Автор: Кузнечикова Ирина Алексеевна
воспитатель МБДОУ №65 г. Орел, Орловская область
Особенности ознакомления детей младшего дошкольного возраста с природой Орловского края в разное время года.
Особенности ознакомления детей младшего дошкольного возраста с природой Орловского края в разное время года
И.А. Кузнечикова воспитатель МДОУ № 65, г. Орел
Природа Орловского края, ее краски и разнообразие прекрасны в любое время года. Природные объекты Орловщины – хороший материал для наблюдения и изучения с детьми. Для воспитания любви к малой Родине, к России. Ознакомление дошкольников с природой родного края начинается уже в младших группах. Это предусмотрено программой воспитания и обучения в детском саду. Ознакомление с сезонными изменениями, их последовательностью, причинами позволяет заложить у детей первоначальную основу для формирования экологического мировоззрения. В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний, конкретных представлений, об отдельных объектах природы, об отличительных признаках сезонов. Ознакомление с сезонными изменениями в природе позволяет формировать конкретные и образные представления и понятия об окружающей действительности и на этой основе развивать логическое мышление и речь детей. Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного явления или объекта окружающего мира, к которому они оставались бы равнодушными. Задача педагога – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о ней. Основным способом ознакомления детей с природой является непосредственное наблюдение. Целенаправленные наблюдения дают возможность формировать не только конкретные, но и обобщенные представления, учить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов, сезонных явлений. Наблюдение способствует усвоению разнообразных знаний. Это распознавание объектов, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов. Причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений, влияние человека на природу.
Важнейшей особенностью ознакомления детей младшего дошкольного возраста с природой является – обязательное включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения. Это обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Воспитатель, организуя наблюдения в форме цикла, как бы все больше и больше приоткрывает дверцу в мир таинственной и неведомой природы. При этом важно грамотно организовать проведение наблюдений и методически правильно их построить. Эта работа также имеет ряд особенностей и проводится в определенной последовательности. Например, младшие дошкольники должны понимать некоторые связи между явлениями природы: дует ветер – качаются деревья, светит солнце – становится теплее. С этой целью воспитатель учит малышей наблюдать за объектами и явлениями природы. При этом детям предлагаются задача наблюдения и план, которого следует придерживаться. По ходу наблюдения воспитатель учит детей различным обследовательским действиям. Очень важно приучить малышей рассказывать о результатах наблюдения. Одна из задач воспитателя – формировать у ребят эмоционально-положительное, бережное отношение к природе (умение радоваться при виде цветка, птички, солнышка). Очень важно сопровождать наблюдение точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Таким образом, наблюдение является важным методом ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения, и благодаря им, богатое восприятие. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни в природе. Кроме того, при организации наблюдений за сезонными изменениями в природе с младшими дошкольниками необходимо учитывать состояние погоды и методически грамотно подходить к выбору объектов.