“Экологическое направление в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста”

автор: Кудрина Екатерина Николаевна

Педагог дополнительного образования МАУДО г. Иркутска “Станция юных натуралистов”

“Экологическое направление в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста”

Тема: «Экологическое направление в патриотическом воспитание детей дошкольного возраста»

Выполнила: Кудрина Е.Н., ПДО МАУДО города Иркутска «Станции юных натуралистов»

Дети в возрасте 5 – 7 лет очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально – психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина.

Цель работы: формирование патриотического воспитания в комплексе экологического, краеведческого, социального и трудового направления.

Задачи:

– изучение родного края (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);

– развитие познавательного интереса к миру природы;

– освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

– формирование у детей трудовых навыков.

На СЮН реализуются программы дополнительного образования с 5 лет. Я сама с удовольствием работаю с детьми дошкольного возраста по программе «Любимый Иркутск», которая реализована и в настоящее время еще дорабатывается. Мы начинаем приобщать детей к природе уже с дошкольного возраста, а через природу прививаем патриотизм.

В настоящее время у большинства детей дошкольного возраста сформировано чёткое деление животных  на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют и многие художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображены злыми, нехорошими. Многие дети убеждены в том, что хищный зверь – плохо, он не нужен в природе, и что самый прекрасный лес – это лес без волков. С точки зрения экологии, в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое  животное, растение выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Нужны одинаково все – и волки, и зайцы. Лес без хищников не будет уравновешенной экосистемой и, в конце концов, начнёт деградировать. Следовательно, одна из важных задач экологического воспитания – выработка одинаково бережного отношения ко всем живым организмам, независимо от того, нравятся они нам или нет.

В окружение ребёнка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь патриотическую  основу.

Вся работа по экологическому образованию осуществляется в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, закрепляются в повседневной жизни.  Мы регулярно ребят водим на экскурсию на СЮН, в круглогодичные оранжереи, где они наблюдают многообразие растений и кустарников. А также ходим в контактный зоопарк «Енотико», ребята кормят животных, наблюдают за ними. Наблюдение должно стимулировать интерес детей, их познавательную активность. Знания, полученные детьми в результате наблюдений за растениями и животными должны подкрепляться.

В детском саду мы с ребятами делаем мини-проекты по озеленению группы и участка.

Не всегда интересно слушать, поэтому занятия я провожу в игровой форме, также мы делаем поделки, рисуем и лепим.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Игра всегда играла большую роль при ознакомлении с природой.

Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю. Воспитывая в детях любовь и бережное отношения к родной природе, формируя у них чувства ответственности перед природой, мы стремимся к тому, чтобы природа становилась понятнее и ближе для детей. Это одно из важных слагаемых патриотизма.