Нетака: Но даже на таких планетах учатся хорошему, доброму и стараются меняться. А мне на вашей планете так понравилось! У вас столько хорошего, доброго и веселого, правда Так?
Так: Так, так! Я рад, что наша шалость занесла нас на вашу удивительную планету Земля. Берегите ее!
Нетака: Любите, уважайте старших и будьте внимательны друг к другу.
Так: А теперь вместе и дружно ответьте:
Вы – дружные ребята! Дети – да!
Вы – вежливые ребята! Дети – да!
Вы – внимательные ребята! Дети – да!
Вы – добрые ребята! Дети – да!
Вы – заботливые ребята! Дети – да!
Старших уважаете? Дети – да!
Малышей не обижаете? Дети – нет!
Молодцы, ребята! Не забывайте эти прописные истины!
Нетака: Так, смотри кнопка мигает (музыкальный сигнал) нам пора домой, а то портал закроется, и мы не сможем вернуться.
Так: Да. Как там у вас говорится? «В гостях хорошо, а дома лучше» Правильная мудрость! Нам пора!
Так и Нетака: До свидания! (жмут на кнопку, звучит музыка, гаснет свет, и они исчезают).
Дети: (машут руками им в след).
:
Приложение №1
Мини-спектакль «Синие листья»
Рассказчик: У Кати было два зелёных карандаша. У Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю.
Лена: Дай мне зелёный карандаш!
Катя: Спрошу у мамы.
Рассказчик: Приходят на другой день обе девочки в школу, спрашивает Лена.
Лена: Позволила мама?
Катя: (Катя со вздохом) Мама-то позволила, а брата я не спросила.
Лена: Ну, что ж, спроси ещё брата.
Рассказчик: Приходит Катя на другой день.
Лена: Ну, что, позволил брат?
Катя: Брат – то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
Лена: Я осторожненько.
Катя: Смотри, не чини, не нажимай крепко и в рот не бери. Да не рисуй много.
Лена: Мне только листочки на деревьях нарисовать надо, да травку зелёную.
Катя: Это много!
Рассказчик: Нахмурила Катя брови, и лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней.
Катя: Ну, что ж ты? Бери!
Лена: Не надо.
Рассказчик: На уроке учитель спрашивает.
Учитель: Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
Лена: Карандаша зелёного нет.
Учитель: А почему же ты у своей подружки не взяла?
Рассказчик: Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит.
Катя: Я ей давала, а она – не берёт.
Рассказчик: Посмотрел учитель на обеих и сказал.
Учитель: Надо так давать, чтобы можно было взять.
Приложение №2
Мини-спектакль «На катке»
Рассказчик: День был солнечный. Лед блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы – то ехал на одной ноге, то кружился волчком.
Мальчик: Молодец!
Рассказчик: Крикнул ему один из мальчишек.
Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.
Витя: Я нечаянно… Ушиблась?
Девочка: Коленку…
Рассказчик: Сзади раздался смех.
Витя: Надо мной смеются!
Рассказчик: Витя с досадой отвернулся от девочки.
Витя: Эка невидаль – коленка! Вот плакса!
Мальчишки: Иди к нам!
Рассказчик: Витя подошел к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.
Приложение №3
Спектакль «Волшебное слово»
Рассказчик: Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
Павлик: Подвиньтесь.
Рассказчик: Старик подвинулся и, взглянув на красное сердитое лицо мальчика и спросил.
Старик: С тобой что-то случилось?
Павлик: А вам-то что?
Старик: Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
Павлик: Еще бы! Я скоро совсем убегу из дому.
Старик: Убежишь?
Павлик: Убегу! Из-за одной Ленки убегу. Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
Старик: Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
Павлик: Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…
Рассказчик: Павлик засопел от обиды.
Старик: Пустяки! Один поругает – другой пожалеет.
Павлик: Никто меня не жалеет! Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»
Рассказчик: Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
Старик: Что же, не берёт тебя брат?
Павлик: А почему вы все спрашиваете?
Рассказчик: Старик разгладил длинную бороду.
Старик: Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…
Рассказчик: Павлик раскрыл рот.
Старик: Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза…
Павлик: А какое слово?
Рассказчик: Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил.
Старик: Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
Павлик: Я попробую, я сейчас же попробую.
Рассказчик: Он вскочил и побежал домой. Лена сидела за столом и рисовала. Краски зелёные, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучку и накрыла рукой.
Рассказчик: Обманул старик! Разве такая поймет волшебное слово!
Рассказчик: Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал.
Павлик: Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
Рассказчик: Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
Лена: Ка…кую тебе?
Павлик: Мне синюю.
Рассказчик: Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
Павлик: Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?
Рассказчик: Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал.
Павлик: Дай мне кусочек пирожка…пожалуйста.
Рассказчик: Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке в глазах, в улыбке…
Бабушка: Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой!
Рассказчик: Приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок. Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её обе щеки.
Павлик: Волшебник! Волшебник!
Рассказчик: За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил.
Павлик: Возьми меня, пожалуйста.
Рассказчик: За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
Лена: Возьми его, что тебе стоит!
Бабушка: Ну, отчего же не взять? Конечно, возьми.
Павлик: Пожалуйста.
Рассказчик: Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы.
Брат: Эх, ты, путешественник! Ну, ладно, собирайся.
Павлик: Помогло! Опять помогло!
Рассказчик: Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
Приложение №4
Мини-спектакль «Просто старушка»
Рассказчик: По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
Мальчик: Подержи мои книжки!
Рассказчик: Крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь к старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его.
Девочка: Это твоя бабушка?
Мальчик: Нет.
Девочка: Мама?
Мальчик: Нет.
Девочка: Ну, тётя? Или знакомая?
Мальчик: Да нет же, нет! Это просто старушка.
Приложение №5
Кукольный спектакль «Капризка»
Матрешка: (выходит и останавливается в центре ширмы, капризничает, закрывает лицо руками)
Не хочу я руки мыть!
Не хочу я кушать!
Целый день я буду ныть,
Никого не слушать!
(Барбос и Мурзик в стороне, смотрят на Матрешку и тихо переговариваются между собой)
Барбос: Что случилось с нашей Матрешкой? Она плачет, кричит, ничего не хочет делать!
Мурзик: Поговорим, утешим! (подходят).
Барбос: Матрешка, пойдем погуляем! Смотри, какая хорошая погода!
Матрешка: А я хочу плохую! Пусть идет дождь! (плачет).
Мурзик: Тогда ты промокнешь.
Матрешка: Хочу промокнуть! (плачет).
Барбос: Может быть, ты хочешь есть? А принесу тебе….
Матрешка: (перебивает) Ничего я не хочу! Ни котлеты, ни конфеты. Ни чаю, ни молока, ни какао (плачет).
Мурзик: И мороженого не хочешь? Сливочного…шоколадного…клубничного?
Матрешка: Ни мороженого, ни пирожного! (плачет).
Барбос: Может быть, тебе холодно? Принести тебе платок?
Матрешка: Мне не холодно и не жарко! И мне ничего не надо (плачет).
Мурзик: А почему же ты плачешь и кричишь?
Матрешка: Почему я все кричу?
Вам какое дело?
Ничего я не хочу,
Все мне надоело! (плачет)
Барбос: Может быть, ты больна? Скажи: а-а-а!
Матрешка: Бээ-э!
Мурзик: Дыши!
Матрешка: Сами дышите!
Барбос: Сейчас мы тебя выслушаем (прижимаются ухом к Матрешке с разных сторон).
Мурзик: Ага! (отскакивает в сторону).
Барбос: Ого! (отскакивает в другую сторону).
Матрешка: Что «ага» и что «ого»?
Барбос: Определенно!
Мурзик: Это самое!
Матрешка: Что вы говорите?
Барбос: Хорошо! Так и быть, скажем тебе по секрету.
Мурзик: Только никому не говори.
Матрешка: Никому не скажу. Но что?
Барбос: Ты проглотила Капризку!
Мурзик: Он летел тут и залетел тебе в рот, когда ты плакала.
Матрешка: (смотрит на Барбоса и Мурзика) Я проглотила Капризку? А какой он?
Барбос: Он сердитый,
Не умытый, страшный зверь!
Мурзик: Бука, злюка,
Любит скуку.
Он в тебя залез теперь!
Барбос: (указывает на живот Матрешки, потом на спину)
Тут он! Тут он! Рядом, близко!
И зовется он – Капризка!
Мурзик: Он залез в тебя, и ты стала сама Капризкой!
Матрешка: Не хочу быть Капризкой!
Барбос: Тогда скажи весело и громко: «Я не хочу быть Капризкой и не буду больше капризничать. Капризка, уходи вон!»
Матрешка: Не хочу быть Капризкой! Капризка, уходи вон!
Барбос и Мурзик: Вылетел! Вон, вон, полетел Капризка! Гоните его! (бегут и машут лапами).
Матрешка: А куда же он полетел теперь?
Барбос: Искать ребят, которые стоят с открытыми ртами, плачут и капризничают. Залетит он к ним в рот, и они станут Капризками!
Матрешка: Я больше не буду плакать и открывать рот.
Все (вместе): Лучше съешьте вы ириску
Или сладких сухарей,
А Капризку, а Капризку
Прочь гоните поскорей!